Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №19 8 вида»
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом школы Директор шк.-инт №19
Протокол №_____ ___________Митковская Н.В.
От__________20__г. «___»____________20____ г.
Рабочая программа
по истории Отечества
Класс: 8
Всего часов на учебный год: 71
Количество часов в неделю: 2
Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. Воронковой В.В.
Москва «Просвещение», 2013 г.
Учитель: Озеров Александр Викторович
Категория: первая
Стаж педагогической работы: 9 лет
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО:
Школьным методическим объединением Зам. директора по УВР:
Руководитель МО: _______/ Колесова О.В./
__________/_______________/
Протокол №___от___________20___г. «___»_________20___ г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
Вводная часть……………………………………………………......3
Пояснительная записка………………………………………….......3
Тематическое планирование……………………………………………..10
Календарно-тематическое планирование……………………………….12
Список литературы, использованный для составления и осуществления программы…………………………………………………………………16
Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися…………………………………………………………………………...17
Введение
Вводная часть
Курс «История» введен за счёт федерального компонента базисного учебного плана, направленный на реализацию социальной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Специфические особенности характерные для обучающихся с умственной отсталостью, явились основанием для введения в учебный план предмета «История Отечества» (7-9 классы), направленного на усиление коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся.
Программа по истории России рассчитана на учащихся 7 – 9 классов VIII вида. Срок реализации настоящей программы на каждый учебный год по одному классу, т. е. поэтапно (7, 8, 9 – итого 3 года обучения). На каждый класс предусмотрен курс, на который отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
1.2. Пояснительная записка
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов.
Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным и не слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель должен показать его взаимосвязь с изученным ранее.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений (внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи).
Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи. Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории.
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты, электронные презентации. Использование многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат.
Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам.
При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла.
Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика.
Завершается курс «История моей Родины» знакомством с современной жизнью России. Этот материал представлен уроками обобщающего характера.
Курс истории Отечества за 8 класс сосредоточен на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей конца XV – XIX века. Изучение истории в 8 классе начинается с изучения событий по истории образования централизованного государства на начальном этапе период XV – в начале XVII, далее период XVIII создания Российской империи, заключительный период XIX века. В результате учащиеся знакомятся с основными событиями истории России, которые раскрывают события перехода от традиционного (феодального) к индустриальному (капиталистическому) обществу. В процессе изучения продолжается развитие навыков работы с учебником; с наглядно-дидактическими материалами (иллюстрациями, схемами, таблицами, видео и аудиозаписями, ЭОР) способствуют развитию воображения, элементарно анализировать изучаемые события, соотносить хронологию, персоналии и события, устанавливать причинно – следственные связи; улучшаются навыки работы с исторической картой для формирования пространственных представлений; расширить исторический словарный запас у учащихся. Вводится новый вид самостоятельной работы – составление рассказов с опорой на монологический рассказ учителя, рассказ по опорным словам, с опорой на иллюстрации, тексты для дополнительного чтения, творческий рассказ учащихся.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). В курс вошли уроки проверки контроля знаний. На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке.
8 класс
(2 часа в неделю)
Единая Россия (конец XV - начало XVII века)
Иван III Великий - глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д. Влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Значение создания единого Российского государства.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов - гроза бояр и правая рука царя.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война - попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.
Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Начало правления династии Романовых. Первый Романов - Михаил. Второй Романов - Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.
Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
Великие преобразования России в XVIII веке
Воцарение Петра I: борьба с сестрой - царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I - первый российский император. Личность Петра I Великого.
Александр Меньшиков - друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.
Первая женщина-императрица - Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.
Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.
Царствование Екатерины II. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц - первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.
Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.
История нашей страны в период XIX века
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов -главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский и др. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.
Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.
Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III - миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век - век развития науки и культуры. А. С. Пушкин - великий русский поэт. Л. Н. Толстой - великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры.
Краеведческая работа. Повторение за год.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие (по выбору),
- как протекало конкретное событие,
- великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лентой времени,
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий,
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи,
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Тематическое планирование уроков курса
история Отечества
на 2016- 2017 учебный год
Наименование темы | Количество часов | формы контроля |
по плану | дано фактически |
Единая Россия (конец XV века – XVII век) | 20 | 20 | фронтальный опрос, выполнение индивидуальных заданий по карточкам, тестирование, работа у доски, беседа, самостоятельная работа с учебником |
Великие преобразования России в XVIII веке | 19 | 19 | беседа, просмотр и обсуждение видеофильмов, самостоятельная работа с учебником, работу у доски, по карте |
История нашей страны в XIX веке | 23 | 22 | беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа с тестовыми заданиями, викторина, просмотр и обсуждение видеофильмов, работа с картой, исторический диктант |
Повторение пройденного материала за год | 3 | 3 | самостоятельная работа с тестовыми заданиями и по карточкам, блиц-опрос, викторина, КВН, игры, работа по карте, с учеником |
Краеведение. Освоение Сибири в XVII веке | 6 | 6 | фронтальная работа, самостоятельная работа с учебником и дополнительной литературой, выполнение тестовых заданий |
Всего за год: По программе: | 71 68 | 70 | |
Календарно-тематическое планирование уроков курса
история Отечества 8 класса
№ п/п | Тема урока | кол-во часов | дата проведения |
8-а | 8-б |
| I четверть | 17 | | |
I | Единая Россия (конец XV века – XVII век) | 20 | | |
1 | Иван III-глава единого государства Российского | 1 | 06.09 | 02.09 |
2 | Расширение государства Российского при Василии III | 1 | 07.09 | 07.09 |
3 | Русская православная церковь в Российском государстве | 1 | 13.09 | 09.09 |
4 | Первый русский царь Иван IV Грозный | 1 | 14.09 | 14.09 |
5 | Опричнина Ивана Грозного | 1 | 20.09 | 16.09 |
6 | Присоединение к Российскому государству Поволжья | 1 | 21.09 | 21.09 |
7 | Покорение Сибири | 1 | 27.09 | 23.09 |
8 | Быт простых и знатных людей | 1 | 28.09 | 28.09 |
9 | Москва – столица Российского государства | 1 | 04.10 | 30.09 |
10 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря» | 1 | 05.10 | 05.10 |
11 | Великий иконописец Андрей Рублев | 1 | 11.10 | 07.10 |
12 | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книги в России | 1 | 12.10 | 12.10 |
13 | Правление Бориса Годунова | 1 | 18.10 | 14.10 |
14 | Смутное время | 1 | 19.10 | 19.10 |
15 | Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков | 1 | 25.10 | 21.10 |
16 | Начало правления династии Романовых | 1 | 26.10 | 26.10 |
17 | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина | 1 | | 28.10 |
| | | | |
| II четверть | 16 | | |
18 | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина | 1 | 09.11 | 09.11 |
19 | Освоение Сибири и Дальнего Востока | 1 | 15.11 | 11.11 |
20 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Единая Россия (конец XV века-XVII век) | 1 | 16.11 | 16.11 |
II | Великие преобразования России в XVIII веке | 19 | | |
1 | Начало правления Петра I | 1 | 22.11 | 18.11 |
2 | Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга | 1 | 23.11 | 23.11 |
3 | Полтавская битва | 1 | 29.11 | 25.11 |
4 | Победа русского флота. Окончание Северной войны | 1 | 30.11 | 30.11 |
5 | Петр I-первый российский император | 1 | 06.12 | 02.12 |
6 | Преобразования Петра I | 1 | 07.12 | 07.12 |
7 | Эпоха дворцовых переворотов | 1 | 13.12 | 09.12 |
8 | Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова | 1 | 14.12 | 14.12 |
9 | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств | 1 | 20.12 | 16.12 |
10 | Правление Екатерины II | 1 | 21.12 | 21.12 |
11 | Золотой век дворянства | 1 | 27.12 | 23.12 |
12 | Положение крепостных крестьян | 1 | 28.12 | 28.12 |
| III четверть | 21 | | |
13 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева | 1 | 10.01 | 11.01 |
14 | Русско-турецкие войны второй половины XVIII века | 1 | 11.01 | 13.01 |
15 | Знаменитый полководец Александр Суворов | 1 | 17.01 | 18.01 |
16 | Русские изобретатели и умельцы | 1 | 18.01 | 20.01 |
17 | Развитие литературы и искусства в XVIII веке | 1 | 24.01 | 25.01 |
18 | Быт и нравы русских людей в XVIII веке | 1 | 25.01 | 27.01 |
19 | Повторительно–обобщающий урок по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке» | 1 | 31.01 | 01.02 |
III | История нашей страны в XIX веке | 23 | | |
1 | Россия в начале XIX века | 1 | 01.02 | 03.02 |
2 | Начало Отечественной войны 1812 года | 1 | 07.02 | 08.02 |
3 | Бородинская битва | 1 | 08.02 | 10.02 |
4 | Оставление Москвы | 1 | 14.02 | 15.02 |
5 | Народная война против армии Наполеона | 1 | 15.02 | 17.02 |
6 | Отступление и гибель французской армии | 1 | 21.02 | 22.02 |
7 | Правление Александра I | 1 | 22.02 | 24.02 |
8 | Создание тайных обществ в России | 1 | 28.02 | 01.03 |
9 | Восстание декабристов | 1 | 01.03 | 03.03 |
10 | Император Николай I | 1 | 09.03 | 10.03 |
11 | «Золотой век» русской культуры. | 1 | 15.03 | 15.03 |
12 | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин | 1 | 16.03 | 17.03 |
13 | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века | 1 | 22.03 | 22.03 |
14 | Крымская война 1853-1856 годов | 1 | 23.03 | 24.03 |
| | | | |
| IV четверть | 17 | | |
15 | Отмена крепостного права | 1 | 04.04 | 05.04 |
17 | Правление Александра III | 1 | 05.05 | 07.04 |
18 | Развитие российской промышленности | 1 | 11.04 | 12.04 |
19 | Появление революционных кружков в России | 1 | 12.04 | 14.04 |
20 | Наука и культура во второй половине XIX века | 1 | 18.04 | 19.04 |
21 | Жизнь и быт русских купцов | 1 | 19.04 | 21.04 |
22 | Быт простых россиян в XIX веке | 1 | 26.04 | 26.04 |
23 | Повторительно–обобщающий урок по разделу «История нашей страны в XIX веке» | 1 | 02.05 | 28.04 |
IV | Повторение пройденного материала за год | 3 | | |
1 | Повторение пройденного материала по разделу «Единая Россия (конец XV века-XVII век)» | 1 | 03.05 | 03.05 |
2 | Повторение пройденного материала по разделам: «Великие преобразования России в XVIII веке» | 1 | 10.05 | 05.05 |
3 | Повторение пройденного материала по разделу «История нашей страны в XIX веке» | 1 | 16.05 | 10.05 |
V | Краеведение. Освоение Сибири в XVII веке | 6 | | |
1 | Освоение Западной Сибири в XVII веке | 1 | 17.05 | 12.05 |
2 | Освоение Западной Сибири в XVII веке | 1 | 23.05 | 17.05 |
3 | Освоение Восточной Сибири в XVII веке | 1 | 24.05 | 19.05 |
4 | Освоение Восточной Сибири в XVII веке | 1 | 30.05 | 24.05 |
5 | Земледельческое освоение Сибири в XVII веке | 1 | 31.05 | 26.05 |
6 | Промысловое освоение Сибири в XVII веке | 1 | | 31.05 |
| | | | |
Список литературы, использованный для составления и осуществления программы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] : 5-9 кл.: В 2 сб. / В. В. Воронкова, М. Н. Перова, В. В. Эк [и др.] ; под ред. В. В. Воронковой. - М., «Просвещение», 2013. - Сб. 1. - 224 с.
2. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160 с.
3. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. История России // Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.: ил.
4. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: Учеб.- метод. пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 224 с. – (Коррекционная педагогика).
5. Список литературы, необходимой для усвоения материала учащимися
1. Данилов, Д. Д., Лисейцев, Д. В., Павлова, Н. С., Рогожкин, В. А. История России. XVI-XVIII века. Учебник для 7-го класса основной школы. – М. : Баласс, 2009. – 304 с.
2. Пузанов, Б. П., Бородина, О. И., Сековец, Л. С., Редькина, Н. М. История России // Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.: ил.