СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 7 класса школы 8 вида

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «История» введен  за счёт федерального компонента базисного учебного плана, направленный на реализацию социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Специфические особенности характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план предмета  «История Отечества» (7-9 классы), направленного на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 7 класса школы 8 вида»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 8 вида»



Принято: Утверждаю:

Педагогическим советом школы Директор шк.-инт №19

Протокол №_____ ___________Митковская Н.В.

От__________20__г. «___»____________20____ г.



Рабочая программа


по
истории Отечества


Класс: 7

Всего часов на учебный год: 70

Количество часов в неделю: 2

Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. Воронковой В.В.

Москва «Просвещение», 2013 г.










Учитель: Озеров Александр Викторович

Категория: первая

Стаж педагогической работы: 9 лет






РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:

Руководитель МО: _______/ Колесова О.В./

__________/_______________/

Протокол №___от___________20___г. «___»_________20___ г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3

    1. Вводная часть……………………………………………………......3

    2. Пояснительная записка………………………………………….......3

  2. Тематическое планирование………………………………………………9

  3. Календарно-тематическое планирование……………………………….11

  4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы…………………………………………………………………15

  5. Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися…………………………………………………………………………...16























































  1. Введение

    1. Вводная часть

Курс «История» введен за счёт федерального компонента базисного учебного плана, направленный на реализацию социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Специфические особенности характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план предмета «История Отечества» (7-9 классы), направленного на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся.

Программа по истории России рассчитана на учащихся 7 – 9 классов VIII вида. Срок реализации настоящей программы на каждый учебный год по одному классу, т. е. поэтапно (7, 8, 9 – итого 3 года обучения). На каждый класс предусмотрен курс, на который отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

1.2. Пояснительная записка

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты, электронные презентации. Использование многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Курс истории Отечества за 7 класс сосредоточен на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей IX-XV века. Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времён до конца XV века.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). В курс вошли уроки проверки контроля знаний. На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.


7 класс

(2 ч. в неделю)

Введение

Что такое история. Что изучает история.

Как пользоваться книгой по истории.

Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в про­шлом.

Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте.

История нашей страны древнейшего периода

Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхож­дения славян и земли русской.

Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом.

Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.

Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказа­тели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, тор­говые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появ­ление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян. Объединение восточных славян под началом князя Рюрика.

Киевская Русь

Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти кня­зя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.

Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Кня­жеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Бы­линные богатыри – спасители земли русской. Жизнь простых лю­дей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строи­тельство храмов, летописание, образование и грамотность.

Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Истори­ческие даты. «Повесть временных лет».

Распад Киевской Руси

Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление от­дельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского.

Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Анд­рей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Влади­мирской Богоматери — хранительницы земли русской.

Господин Великий Новгород. Географическое положение Нов­города. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяй­ство новгородской земли. Торговля, ремесло. Управление в Новго­роде. Внешнеторговые связи.

Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковно-учительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских ко­чевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая Орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом.

Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Зна­чение этой победы для укрепления православия на русской земле.

Начало объединения русских земель вокруг Московского кня­жества

Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение рус­ского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции.

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Проти­востояние Орде.

Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значе­ние Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Нацио­нальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.

Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства.

Краеведческая работа. Повторение за год

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- какие исторические даты называются точными, приблизитель­ными;

- когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

- кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюст­рациях учебника;

- пересказывать исторический материал с опорой на нагляд­ность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.











  1. Тематическое планирование уроков курса
    история Отечества

на 2016 - 2017 учебный год


Наименование темы

Количество часов

формы контроля

по плану

дано фактически

Введение в историю

7

7

фронтальный опрос, самостоятельная работа, викторина, игра «Восстанови изображение»

История нашей страны древнейшего периода

11

11

индивидуальная работа по тестам, беседа, выполнение заданий по учебнику

Киевская Русь

14

14

самостоятельная работа по карточкам, блиц-опрос, работа у доски, просмотр и обсуждение видеофильмов, беседа, игра «Угадай исторического героя»

Распад Киевской Руси

9

9

фронтальная работа, работа с картой, индивидуальная работа с учебником

Борьба Руси с иноземными завоевателями


9


9

работа у доски, работа с картой, просмотр и обсуждение видеофильмов, изготовление рисунков

Начало объединения русских земель


10


10

фронтальный опрос, индивидуальная работа с учебником, изготовление рисунков

Повторение пройденного материала за год


6


6

индивидуальные тестовые задания, работа у карты, доски, по учебнику, викторина, КВН

Краеведение. История Кузбасса

4

4

самостоятельная работа, фронтальный опрос

Всего за год:

По программе:

70

68

70






























3. Календарно-тематическое планирование уроков курса
история Отечества 7 класса


п/п

Тема урока

кол-во часов


дата проведения

7-а

7-б


I четверть

18



I

Введение в историю

7



1

История – наука о прошлом

1

02.09

03.09


2

Исторические памятники (вещественные, устные, письменные)


1


03.09


06.09

3

Наша Родина - Россия

1

09.09

10.09

4

Моя родословная

1

10.09

13.09

5

Счет лет в истории

1

16.09

17.09

6

Историческая карта

1

17.09

20.09


7

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Введение в историю»


1


23.09


24.09

II

История нашей страны древнейшего периода

11




1

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов


1


24.09


27.09


2

Роды и племена восточных славян и их старейшины


1


30.09


01.10

3

Славянский поселок

1

01.10

04.10

4

Занятия восточных славян

1

07.10

08.10

5

Ремесла восточных славян

1

08.10

11.10

6

Обычаи восточных славян

1

14.10

15.10

7

Верования восточных славян

1

15.10

18.10

8

Соседи восточных славян

1

21.10

22.10

9

Славянские воины и богатыри

1

22.10

25.10


10

Объединение восточных славян под властью Рюрика


1


28.10


29.10


11


Повторительно-обобщающий урок по разделу «История нашей страны древнейшего периода»


1



29.10








II четверть

14



III

Киевская Русь

14




1

Образование государства восточных славян – Киевской Руси


1


11.11


12.11


2

Первые русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга


1


12.11


15.11


3

Первые русские князя Игорь и Святослав. Княгиня Ольга


1


18.11


19.11

4

Укрепление власти князя

1

19.11

22.11

5

Оборона Руси от врагов

1

25.11

26.11

6

Крещение Руси при князе Владимире

1

26.11

29.11

7

Крещение Руси при князе Владимире

1

02.12

03.12


8

Былины – источник знаний о Киевской Руси


1


03.12


06.12

9

Культура и искусство Киевской Руси

1

09.12

10.12


10

Княжеское и боярское подворье. Жизнь и быт людей в Киевской Руси


1


10.12


13.12

11

Правление Ярослав Мудрого

1

16.12

17.12


12

Образование и грамотность на Руси. Летописи и летописцы


1


17.12


20.12


13

Киевский князь Владимир Мономах. Древнерусские города


1


23.12


24.12


14

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Киевская Русь»


1


24.12


27.12







III четверть

22



IV

Распад Киевской Руси

9



1

Причины Распада Киевской Руси

1

13.01

10.01

2

Образование самостоятельных княжеств

1

14.01

14.01

3

Киевское княжество в XII веке

1

20.01

17.01

4

Владимиро-Суздальское княжество

1

21.01

21.01

5

Господин Великий Новгород

1

27.01

24.01


6

Торговля и ремесла Новгородской земли


1


28.01


28.01

7

Новгородское вече

1

03.02

31.01

8

Русская культура в XII-XIII веках

1

04.02

04.02


9

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Распад Киевской Руси»


1


10.02


07.02


V

Борьба Руси с иноземными завоевателями


9



1

Монголо-татары

1

11.02

11.02

2

Нашествие монголо-татар на Русь

1

17.02

14.02


3

Героическая борьба русских людей против монголо-татар


1


18.02


18.02

4

Русь под монголо-татарским игом

1

24.02

21.02

5

Рыцари - крестоносцы

1

25.02

25.02


6

Александр Невский и новгородская дружина


1


03.03


28.02

7

Невская битва

1

04.03

04.03

8

Ледовое побоище

1

10.03

07.03



9

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями»



1



11.03



11.03

VI

Начало объединения русских земель

10



1

Возвышение Москвы

1

17.03

14.03


2

Московский князь Иван Калита, его успехи


1


18.03


18.03


3

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси


1


24.03


21.03


4

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском


1


25.03


25.03







IV четверть

16



5

Сергий Радонежский

1

07.04

04.04

6

Битва на Куликовом поле

1

08.04

08.04


7

Значение Куликовской битвы для русского народа


1


14.04


11.04


8

Иван III. Освобождение от иноземного ига


1


15.04


15.04

9

Укрепление Московского государства

1

21.04

18.04



10

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Начало объединения русских земель



1



22.04



22.04


VII

Повторение пройденного материала за год


6




1

Повторение пройденного материала по разделу «Введение в историю»


1


28.04


29.04



2

Повторение пройденного материала по разделам «История нашей страны древнейшего периода»



1



29.04



02.05


3

Повторение пройденного материала по разделу «Киевская Русь»


1


05.05


06.05


4

Повторение пройденного материала по разделу «Распад Киевской Руси»


1


06.05


13.05



5

Повторение пройденного материала по разделу «Борьба Руси с иноземными завоевателями»



1



12.05



16.05



6

Повторение пройденного материала по разделу «Начало объединения русских земель»



1



13.05



20.05

VIII

Краеведение. История Кузбасса

4



1

Кузнецкая земля в древности

1

19.05

23.05

2

Кузнецкая земля в древности

1

20.05

27.05


3

Народы Кузнецкой земли (тагарцы, таштыки, тюрки)


1


26.05


30.05


4

Народы Кузнецкой земли (тагарцы, таштыки, тюрки)


1


27.05























4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы


1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Ворон­ковой. - М., «Просвещение», 2013. - Сб. 1. - 224 с.

2. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.

3. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. История России // Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 312 с.: ил.

4. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 216 с. – (Коррекционная педагогика).

5. Современный урок в коррекционном классе / авт.-сост. Т. И. Нелипенко. – Волгоград : Учитель, 2014. – 130 с.

6. Черникова, Т. В. История России. IX-XVI вв.: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: Дрофа, 2000. – 240 с.





















5. Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися


1. Головин, Н. Моя первая русская история. – М.: ТЕРРА, 1993. – 160 с.

2. Данилов, А. А. История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 256 с.

3. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. История России // Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 312 с.: ил.

4. Саплина, Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 96 с.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!