Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 11 класса (базовый уровень) составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, на основании Примерной учебной программы среднего (полного) общего образования по химии и Программы курса химии для учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С.Габриеляна. - М.: Дрофа,2010.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 68 часов: 2 часа в неделю.
Данная программа реализуется в учебниках «Химия. 11 класс» автора О.С. Габриеляна. - М.: Дрофа, 2010
Содержание курса общей химии 11 класса направлено на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса - единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов и классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьника безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Цели:
- освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и теорий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных технологий;
- воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, а также для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и окружающей среде.
Задачи:
- развитие сведений о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях, органических веществах).
- расширение представлений о строение вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).
- формирование знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.
- развитие и понимание взаимосвязей между неорганическими и органическими соединениями
Рабочая программа предусматривает следующие методы и формы поставленных задач:
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия).
Работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, цитирование).
Наглядные (метод иллюстраций, демонстраций).
Практические (устные, письменные,графические упражнения, решение задач, практикумы, лабораторные).
Объяснительно – иллюстративный.
Репродуктивный.
Частично – поисковый.
Проблемный.
Формы обучения:
Индивидуальная.
Фронтальная.
Групповая.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
Контрольные работы.
Тестирование.
Содержание программы
Введение . Строение атома. Периодический закон Д. И. Менделеева (8 часов)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов .Основные сведения о строении атома. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Периодический закон Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева — графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Строение вещества (11часов )
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.
Единая природа химической связи. Ковалентная химическая связь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.
Металлическая химическая связь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. Водородная химическая связь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров.
Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение.
Газообразное состояние веществ а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание.
Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение.
Твердое состояние вещества. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи.
Состав вещества и смесей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси — доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция.
Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами.
Практическая работа № 1.
«Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон»
Практическая работа №2 Получение, собирание и распознавание газов.
Химические реакции (10 часов)
Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения состава веществ. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия.
Реакции, идущие с изменением состава веществ. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо - и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций.
Скорость химической реакции. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования.
Химическое равновесие. Обратимость химических реакций. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель.
Электролиз. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия.
Демонстрации. Превращение красного фосфора в белый. Озонатор. Модели молекул «бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 10. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком.
Дисперсные системы . Растворы. Процессы , происходящие в растворах (8 часов)
Роль воды в химической реакции. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
Химические свойства воды: взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Получение оксида фосфора (V) и растворение его в воде; испытание полученного раствора лакмусом. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла..
Лабораторные опыты. 11. Различные случаи гидролиза солей.
Вещества и ихклассификация (26 часов)
Металлы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями).
Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты.
Основания неорганические и органические. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.
Соли. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) — малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III).
Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.
Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Взаимодействие натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Алюминотермия. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (иодида) калия. Коллекция природных органических кислот. Разбавление концентрированной серной кислоты. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы.
Лабораторные опыты. 12. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 15. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 16. Получение и свойства нерастворимых оснований. 17. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 18. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Химия в жизни общества ( 5часов )
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Химия в повседневной жизни. Моющие чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. Промышленное получение химических веществ на примере производства серной кислоты. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса :
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Учебно – тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Планируемый результат деятельности учащихся |
1 | Введение .Строение атома.Периодический закон Д.И.Менделеева | 8 | Знать основные теории химии, строении атомов Уметь проводить самостоятельный поиск химической информации; Использовать приобретенные знания для критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников,для приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве Знать важнейшие химические понятия: «химический элемент», «изотопы». Определять состав и строение атома элемента по положению в ПС. Составлять электронные формулы атомов. давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС. |
2 | Строение вещества | 11 | Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип кристаллической решетки. Определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ Использовать в быту знания о минеральных водах и их лечебных свойствах |
3 | Химические реакции | 10 | Знать какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть,понятия «электролиты» и «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов, сущность механизма диссоциации, основные положения ТЭД. Определять характер среды раствора неорганических соединений Устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации. Составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним. Сравниватьферменты с неорганическими катализаторами. Вычислять тепловой эффект химической реакции. Определять смещение равновесия химической реакции от разложения факторов. |
4 | Дисперсные системы . Растворы. Процессы , происходящие в растворах | 8 | Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция. Способы выражения концентрации растворов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий |
5 | Вещества , их классификация | 26 | Знать основные металлы, их общие свойства, причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии. Характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов Понимать суть металлургических процессов. Писать уравнения реакций, характеризующих свойства мeталлов. Составлять генетические ряды, записывать уравнения химических реакций Выполнять химический эксперимент |
6 | Химия в жизни общества | 5 | Знать лекарства, ферменты, витамины, гормоны. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Характеризоватьхимическое загрязнение окружающей среды и его последствия |
| Общее количество часов | Примечание |
| 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | |
Количество уроков | 21 | 23 | 24 | |
Лабораторные работы | | | | |
Практические работы | 1 | 2 | 2 | |
Контрольные работы | 2 | 1 | 2 | |
Тесты | | | | |
Всего | 3 | 3 | 4 | |
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Дом. задание |
Плани ру емая | Факти ческая |
Введение . Строение атома.Периодический закон Д.И.Менделеева (8 часов) |
1 | 1.09 3.09 | | 1.Введение в общую химию . Атом – сложная частица.Техника безопасности на уроках химии. | 1 | | Т.Б 1 |
2 | 3.09 5.09 | | 2. Состояние электронов в атоме. | 1 | | 2 |
3 | 8.09 10.09 | | 3. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 1 | | 3 |
4 | 10.09 12.09 | | 4. Электронное строение атома. | 1 | | 4 |
5 | 15.09 17.09 | | 5. Валентные возможности атомов химических элементов. Степень окисления. | 1 | | 4 |
6 | 17.09 19.09 | | 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | 1 | | 5 |
7 | 22.09 26.09 | | 7.Изменение свойств элементов и их соединений в зависимости от положения в периодической системе. | 1 | | 5 |
8 | 29.09 1.10 | | 8. Контрольная работа № 1 по теме «Строение атома.» | 1 | | повтор |
Строение вещества (11часов) |
9 | 1.10 3.10 | | 1.Виды химических связей. Типы кристаллических решеток. | 1 | | 6 |
10 | 6.10 15.10 | | 2. Металлическая и водородная связи. | 1 | | 6 |
11 | 13.10 17.10 | | 3. Виды химических связей. | 1 | | 6 |
12 | 15.10 22.10 | | 4. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул. | 1 | | 7 |
13 | 20.10 24.10 | | 5.Гибридизация орбиталей и геометрия частиц. | 1 | | 7 |
14 | 22.10 29.10 | | 6.Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. | 1 | | 9 |
15 | 27.10 31.10 | | 7.Современные направления теории | 1 | | 9 |
16 | 29.10 5.11 | | 8.Полимеры | 1 | | 10 |
17 | 3.11 7.11 | | 9. Пластмассы. Биополимеры. Эластомеры. Волокна. | 1 | | 10 |
18 | 5.11 12.11 | | 10. Практическая работа № 1. | 1 | Практическая работа № 1 «Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон.» | повтор |
19 | 10.11 14.11 | | 11.Контрольная работа № 2 по теме : «Строение вещества.» | 1 | | повтор |
Химические реакции (10 часов ) |
20 | 12.11 26.11 | | 1.Классификация химических реакций. | 1 | | 11 |
21 | 24.11 26.11 | | 2. Окислительно – восстановительные реакции. | 1 | | 11 |
22 | 26.11 28.11 | | 3. Составление окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса. | 1 | | уравн |
23 | 1.12 3.12 | | 4.Урок – упражнение в составлении уравнений ОВР. | 1 | | уравн. |
24 | 3.12 5.12 | | 5.Энергетика химических реакций. | 1 | | 12-13 |
25 | 8.12 10.12 | | 6. Скорость химических реакций. | 1 | | 13 |
26 | 10.12 12.12 | | 7. Факторы влияющие на скорость протекания химических реакций. | 1 | | 13 |
27 | 15.12 17.12 | | 8. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. | 1 | | 14 |
28 | 17.12 19.12 | | 9. Практическая работа № 2. | 1 | Практическая работа №2 «Скорость химических реакций. Химическое равновесие.» | 14 |
29 | 22.12 24.12 | | 10. Повторение по теме «Химическая кинетика.» | 1 | | повтор |
Дисперсные системы . Растворы. Процессы , происходящие в растворах(8 часов) |
30 | 24.12 26.12 | | 1.Дисперсные системы. | 1 | | 8 |
31 | 29.12 26.12 | | 2. Растворение . Растворимость. | 1 | | повтор |
32 | 12.01 14.01 | | 3. Теория электролитической диссоциации. Свойства растворов электролитов. | 1 | | 15 |
33 | 14.01 16.01 | | 4. Водородный показатель. | 1 | | 15 |
34 | 19.01 21.01 | | 5. Гидролиз неорганических веществ. | 1 | | 16 |
35 | 21.01 23.01 | | 6. Гидролиз органических веществ. | 1 | | 16 |
36 | 26.01 28.01 | | 7. Практическая работа № 3. | 1 | Практическая работа №3 «решение экспериментальных задач по теме гидролиз, Реакции ионного обмена.» | повтор |
37 | 28.01 30.01 | | 8. Контрольная работа № 3 по теме « Растворы, Реакции в растворах .» | 1 | | повтор |
Вещества , их классификация (26 часов ) |
38 | 2.02 4.02 | | 1.Классификация неорганических веществ. | 1 | | 17 |
39 | 4.02 6.02 | | 2.Классификация органических веществ. | 1 | | 17 |
40 | 9.02 11.02 | | 3. Металлы. | 1 | | 18 |
41 | 11.02 13.02 | | 4. Общие свойства металлов. | 1 | | 18 |
42 | 16.02 18.02 | | 5. Оксиды и гидроксиды металлов. | 1 | | 21 |
43 | 18.02 20.02 | | 6. Коррозия металлов. | 1 | | 18 |
44 | 25.02 25.02 | | 7. Металлы в природе. | 1 | | 18 |
45 | 10.03 27.02 | | 8. Способы получения металлов. | 1 | | повтор |
46 | 15.03 10.03 | | 9. Химия s-,p- элементов. | 1 | | 18 |
47 | 15.03 12.03 | | 10. Химия d-,f- элементов. | 1 | | 18 |
48 | 17.03 17.03 | | 11. Контрольная работа № 3 по теме «Металлы.» | 1 | | |
49 | 22.03 19.03 | | 12. Неметаллы. | 1 | | 19 |
50 | 24.03 24.03 | | 13.Соединения неметаллов : оксиды , гидроксиды, водородные соединения. | 1 | | 19, 21,22 |
51 | 29.03 26.03 | | 14.Химия неметаллов. | 1 | | 19 |
52 | 31.03 31.03 | | 15. Подготовка к контрольной работе. | 1 | | повтор |
53 | 05.04 2.04 | | 16. Контрольная работа № 4 по теме «Неметаллы.». | 1 | | повтор |
54 | 7.04 7.04 | | 17.Оксиды. | 1 | | 19 |
55 | 7.04 7.04 | | 18. Кислоты органические и неорганические. | 1 | | 20 |
56 | 19.04 9.04 | | 19. Специфические свойства органических и неорганических кислот. | 1 | | 20 |
57 | 21.04 21.04 | | 20. Основания органические и неорганические. | 1 | | 21 |
58 | 21.04 23.04 | | 21. Амфотерные органические и неорганические соединения. | 1 | | 22 |
59 | 26.04 23.04 | | 22. Практическая работа № 4. | 1 | Практическая работа № 4 «Вещества и их свойства.» | повтор |
60 | 28.04 28.04 | | 23.Генетическая связь органических и неорганических соединений. | 1 | | 23 |
61 | 3.05 30.04 | | 24. Практическая работа №5. | 1 | Практическая работа № 5 «Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.» | повтор |
62 | 5.05 5.05 | | 25.Подготовка к контрольной работе. | 1 | | повтор |
63 | 10.05 7.05 | | 26. Контрольная работа № 5 по теме : «Классификация веществ.» | 1 | | повтор |
Химия в жизни общества (5 часов) |
64 | 12.05 12.05 | | 1.Химия и производство. | 1 | | 24 |
65 | 12.05 12.05 | | 2. Химия в производстве . | 1 | | 24 |
66 | 17.05 14.05 | | 3. Химия и сельское хозяйство. | 1 | | 25 |
67 | 19.05 19.05 | | 4. Химия и проблемы охраны окружающей среды. | 1 | | 26 |
68 | 24.05 21.05 | | 5. Химия и повседневная жизнь человека. | 1 | | 27 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Основная литература
Химия. 11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2010. – 267с.
Химия. 11 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С.Габриелян, А.В.Яшукова. – М.: Дрофа, 2005. - 176с.
Методическая литература:
Химия. Настольная книга учителя. 11класс: методическое пособие / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2007. - 350с.
Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2009. – 174с.
Дополнительная литература:
Химия. 11 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008. – 128с.
Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И.В.Маркина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288с.
Энциклопедия для детей. (Том 17.) Химия. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2008. – 656с.
Печатные пособия (тематические таблицы, демонстрационный и раздаточный материал)
Таблицы по химии:
1. таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
2. таблица «Правила техники безопасности»;
3. таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»;
4. комплект таблиц «Ученые химики»;
Информационно-коммуникативные средства (электронные приложения – CD, DVD, учебные фильмы)
Интерактивное учебное пособия «Наглядная школа»,2012г.
Органическая химия. Белки и нуклеиновые кислоты.
Наглядная химия 10-11 класс.
Строение вещества. Химические реакции
Растворы. Электролитическая диссоциацция.
Металлы.
Химическое производство. Металлургия.
Неметаллы.
Интернет ресурсы :
http://fcior.edu.ru
http://school/collection.edu.ru)
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование» http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования. http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
Материально-техническое обеспечение уроков
1. компьютер;
2. мультимедийный проектор;
3. проекционный экран.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. набор атомов для составления моделей молекул;
2. пробиркодержатели;
3. лабораторный штатив с принадлежностями;
4. штатив для пробирок;
5. химические стаканы на 50, 100 мл
6. спиртовка;
7. стеклянные трубки;
8. воронка;
9. мерные цилиндры;
10.аппарат Киппа;
11. круглодонная колба;
12. колба Вюрца;
13. стеклянные холодильники;
14. делительные воронки;
15. воронка Бюхнера;
16. установка для фильтрования под вакуумом;
17. пробирки;
18. плоскодонные колбы на 100 мл;
19. технохимические весы с разновесами;
Химические реактивы и материалы:
1. кислоты: соляная, серная, уксусная, лимонная, аскорбиновая;
2. основания: гидроксид натрия, гидроксид калия, известковая вода;
3. металлы: алюминий, цинк, железо, медь;
4. неметаллы: кислород, сера, иод;
5. соли: перманганат калия, дихромат калия, сульфит натрия, хлорид железа(III), красная кровяная соль, FeSO4, KMnO4, (NH4)2Cr2O7, Са(ОН)2, железо (стружка), сера (порошок);
6. пероксид водорода, диоксид марганца;
7. этиловый спирт;
8. индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин, универсальный;
9. материалы: мрамор, машинное масло, нефть, активированный уголь, чернила, загрязненная поваренная соль, вода, , гранит, фильтровальная бумага, речной песок.
Коллекции:
1. коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит);
2. коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк);
3. коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф);
4. коллекция различных видов мрамора и изделий из него;
5. коллекция «Минералы и горные породы»;
6. коллекция «Нефть и продукты ее переработки»;
7. коллекция бытовых смесей;
8. коллекция «Стеклянные и алюминиевые изделия»;
9. коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.