муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № 61»
Утверждаю Согласовано
Директор МБОУ «СШ №61»
_____И.Г. Иванова Зам. директора по УВР
______С.Л.Шибанова
Приказ № 154Б от29.08.2017 Рассмотрено и одобрено на заседании
МО учителей математики,
физики и информатик
протокол №_6 от 28 августа 2017г.
Руководитель МО математики,
физики и информатики
________ Н.В.Мельникова
Рабочая программа
по информатике в 9Л классе
на 2017/2018 учебный год;
часов в неделю - 2, всего за год – 68;
контрольных работ – 5
/учитель Мельникова Н.В./
Пояснительная записка.
Настоящая программа курса информатики для 9 класса продолжает соответствующую программу 5-6, 7-8 класса и ставит перед собой главной целью
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Планируемые результаты обучения предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1.Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2.Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность, это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными регулятивными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
3.Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными познавательными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
4.Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
владение обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание предмета Информатика.
Цели изучения курса информатики. Актуализация изученного материала (3 часа).
Тема 1. Моделирование и формализация (12 часов)
Понятия натурной и информационной моделей
Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач.
Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Тема 2. Алгоритмизация и программирование (18 часов)
Этапы решения задачи на компьютере.
Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.
Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Тема 3. Обработка числовой информации (11 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Тема 4. Коммуникационные технологии (11 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы.
Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.
Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
Итоговое повторение (12 часов)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Таблица №1
Глава | Тема | Количество часов | В том числе, провер. работ (тестов) |
1 | Введение | 3 | 0 |
2 | Моделирование и формализация | 12 | 1 |
3 | Алгоритмизация и программирование | 18 | 1 |
4 | Обработка числовой информации | 11 | 1 |
5 | Коммуникационные технологии | 11 | 1 |
6 | Итоговое повторение | 13 | 1 |
| ИТОГО | 68 | 5 |
Таблица №2
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника | Дата проведения урока |
План | Факт |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение. | | |
2. | Актуализация изученного материала по теме «Количественные характеристики информационных процессов» | № 1-10 | | |
3. | Актуализация изученного материала по теме «Математические основы информатики» Входная диагностика | № 11-19 | | |
Тема «Моделирование и формализация» | | |
4. | Моделирование как метод познания | §1.1. № 20-27 | | |
5. | Словесные модели | §1.2.1. № 28-29 | | |
6. | Математические модели | §1.2.2. № 30-33 | | |
7. | Графические модели. Графы | §1.3.1, 1.3.2. № 34-40 | | |
8. | Использование графов при решении задач | §1.3.3. №41-46 | | |
9. | Табличные модели | §1.4.1. №47-51 | | |
10. | Использование таблиц при решении задач | §1.4.2. №52-54 | | |
11. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. | §1.5. №55-60 | | |
12. | Система управления базами данных | §1.6.1, 1.6.2. | | |
13. | Создание базы данных. Запросы на выборку данных. | §1.6.3, 1.6.4. № 61 | | |
14. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | §1.1.-1.6, № 62 | | |
15. | Контрольная работа по теме «Моделирование и формализация». | §1.1.-1.6. | | |
Тема «Алгоритмизация и программирование» | | |
16. | Этапы решения задачи на компьютере | §2.1.1. № 63, 64 | | |
17. | Задача о пути торможения автомобиля | §2.1.2. № 65 | | |
18. | Решение задач на компьютере | §2.1. № 66, 67 | | |
19. | Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов. | §2.2.1. № 68-70 | | |
20. | Различные способы заполнения и вывода массива. | §2.2.2-2.2.3. № 71-77 | | |
21. | Вычисление суммы элементов массива | §2.2.4. № 78-79 | | |
22. | Последовательный поиск в массиве | §2.2.5. № 80-82 | | |
23. | Сортировка массива | §2.2.6. | | |
24. | Решение задач с использованием массивов | §2.2. № 83 | | |
25. | Проверочная работа «Одномерные массивы» | §2.2. | | |
26. | Последовательное построение алгоритма | §2.3.1. № 84-85 | | |
27. | Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот | §2.3.2. № 86 | | |
28. | Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот | §2.3.3. № 87-89 | | |
29. | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры | §2.4.1. № 90-91 | | |
30. | Функции | §2.4.2. № 92 | | |
31. | Алгоритмы управления | §2.5. № 93-94 | | |
32. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмизация и программирование». | §2.5. | | |
33. | Контрольная работа по теме «Алгоритмизация и программирование». | | | |
Тема «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | | |
34. | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. | §3.1.1, 3.1.2. № 96-104 | | |
35. | Основные режимы работы ЭТ | §3.1.3. № 104-109 | | |
36. | Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | §3.2.1. № 110-113 | | |
37. | Встроенные функции. | §3.2.2. № 114-121 | | |
38. | Логические функции. | §3.2.3. № 122-124 | | |
39. | Организация вычислений в ЭТ. | §3.2. | | |
40. | Сортировка и поиск данных. | §3.3.1. | | |
41. | Диаграмма как средство визуализации данных | §3.3.2. № 125-134 | | |
42. | Построение диаграмм. | §3.3.2. | | |
43. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | §3.1-3.3. № 135 | | |
44. | Контрольная работа по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | §3.1-3.3. | | |
Тема «Коммуникационные технологии» | | |
45. | Локальные и глобальные компьютерные сети | §4.1. № 136-145 | | |
46. | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | §4.2.1, 4.2.2. № 146-149 | | |
47. | Доменная система имён. Протоколы передачи данных. | §4.2.3, 4.2.4. № 150-155 | | |
48. | Всемирная паутина. Файловые архивы. | §4.3.1, 4.3.2. №156-163 | | |
49. | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. | §4.3.3-4.3.5. № 164-167 | | |
50. | Технологии создания сайта. | §4.4.1 | | |
51. | Содержание и структура сайта. | §4.4.2 | | |
52. | Оформление сайта. | §4.4.3 | | |
53. | Размещение сайта в Интернете. | §4.4.4 | | |
54. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Коммуникационные технологии». | §4.1-4.3. № 168 | | |
55. | Контрольная работа по теме «Коммуникационные технологии». | §4.1-4.3. | | |
Итоговое повторение | | |
56. | Информация и информационные процессы | № 169, 170, 181, 182 | | |
57. | Файловая система персонального компьютера | № 175 | | |
58. | Системы счисления и логика | № 171, 172, 189 | | |
59. | Таблицы и графы | № 173, 174, 187 | | |
60. | Обработка текстовой информации | | | |
61. | Передача информации и информационный поиск. | № 191, 193, 194 | | |
62. | Вычисления с помощью электронных таблиц. | № 176, 177, 178, 195 | | |
63. | Обработка таблиц: выбор и сортировка записей. | № 188 | | |
64. | Алгоритмы и исполнители | № 179, 180, 184, 183, 190, 192, 196 | | |
65. | Программирование | № 185, 186, 197 | | |
66. | Итоговое тестирование за год обучения | | | |
67-68. | Резерв учебного времени. | | | |