СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа информатика 2-4 класс, 2016-2017 учебный год, по авторской программе Матвеевой Н.В.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На основании статьи 47 пункта 3 закона «Об образовании», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 ноября 2009 года №373 составлена данная рабочая программа по информатике.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной школы Н. В. Матвеевой,  Е. И. Челак, Н. К. Конопатовой Л. П. Панкратовой, Н. А. Нуровой. Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015 год. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Данная программа предназначена для работы в 2-4 классах, курс рассчитан на 102 часа в год (1 час в неделю).

Содержание обучения направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по информатике, решение учебно-практических задач на основе сформированных предметных знаний и умений, а также УУД, которые необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в начальной школе является развитие качеств личности отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникативной компетентности.

Этому способствует реализация следующих целей и задач обучения пропедевтического курса изучения информатики в начальной школе:

  • формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной деятельности;
  • знакомство с базовой системой понятий информатики;
  • формирования опыта создания и преобразование текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и пр. с помощью компьютера;
  • развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
  • получение предметных знаний, умений и навыков, таких так: умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, умение использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и так далее;
  • обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  • воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  • развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, то есть умения работать с информацией, правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой; 
  • формировать умения описывать объекты реальной действительности, представлять информацию о них различными способами;
  • сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Содержание программы представлено следующими разделами: собственно содержание курса информатики в начальной школе, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа информатика 2-4 класс, 2016-2017 учебный год, по авторской программе Матвеевой Н.В.»

г. Каменск-Шахтинский

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Каменск-Шахтинская школа-интернат»



«Утверждаю»

Директор ГБОУ РО

«Каменск-Шахтинская школа-интернат»

Г.А. Пискунова

М.П.

Приказ от




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Информатике

(указать предмет, курс, модуль)


Уровень начального общего образования, 2-4 класс

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование, класс)


Количество часов 105


Учитель Орлова О.С.

(ФИО)


Программа разработана на основе:

Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010).

Информатика. Программы для начальной школы: 2-4 классы / Н.В. Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)











2016-2017 учебный год

Оглавление


1. Планируемые предметные результаты освоения курса 3

2. Содержание и структура учебного предмета «Информатика» 13

2.1 Содержание учебного предмета «Информатика» 13

2.2 Структура курса 15

3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета 16

3.1 Календарно тематическое планирование 16

3.2 Графики и виды контроля освоения учебного предмета 19



1. Планируемые предметные результаты освоения курса


В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов. Выработка информационной культуры становится одним из основных приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области образования соответствуют мировым.

Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования. Содержание курса информатики в начальной школе определено ФГОС для начальной школы.

В настоящее время отчетливее стали видны роль информатики в формировании научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий, законов, методологии. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность.

Предлагаемый курс информатики опирается на основополагающие принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практика — ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения приоритетной задачи начального образования — формирования УУД — формируются умения строить модели решаемой задачи, решать нестандартные задачи. Развитие творческого потенциала каждого ребенка происходит при формировании навыков планирования в ходе решения различных задач.

Во 2 классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и др.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

В 3 классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.

В 4 классе рассматриваются темы «Мир понятий» и «Мир моделей», формируются представления учащихся работе с различными научными понятиями, также вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий, формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат, и что иногда полученный результат не соответствует цели и ожиданиям.

В процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером школьники осваивают соответствующую терминологию, грамотно выстраивают свою речь. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, приводить примеры из своей жизни.

Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление — это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения между объектами системы — это первый активный шаг к системному взгляду на мир. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в 4 классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы для начальной школы Н.В. Матвеевой, М.С. Цветкова по УКМ для начальной школы: 2-4 классы «Информатика» авторов Н.В. Матвеева, Н.К. Конопатова, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др..

Курс рассчитан на преподавание в объеме 105 годовых часов, 1 час в неделю (2 класс — 35 часа, 3 класс — 35 часа, 4 класс — 35 часа). Изучение предмета проходит за счет компонента образовательного учреждения, что позволяет реализовать непрерывный курс изучения информатики в ГБОУ Ро «Каменск-Шахтиская школа-интернат».

Содержание обучения направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных результатов и предметных результатов по информатике, решение учебно-практических задач на основе сформированных предметных знаний и умений, а также УУД, которые необходимы учащимся для продолжения образования и последующего освоения базового курса информатики.

Информатика во втором классе — это предварительный курс, знакомство с предметом. Изучение информатики во втором классе должно подготовить детей к восприятию учебного материала в третьем и четвертом классе на уровне понимания языка информатики и осуществления осознанных действий с информацией и данными, в том числе с помощью компьютера. Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности.

Важнейшая цель начального образования — создание прочного фундамента для последующего образования, развитие умений самостоятельно управлять своей учебной деятельностью. Это предполагает не только освоение опорных знаний и умений, но и развитие способности к сотрудничеству и рефлексии.

Информатика рассматривается в общеобразовательной школе вообще и в начальной школе в частности в двух аспектах. Первый — с позиции формирования целостного и системного представления о мире информации, обобщенности информационных процессов в живой природе, обществе, технике. С этой точки зрения младшие школьники должны получить необходимые первичные представления об информационной деятельности человека. Второй аспект пропедевтического курса информатики — освоение методов и использование средств получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решение задач с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий. То есть с активным использованием учебных информационных ресурсов на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.

Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соотношении с первым аспектом осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации информационных ресурсов, о нравственных и этических нормах работы с информацией. В соответствии со вторым аспектом ведется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, подготовка к учебной деятельности с использованием информационных и коммуникативных технологий на других предметах.

Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в начальной школе является развитие качеств личности отвечающих требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникативной компетентности.

Этому способствует реализация следующих целей и задач обучения пропедевтического курса изучения информатики в начальной школе:

  • формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной деятельности;

  • знакомство с базовой системой понятий информатики;

  • формирования опыта создания и преобразование текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей и пр. с помощью компьютера;

  • развитие умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

  • получение предметных знаний, умений и навыков, таких так: умение создавать с помощью компьютера простейшие тексты и рисунки, умение использовать электронные конструкторы, умение использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и так далее;

  • обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;

  • воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека, наряду с формированием общих учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

  • развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, то есть умения работать с информацией, правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой;

  • формировать умения описывать объекты реальной действительности, представлять информацию о них различными способами;

  • сформировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Предлагаемый пропедевтический курс информатики опирается на основополагающиеся принципы общей дидактики: целостность и непрерывность, научность в сочетании с доступностью, практико-ориентированность в сочетании с развивающим обучением. В части решения задачи формирования УУД — формируются умения строить модель решаемой задачи, решать нестандартные задачи.

Во втором классе учащиеся учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики. Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.

Современный ребенок погружен в новую предметную и информационную среду. Сегодня нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плееры, декодеры. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать), отличать форму от содержания. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направленно на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования. В рамках предметной области «Технология» уделяется внимание обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направленно на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучает пользоваться универсальным инструментом поиска и обработки информации, расширяет возможности учащихся познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.

Изучение предметов эстетического цикла направлено на развитие «способности к эмоциональному восприятию произведений изобразительного искусства, выражения в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностными восприятием окружающей действительности.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Этому тоже учит информатика, пробуждая познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики при наборе текстов в текстовом редакторе школьники овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным или зеленым подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово, предложение), участвовать в диалоге, овладевают основами делового письма, составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема.

Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить па чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования, в частности, с иностранным языком. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; разворачивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с использованием современных средств ИКТ.

Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатика и мотивируя учащегося к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационно образовательной среде школы.

Выделение межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место должно быть отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» — посредством выполнения упражнений на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.

Информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.

С учетом специфики интеграции предмета в образовательный план конкретизируем цели, компетенции:

Личностные

достигаются под воздействием методики обучения:

  • готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,

  • ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,

  • социальные компетенции,

  • личностные качества,

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности

Метапредметные

достигаются при освоении

  • теоретического содержания курса, решении информационных задач в рабочих тетрадях и на компьютере, выполнении учебных проектов во внеурочное время, то есть освоения УУД познавательных, регулятивных, коммуникативных, овладения межпредметными понятиями (объект, система, действие, алгоритм),

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач,

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета,

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям,

  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета



Предметные

достигаются при освоении

  • теоретического содержания курса, решении информационных задач в рабочих тетрадях и на компьютере, выполнении учебных проектов во внеурочное время,

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления,

  • умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные,

  • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности,

  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)

  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.


В результате изучения данного курса выпускники начальной школы должны

понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

  • что предметы по общему признаку можно объединять в множества, давать им название;

  • что можно последовательно описывать выполнения действий, таким образом составлять план для решения группы задач;

знать:

  • что данные — это закодированная информация;

  • что тексты и изображения — это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • что одно множество может иметь несколько названий;

  • как описывать объекты реальной действительности, как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  • как представлять группу предметов с общим признаком (множество);

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • определять значения признаков предмета (цвета, формы, размера, материала);

  • выделять составные части предмета;

  • называть действия предметов, выделять характерные действия предметов;

  • описывать и определять предмет по его признакам, составу, действиям; называть действия предметов, определять действия, обратные данным;

  • выстраивать последовательность событий, составлять и записывать план решения информационной задачи;

  • составлять высказывания, определять, истинны они или нет;

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

  • называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;

  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.

Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Используется системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.

Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с учащимися. Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов измерений.

Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе — в форме государственной итоговой аттестации.

Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.

Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём

  • оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);

  • использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;

  • использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;

  • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга.

Применяются следующие виды контроля: текущий, тематический, итоговый.

Текущий контроль проводится регулярно по мере изучения темы. Может проводиться в форме выборочного или фронтального устного или письменного опроса, проверки домашнего или индивидуального задания. Тематический (периодический) контроль осуществляется фронтально по завершении крупного блока (темы, учебной четверти). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется фронтально по завершении каждого года обучения.

При выставлении отметок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений правильно выполненных заданий от общего объёма проверочной работы:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Основная форма контроля — контрольная работа, тестирование.



2. Содержание и структура учебного предмета «Информатика»


Изучение предмета «Информатика» в ГБОУ РО «Каменск-Шахтинская школа-интернат» строится по уровням:

  • 1 уровень: начальный (пропедевтический) — 2-7 классы.

  • 2 уровень: базовый — 8-9 классы.

Пропедевтический уровень в свою очередь состоит из двух частей:

  1. Информатика (2-4 классы).

  2. Информатика (5-6, 7 классы).


2.1 Содержание учебного предмета «Информатика»


Содержание курса строится на основе трех основных идей:


  1. Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.

  2. Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.

  3. Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода, то есть описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.


2 класс (35 ч)


Виды информации, человек и компьютер (8 часов)

Человек и информация. Какая бывает информация. Источники и информации. Приемники информации. Компьютер и его части.


Кодирование информации (8 часов)

Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.


Информация и данные (7 часов)

Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.


Документ и способы его создания (9 часов)

Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.


Резерв (3 часов)


3 класс (35 ч)


Информация, человек и компьютер (6 часов)

Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.


Действия с информацией (10 часов)

Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.


Мир объектов (8 часов)

Объект его имя и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.


Компьютер, системы и сети (8 часов)

Компьютер — это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.


Резерв (3 часов)


4 класс (35 ч)


Повторение (7 часов)

Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.


Суждение, умозаключение, понятие(8 часов)

Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия истина и ложь. Суждение. Умозаключение.


Мир моделей(8 часов)

Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритма. Компьютер как исполнитель.


Управление(10 часов)

Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации


Резерв (2 часов)




2.2 Структура курса


2 класс

Раздел

Количество часов

1

Виды информации, человек и компьютер

8

2

Кодирование информации

8

3

Информация и данные

7

4

Документ и способы его создания

9


Резерв

3


Итого

35


3 класс

Раздел

Количество часов

1

Информация, человек и компьютер

6

2

Действия с информацией

10

3

Мир объектов

8

4

Компьютер, системы и сети

8


Резерв

3


Итого

35


4 класс

Раздел

Количество часов

1

Повторение

7

2

Суждение, умозаключение, понятие

8

3

Мир объектов

8

4

Управление

10


Резерв

2


Итого

35



3. Тематическое планирование, график и виды контроля освоения учебного предмета


3.1 Календарно тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 2 класс «Информатика»

п/п

Тематика урока

Кол-во
часов

Сроки

2 кл

Виды информации, человек и компьютер

1

Человек и информация. Знакомство с техникой безопасности работы в кабинете информатики



2

Какая бывает информация



3

Источники информации



4

Приемники информации



5

Компьютер и его части



6

Повторение, подготовка к контрольной работе №1



7

Контрольная работа №1 по теме «Виды информации, человек и компьютер»



8

Работа над ошибками



Кодирование информации

9

Носители информации



10

Кодирование информации



11

Кодирование информации



12

Письменные источники информации



13

Языки людей и языки программирования



14

Повторение, подготовка к контрольной работе №2



15

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование информации»



16

Работа над ошибками



Информация и данные

17

Текстовые данные



18

Графические данные



19

Числовая информация



20

Десятичное кодирование



21

Двоичное кодирование



22

Числовые данные



23

Повторение, подготовка к контрольной работе №3



24

Контрольная работа №3 по теме «Информация и данные»



25

Работа над ошибками



Документ и способы его создания

26

Документ и его создание



27

Электронный документ и файл



28

Поиск документа



29

Создание текстового документа



30

Создание графического документа



31

Повторение, подготовка к контрольной работе №4



32

Контрольная работа №4 по теме «Документ и способы его создания»



33

Работа над ошибками



34

Повторение за год



35

Повторение за год




Календарно-тематическое планирование 3 класс «Информатика»


№ п/п


Кол-во
часов

Сроки

3 кл


Информация, человек и компьютер


1

Человек и информация. Техника безопасности работы в кабинете информатики



2

Источники и приемники информации



3

Носители информации



4

Компьютер



5

Повторение, подготовка к контрольной работе №1



6

Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер»



7

Работа над ошибками




Действия с информацией


8

Получение информации



9

Представление информации



10

Кодирование информации



11

Кодирование и шифрование информации



12

Хранение информации



13

Обработка информации



14

Обработка информации



15

Повторение, подготовка к контрольной работе №2



16

Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией»




Мир объектов


17

Объект и его имя



18

Объект и его свойства



19

Функции объекта



20

Функции объекта



21

Отношения между объектами



22

Характеристика объекта



23

Документ и данные об объекте



24

Повторение, подготовка к контрольной работе №3



25

Контрольная работа №3 по теме «Мир объектов»




Компьютер, системы и сети


26

Работа над ошибками. Компьютер — это система



27

Системные программы и операционная система



28

Файловая система



29

Компьютерные сети



30

Информационные системы



31

Повторение, подготовка к контрольной работе №4



32

Контрольная работа №4 по теме «Компьютер, системы и сети»



33

Работа над ошибками



34

Повторение за год



35

Повторение за год




Календарно-тематическое планирование 4 класс «Информатика»


п/п

Тематика урока

Кол-во
часов

Сроки

4 кл

Повторение

1

Человек и информация. Техника безопасности работы в кабинете информатики



2

Действия с данными



3

Объект и его свойства



4

Отношения между объектами



5

Компьютер как система



6

Повторение, подготовка к контрольной работе №1



7

Контрольная работа №1 по теме «Повторение»



Суждение, умозаключение, понятие

8

Работа над ошибками. Мир понятий



9

Деление понятий



10

Обобщение понятий




11

Отношения между понятиями



12

Понятия «истина» и «ложь»



13

Суждение



14

Умозаключение



15

Повторение, подготовка к контрольной работе №2



16

Контрольная работа №2 по теме «Суждение, умозаключение, понятие»



Мир моделей

17

Модель объекта



18

Текстовая и графическая модели



19

Алгоритм как модель действий



20

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов



21

Исполнитель алгоритма



22

Компьютер как исполнитель



23

Повторение, подготовка к контрольной работе №3



24

Контрольная работа №3 по теме «Мир моделей»



Управление

25

Работа над ошибками. Кто кем и зачем управляет



26

Управляющий объект и объект управления



27

Цель управления



28

Управляющее воздействие



29

Средство управления



30

Результат управления



31

Современные средства коммуникаций



32

Повторение. Контрольная работа №4 по теме «Управление»



33

Контрольная работа №5 за курс информатики в начальной школы



34

Повторение изученного материала



35

Повторение изученного материала







3.2 Графики и виды контроля освоения учебного предмета


Класс

Практическая часть

По программе

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

2 класс

Контрольные работы

4

1

1

1

1

3 класс

Контрольные работы

4

1

1

1

1

4 класс

Контрольные работы

5

1

1

1

2


2 класс

Тема

Вид

Дата

1

«Виды информации, человек и компьютер»

Контрольная работа №1


2

«Кодирование информации»

Контрольная работа №2


3

«Информация и данные»

Контрольная работа №3


4

«Документ и способы его создания»

Контрольная работа №4



3 класс

Тема

Вид

Дата

1

«Информация, человек и компьютер»

Контрольная работа №1


2

«Действия с информацией»

Контрольная работа №2


3

«Мир объектов»

Контрольная работа №3


4

«Компьютер, системы и сети»

Контрольная работа №4



4 класс

Тема

Вид

Дата

1

«Повторение»

Контрольная работа №1


2

«Суждение, умозаключение, понятие»

Контрольная работа №2


3

«Мир моделей»

Контрольная работа №3


4

«Управление»

Контрольная работа №4


5

Контрольная работа за курс информатики в начальной школы

Контрольная работа №5



Практические навыки, которыми должны овладеть учащиеся:

Цель — научить учащихся начальной школы:

  • представлять на экране компьютера информации об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;

  • выполнять элементарные преобразования информации — из ряда в список, из списка в ряд, таблицу, в схему;

  • работать с экранными (электронными) текстами изображениями, используя текстовый и графический редактор;

  • производить несложные вычисления с помощь программного калькулятора;

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования хранение, использование и передачу электронной информации;

  • использовать указатели, справочники, словари поиска нужной информации;

  • создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;

  • находить нужную программу на Рабочем стол компьютера и запускать ее на исполнение;

    • управлять экранными объектами с помощью мыши;

    • получить навыки набора текста с клавиатуры.


В результате изучения курса «Информатика» выпускники начальной школы должны

понимать:

  • что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;

  • что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;

  • что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);

  • что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;

  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации;

  • что человек может быть и источником информации, и приёмником информации;

  • что предметы по общему признаку можно объединять в множества, давать им название;

  • что можно последовательно описывать выполнения действий, таким образом составлять план для решения группы задач;

знать:

  • что данные — это закодированная информация;

  • что тексты и изображения — это информационные объекты;

  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;

  • что одно множество может иметь несколько названий;

  • как описывать объекты реальной действительности, как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  • как представлять группу предметов с общим признаком (множество);

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;

  • кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;

  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;

  • определять значения признаков предмета (цвета, формы, размера, материала);

  • выделять составные части предмета;

  • называть действия предметов, выделять характерные действия предметов;

  • описывать и определять предмет по его признакам, составу, действиям; называть действия предметов, определять действия, обратные данным;

  • выстраивать последовательность событий, составлять и записывать план решения информационной задачи;

  • составлять высказывания, определять, истинны они или нет;

  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;

  • называть и описывать различные помощники человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);

  • использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы); запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажёры и тесты;

  • создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.




43


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!