г. Каменск-Шахтинский
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ РО
«Каменск-Шахтинская школа-интернат»
Г.А. Пискунова
М.П.
Приказ от №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике
(указать предмет, курс, модуль)
Уровень начального общего образования, 2-4 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование, класс)
Количество часов 105
Учитель Орлова О.С.
(ФИО)
Программа разработана на основе:
Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).
Информатика. Программы для начальной школы: 2-4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)
2016-2017 учебный год
Оглавление
1. Планируемые предметные результаты освоения курса 3
2. Содержание и структура учебного предмета «Информатика» 13
2.1 Содержание учебного предмета «Информатика» 13
2.2 Структура курса 15
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета 16
3.1 Календарно тематическое планирование 16
3.2 Графики и виды контроля освоения учебного предмета 19
1. Планируемые предметные результаты освоения курса
В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов. Выработка информационной культуры становится одним из основных приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области образования соответствуют мировым.
Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования. Содержание курса информатики в начальной школе определено ФГОС для начальной школы.
В настоящее время отчетливее стали видны роль информатики в формировании научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, методологии. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность.
Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика — ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.
Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.
В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.
Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы для начальной школы Н.В. Матвеевой, М.С. Цветкова по УКМ для начальной школы: 2-4 классы «Информатика» авторов Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др..
Курс рассчитан на преподавание в объеме 105 годовых часов, 1 час в неделю (2 класс — 35 часа, 3 класс — 35 часа, 4 класс — 35 часа). Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения, что позволяет реализовать непрерывный курс изучения информатики в ГБОУ Ро «Каменск-Шахтиская школа-интернат».
Содержание обучения направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по информатике, решение учебно-практических задач на основе сформированных предметных знаний и умений, а также УУД, которые необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.
Информатика во втором классе — это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера. Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности.
Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.
Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, обобщенности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения младшие школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и использование средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий. То есть с активным использованием учебных информационных ресурсов на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соотношении с первым аспектом осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации информационных ресурсов, о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом ведется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, подготовка к учебной деятельности с использованием информационных и коммуникативных технологий на других предметах.
Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в начальной школе является развитие качеств личности отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникативной компетентности.
Этому способствует реализация следующих целей и задач обучения пропедевтического курса изучения информатики в начальной школе:
формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной деятельности;
знакомство с базовой системой понятий информатики;
формирования опыта создания и преобразование текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и пр. с помощью компьютера;
развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
получение предметных знаний, умений и навыков, таких так: умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, умение использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и так далее;
обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, то есть умения работать с информацией, правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;
формировать умения описывать объекты реальной действительности, представлять информацию о них различными способами;
сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Предлагаемый пропедевтический курс информатики опирается на основополагающиеся принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения задачи формирования УУД — формируются умения строить модель решаемой задачи, решать нестандартные задачи.
Во втором классе учащиеся учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики. Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.
Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Сегодня нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать), отличать форму от содержания. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направленно на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. В рамках предметной области «Технология» уделяется внимание обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направленно на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучает пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации, расширяет возможности учащихся познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.
Изучение предметов эстетического цикла направлено на развитие «способности к эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства, выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностными восприятием окружающей действительности.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Этому тоже учит информатика, пробуждая познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе школьники овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным или зеленым подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово, предложение), участвовать в диалоге, овладевают основами делового письма, составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема.
Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; разворачивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ.
Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.
Выделение межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место должно быть отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
Информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
С учетом специфики интеграции предмета в образовательный план конкретизируем цели, компетенции:
Личностные | достигаются под воздействием методики обучения: готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности |
Метапредметные | достигаются при освоении теоретического содержания курса, решении информационных задач в рабочих тетрадях и на компьютере, выполнении учебных проектов во внеурочное время, то есть освоения УУД познавательных, регулятивных, коммуникативных, овладения межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм), активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета |
Предметные | достигаются при освоении теоретического содержания курса, решении информационных задач в рабочих тетрадях и на компьютере, выполнении учебных проектов во внеурочное время, овладение основами логического и алгоритмического мышления, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные, приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности, освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. |
В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны
понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
что предметы по общему признаку можно объединять в множества, давать им название;
что можно последовательно описывать выполнения действий, таким образом составлять план для решения группы задач;
знать:
что данные — это закодированная информация;
что тексты и изображения — это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
что одно множество может иметь несколько названий;
как описывать объекты реальной действительности, как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
как представлять группу предметов с общим признаком (множество);
правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
определять значения признаков предмета (цвета, формы, размера, материала);
выделять составные части предмета;
называть действия предметов, выделять характерные действия предметов;
описывать и определять предмет по его признакам, составу, действиям; называть действия предметов, определять действия, обратные данным;
выстраивать последовательность событий, составлять и записывать план решения информационной задачи;
составлять высказывания, определять, истинны они или нет;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Используется системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.
Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе — в форме государственной итоговой аттестации.
Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём
оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга.
Применяются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Текущий контроль проводится регулярно по мере изучения темы. Может проводиться в форме выборочного или фронтального устного или письменного опроса, проверки домашнего или индивидуального задания. Тематический (периодический) контроль осуществляется фронтально по завершении крупного блока (темы, учебной четверти). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется фронтально по завершении каждого года обучения.
При выставлении отметок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений правильно выполненных заданий от общего объёма проверочной работы:
50-70% — «3»;
71-85% — «4»;
86-100% — «5».
Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
Основная форма контроля — контрольная работа, тестирование.
2. Содержание и структура учебного предмета «Информатика»
Изучение предмета «Информатика» в ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат» строится по уровням:
Пропедевтический уровень в свою очередь состоит из двух частей:
Информатика (2-4 классы).
Информатика (5-6, 7 классы).
2.1 Содержание учебного предмета «Информатика»
Содержание курса строится на основе трех основных идей:
Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода, то есть описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
2 класс (35 ч)
Виды информации, человек и компьютер (8 часов)
Человек и информация. Какая бывает информация. Источники и информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации (8 часов)
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Информация и данные (7 часов)
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Документ и способы его создания (9 часов)
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
Резерв (3 часов)
3 класс (35 ч)
Информация, человек и компьютер (6 часов)
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Действия с информацией (10 часов)
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Мир объектов (8 часов)
Объект его имя и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Компьютер, системы и сети (8 часов)
Компьютер — это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Резерв (3 часов)
4 класс (35 ч)
Повторение (7 часов)
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Суждение, умозаключение, понятие(8 часов)
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия истина и ложь. Суждение. Умозаключение.
Мир моделей(8 часов)
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель.
Управление(10 часов)
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации
Резерв (2 часов)
2.2 Структура курса
2 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Виды информации, человек и компьютер | 8 |
2 | Кодирование информации | 8 |
3 | Информация и данные | 7 |
4 | Документ и способы его создания | 9 |
| Резерв | 3 |
| Итого | 35 |
3 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Информация, человек и компьютер | 6 |
2 | Действия с информацией | 10 |
3 | Мир объектов | 8 |
4 | Компьютер, системы и сети | 8 |
| Резерв | 3 |
| Итого | 35 |
4 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Повторение | 7 |
2 | Суждение, умозаключение, понятие | 8 |
3 | Мир объектов | 8 |
4 | Управление | 10 |
| Резерв | 2 |
| Итого | 35 |
3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета
3.1 Календарно тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование 2 класс «Информатика»
№ п/п | Тематика урока | Кол-во часов | Сроки |
2 кл |
Виды информации, человек и компьютер |
1 | Человек и информация. Знакомство с техникой безопасности работы в кабинете информатики | 1ч | | |
2 | Какая бывает информация | 1ч | | |
3 | Источники информации | 1ч | | |
4 | Приемники информации | 1ч | | |
5 | Компьютер и его части | 1ч | | |
6 | Повторение, подготовка к контрольной работе №1 | 1ч | | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Виды информации, человек и компьютер» | 1ч | | |
8 | Работа над ошибками | 1ч | | |
Кодирование информации |
9 | Носители информации | 1ч | | |
10 | Кодирование информации | 1ч | | |
11 | Кодирование информации | 1ч | | |
12 | Письменные источники информации | 1ч | | |
13 | Языки людей и языки программирования | 1ч | | |
14 | Повторение, подготовка к контрольной работе №2 | 1ч | | |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Кодирование информации» | 1ч | | |
16 | Работа над ошибками | 1ч | | |
Информация и данные |
17 | Текстовые данные | 1ч | | |
18 | Графические данные | 1ч | | |
19 | Числовая информация | 1ч | | |
20 | Десятичное кодирование | 1ч | | |
21 | Двоичное кодирование | 1ч | | |
22 | Числовые данные | 1ч | | |
23 | Повторение, подготовка к контрольной работе №3 | 1ч | | |
24 | Контрольная работа №3 по теме «Информация и данные» | 1ч | | |
25 | Работа над ошибками | 1ч | | |
Документ и способы его создания |
26 | Документ и его создание | 1ч | | |
27 | Электронный документ и файл | 1ч | | |
28 | Поиск документа | 1ч | | |
29 | Создание текстового документа | 1ч | | |
30 | Создание графического документа | 1ч | | |
31 | Повторение, подготовка к контрольной работе №4 | 1ч | | |
32 | Контрольная работа №4 по теме «Документ и способы его создания» | 1ч | | |
33 | Работа над ошибками | 1ч | | |
34 | Повторение за год | 1ч | | |
35 | Повторение за год | 1ч | | |
Календарно-тематическое планирование 3 класс «Информатика»
№ п/п | | Кол-во часов | Сроки |
3 кл |
Информация, человек и компьютер |
1 | Человек и информация. Техника безопасности работы в кабинете информатики | 1ч | | |
2 | Источники и приемники информации | 1ч | | |
3 | Носители информации | 1ч | | |
4 | Компьютер | 1ч | | |
5 | Повторение, подготовка к контрольной работе №1 | 1ч | | |
6 | Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер» | 1ч | | |
7 | Работа над ошибками | 1ч | | |
Действия с информацией |
8 | Получение информации | 1ч | | |
9 | Представление информации | 1ч | | |
10 | Кодирование информации | 1ч | | |
11 | Кодирование и шифрование информации | 1ч | | |
12 | Хранение информации | 1ч | | |
13 | Обработка информации | 1ч | | |
14 | Обработка информации | 1ч | | |
15 | Повторение, подготовка к контрольной работе №2 | 1ч | | |
16 | Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией» | 1ч | | |
Мир объектов |
17 | Объект и его имя | 1ч | | |
18 | Объект и его свойства | 1ч | | |
19 | Функции объекта | 1ч | | |
20 | Функции объекта | 1ч | | |
21 | Отношения между объектами | 1ч | | |
22 | Характеристика объекта | 1ч | | |
23 | Документ и данные об объекте | 1ч | | |
24 | Повторение, подготовка к контрольной работе №3 | 1ч | | |
25 | Контрольная работа №3 по теме «Мир объектов» | 1ч | | |
Компьютер, системы и сети |
26 | Работа над ошибками. Компьютер — это система | 1ч | | |
27 | Системные программы и операционная система | 1ч | | |
28 | Файловая система | 1ч | | |
29 | Компьютерные сети | 1ч | | |
30 | Информационные системы | 1ч | | |
31 | Повторение, подготовка к контрольной работе №4 | 1ч | | |
32 | Контрольная работа №4 по теме «Компьютер, системы и сети» | 1ч | | |
33 | Работа над ошибками | 1ч | | |
34 | Повторение за год | 1ч | | |
35 | Повторение за год | 1ч | | |
Календарно-тематическое планирование 4 класс «Информатика»
№ п/п | Тематика урока | Кол-во часов | Сроки |
4 кл |
Повторение |
1 | Человек и информация. Техника безопасности работы в кабинете информатики | 1ч | | |
2 | Действия с данными | 1ч | | |
3 | Объект и его свойства | 1ч | | |
4 | Отношения между объектами | 1ч | | |
5 | Компьютер как система | 1ч | | |
6 | Повторение, подготовка к контрольной работе №1 | 1ч | | |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» | 1ч | | |
Суждение, умозаключение, понятие |
8 | Работа над ошибками. Мир понятий | 1ч | | |
9 | Деление понятий | 1ч | | |
10 | Обобщение понятий | | | |
11 | Отношения между понятиями | 1ч | | |
12 | Понятия «истина» и «ложь» | 1ч | | |
13 | Суждение | 1ч | | |
14 | Умозаключение | 1ч | | |
15 | Повторение, подготовка к контрольной работе №2 | 1ч | | |
16 | Контрольная работа №2 по теме «Суждение, умозаключение, понятие» | 1ч | | |
Мир моделей |
17 | Модель объекта | 1ч | | |
18 | Текстовая и графическая модели | 1ч | | |
19 | Алгоритм как модель действий | 1ч | | |
20 | Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов | 1ч | | |
21 | Исполнитель алгоритма | 1ч | | |
22 | Компьютер как исполнитель | 1ч | | |
23 | Повторение, подготовка к контрольной работе №3 | 1ч | | |
24 | Контрольная работа №3 по теме «Мир моделей» | 1ч | | |
Управление |
25 | Работа над ошибками. Кто кем и зачем управляет | 1ч | | |
26 | Управляющий объект и объект управления | 1ч | | |
27 | Цель управления | 1ч | | |
28 | Управляющее воздействие | 1ч | | |
29 | Средство управления | 1ч | | |
30 | Результат управления | 1ч | | |
31 | Современные средства коммуникаций | 1ч | | |
32 | Повторение. Контрольная работа №4 по теме «Управление» | 1ч | | |
33 | Контрольная работа №5 за курс информатики в начальной школы | 1ч | | |
34 | Повторение изученного материала | 1ч | | |
35 | Повторение изученного материала | 1ч | | |
3.2 Графики и виды контроля освоения учебного предмета
Класс | Практическая часть | По программе | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
2 класс | Контрольные работы | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 класс | Контрольные работы | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 класс | Контрольные работы | 5 | 1 | 1 | 1 | 2 |
2 класс
№ | Тема | Вид | Дата |
1 | «Виды информации, человек и компьютер» | Контрольная работа №1 | |
2 | «Кодирование информации» | Контрольная работа №2 | |
3 | «Информация и данные» | Контрольная работа №3 | |
4 | «Документ и способы его создания» | Контрольная работа №4 | |
3 класс
№ | Тема | Вид | Дата |
1 | «Информация, человек и компьютер» | Контрольная работа №1 | |
2 | «Действия с информацией» | Контрольная работа №2 | |
3 | «Мир объектов» | Контрольная работа №3 | |
4 | «Компьютер, системы и сети» | Контрольная работа №4 | |
4 класс
№ | Тема | Вид | Дата |
1 | «Повторение» | Контрольная работа №1 | |
2 | «Суждение, умозаключение, понятие» | Контрольная работа №2 | |
3 | «Мир моделей» | Контрольная работа №3 | |
4 | «Управление» | Контрольная работа №4 | |
5 | Контрольная работа за курс информатики в начальной школы | Контрольная работа №5 | |
Практические навыки, которыми должны овладеть учащиеся:
Цель — научить учащихся начальной школы:
представлять на экране компьютера информации об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
выполнять элементарные преобразования информации — из ряда в список, из списка в ряд, таблицу, в схему;
работать с экранными (электронными) текстами изображениями, используя текстовый и графический редактор;
производить несложные вычисления с помощь программного калькулятора;
осуществлять поиск, простейшие преобразования хранение, использование и передачу электронной информации;
использовать указатели, справочники, словари поиска нужной информации;
создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
находить нужную программу на Рабочем стол компьютера и запускать ее на исполнение;
В результате изучения курса «Информатика» выпускники начальной школы должны
понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;
что предметы по общему признаку можно объединять в множества, давать им название;
что можно последовательно описывать выполнения действий, таким образом составлять план для решения группы задач;
знать:
что данные — это закодированная информация;
что тексты и изображения — это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
что одно множество может иметь несколько названий;
как описывать объекты реальной действительности, как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
как представлять группу предметов с общим признаком (множество);
правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
определять значения признаков предмета (цвета, формы, размера, материала);
выделять составные части предмета;
называть действия предметов, выделять характерные действия предметов;
описывать и определять предмет по его признакам, составу, действиям; называть действия предметов, определять действия, обратные данным;
выстраивать последовательность событий, составлять и записывать план решения информационной задачи;
составлять высказывания, определять, истинны они или нет;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;
создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
43