СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО учителей _____________________ цикла ________ \ Протокол №____ От 20 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе __________\ 20 г | Утверждено: Директор школы № 166 __________\Н. А. Ильина Приказ № 20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
9 класс
(базовый уровень)
на 2016 - 2017 учебный год
МБОУ «Школа №166» Советского района г. Казани
Составитель: учитель ____________ квалификационной категории
Бурцева Эльмира Муниповна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № от 20 г.
2016
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрированного в Минюсте России 01.02.2011 № 19644);
- Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов НОО, ООО и СОО»
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и имеющих аккредитацию, утвержденный приказом МО и Н РФ № 253 от 31.03.2014 г., приказом МО и Н РФ № 576 от 08.06.2015 г.
- Законом РТ от 22.08.13 № 68-ЗРТ «Об образовании» (ред. 06.07.16) принят 22.08.13 ГС РТ;
-Учебным планом МБОУ «Школа №166 Советского района г. Казани» (далее - Школа) на 2016 – 2017 учебный год;
- Образовательной программой основного общего и среднего общего образования Школы;
- Устава Школы.
Характеристика предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоения межпредметных, общенаучных умений.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 минут), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Цели
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ,
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности, избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессии, востребованных на рынке труда.
Задачи
обеспечить осознание значения информатики в повседневной жизни человека;
получить представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях;
обеспечить формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представлений о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель – и их свойствах);
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматического проектирования; осуществить простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построение запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках, словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Место предмета в учебном плане Школы:
Учебный план в 9 классе отводит 68 учебных часа из расчета два учебных часа в неделю. Уровень обучения – базовый.
Основным результатом обучения является достижение базовой информационно-коммуникационной компоненты учащегося.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Активные и интерактивные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Метод проектов
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Кейс-метод и др.
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом Семакина И.Г. и Хеннера Е. К. Информатика и ИКТ 9 класс.
Основное содержание (68 часов)
Коммуникационные технологии
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
Практические работы:
Работа с электронной почтой.
Путешествие по Всемирной паутине.
Поиск информации в интернете.
Представление информации
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять).
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
Практические работы:
Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Арифметические действия с числами в разных системах счисления.
Обработка числовой информации
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
Заполнение электронной таблицы.
Работа с диапазонами.
Использование встроенных математических и статистических функций.
Статистическая обработка данных.
Использование условной функции.
Использование логической функции и функции времени.
Графическая обработка данных.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественно научные дисциплины, обществоведение.
Формализация и моделирование
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.
Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.
Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
Вычислительный эксперимент.
Создание имитационной модели.
Алгоритмы и исполнители
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация.
Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла.
Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
Решение задач с помощью структур линейной и ветвления.
Решение задач с помощью структуры цикла.
Решение задач с помощью вспомогательных алгоритмов.
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование.
Составление линейных программ на языке Паскаль.
Разработка на языке Паскаль программы с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений.
Разработка программы с использованием операторов ветвления и логических операций.
Разработка программы с использованием цикла предусловием.
Разработка программы с использованием цикла постусловием.
Разработка программы с использованием одномерных массивов.
Решение задач на вывод элементов массива, удовлетворяющих некоторым условиям.
Решение задач на массивы.
Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационно-коммуникационные технологии, математика, естествознание.
Хранение информации
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска и сортировки данных.
Практические работы:
Ввод и редактирование записей в базе данных.
Поиск записей в готовой базе данных.
Формирование сложных запросов в готовой базе данных.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационно-коммуникационные технологии, математика, естественно-научные дисциплины, обществоведение, филология.
Информационные технологии в обществе
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 9 КЛАСС
№ | Тема урока | Тип урока | Предметные компетентности | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля, измерители | Дата проведения | Дом. задание |
| план | факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Повторение. Информация и информационные процессы | Повторение, обобщение | Знать: понятие информации, виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации; единицы измерения информации; Уметь: определять способы представления языка; выбирать удобную форму для представления информации; | - ответы на вопросы, -слушание и анализ ответов учащихся, - подведение итогов | Беседа, фронтальный опрос | 1 нед | | Конспект чит., письмен-но задачи в тет. |
2 | Повторение. Программное и аппаратное обеспечение компьютера | Комбиниро-ванный | Знать: понятие программа, программный принцип ра- боты компьютера | - ответы на вопросы - запись основных понятий; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, индиви-дуальная работа, опрос | 1 нед | | Конспект чит. |
3 | Повторение. Измерение информации | Комби-ниро-ванный | Знать: понятия «объем информации», «объемный или алфавитный подход», «алфавит», «мощность алфавита»; единицы измерения информации, формулу связи мощности алфавита и кода символа, формулу для вычисления объема информации через вес символа и количество символов; | - ответы на вопросы; - самостоятельная работа с книгой; - выделение основных понятий; - решение задач; - формулирование выводов | Индиви-дуальная работа, беседа, практическая работа № 1 «определение количества информации», | 2 нед | | Конспект чит., З. С.19-21, №№ 19-31 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | Уметь: решать задачи с помощью алфавитного подхода, переводить от мелкой единицы измерения в более крупную и наоборот. | | | | | |
Передача информации в компьютерных сетях |
4 | Как устроена компьютерная сеть | Комби-ниро-ванный | Знать: понятие «компьютерные сети», виды сетей, структуру сети, и функционирование; назначение основных технических программных средств функционирования; Уметь: объяснить различие локальных и глобальных сетей | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов | Беседа, фронтальный опрос | 2 нед | | § 1 читать, конспект чит. |
5 | Электронная почта и другие услуги сети | Комби-ниро-ванный | Знать: 1) назначение электронной почты. Понятия «почтовый ящик», «почтовый адрес», структуру электронного письма; 2) назначение основных видов услуг гло-бальных сетей: электронные почты, телеконференции и др.; 3) правила переписки, 4) как отправить и получить письмо; 5) примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат. Уметь: создавать почтовый ящик, объяснить состав электронного письма; принять/отправить письмо с вложением и без; привести | - практическая работа ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 3 нед | | У.: § 2 читать, З. том 2 №№ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| | | примеры организации коллективного взаимодействия; | | | | | |
6 | Аппаратное и программное обеспечение сети | Комби-ниро-ванный | Знать: технические средства глобальной сети, протокол, программное обеспечение глобальной сети, технологию «клиент-сервер» | - практическая работа; ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов | Беседа, самостоятельная работа | 3 нед | | § 3 читать и отв. на вопросы устно, конспект чит. |
7 | Интернет и Всемирная паутина | Комби-ниро-ванный | Знать: Интернет - мировое содружество сетей; что такое Word Wide Web, Web – сервер, Web - страница Web – сайт, гиперструктура WWW, браузер – клиент - программа WWW | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов | Беседа, фронтальный опрос | 4 нед | | § 4 читать и отв. на вопросы устно |
8 | Способы поиска информации в Интернете | Комби-ниро-ванный | Знать: способы поиска информации в Интернете; поисковые серверы; язык запросов поисковой системы; Уметь: выбрать метод для поиска нужной страницы; сохранить для индивидуального пользования информационные объекты из компьютерных сетей (в том числе Интернет) и ссылки на них | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - практическая работа за ПК; - формулирование выводов | Беседа, фронтальный опрос; практическая работа № 2 «Поиск информации в поисковой системе Яндекс» | 4 нед | | § 5 читать, составить запросы на языке поиско-вой системы Яндекс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
9 | Что такое моделирование. Графические информационные модели | Комби-ниро-ванный | Знать: - Понятие «модель». - Назначение и свойства моделей. Уметь: - объяснить понятие «модель»; отличать натуральные и информационные модели | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 5 нед | | У.: § 6,7 читать, задание в тетради (№1, №2), конспект чит. |
10 | Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере. | Комби-ниро-ванный | Знать: Информационные модели (вербальные, графические, табличные, математические) Уметь: - отличать формы представления моделей (графические, табличные, вербальные, математические); - приводить примеры натуральных и информационных моделей; - ориентироваться в таблично организованной информации; - описывать объект (процесс, явление) в табличной форме для простых случаев | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, самостоятельная работа | 5 нед | | У.: § 8,9 читать, З.: при-мер 5 А разоб-рать |
11 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | Комби-ниро-ванный | Знать: понятия «база данных», СУБД, информационная система, реляционная база данных и ее элементы (поле, запись, первичный ключ) Уметь: выделить поля, записи в готовой БД; - открывать готовую БД в одной из СУБД | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов | Беседа, самостоятельная работа | 6 нед | | У.: § 10 читать, вопр. 7,9,10, 12 письмен-но |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
12 | Назначение СУБД. Проектирование однотабличной базы данных | Комби-ниро-ванный | Знать: типы и форматы полей; как создавать и заполнять БД в Access. Уметь: открывать готовую БД в Access реляционного типа | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Самостоятельная работа, беседа | 6 нед | | У.: § 11 читать, на вопр. отв. устно |
13 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Команды выборки | Комби-ниро-ванный | Знать: как добавлять и удалять записи в БД в Access.; структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; Уметь: добавлять и удалять записи в БД в Access; организовать поиск данных в БД | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 3 «создание БД, определение формата полей» | 7 нед | | У.: § 12 читать |
14 | Формирование простых запросов к готовой базе данных | Комби-ниро-ванный | Знать: выполнение простого запроса Уметь: организовать запрос | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 4 «заполнение БД, формиро-вание простого запроса» | 7 нед | | У.: § 13 читать, на вопр. отв. устно |
15 | Условия выбора и простые выражения | Комби-ниро-ванный | Знать: понятие логическая операция, логическое выражение Уметь: использовать при формировании запроса | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 5 «Создание запроса, сортировка данных, удаление и дополнение данных» | 8 нед | | У.: § 13,15 читать, на вопр. отв. устно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | 8 | 9 |
16 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | Комби-ниро-ванный | Знать: как формировать сложный запрос Уметь: сформировать сложный запрос | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 6 «формирование сложных запросов» | 8 нед | | У.: § 14 читать, на вопр. отв. устно |
17 | Двоичная система счисления | Комби-ниро-ванный | Знать: различие между позиционной и непозиционной системой счисления; понятие «двоичная» система счисления; развернутая форма числа Уметь: представлять в развернутой форме число; | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, работа в группах | 9 нед | 10.11 | У.: § 16 читать стр.96, вопр. 2,3 письм |
18 | Перевод чисел из одной системы в другую | Комби-ниро-ванный | Знать: способы перевода чисел из одной системы счисления в другую; Уметь: перевести числа из одной системы в другую | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Самостоятельная работа, беседа, индивидуальная работа | 9 нед | | У.: § 16 читать стр.96-99 вопр. 4,5 письм. |
19 | Арифметические действия с числами в разных системах счисления | Комби-ниро-ванный | Знать: правила действия над числами в различных системах счисления; Уметь: выполнять базовые операции над числами по правилам | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Самостоятельная работа, беседа, индивидуальная работа | 10 нед | | У.: § 16 стр.99 читать, вопр. 6,7 письм. |
20 | Представление чисел в памяти компьютера | Комби-ниро-ванный | Знать: представление целых чисел; размер ячейки и диапазон значений чисел; | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; | Беседа, опрос | 10 нед | | У.: § 17 читать, вопр. 3,4 письм. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
20 | | | особенности работы компьютера с целыми числами; представление вещественных чисел; особенности работы компьютера с вещественными числам; Уметь: объяснить представление целых положительных и отрицательных чисел, вещественных чисел | - решение задач; -формулирование выводов | | | | |
21 | Что такое электронная таблица | Комби-ниро-ванный | Знать: понятие ЭТ и табличный процессор, основные информационные единицы ЭТ: строка, столбец, ячейка, блоки и способы их идентификации | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 11 нед | | У.: § 18 читать, вопр 1-5 устно |
22 | Правила заполнения таблицы | Комби-ниро-ванный | Знать: типы данных ЭТ (тексты, числа, формулы); правила записи чисел, текста, формул Уметь: записать текст, числа, формулу | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 7 «Заполнение ЭТ» | 11 нед | | У.: § 19 читать, вопр. 5 письмен. |
23 | Работа с диапазонами. Относительная адресация | Комби-ниро-ванный | Знать: понятие диапазон, функции обработки диапазона, принцип относительной адресации, | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 8 «Работа с диапазонами. Относительная адресация» | 12 нед | | У.: § 20 читать, вопр. 5,6 письм. |
24 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | Комби-ниро-ванный | Знать: как пользоваться математическими и статистическими функциями; сортировка таблицы; Уметь: применять математические и статистические функции, сортировать данные в ЭТ | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 9 «Сортировка данных в ЭТ. Математичес-кие и статистические формулы» | 12 нед | | У.: § 20 читать, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
25 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | Комби-ниро-ванный | Уметь: применять математические и статистические функции, сортировать данные в ЭТ | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Самостоятельная работа за ПК | 13 нед | | У.: § 20 читать, |
26 | Условная функция | Комби-ниро-ванный | Знать: понятие условная функция | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 10 «Использование условной функции» | 13 нед | | У.: § 21 читать, вопр 2 письм. |
27 | Логические функции и абсолютные адреса | Комби-ниро-ванный | Знать: запись и выполнение логических функций, абсолютные адреса, функция времени Уметь: использовать логические функции и абсолютные адреса | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 11 «Использование логической функции и функции времени» | 14 нед | | У.: § 22 читать, вопр. 4 письм |
28 | Деловая графика | Комби-ниро-ванный | Знать: графические возможности табличного процессора, типы диаграмм Уметь: строить графики, диаграммы | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - работа за ПК; - формулирование выводов | Практическая работа № 12 «Графическая обработка данных» | 14 нед | | У.: § 21 читать, вопр |
29 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Этапы математического моделирования на компьютере | Изуче-ние нового мате-риала | Знать: как использовать Excel для математического моделирования, этапы моделирования на компьютере, пример математического моделирования в ЭТ | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 15 нед | | У.: § 23 читать, вопр |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
30 | Проведение вычислительного эксперимента | Комби-ниро-ванный | Использовать этапы математического моделирования на предложенном примере | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Практическая работа № 13 «Вычислительный эксперимент» | 15 нед | | У.: § 23 читать, вопр 3 письм |
31 | Имитационные модели в электронных таблицах | Комби-ниро-ванный | Уметь: использовать выделенные этапы математического моделирования в ЭТ | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Практическая работа № 14 «Создание имитации» | 16 нед | | У.: § 24 читать |
32 | Итоговое тестирование по теме «Электронные таблицы» | Срез знаний | Знать: понятия «ЭТ», «столбец», «строка», «ячейка»; типы данных в ЭТ; как вводить формулы в ЭТ; как представлять зависимость формулы на графике; этапы моделирования на ПК. Уметь: использовать таблицу как средство моделирования. Вводить данные в готовую таблицу, изменять данные, переходить к графическому представлению; вводить математические формулы и вычислять по ним; представлять формульную зависимость на графике | Самостоятельное решение задач | Контрольная работа № 1 | 16 нед | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Управление и алгоритмы |
33 | Управление и кибернетика. Управление с обратной связью | Комби-ниро-ванный | Знать: понятие «кибернетика»; предмет и задачи науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 17 нед | | У.: § 25, 26 читать, вопр 1 на стр. 142; вопр. 5 на стр. 146 письм |
34 | Определение и свойства алгоритма | Комби-ниро-ванный | Знать: понятие «алгоритм управления», роль алгоритма в системах управления; основные свойства алгоритма | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | беседа | 17 нед | | У.: § 27 читать, вопр. 5 а письм |
35 | Язык блок-схем. Линейные алгоритмы | Комби-ниро-ванный | Знать: способ записи алгоритма в виде блок-схемы; элемент алгоритмической конструкции: следование; запись на учебном алгоритмическом языке; Уметь: составлять линейный алгоритм в виде блок-схемы и алгоритмическом языке | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач на следование; - формулирование выводов | беседа | 18 нед | | У.: § 28 читать, вопр 7 для первых трех букв |
36 | Ветвление. Структура ветвления в алгоритмах | Комби-ниро-ванный | Знать: элемент алгоритмической конструкции: ветвление; запись на учебном алгоритмическом языке; Уметь: составлять алгоритм в виде блок-схемы с ветвлением и на алгоритмическом языке | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, практическая работа № 15 в среде КУМИР «Использование линейных и ветвящихся алгоритмов» | 18 нед | | У.: § 31 читать, вопр |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
37 | Ветвление. Структура ветвления в алгоритмах | Комби-ниро-ванный | Знать: элемент алгоритмической конструкции: ветвление Уметь: составлять алгоритм с ветвлением в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, практическая работа № 16 «Использова-ние ветвления в алгоритмах» | 19 нед | | У.: § 31 читать, вопр |
38 | Использование циклов с предусловием, с постусловием | Комби-ниро-ванный | Знать: элемент алгоритмической конструкции: цикл Уметь: составлять алгоритм с циклом в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 19 нед | | У.: § 30 читать, вопр 5 а стр.176 письм |
39 | Использование циклов с предусловием, с постусловием | Комби-ниро-ванный | Знать: циклы с предусловием и постусловием; преимущества циклов с предусловием и постусловием; Уметь: составлять алгоритм с циклом в виде блок-схемы и на алгоритмическом языке, выбирать от ситуации цикл с постусловием или предусловием | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, практическая работа № 17 «Использова-ние цикла» в среде КУМИР | 20 нед | | У.: § 30 читать, вопр |
40 | Работа с циклами | Комби-ниро-ванный | Уметь: использовать основные алгоритмические конструкции в блок-схеме; - понимать описание алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; - выполнять трассировку алгоритма для исполнителя | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, самостоятельная работа в тетради и в среде КУМИР № 18 «Работа с циклами» | 20 нед | | У.: § 30 читать, вопр |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
41 | Вспомогательные алгоритмы | Комби-ниро-ванный | Знать: назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, практическая работа № 19 «Использова-ние вспомога-тельных алго-ритмов» в среде КУМИР | 21 нед | | У.: § 29 читать, вопр |
42 | Использование вспомогательных алгоритмов | Комби-ниро-ванный | Уметь: выделять подзадачи; использовать вспомогательные алгоритмы | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Беседа, инди-видуальная практическая работа № 20 в среде КУМИР | 21 нед | | У.: § 29 читать, вопр |
43 | Решение задач алгоритмизации | Комби-ниро-ванный | Уметь: пользоваться языком блок-схем; учебным алгоритмическим языком | - решение задач | Опрос, самостоятельная работа | 22 нед | | З. №№ стр. |
44 | Итоговое тестирование по теме «Алгоритмизация» | Срез знаний | Знать: язык блок-схем; учебный алгоритмический язык; как осуществлять трассировку алгоритма для известного исполнителя; Уметь: составлять в виде блок-схемы линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы; управлять одним из учебных исполнителей и проверять правильность выполнения алгоритма | - решение задач | Контрольная работа № 2 | 22 нед | | |
Программное управление работой компьютера |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
45 | Понятие программирование | Комби-ниро-ванный | Знать: основные виды и типы величин; назначение языков программирования; понятие «трансляция»; назначение систем программирования | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач;- формулирование выводов | Беседа, опрос | 23 нед | | У.: § 32 читать, вопр |
46 | Знакомство с языком Паскаль | Комби-ниро-ванный | Знать: правила оформления программ на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - исследование интерфейса среды; - формулирование выводов | Беседа, конспектиро-вание, опрос | 23 нед | | У.: § 35 читать, вопр |
47 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование | Комби-ниро-ванный | Знать: последовательность выполнения программы в системе программирования Уметь: работать с готовой программой на Паскале | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Индивидуль-ная работа за ПК, беседа, опрос | 24 нед | | У.: § 33 читать, вопр конспект |
48 | Составление линейных программ на языке Паскаль | Комби-ниро-ванный | Знать: синтаксис записи линейного алгоритма на Паскале Уметь: составлять линейные программы на Паскале | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Самостоятельная работа по теме «интерфейс среды программирования», беседа | 24 нед | | У.: § 34 читать, вопр |
49 | Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером | Комби-ниро-ванный | Знать: правила записи ветвящегося алгоритма на Паскале Уметь: работать с ветвящимися алгоритмами на Паскале | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач; - формулирование выводов | Самостоятельная работа по теме «линейное программирование» | 25 нед | | У.: § 36, 37, 38 читать, вопр |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
50 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений | Комби-ниро-ванный | Знать: запись операторов ввода, вывода на Паскале Уметь: использовать при составлении алгоритма | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач за ПК; - формулирование выводов | Индивидуальная практическая работа № 21 за ПК в среде Паскаль, беседа, опрос | 25 нед | | У.: § 35, читать, вопр |
51 | Логические операции. Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций | Комби-ниро-ванный | Знать: запись логических операций на Паскале, приоритеты операций Уметь: использовать логические операции в алгоритмах с ветвлением | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач за ПК (тестирование и отладка); - формулирование выводов | Беседа, самостоятельная работа, Практическая работа № 22 «Разработка программы с использованием оператора ветвления и логических операций» | 26 нед | | У.: § 37, читать стр.207, вопр.6 письм |
52 | Цикла на языке Паскаль | Комби-ниро-ванный | Знать: виды циклов на Паскале, синтаксис записи циклов на языке программирования Уметь: записать на языке программирования алго-ритм представленный в виде блок-схемы | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач в тетради (составление блок-схемы и запись на языке Паскаль) - формулирование выводов | Беседа, опрос, самостоятельная работа в тетради | 26 нед | | У.: § 39, читать стр.214 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
53 | Разработка программ с использованием цикла с предусловием | Комби-ниро-ванный | Уметь: использовать язык программирования Паскаль для составления алгоритма с циклом (предусловием) | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач за ПК (тестирование и отладка); - формулирование выводов | Практическая работа № 23 «Разработка программ с использова-нием цикла с пред-условием» | 27 нед | | У.: § 39, читать стр.214, вопр. 1,3 письм |
54 | Разработка программ с использованием цикла с постусловием | Комби-ниро-ванный | Уметь: использовать язык программирования Паскаль для составления алгоритма с циклом (постусловием) | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач за ПК (тестирование и отладка); - формулирование выводов | Практическая работа № 24 «Разработка программ с использова-нием цикла с пост-условием» | 27 нед | | У.: § 35, читать стр.216, вопр. 2,3 письм |
55 | Цикл с параметром в Паскале | Комби-ниро-ванный | Знать: запись на языке программирования цикла с параметром; Уметь: использовать цикл с параметром при решении задач | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач за ПК (тестирование и отладка); - формулирование выводов | Практическая работа № 25 «Разработка программ с использова-нием цикла с параметром» | 28 нед | | Стр.224 читать, Стр. 218 вопр.3 письм |
56 | Одномерные массивы в Паскале | Комби-ниро-ванный | Знать: понятие «одномерный массив», описание и использование одномерного массива на Паскале; Уметь: использовать одномерные массивы на Паскале | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач; - выводы | | 28 нед | | У.: § 41, читать, вопр.4 на стр. 227 письм. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
57 | Разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль | Комби-ниро-ванный | Уметь: обрабатывать одномерные массивы; отлаживать и исполнять программы в системе программирования | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач за ПК (тестирование и отладка); - формулирование выво | Практическая работа № 26 «разработка программ с использованием одномерных массивов на языке Паскаль» | 29 нед | | У.: § 42, читать, вопр. 1,2 письм |
58 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | Комби-ниро-ванный | Знать: запись датчика случайных чисел; способ поиска чисел в массиве согласно условию Уметь: использовать при решении задач датчик случайных чисел; применять способ поиска чисел по требуемому условию | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач; - формулирование выводов | Практическая работа № 27 «Решение задач на вывод элементов массива, удовлетворя-ющим некоторым условиям | 29 нед | | У.: § 43, читать, вопр.2 письм на стр.238 |
59 | Составление программ обработки одномерных массивов | Комби-ниро-ванный | Уметь: составлять блок-схему на теме одномерные массивы, записать программу на языке Паскаль, отладить и получить ответ на экране монитора | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; составление блок-схемы и запись на языке Паскаль); - решение задач; - формулирование выводов | Практическая работа № 28 «Обработка массива» | 30 нед | | У.: § 41-43, читать, вопр. 5, 6 на стр.238 письм |
60 | Итоговая работа по теме «Программирование на языке Паскаль» | Срез знаний | Знать: основные правила записи алгоритмов на языке Паскаль Уметь: составить программы, отладить и получить ответ на экране монитора | - решение задач | Контрольная работа № 3 | 30 нед | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Информационные технологии и общество |
61 | Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | Комби-ниро-ванный | Знать: историю средств хранения, передачи и обработки информации, чисел и систем счисления | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач на следование; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 31 нед | | У.: § 44, читать, вопр. 1-7 устно, §45 читать |
62 | История ЭВМ и ИКТ | Комби-ниро-ванный | Знать: историю средств развития информатизации | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач на следование; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 31 нед | | У.: § 46-47, читать, вопр. 1-8 на стр.275 устно |
63 | Информационные ресурсы современного общества. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере | Комби-ниро-ванный | Знать: понятия информационные ресурсы, информационное общество, защиты информации | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач на следование; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 32 нед | | У.: § 48, 49, читать |
64 | Проблемы формирования информационного общества | Комби-ниро-ванный | Знать: проблемы и перспективы информатизации общества | - ответы на вопросы; - выделение основных понятий; - составление конспекта; - решение задач на следование; - формулирование выводов | Беседа, опрос | 32 нед | | У.: § 48, читать |
65 | Решение задач ГИА по курсу 8-9 классов | Комби-ниро-ванный | | - решение задач; - анализ и обобщение | Беседа, индивидуальная работа | 33 нед | | Конспект в тетради |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
66 | Итоговая работа | Комби-ниро-ванный | | - решение задач; - анализ и обобщение | Работа в малых группах, беседа | 34 нед | | Конспект в тетради |
67 | Анализ итоговой работы. Решение задач ГИА по курсу 8-9 классов | Комби-ниро-ванный | | - решение задач; - анализ и обобщение | Работа в малых группах, беседа | 35 нед | | Зад. в тет., конспект чит. |
68 | Решение задач ГИА по курсу 8-9 классов | Комби-ниро-ванный | | - решение задач; - анализ и обобщение | Самостоятельная работа | 35 нед | | Зад. в тет. , конспект читать |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Стенды: по технике безопасности, упражнения для снятия напряжения с глаз, взаимосвязь единиц измерения информации;
Детали ПК (процессор, материнская плата, оперативная и внутренняя память, шлейфы и переходники, платы расширения (видеоадаптеры, tv-тюнер, плата локальной сети, звуковая карта, модем), CD-rom, DVD-rom, дисковод, корпус, блок питания)
Носители информации: жесткий диск, CD, DVD – диски, floppy- диски, флэш-память
Программное обеспечение: ОС Windows 8, пакет программ Microsoft Office 2010 (Access, Excel), Open Office, архиватор 7zip, Norton Commander, Mozilla Firefox, Языки: основные элементы языка поисковой системы Яндекс, Pascal ABC.net, комплект учебных миров: Водолей, Кузнечик, Кумир, Черепаха.
Список основной литературы:
Учебник «Информатика и ИКТ» для 9 класса/И. Г. Семакин, Л. Г. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.- 3 изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 341 с.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т./ Л. А. Залогова и др.; под ред. И. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 312 с.
Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 4 частях. Ч.2: Информационное моделирование/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 56 с.
Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 4 частях. Ч.3: Хранение и обработка информации в базах данных /И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 96 с.
Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса: в 4 частях. Ч.4: Табличные вычисления на компьютере/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 104 с.
Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 3 частях. Ч.1: Управление и алгоритмы/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 72 с.
Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 3 частях. Ч.2: Введение в программирование/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 128 с.
Семакин И. Г. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 3 частях. Ч.3: Информационные технологии и общество/И. Г. Семакин, Т.В. Ромашкина. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 40 с.
Список дополнительной литературы:
Информатика: учебник для 9 класса/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с.
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ. /Под ред. Н.В. Марковой.- СПб.: Питер, 2008. – 160 с.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Информатика/авт.- сост. П.А. Якушкин, Д.М. Ушаков. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 251 с.
ЕГЭ 2013: Информатика: Сдаем без проблем!/ Е. М. Островская, Н. Н. Самылкина. – М.: Эксмо, 2012. – 160 с.
Информатика и ИКТ (открытый банк заданий, нормативных документов) – Режим доступа: http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 1.10.2015).
ЕГЭ 2014. Информатика. Типовые тестовые задания/В. Р. Лещинер. – М.: Экзамен, 2014. – 287 с.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция цифровых ресурсов (http://sc.edu.ru)
Методическая служба издательства (http://metodist.lbz.ru)
Поляков К. Ю. Методическое, программное обеспечение (http://kpolyakov.spb.ru/)
Обозначения:
У – учебник
З – задачник-практикум