СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике и ИКТ к учебнику Семакина И.Г., Хеннера Е.К. для 9 класса. Базовый уровень 2 часа в неделю. 68 часов в год  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класс»

СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО учителей _____________________ цикла ________ \

Протокол №____

От 20 г.


СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по учебной работе

__________\

20 г

Утверждено:

Директор школы № 166


__________\Н. А. Ильина

Приказ №

20 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ


9 класс

(базовый уровень)


на 2016 - 2017 учебный год


МБОУ «Школа №166» Советского района г. Казани


Составитель: учитель ____________ квалификационной категории

Бурцева Эльмира Муниповна








Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № от 20 г.





2016

Пояснительная записка

Программа составлена на основе

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрированного в Минюсте России 01.02.2011 № 19644);

- Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов НОО, ООО и СОО»

- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и имеющих аккредитацию, утвержденный приказом МО и Н РФ № 253 от 31.03.2014 г., приказом МО и Н РФ № 576 от 08.06.2015 г.

- Законом РТ от 22.08.13 № 68-ЗРТ «Об образовании» (ред. 06.07.16) принят 22.08.13 ГС РТ;

-Учебным планом МБОУ «Школа №166 Советского района г. Казани» (далее - Школа) на 2016 – 2017 учебный год;

- Образовательной программой основного общего и среднего общего образования Школы;

- Устава Школы.

Характеристика предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных, общенаучных умений.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Цели

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ,

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности, избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессии, востребованных на рынке труда.

Задачи

  • обеспечить осознание значения информатики в повседневной жизни человека;

  • получить представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях;

  • обеспечить формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель – и их свойствах);

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

  • развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществить простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построение запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках, словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Место предмета в учебном плане Школы:

Учебный план в 9 классе отводит 68 учебных часа из расчета два учебных часа в неделю. Уровень обучения – базовый.

Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компоненты учащегося.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Активные и интерактивные методы обучения

  • Игровые технологии

  • Исследовательская технология обучения

  • Метод проектов

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Кейс-метод и др.

Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом Семакина И.Г. и Хеннера Е.  К. Информатика и ИКТ 9 класс.

Основное содержание (68 часов)

Коммуникационные технологии

Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

Практические работы:

  1. Работа с электронной почтой.

  2. Путешествие по Всемирной паутине.

  3. Поиск информации в интернете.

Представление информации

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

  1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

  2. Арифметические действия с числами в разных системах счисления.

Обработка числовой информации

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

  1. Заполнение электронной таблицы.

  2. Работа с диапазонами.

  3. Использование встроенных математических и статистических функций.

  4. Статистическая обработка данных.

  5. Использование условной функции.

  6. Использование логической функции и функции времени.

  7. Графическая обработка данных.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественно научные дисциплины, обществоведение.

Формализация и моделирование

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы:

  1. Вычислительный эксперимент.

  2. Создание имитационной модели.

Алгоритмы и исполнители

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

  1. Решение задач с помощью структур линейной и ветвления.

  2. Решение задач с помощью структуры цикла.

  3. Решение задач с помощью вспомогательных алгоритмов.

  4. Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.

  5. Составление линейных программ на языке Паскаль.

  6. Разработка на языке Паскаль программы с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.

  7. Разработка программы с использованием операторов ветвления и логических операций.

  8. Разработка программы с использованием цикла предусловием.

  9. Разработка программы с использованием цикла постусловием.

  10. Разработка программы с использованием одномерных массивов.

  11. Решение задач на вывод элементов массива, удовлетворяющих некоторым условиям.

  12. Решение задач на массивы.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационно-коммуникационные технологии, математика, естествознание.

Хранение информации

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

Условия поиска и сортировки данных.

Практические работы:

  1. Ввод и редактирование записей в базе данных.

  1. Поиск записей в готовой базе данных.

  2. Формирование сложных запросов в готовой базе данных.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационно-коммуникационные технологии, математика, естественно-научные дисциплины, обществоведение, филология.

Информационные технологии в обществе

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 9 КЛАСС

Тема урока Тип урока Предметные компетентности Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля, измерители

Дата проведения

Дом. задание


план

факт


1

2 3 4 5

6

7

8

9

1

Повторение. Информация и информационные процессы

Повторение, обобщение

Знать: понятие информации, виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения информации;

Уметь: определять способы представления языка; выбирать удобную форму для представления информации;

- ответы на вопросы,

-слушание и анализ ответов учащихся,

- подведение итогов

Беседа,

фронтальный опрос

1 нед


Конспект чит., письмен-но задачи в тет.

2

Повторение. Программное и аппаратное обеспечение компьютера

Комбиниро-ванный

Знать: понятие программа, программный принцип ра- боты компьютера


- ответы на вопросы

- запись основных понятий;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа,

индиви-дуальная работа,

опрос

1 нед


Конспект чит.


3

Повторение. Измерение информации

Комби-ниро-ванный

Знать: понятия «объем информации», «объемный или алфавитный подход», «алфавит», «мощность алфавита»; единицы измерения информации, формулу связи мощности алфавита и кода символа, формулу для вычисления объема информации через вес символа и количество символов;



- ответы на вопросы;

- самостоятельная работа с книгой;

- выделение основных понятий;

- решение задач;

- формулирование выводов


Индиви-дуальная работа,

беседа,

практическая работа № 1 «определение количества информации»,


2 нед


Конспект чит.,

З. С.19-21, №№ 19-31

1

2 3 4 5

6

7

8

9




Уметь: решать задачи с помощью алфавитного подхода, переводить от мелкой единицы измерения в более крупную и наоборот.








Передача информации в компьютерных сетях

4

Как устроена компьютерная сеть

Комби-ниро-ванный

Знать: понятие «компьютерные сети», виды сетей, структуру сети, и функционирование; назначение основных технических программных средств функционирования;

Уметь: объяснить различие локальных и глобальных сетей

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- формулирование выводов


Беседа,

фронтальный опрос

2 нед


§ 1 читать, конспект чит.

5

Электронная почта и другие услуги сети

Комби-ниро-ванный

Знать: 1) назначение электронной почты. Понятия «почтовый ящик», «почтовый адрес», структуру электронного письма; 2) назначение основных видов услуг гло-бальных сетей: электронные почты, телеконференции и др.; 3) правила переписки, 4) как отправить и получить письмо; 5) примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Уметь: создавать почтовый ящик, объяснить состав электронного письма; принять/отправить письмо с

вложением и без; привести

- практическая работа

ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- формулирование выводов


Беседа,

фронтальный опрос, самостоятельная работа

3 нед


У.: § 2 читать,

З. том 2 №№

1

2 3 4 5

6

7

8

9




примеры организации коллективного взаимодействия;






6

Аппаратное и программное обеспечение сети

Комби-ниро-ванный

Знать: технические средства глобальной сети, протокол, программное обеспечение глобальной сети, технологию «клиент-сервер»

- практическая работа;

ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- формулирование выводов

Беседа,

самостоятельная работа


3 нед


§ 3 читать и отв. на вопросы устно, конспект чит.

7

Интернет и Всемирная паутина

Комби-ниро-ванный

Знать: Интернет - мировое содружество сетей; что такое Word Wide Web, Web – сервер, Web - страница Web – сайт, гиперструктура WWW, браузер – клиент - программа WWW

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- формулирование выводов


Беседа,

фронтальный опрос

4 нед


§ 4 читать и отв. на вопросы устно

8

Способы поиска информации в Интернете

Комби-ниро-ванный

Знать: способы поиска информации в Интернете; поисковые серверы; язык запросов поисковой системы;

Уметь: выбрать метод для поиска нужной страницы; сохранить для индивидуального пользования информационные объекты из компьютерных сетей (в том числе Интернет) и ссылки на них






- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- практическая работа за ПК;

- формулирование выводов


Беседа,

фронтальный опрос;

практическая работа № 2 «Поиск информации в поисковой системе Яндекс»

4 нед


§ 5 читать, составить запросы на языке поиско-вой системы Яндекс

1

2 3 4 5

6

7

8

9

9

Что такое моделирование. Графические информационные модели

Комби-ниро-ванный

Знать: - Понятие «модель». - Назначение и свойства моделей.

Уметь: - объяснить понятие «модель»;

отличать натуральные и информационные модели

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- формулирование выводов

Беседа, опрос


5 нед


У.: § 6,7 читать, задание в тетради (№1, №2), конспект чит.

10

Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере.

Комби-ниро-ванный

Знать: Информационные модели (вербальные, графические, табличные, математические)

Уметь: - отличать формы представления моделей (графические, табличные, вербальные, математические);

- приводить примеры натуральных и информационных моделей;

- ориентироваться в таблично организованной информации;

- описывать объект (процесс, явление) в табличной форме для простых случаев

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов


Беседа, самостоятельная работа


5 нед


У.: § 8,9 читать,

З.: при-мер 5 А разоб-рать

11

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

Комби-ниро-ванный

Знать: понятия «база данных», СУБД, информационная система, реляционная база данных и ее элементы (поле, запись, первичный ключ)

Уметь: выделить поля, записи в готовой БД;

- открывать готовую БД в одной из СУБД


- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- формулирование выводов

Беседа,

самостоятельная работа

6 нед


У.: § 10 читать, вопр. 7,9,10, 12 письмен-но

1

2 3 4 5

6

7

8

9

12

Назначение СУБД. Проектирование однотабличной базы данных

Комби-ниро-ванный

Знать: типы и форматы полей; как создавать и заполнять БД в Access.

Уметь: открывать готовую БД в Access реляционного типа

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Самостоятельная работа, беседа

6 нед


У.: § 11 читать, на вопр. отв. устно

13

Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Команды выборки

Комби-ниро-ванный

Знать: как добавлять и удалять записи в БД в Access.; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

Уметь: добавлять и удалять записи в БД в Access; организовать поиск данных в БД


- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- работа за ПК;

- формулирование выводов


Практическая работа № 3 «создание БД, определение формата полей»

7 нед


У.: § 12 читать

14

Формирование простых запросов к готовой базе данных

Комби-ниро-ванный

Знать: выполнение простого запроса

Уметь: организовать запрос

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- работа за ПК;

- формулирование выводов

Практическая работа № 4 «заполнение БД, формиро-вание простого запроса»


7 нед


У.: § 13 читать, на вопр. отв. устно

15

Условия выбора и простые выражения

Комби-ниро-ванный

Знать: понятие логическая операция, логическое выражение

Уметь: использовать при формировании запроса

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- работа за ПК;

- формулирование выводов


Практическая работа № 5 «Создание запроса, сортировка данных, удаление и дополнение данных»


8 нед


У.: § 13,15 читать, на вопр. отв. устно

1

2 3 4 5

6


8

9

16

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

Комби-ниро-ванный

Знать: как формировать сложный запрос

Уметь: сформировать сложный запрос

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- работа за ПК;

- формулирование выводов

Практическая работа № 6 «формирование сложных запросов»

8 нед


У.: § 14 читать, на вопр. отв. устно

17

Двоичная система счисления

Комби-ниро-ванный

Знать: различие между позиционной и непозиционной системой счисления; понятие «двоичная» система счисления; развернутая форма числа

Уметь: представлять в развернутой форме число;

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа, работа в группах

9 нед

10.11

У.: § 16 читать стр.96, вопр. 2,3 письм

18

Перевод чисел из одной системы в другую

Комби-ниро-ванный

Знать: способы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

Уметь: перевести числа из одной системы в другую

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Самостоятельная работа, беседа, индивидуальная работа

9 нед


У.: § 16 читать стр.96-99 вопр. 4,5 письм.

19

Арифметические действия с числами в разных системах счисления

Комби-ниро-ванный

Знать: правила действия над числами в различных системах счисления; Уметь: выполнять базовые операции над числами по правилам

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов

Самостоятельная работа, беседа, индивидуальная работа

10 нед


У.: § 16 стр.99 читать, вопр. 6,7 письм.

20

Представление чисел в памяти компьютера

Комби-ниро-ванный

Знать: представление целых чисел; размер ячейки и диапазон значений чисел;


- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта;

Беседа, опрос

10 нед


У.: § 17 читать, вопр. 3,4 письм.

1

2 3 4 5

6

7

8

9

20



особенности работы компьютера с целыми числами; представление вещественных чисел; особенности работы компьютера с вещественными числам; Уметь: объяснить представление целых положительных и отрицательных чисел, вещественных чисел

- решение задач;

-формулирование выводов





21

Что такое электронная таблица

Комби-ниро-ванный

Знать: понятие ЭТ и табличный процессор, основные информационные единицы ЭТ: строка, столбец, ячейка, блоки и способы их идентификации

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов

Беседа, опрос

11 нед


У.: § 18 читать, вопр 1-5 устно

22

Правила заполнения таблицы

Комби-ниро-ванный

Знать: типы данных ЭТ (тексты, числа, формулы); правила записи чисел, текста, формул

Уметь: записать текст, числа, формулу

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов

Практическая работа № 7 «Заполнение ЭТ»

11 нед


У.: § 19 читать, вопр. 5 письмен.

23

Работа с диапазонами. Относительная адресация

Комби-ниро-ванный

Знать: понятие диапазон, функции обработки диапазона, принцип относительной адресации,

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов

Практическая работа № 8 «Работа с диапазонами. Относительная адресация»

12 нед


У.: § 20 читать, вопр. 5,6 письм.

24

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

Комби-ниро-ванный

Знать: как пользоваться математическими и статистическими функциями; сортировка таблицы; Уметь: применять математические и статистические функции, сортировать данные в ЭТ

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта; - работа за ПК;

- формулирование выводов

Практическая работа № 9 «Сортировка данных в ЭТ. Математичес-кие и статистические формулы»

12 нед


У.: § 20 читать,

1

2 3 4 5

6

7

8

9

25

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц

Комби-ниро-ванный

Уметь: применять математические и статистические функции, сортировать данные в ЭТ

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов

Самостоятельная работа за ПК

13 нед


У.: § 20 читать,

26

Условная функция

Комби-ниро-ванный

Знать: понятие условная функция

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов

Практическая работа № 10 «Использование условной функции»

13 нед


У.: § 21 читать, вопр 2 письм.

27

Логические функции и абсолютные адреса

Комби-ниро-ванный

Знать: запись и выполнение логических функций, абсолютные адреса, функция времени

Уметь: использовать логические функции и абсолютные адреса

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта; - работа за ПК;

- формулирование выводов

Практическая работа № 11 «Использование логической функции и функции времени»

14 нед


У.: § 22 читать, вопр. 4 письм

28

Деловая графика

Комби-ниро-ванный

Знать: графические возможности табличного процессора, типы диаграмм

Уметь: строить графики, диаграммы

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- работа за ПК; - формулирование выводов

Практическая работа № 12 «Графическая обработка данных»

14 нед


У.: § 21 читать, вопр

29

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Этапы математического моделирования на компьютере

Изуче-ние нового мате-риала

Знать: как использовать Excel для математического моделирования, этапы моделирования на компьютере, пример математического моделирования в ЭТ

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа, опрос

15 нед


У.: § 23 читать, вопр

1

2 3 4 5

6

7

8

9

30

Проведение вычислительного эксперимента

Комби-ниро-ванный

Использовать этапы математического моделирования на предложенном примере

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Практическая работа № 13 «Вычислительный эксперимент»

15 нед


У.: § 23 читать, вопр 3 письм

31

Имитационные модели в электронных таблицах

Комби-ниро-ванный

Уметь: использовать выделенные этапы математического моделирования в ЭТ

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Практическая работа № 14 «Создание имитации»

16

нед


У.: § 24 читать

32

Итоговое тестирование по теме «Электронные таблицы»

Срез знаний

Знать: понятия «ЭТ», «столбец», «строка», «ячейка»; типы данных в ЭТ; как вводить формулы в ЭТ; как представлять зависимость формулы на графике; этапы моделирования на ПК.

Уметь: использовать таблицу как средство моделирования. Вводить данные в готовую таблицу, изменять данные, переходить к графическому представлению; вводить математические формулы и вычислять по ним; представлять формульную зависимость на графике


Самостоятельное решение задач

Контрольная работа № 1

16

нед



1

2 3 4 5

6

7

8

9

Управление и алгоритмы

33

Управление и кибернетика. Управление с обратной связью

Комби-ниро-ванный

Знать: понятие «кибернетика»; предмет и задачи науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- формулирование выводов

Беседа, опрос

17

нед


У.: § 25, 26 читать, вопр 1 на стр. 142;

вопр. 5 на стр. 146 письм

34

Определение и свойства алгоритма

Комби-ниро-ванный

Знать: понятие «алгоритм управления», роль алгоритма в системах управления; основные свойства алгоритма

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

беседа

17

нед


У.: § 27 читать, вопр. 5 а письм

35

Язык блок-схем. Линейные алгоритмы

Комби-ниро-ванный

Знать: способ записи алгоритма в виде блок-схемы; элемент алгоритмической конструкции: следование; запись на учебном алгоритмическом языке;

Уметь: составлять линейный алгоритм в виде блок-схемы и алгоритмическом языке

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач на следование;

- формулирование выводов

беседа

18

нед


У.: § 28 читать, вопр 7 для первых трех букв

36

Ветвление. Структура ветвления в алгоритмах

Комби-ниро-ванный

Знать: элемент алгоритмической конструкции: ветвление; запись на учебном алгоритмическом языке;

Уметь: составлять алгоритм в виде блок-схемы с ветвлением и на алгоритмическом языке


- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа, практическая работа № 15 в среде КУМИР «Использование линейных и ветвящихся алгоритмов»

18

нед


У.: § 31 читать, вопр

1

2 3 4 5

6

7

8

9

37

Ветвление. Структура ветвления в алгоритмах

Комби-ниро-ванный

Знать: элемент алгоритмической конструкции: ветвление

Уметь: составлять алгоритм с ветвлением в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа, практическая работа № 16 «Использова-ние ветвления в алгоритмах»

19 нед


У.: § 31 читать, вопр

38

Использование циклов с предусловием, с постусловием

Комби-ниро-ванный

Знать: элемент алгоритмической конструкции: цикл

Уметь: составлять алгоритм с циклом в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа, опрос

19 нед


У.: § 30 читать, вопр 5 а стр.176 письм

39

Использование циклов с предусловием, с постусловием

Комби-ниро-ванный

Знать: циклы с предусловием и постусловием; преимущества циклов с предусловием и постусловием;

Уметь: составлять алгоритм с циклом в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке, выбирать от ситуации цикл с постусловием или предусловием

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа, практическая работа № 17 «Использова-ние цикла» в среде КУМИР

20 нед


У.: § 30 читать, вопр

40

Работа с циклами

Комби-ниро-ванный

Уметь: использовать основные алгоритмические конструкции в блок-схеме;

- понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма для исполнителя



- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа, самостоятельная работа в тетради и в среде КУМИР № 18 «Работа с циклами»

20 нед


У.: § 30 читать, вопр

1

2 3 4 5

6

7

8

9

41

Вспомогательные алгоритмы

Комби-ниро-ванный

Знать: назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов

Беседа, практическая работа № 19 «Использова-ние вспомога-тельных алго-ритмов» в среде КУМИР


21 нед


У.: § 29 читать, вопр

42

Использование вспомогательных алгоритмов

Комби-ниро-ванный

Уметь: выделять подзадачи; использовать вспомогательные алгоритмы

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач;

- формулирование выводов


Беседа, инди-видуальная практическая работа № 20 в среде КУМИР

21 нед


У.: § 29 читать, вопр

43

Решение задач алгоритмизации

Комби-ниро-ванный

Уметь: пользоваться языком блок-схем; учебным алгоритмическим языком


- решение задач

Опрос, самостоятельная работа

22 нед


З. №№ стр.

44

Итоговое тестирование по теме «Алгоритмизация»

Срез знаний

Знать: язык блок-схем; учебный алгоритмический язык; как осуществлять трассировку алгоритма для известного исполнителя;

Уметь: составлять в виде блок-схемы линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы; управлять одним из учебных исполнителей и проверять правильность выполнения алгоритма


- решение задач

Контрольная работа № 2

22 нед



Программное управление работой компьютера

1

2 3 4 5

6

7

8

9

45

Понятие программирование

Комби-ниро-ванный

Знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; понятие «трансляция»; назначение систем программирования

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач;- формулирование выводов

Беседа, опрос

23 нед


У.: § 32 читать, вопр

46

Знакомство с языком Паскаль

Комби-ниро-ванный

Знать: правила оформления программ на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - исследование интерфейса среды; - формулирование выводов

Беседа, конспектиро-вание, опрос

23 нед


У.: § 35 читать, вопр

47

Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование

Комби-ниро-ванный

Знать: последовательность выполнения программы в системе программирования

Уметь: работать с готовой программой на Паскале

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов

Индивидуль-ная работа за ПК, беседа, опрос

24 нед


У.: § 33 читать, вопр

конспект

48

Составление линейных программ на языке Паскаль

Комби-ниро-ванный

Знать: синтаксис записи линейного алгоритма на Паскале

Уметь: составлять линейные программы на Паскале

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач; - формулирование выводов

Самостоятельная работа по теме «интерфейс среды программирования», беседа

24 нед


У.: § 34 читать, вопр

49

Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером

Комби-ниро-ванный

Знать: правила записи ветвящегося алгоритма на Паскале

Уметь: работать с ветвящимися алгоритмами на Паскале

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач;

- формулирование выводов





Самостоятельная работа по теме «линейное программирование»

25 нед


У.: § 36, 37, 38 читать, вопр

1

2 3 4 5

6

7

8

9

50

Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений

Комби-ниро-ванный

Знать: запись операторов ввода, вывода на Паскале

Уметь: использовать при составлении алгоритма

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач за ПК;

- формулирование выводов

Индивидуальная практическая работа № 21 за ПК в среде Паскаль, беседа, опрос

25 нед


У.: § 35, читать, вопр

51

Логические операции. Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций

Комби-ниро-ванный

Знать: запись логических операций на Паскале, приоритеты операций

Уметь: использовать логические операции в алгоритмах с ветвлением

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта

составление блок-схемы и запись на языке Паскаль);

- решение задач за ПК (тестирование и отладка);

- формулирование выводов

Беседа, самостоятельная работа, Практическая работа № 22 «Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций»

26 нед


У.: § 37, читать стр.207, вопр.6 письм

52

Цикла на языке Паскаль

Комби-ниро-ванный

Знать: виды циклов на Паскале, синтаксис записи циклов на языке программирования

Уметь: записать на языке программирования алго-ритм представленный в виде блок-схемы







- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач в тетради (составление блок-схемы и запись на языке Паскаль)

- формулирование выводов




Беседа, опрос, самостоятельная работа в тетради

26 нед


У.: § 39, читать стр.214

1

2 3 4 5

6

7

8

9

53

Разработка программ с использованием цикла с предусловием

Комби-ниро-ванный

Уметь: использовать язык программирования Паскаль для составления алгоритма с циклом (предусловием)

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач за ПК (тестирование и отладка); - формулирование выводов

Практическая работа № 23 «Разработка программ с использова-нием цикла с пред-условием»

27 нед


У.: § 39, читать стр.214, вопр. 1,3 письм

54

Разработка программ с использованием цикла с постусловием

Комби-ниро-ванный

Уметь: использовать язык программирования Паскаль для составления алгоритма с циклом (постусловием)

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач за ПК (тестирование и отладка); - формулирование выводов

Практическая работа № 24 «Разработка программ с использова-нием цикла с пост-условием»

27 нед


У.: § 35, читать стр.216, вопр. 2,3 письм

55

Цикл с параметром в Паскале

Комби-ниро-ванный

Знать: запись на языке программирования цикла с параметром;

Уметь: использовать цикл с параметром при решении задач

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач за ПК (тестирование и отладка); - формулирование выводов

Практическая работа № 25 «Разработка программ с использова-нием цикла с параметром»

28 нед


Стр.224 читать, Стр. 218 вопр.3 письм

56

Одномерные массивы в Паскале

Комби-ниро-ванный

Знать: понятие «одномерный массив», описание и использование одномерного массива на Паскале;

Уметь: использовать одномерные массивы на Паскале

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач; - выводы


28 нед


У.: § 41, читать, вопр.4 на стр. 227 письм.

1

2 3 4 5

6

7

8

9

57

Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль

Комби-ниро-ванный

Уметь: обрабатывать одномерные массивы; отлаживать и исполнять программы в системе программирования

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта

составление блок-схемы и запись на языке Паскаль);

- решение задач за ПК (тестирование и отладка);

- формулирование выво

Практическая работа № 26 «разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль»

29 нед


У.: § 42, читать, вопр. 1,2 письм

58

Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве

Комби-ниро-ванный

Знать: запись датчика случайных чисел; способ поиска чисел в массиве согласно условию

Уметь: использовать при решении задач датчик случайных чисел; применять способ поиска чисел по требуемому условию

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта

составление блок-схемы и запись на языке Паскаль);

- решение задач;

- формулирование выводов

Практическая работа № 27 «Решение задач на вывод элементов массива, удовлетворя-ющим некоторым условиям

29 нед


У.: § 43, читать, вопр.2 письм на стр.238

59

Составление программ обработки одномерных массивов

Комби-ниро-ванный

Уметь: составлять блок-схему на теме одномерные массивы, записать программу на языке Паскаль, отладить и получить ответ на экране монитора

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

составление блок-схемы и запись на языке Паскаль);

- решение задач;

- формулирование выводов

Практическая работа № 28 «Обработка массива»

30 нед


У.: § 41-43, читать, вопр. 5, 6 на стр.238 письм

60

Итоговая работа по теме «Программирование на языке Паскаль»

Срез знаний

Знать: основные правила записи алгоритмов на языке Паскаль

Уметь: составить программы, отладить и получить ответ на экране монитора


- решение задач

Контрольная работа № 3

30 нед



1

2 3 4 5

6

7

8

9

Информационные технологии и общество

61

Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления

Комби-ниро-ванный

Знать: историю средств хранения, передачи и обработки информации, чисел и систем счисления

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач на следование;

- формулирование выводов

Беседа, опрос

31 нед


У.: § 44, читать, вопр. 1-7 устно, §45 читать

62

История ЭВМ и ИКТ

Комби-ниро-ванный

Знать: историю средств развития информатизации

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий;

- составление конспекта;

- решение задач на следование; - формулирование выводов

Беседа, опрос

31 нед


У.: § 46-47, читать, вопр. 1-8 на стр.275 устно

63

Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере

Комби-ниро-ванный

Знать: понятия информационные ресурсы, информационное общество, защиты информации

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач на следование; - формулирование выводов

Беседа, опрос

32 нед


У.: § 48, 49, читать

64

Проблемы формирования информационного общества

Комби-ниро-ванный

Знать: проблемы и перспективы информатизации общества

- ответы на вопросы;

- выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач на следование; - формулирование выводов

Беседа, опрос

32 нед


У.: § 48, читать

65

Решение задач ГИА по курсу 8-9 классов

Комби-ниро-ванный







- решение задач;

- анализ и обобщение

Беседа, индивидуальная работа

33 нед


Конспект в тетради

1

2 3 4 5

6

7

8

9

66

Итоговая работа

Комби-ниро-ванный


- решение задач;

- анализ и обобщение

Работа в малых группах, беседа

34 нед


Конспект в тетради

67

Анализ итоговой работы. Решение задач ГИА по курсу 8-9 классов

Комби-ниро-ванный


- решение задач;

- анализ и обобщение

Работа в малых группах, беседа

35 нед


Зад. в тет., конспект чит.

68

Решение задач ГИА по курсу 8-9 классов

Комби-ниро-ванный


- решение задач;

- анализ и обобщение

Самостоятельная работа

35 нед


Зад. в тет. , конспект читать




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Стенды: по технике безопасности, упражнения для снятия напряжения с глаз, взаимосвязь единиц измерения информации;

Детали ПК (процессор, материнская плата, оперативная и внутренняя память, шлейфы и переходники, платы расширения (видеоадаптеры, tv-тюнер, плата локальной сети, звуковая карта, модем), CD-rom, DVD-rom, дисковод, корпус, блок питания)

Носители информации: жесткий диск, CD, DVD – диски, floppy- диски, флэш-память

Программное обеспечение: ОС Windows 8, пакет программ Microsoft Office 2010 (Access, Excel), Open Office, архиватор 7zip, Norton Commander, Mozilla Firefox, Языки: основные элементы языка поисковой системы Яндекс, Pascal ABC.net, комплект учебных миров: Водолей, Кузнечик, Кумир, Черепаха.

Список основной литературы:

  • Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. Г. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.- 3 изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 341 с.

  • Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т./ Л. А. Залогова и др.; под ред. И. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 312 с.

  • Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 4 частях. Ч.2: Информационное моделирование/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 56 с.

  • Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 4 частях. Ч.3: Хранение и обработка информации в базах данных /И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 96 с.

  • Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 4 частях. Ч.4: Табличные вычисления на компьютере/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 104 с.

  • Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 3 частях. Ч.1: Управление и алгоритмы/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 72 с.

  • Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 3 частях. Ч.2: Введение в программирование/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 128 с.

  • Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 3 частях. Ч.3: Информационные технологии и общество/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 40 с.

Список дополнительной литературы:

  1. Информатика: учебник для 9 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с.

  2. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. /Под ред. Н.В. Марковой.- СПб.: Питер, 2008. – 160 с.

  3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Информатика/авт.- сост. П.А. Якушкин, Д.М. Ушаков. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 251 с.

  4. ЕГЭ 2013: Информатика: Сдаем без проблем!/ Е. М. Островская, Н. Н. Самылкина. – М.: Эксмо, 2012. – 160 с.

  5. Информатика и ИКТ (открытый банк заданий, нормативных документов) – Режим доступа: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 1.10.2015).

  6. ЕГЭ 2014. Информатика. Типовые тестовые задания/В. Р. Лещинер. – М.: Экзамен, 2014. – 287 с.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых ресурсов (http://sc.edu.ru)

  2. Методическая служба издательства (http://metodist.lbz.ru)

  3. Поляков К. Ю. Методическое, программное обеспечение (http://kpolyakov.spb.ru/)

Обозначения:

У – учебник

З – задачник-практикум


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!