Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:
на заседании методического совета школы
Протокол от «____»_______201 №___
Председатель методсовета
_______________
Утверждено:
Приказом №___от «____»_______201
Рабочая программа
по информатике
для 2 класса
на 2015-2016 учебный год
(Нателаури Н.К., Маранин С.С. Информатика и ИКТ. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч - Смоленск: Ассоциация XXI век , 2012
Программы общеобразовательных учреждений. Информатика и ИКТ: программа курса. Поурочно – тематическое планирование: 2-4 классы/ Н.К.Нателаури. Смоленск: Ассоциация XXI век , 2013)
Разработчик программы
учитель информатики
Казакова Светлана Ивановна
С.Самара
2015 год
Пояснительная записка
Программа по предмету «Информатика и ИКТ» для 2-4 классов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных).
Целью изучения предмета «Информатика и ИКТ» в начальной школе является приобретение учащимися учебной ИКТ-компетентности, что позволит сформировать у учащихся предметные и универсальные учебные действия, а также опорную систему знаний, обеспечивающие продолжение образования в основной школе.
Общая характеристика учебного предмета
В рамках пропедевтического курса, изучаемого в начальной школе, формируются первичные представления об объектах информатики как естественно-научной дисциплины о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Содержание пропедевтического курса информатики строится на основе шести содержательных линий: линии информации и информационных процессов, линии представления информации, алгоритмической линии, линии компьютера, линии моделирования, линии информационных технологий.
Кроме того, изучение информатики в начальной школе позволяет учащимся более успешно освоить и другие предметы начального образования. Это связано с тем, что информатика имеет межпредметные связи с различными общеобразовательными предметами как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне использования методов и средств познания реальности.
Изучение информатики позволяет сформировать у учащихся многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер (сбор, хранение, передача, преобразование информации; моделирование; построение схем, таблиц и др.). В связи с этим часть метапредметных результатов, включающих осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и межпредметные понятия, входит в структуру предметных результатов курса информатики.
Вариативность заданий в курсе информатики, связь с различными предметами школьного курса (математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, музыка), опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для усвоения предметных знаний и овладение способами действий, коллективное обсуждение ответов позволяют оказывать положительное влияние на развитие познавательного интереса у учащихся.
Предлагаемые ссылки на электронные образовательные ресурсы будут способствовать получению начальных представлений о возможностях ИКТ; формированию познавательной потребности; повышению мотивации учащихся начальной школы; формированию первоначального умения работы на компьютере; стимуляции познавательной активности учащихся; формированию проектных начал за счёт создания условий для реализации новых видов деятельности, связанных с созданием моделей, проведением экспериментов.
Всё вышесказанное позволяет при изучении предмета «Информатика и ИКТ» способствовать реализации основной цели начального образования – развитию умения учиться. Изучение предмета «Информатика и ИКТ» реализуется со второго по четвёртый класс по часу в неделю, то есть по 34 часа в год.
Ценностные ориентиры содержания предмета
Основными задачами курса информатики в начальной школе являются:
– формирование представлений об информационной картине мира;
– формирование логического и алгоритмического мышления;
– обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
– обеспечение первоначальных знаний о правилах создания информационной среды и умения применять её для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.
Требования к результатам освоения предмета
Цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» направлена на достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Личностные результаты
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников начальной школы будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, учебе;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой информационной задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям задачи;
ориентация на понимание места ИКТ в жизни человека, их практической значимости;
развитие чувства ответственности за качество окружающей информационной среды;
установка на здоровый образ жизни.
Выпускник получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках.
Метапредметные результаты
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник начальной школы научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, по реакции интерактивной среды;
вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи.
Выпускник получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и системы;
выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение.
В сфере коммуникативных универсальных учебных умений выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что – нет.
Выпускник получит возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом содержания предметных областей «Математика и информатика» и «Технология».
Выпускник научится:
устанавливать истинность утверждений;
читать и заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные диаграммы;
соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения информационных задач;
использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать и обобщать информацию, представлять в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова;
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме;
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию в разной форме;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы);
пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Содержание курса
Информация и информационные процессы
Информация как сведения об окружающем нас мире. Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия (зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная, вкусовая). Источники, приёмники информации, канал связи. Информация как необходимый элемент общения. Средства общения Информационные процессы: поиск, сбор, хранение, обработка и передача информации. Способы хранения информации. Носители информации.
Виды информации по форме представления: текст, изображение, звук, число. Кодирование/декодирование информации. Шифрование. Символьный, графический и числовой способы кодирования информации.
Организация информации. Чтение и заполнение таблиц, схем. Чтение диаграмм.
Объекты. Имя объекта. Свойства объектов. Действия объектов. Простейшие способы сравнения, сериации, классификации объектов.
Множество. Пересечение, объединение множества объектов. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и («и», «не», «или», «и», «если… то»); истинность утверждений.
Модель объекта. Виды моделей. Информационные модели. Назначение и области применения. Построение словесной, графической модели объекта. Схемы, таблицы, диаграммы как формы моделирования.
Алгоритм. Исполнитель алгоритма. Примеры исполнителей. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Алгоритмические конструкции. Составление, запись и выполнение алгоритма.
Компьютер как устройство для работы с информацией различного вида. Устройства ввода/вывода, обработки, хранения информации.
Взаимодействие человека с компьютером. Его информационная безопасность при работе в сети.
Практика работы на компьютере
Правила техники безопасности при работе на компьютере. Соблюдение гигиенических условий работы, в том числе выполнение зарядки для глаз и пальцев рук.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью.
Организация информации на компьютере (система файлов и папок). Создание системы папок для хранения собственной информации на компьютере. Простейшие приёмы поиска информации в электронных словарях, файловой системе, Интернете: по ключевым словам, каталогам.
Работа с простыми информационными объектами. Обработка числовой информации на компьютере. Создание и обработка текстов, рисунков (в том числе из готовых фрагментов). Создание звука. Использование библиотек готовых объектов (рисунков, звуков).
Создание компьютерной анимации. Моделирование объектов и процессов и управление ими с использованием визуальной объектно-ориентированной среды программирования.
Работа с электронными образовательными ресурсами (работа в интерактивной среде.
Тематическое планирование по информатике 2 класс
Дата | Номер урока | Название темы | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | Игра | ЭОР |
| 1 четверть 9 часов | |
| 1 | Информация вокруг нас Что такое информация? | 1 | Определять, с помощью каких органов чувств человеком может быть получена информация в конкретных случаях. . | Игра. Работать по правилам игры. Использовать полученную с по- мощью органов чувств информацию об объекте для его описания. | ЭОР. Следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вы- числительной техникой, в том числе с компьютером |
| 2 | Виды информации по способу восприятия | 1 | Определять, к какому виду относится информация по способу восприя- тия. . | Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать ин- формацию, полученную с помощью органов чувств | ЭОР. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в ин- терактивном режиме. Выполнять операцию «щелчок мышью». Определять органы чувств, воспринимающие зрительную, звуковую, обонятельную, осязательную, вкусовую информацию при работе с соответствующим ЭОР. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 3 | Источники и приемники информации | 1 | Определять источники и приёмники информации в конкретных случа- ях. Приводить примеры источников и приёмников информации. . | Игра. Работать по правилам игры | ЭОР. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в ин- терактивном режиме. Выполнять операцию «перетаскивание объекта с помощью мыши». Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 4 | Общение и канал связи | 1 | Анализировать общение с точки зрения обмена информацией. Определять, какие средства общения используются при передаче ин- формации. | Игра. Работать по правилам игры. Использовать различные сред- ства общения для передачи информации (мимика, жесты и др.). | ЭОР. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Определять роль объекта по схеме (ис- точник информации, канал связи, приёмник информации). Конструировать рисунок из готовых частей по шаблону. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 5 | Информационные процессы Действия с информацией | 1 | Выделять основные информационные процессы (сбор, хранение, обра- ботка, передача) в реальных ситуациях. | Игра. Работать по правилам игры. Декодировать информацию, представленную ребусом. | ЭОР. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Определять вид информации по действию. Выполнять операцию «перемещение мыши по экрану в определённом направлении». Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 6 | Передача информации | 1 | Приводить примеры передачи информации в живой и неживой природе. | Игра. Работать по правилам игры. Демонстрировать основные ин- формационные процессы (игра «Испорченный телефон»). | ЭОР. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Определять вид информации по действию. Развивать реакцию и ловкость работы с мышью. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 7 | Обработка информации | 1 | Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно- следственных связей. Строить и объяснять простейшие логические выражения. | Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. | ЭОР. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Определять способ получения информации. Развивать реакцию и ловкость работы с мышью. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз |
| 8 | Хранение информации | 1 | Приводить примеры хранения информации в реальных ситуациях. | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Выполнять операцию «двойной щелчок мышью». Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 9 | Носители информации | 1 | Приводить примеры носителей информации. Определять носитель ин- формации, который можно использовать в определённой ситуации. | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Определять носитель информации. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 2 четверть 7 часов |
| 10 | Виды информации по форме представления Представление информации | 1 | Различать и называть виды информации по форме представления. Приводить примеры текстовой, графической, числовой, звуковой ин- формации. Переводить информацию из одной формы в другую. | Игра. Работать по правилам игры. Переводить информацию из одной формы в другую. | ЭОР. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме. Анализировать информацию, представленную в графической форме. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 11 | Языки, алфавиты | 1 | Приводить примеры известных алфавитов и называть количество сим- волов в них. Анализировать текстовую информацию. | Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать информацию. | ЭОР. Определять тип алфавита и алфавитное кодирование информации. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 12 | Кодирование информации | 1 | Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу. Объяснять, зачем люди кодируют информацию. | Игра. Работать по правилам игры. Следовать алгоритму. | ЭОР. Определять тип кодирования информации ( цифровое, символьное, пиктографическое). Декодировать информацию (семафорная азбука). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 13 | Способы кодирования информации. Графический способ. | 1 | Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу. | Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать информацию, представленную графическим способом. | ЭОР. Определять тип кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое). Анализировать, сравнивать и обобщать информацию, представленную графическим способом. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 14 | Способы кодирования информации. Символьный способ. | 1 | Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу. | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Определять тип кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое). Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу (шифр Цезаря). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 15 | Способы кодирования информации. Числовой способ. | 1 | Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу. | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Определять тип кодирования информации (цифровое, символьное, пиктографическое). Кодировать/декодировать информацию по предложенному правилу (замена букв их порядковыми номерами). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз). |
| 16 | Контрольный тест | 1 | | | |
| 3 четверть 10 часов |
| 17 | Правила поведения в компьютерном классе | 1 | Следовать рекомендациям по безопасной работе в классе с вычисли- тельной техникой, в том числе с компьютером. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). |
| 18 | Информация. Организация информации. Схемы. | 1 | Приводить примеры организации информации с помощью схем, таб- лиц, диаграмм. Использовать схемы для организации информации. Получать информацию из схем. | Игра. Работать по правилам игры. Выполнять действия по схеме. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 19 | Таблицы. | 1 | Использовать таблицы для организации информации. Получать нужную информацию из таблиц. | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 20 | Объекты и их свойства. | 1 | Описывать объект с помощью его свойств. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию об объектах. Находить общие/различные свойства объектов. Выделять из множества объекты с заданными свойствами. | Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию об объектах. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Определять название геометрического объекта по изображению. Анализировать, сравнивать, обобщать информацию об объектах. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 21 | Списки. | 1 | Организовывать информацию с помощью списков. Определять, нужно ли использовать нумерованный список при органи- зации информации в конкретных случаях. | Игра. Работать по правилам игры. . | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 22 | Поиск информации | 1 | Располагать информацию в алфавитном порядке. Использовать алфавитный/тематический указатель для поиска инфор- мации. Работать со словарём, в том числе с электронным. | Игра. Работать по правилам игры | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Работать с электронным словарём. Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 23 | Компьютер и информация. Компьютер и человек. | 1 | Приводить примеры использования компьютера в жизни человека. 1 | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). Знакомство с компьютером |
| 24 | Знакомство с компьютером. | 1 | Называть устройства настольного компьютера и их назначение. | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 25 | Начинаем работать на компьютере. | 1 | Включать и выключать компьютер. Осуществлять основные действия мышью: щелчок, двойной щелчок, щелчок правой клавишей мыши, прижатие левой клавиши мыши. | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 26 | Контрольный тест | 1 | | | |
| 4 четверть 8 часов | |
| 27 | Работа на клавиатуре. | 1 | Вводить информацию с помощью клавиатуры. Набирать простейшие тексты. | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям ( зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 28 | Обработка текстовой информации. | 1 | Набирать заглавные буквы, знаки препинания. Исправлять набранный текст (удалять символы, добавлять пропущен- ные). | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 29 | Помощники человека при счете. | 1 | Называть помощников человека для счёта. Использовать пальцы рук для определения значения произведения при умножении на 9. | Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью цифровой клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 30 | Калькулятор. | 1 | Использовать цифровую клавиатуру для ввода числовых данных. Вычислять значение выражения, используя программу «Калькулятор». | Игра. Работать по правилам игры. | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 31 | Обработка графических данных | 1 | Пользоваться мышью для работы с изображениями на компьютере (электронные раскраски, пазлы, сравнение изображений). Использовать инструменты «карандаш», «заливка цветом», «ластик» в графических редакторах. Анализировать, сравнивать информацию, представленную в графической форме. | Игра. Работать по правилам игры. Анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию. Использовать информацию для установления отношений, причинно-следственных связей | ЭОР. Располагать руки на клавиатуре. Вводить информацию с по- мощью клавиатуры (клавиатурный тренажёр). Следовать гигиеническим рекомендациям (зарядка для глаз, пальцев рук). |
| 32 | Графика в компьютере. | 1 | Пользоваться мышью для работы с графическими изображениями | | |
| 33 | Повторение. | 1 | | | |
| 34 | Контрольный урок. | 1 | | | |