СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса школы 8 вида

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «История» введен  за счёт федерального компонента базисного учебного плана, направленный на реализацию социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Специфические особенности характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план предмета  «История Отечества» (7-9 классы), направленного на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории Отечества для учащихся 8 класса школы 8 вида»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 8 вида»



Принято: Утверждаю:

Педагогическим советом школы Директор шк.-инт №19

Протокол №_____ ___________Митковская Н.В.

От__________20__г. «___»____________20____ г.



Рабочая программа


по
истории Отечества


Класс: 8

Всего часов на учебный год: 71

Количество часов в неделю: 2

Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. Воронковой В.В.

Москва «Просвещение», 2013 г.











Учитель: Озеров Александр Викторович

Категория: первая

Стаж педагогической работы: 9 лет




РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:

Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:

Руководитель МО: _______/ Колесова О.В./

__________/_______________/

Протокол №___от___________20___г. «___»_________20___ г.



Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………… 3

    1. Вводная часть……………………………………………………......3

    2. Пояснительная записка………………………………………….......3

  2. Тематическое планирование……………………………………………..10

  3. Календарно-тематическое планирование……………………………….12

  4. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы…………………………………………………………………16

  5. Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися…………………………………………………………………………...17























































  1. Введение

    1. Вводная часть

Курс «История» введен за счёт федерального компонента базисного учебного плана, направленный на реализацию социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Специфические особенности характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план предмета «История Отечества» (7-9 классы), направленного на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся.

Программа по истории России рассчитана на учащихся 7 – 9 классов VIII вида. Срок реализации настоящей программы на каждый учебный год по одному классу, т. е. поэтапно (7, 8, 9 – итого 3 года обучения). На каждый класс предусмотрен курс, на который отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

1.2. Пояснительная записка

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.

Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.

Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.

Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.

Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.

Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).

Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.

Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты, электронные презентации. Использование многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.

При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.

Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.

При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.

Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.

Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.

Курс истории Отечества за 8 класс сосредоточен на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей конца XV – XIX века. Изучение истории в 8 классе начинается с изучения событий по истории образования централизованного государства на начальном этапе период XV – в начале XVII, далее период XVIII создания Российской империи, заключительный период XIX века. В результате учащиеся знакомятся с основными событиями истории России, которые раскрывают события перехода от традиционного (феодального) к индустриальному (капиталистическому) обществу. В процессе изучения продолжается развитие навыков работы с учебником; с наглядно-дидактическими материалами (иллюстрациями, схемами, таблицами, видео и аудиозаписями, ЭОР) способствуют развитию воображения, элементарно анализировать изучаемые события, соотносить хронологию, персоналии и события, устанавливать причинно – следственные связи; улучшаются навыки работы с исторической картой для формирования пространственных представлений; расширить исторический словарный запас у учащихся. Вводится новый вид самостоятельной работы – составление рассказов с опорой на монологический рассказ учителя, рассказ по опорным словам, с опорой на иллюстрации, тексты для дополнительного чтения, творческий рассказ учащихся.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). В курс вошли уроки проверки контроля знаний. На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.


8 класс

(2 часа в неделю)

Единая Россия (конец XV - начало XVII века)

Иван III Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной цер­кви на Великого князя и его окружение. Значение создания едино­го Российского государства.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на цар­ство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов - гроза бояр и правая рука царя.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война - попытка присоединения балтийских земель для обеспече­ния свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ре­месленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и тра­диции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Пер­вопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозван­цы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народ­ные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов - Михаил. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России на­родов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

Великие преобразования России в XVIII веке

Воцарение Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей, пре­тендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: раз­гром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I - первый российс­кий император. Личность Петра I Великого.

Александр Меньшиков - друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борь­ба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в об­ласти культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, вве­дение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.

Первая женщина-императрица - Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российс­кий престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве перво­го Российского университета, Академии художеств, первого русско­го театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины II. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молда­вии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и учи­лищ, Смольный институт благородных девиц - первое высшее учеб­ное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление гу­бернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и кре­стьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобре­татели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.

История нашей страны в период XIX века

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александ­ра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на ми­ровое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов -главнокомандующий рус­ской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, ге­нерал Раевский и др. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Мос­ковский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель ар­мии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота ад­миралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение те­лесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век - век развития науки и культуры. А. С. Пушкин - ве­ликий русский поэт. Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший рус­ский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живо­писи и архитектуры.

Краеведческая работа. Повторение за год.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- когда началось и закончилось событие (по выбору),

- как протекало конкретное событие,

- великих русских поэтов, писателей, ученых.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться лентой времени,

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,

- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебни­ком и картой.


























  1. Тематическое планирование уроков курса
    история Отечества

на 2016- 2017 учебный год


Наименование темы

Количество часов

формы контроля

по плану

дано фактически

Единая Россия (конец XV века – XVII век)

20

20

фронтальный опрос, выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тестирование, работа у доски, беседа, самостоятельная работа с учебником

Великие преобразования России в XVIII веке

19

19

беседа, просмотр и обсуждение видеофильмов, самостоятельная работа с учебником, работу у доски, по карте

История нашей страны в XIX веке

23

22

беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа с тестовыми заданиями, викторина, просмотр и обсуждение видеофильмов, работа с картой, исторический диктант

Повторение пройденного материала за год

3

3

самостоятельная работа с тестовыми заданиями и по карточкам, блиц-опрос, викторина, КВН, игры, работа по карте, с учеником

Краеведение. Освоение Сибири в XVII веке

6

6

фронтальная работа, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение тестовых заданий

Всего за год:

По программе:

71

68

70



























  1. Календарно-тематическое планирование уроков курса
    история Отечества 8 класса


п/п

Тема урока

кол-во часов


дата проведения

8-а

8-б


I четверть

17



I

Единая Россия (конец XV века – XVII век)

20




1

Иван III-глава единого государства Российского


1


06.09


02.09


2

Расширение государства Российского при Василии III


1


07.09


07.09


3

Русская православная церковь в Российском государстве


1


13.09


09.09

4

Первый русский царь Иван IV Грозный

1

14.09

14.09

5

Опричнина Ивана Грозного

1

20.09

16.09


6

Присоединение к Российскому государству Поволжья


1


21.09


21.09

7

Покорение Сибири

1

27.09

23.09

8

Быт простых и знатных людей

1

28.09

28.09


9

Москва – столица Российского государства


1


04.10


30.09


10

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря»


1


05.10


05.10

11

Великий иконописец Андрей Рублев

1

11.10

07.10


12

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книги в России


1


12.10


12.10

13

Правление Бориса Годунова

1

18.10

14.10

14

Смутное время

1

19.10

19.10


15

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков


1


25.10


21.10

16

Начало правления династии Романовых

1

26.10

26.10



17

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина



1




28.10







II четверть

16





18

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина



1



09.11



09.11

19

Освоение Сибири и Дальнего Востока

1

15.11

11.11



20

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Единая Россия (конец XV века-XVII век)



1



16.11



16.11


II

Великие преобразования России в XVIII веке


19



1

Начало правления Петра I

1

22.11

18.11


2

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга


1


23.11


23.11

3

Полтавская битва

1

29.11

25.11


4

Победа русского флота. Окончание Северной войны


1


30.11


30.11

5

Петр I-первый российский император

1

06.12

02.12

6

Преобразования Петра I

1

07.12

07.12

7

Эпоха дворцовых переворотов

1

13.12

09.12


8

Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова


1


14.12


14.12



9

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств


1


20.12


16.12

10

Правление Екатерины II

1

21.12

21.12

11

Золотой век дворянства

1

27.12

23.12

12

Положение крепостных крестьян

1

28.12

28.12


III четверть

21




13

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева


1


10.01


11.01


14

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века


1


11.01


13.01


15

Знаменитый полководец Александр Суворов


1


17.01


18.01

16

Русские изобретатели и умельцы

1

18.01

20.01


17

Развитие литературы и искусства в XVIII веке


1


24.01


25.01

18

Быт и нравы русских людей в XVIII веке

1

25.01

27.01




19

Повторительно–обобщающий урок по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке»




1




31.01




01.02

III

История нашей страны в XIX веке

23



1

Россия в начале XIX века

1

01.02

03.02

2

Начало Отечественной войны 1812 года

1

07.02

08.02

3

Бородинская битва

1

08.02

10.02

4

Оставление Москвы

1

14.02

15.02


5

Народная война против армии Наполеона


1


15.02


17.02


6

Отступление и гибель французской армии


1


21.02


22.02

7

Правление Александра I

1

22.02

24.02

8

Создание тайных обществ в России

1

28.02

01.03

9

Восстание декабристов

1

01.03

03.03

10

Император Николай I

1

09.03

10.03

11

«Золотой век» русской культуры.

1

15.03

15.03


12

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин


1


16.03


17.03


13

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века


1


22.03


22.03

14

Крымская война 1853-1856 годов

1

23.03

24.03







IV четверть

17



15

Отмена крепостного права

1

04.04

05.04

17

Правление Александра III

1

05.05

07.04

18

Развитие российской промышленности

1

11.04

12.04


19

Появление революционных кружков в России


1


12.04


14.04


20

Наука и культура во второй половине XIX века


1


18.04


19.04

21

Жизнь и быт русских купцов

1

19.04

21.04

22

Быт простых россиян в XIX веке

1

26.04

26.04



23

Повторительно–обобщающий урок по разделу «История нашей страны в XIX веке»



1



02.05



28.04


IV

Повторение пройденного материала за год


3





1

Повторение пройденного материала по разделу «Единая Россия (конец XV века-XVII век)»



1



03.05



03.05



2

Повторение пройденного материала по разделам: «Великие преобразования России в XVIII веке»



1



10.05



05.05



3

Повторение пройденного материала по разделу «История нашей страны в XIX веке»



1



16.05



10.05


V

Краеведение. Освоение Сибири в XVII веке


6



1

Освоение Западной Сибири в XVII веке

1

17.05

12.05

2

Освоение Западной Сибири в XVII веке

1

23.05

17.05

3

Освоение Восточной Сибири в XVII веке

1

24.05

19.05

4

Освоение Восточной Сибири в XVII веке

1

30.05

24.05


5

Земледельческое освоение Сибири в XVII веке


1


31.05


26.05


6

Промысловое освоение Сибири в XVII веке


1



31.05






























  1. Список литературы, использованный для составления и осуществления программы


1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Ворон­ковой. - М., «Просвещение», 2013. - Сб. 1. - 224 с.

2. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.

3. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. История России // Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.: ил.

4. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Коррекционная педагогика).


























5. Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися


1. Данилов, Д. Д., Лисейцев, Д. В., Павлова, Н. С., Рогожкин, В. А. История России. XVI-XVIII века. Учебник для 7-го класса основной школы. – М. : Баласс, 2009. – 304 с.

2. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. История России // Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.: ил.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!