1. Закона РФ «об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 12,13,19,28,30,47);
2.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 с изменениями);
3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ» от 17.12.2010г. №1897».
4. Учебным планом МБОУ «Головинская ОШ»
5. Информатика. Программа для основной школы: 5 – 6 классы. 7 – 9 классы / [Л.Л. Босова, А.Ю. Босова] – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Данная программа ориентирована на использование учебника Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой «Информатика»: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Программа выполняет две основные функции.
В ходе изучения информатики в 9 классе основное внимание следует уделить развитию универсальных учебных действий, в частности – изучению различных видов информации и способов их представления и обработки, освоению информационных процессов, умению формировать и развивать построение индивидуального образовательного пространства. Учебный процесс следует строить на базе новых педагогических технологий, позволяющих реализовать различные траектории обучения, развивать коммуникативные навыки, навыки самостоятельной работы, самооценки, целеполагания, рефлексии.
Изучение информатики должно способствовать развитию следующих общеучебных навыков:
Информатика – это естественно-научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одно из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией, курс информатики закладывает основы естественно – научного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, умении реализовывать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В соответствий с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
В учебном плане основной школы информатика в 9 классе проводится 1 час в неделю, всего 34часа.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих результатов.
8. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Моделирование и формализация». Проверочная работа.
4. Последовательный поиск в массиве.
5. Сортировка в массиве.
6. Конструирование алгоритмов.
7. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль.
8. Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы: «Алгоритмизация и программирование». Проверочная работа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Головинская основная школа"
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Программное и учебнометодическое обеспечение (Материалы, пособия) | Домашнее задание | Подробности урока | Требования к уровню подготовки в соответствии с ФК и РК ГОС | Педагогические условия и средства реализации ГОСа |
Предметно - информационная составляющая (знать, понимать) | Деятельностно - коммуникативная составляющая (общеучебные и предметные умения) | Ценностно - ориентационная составляющая |
Раздел 1: Введение - 1 ч | |
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | Информатика, ИКТ, Информационное общество | Учебник. | Читать стр 3-5 | | Знать правила ТБ и организация рабочего места | Обобщение представлений обучающихся об информационном обществе | Умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе | Комбинированный. Презентация «Информатика 9 класс. Введение» |
Раздел 2: Моделирование и формализация - 8 ч | |
1. | Моделирование как метод познания | 1 | модель; моделирование; цель моделирования; натурная (материальная) модель; информационная модель; формализация; классификация информационных моделей. | Учебник. | Учить параграф 1.1 стр 5-10 | | знание основных этапов моделирования; понимание сущности этапа формализации при построении информационной модели; | Владение информационным моделированием как важным методом познания | Понимание роли информационного моделирования в условиях развития информационного общества | Индивидуальный, фронтальный опрос Тестирование. Презентация «Моделирование как метод познания» |
2. | Знаковые модели | 1 | Словесная модель; математическая модель | Учебник | Учить параграф 1.2 стр 12-16 | | Представление о сущности и разнообразии знаковых информационных моделей | Уметь строить знаковые модели | Представление о сферах применения информационного моделирования | Индивидуальный, фронтальный опрос Тестирование. Презентация «Знаковые модели» |
3. | Графические информационные модели | 1 | Схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево | Учебник | Учить параграф 1.3 стр 19-24 | | Обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях; | Рассмотрение примеров использования графов как разновидности информационных моделей. | Представление о сферах применения информационного моделирования | Выполнение практической работы. Презентация «Графические модели» |
4. | Табличные информационные модели | 1 | Таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект» | Учебник. | Учить п. 1.4 стр 27-34 | | Представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей; | Уметь строить табличные модели | Представление о сферах применения информационного моделирования | Презентация «Табличные информационные модели». Выполнение практической работы |
5. | База данных как модель предметной области | 1 | База данных; иерархическая база данных; сетевая база данных; реляционная база данных; запись; поле; ключ. | Учебник | Учить параграф 1.5 стр 37-40 | | Введение понятия «база данных»; рассмотрение основных способов организации информации в базах данных; | Знакомство со структурой таблицы реляционной базы данных; рассмотрение характеристик поля базы данных | Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека | Индивидуальный, фронтальный опрос. Презентация «База данных как модель предметной области» |
6. | Система управления базами данных | 1 | база данных; СУБД; функции СУБД; интерфейс СУБД; таблица; форма. | Учебник | Учить п. 1.6 стр 42-44 | | Знать о функциях СУБД | Уметь создавать реляционные БД, познакомить с интерфейсом СУБД | Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека | Выполнение практической работы. Презентация «Система управления базами данных» |
7. | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | 1 | СУБД, таблица, форма, запрос, условия выбора, отчет | Учебник | Учить п. 1.6.3. - 1.6.4. стр 44-48 | | Расширение представлений о функциях СУБД | Знакомство с сортировкой записей; выборкой необходимых записей | Понимание роли информационных систем и баз данных в жизни современного человека. | Выполнение практической работы |
8. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». | 1 | Модель, моделирование, цель моделирования, натуральная (материальная) модель, информационная модель, формализация, классификация информационных моделей, словесные модели, математические модели, компьютерные модели, схема, карта, чертеж, график, диаграмма, граф, сеть, дерево, таблица, таблица «объект – свойство», таблица «объект - объект», | Интерактивный тест «Моделирование и формализация» | | | Знать основные понятия по теме «Моделирование и формализация» | Обобщение и систематизация представлений учащихся о моделировании и информационных моделях; | Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества | Интерактивный тест «Моделирование и формализация» |
Раздел 3: Алгоритмизация и программирование - 8 ч | |
1. | Решение задач на компьютере | 1 | Постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование, выполнение расчётов. | Учебник | Учить п. 2.1 стр 58-61 | | Знать основные этапы решения задачи на компьютере. | Уметь выделять этапы решения задачи на компьютере; осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | Выполнение практической работы. Презентация «Программирование как этап решения задачи на компьютере» |
2. | Одномерные массивы целых чисел. | 1 | Массив, описание массива, заполнение массива | Учебник | Учить п. 2.2 стр 64-66 | | Знать определение одномерных массивов, сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи | Уметь исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы для обработки одномерного массива: | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | Выполнение практической работы. «Одномерные массивы целых чисел» |
3. | Вычисление суммы элементов массива | 1 | Вывод массива, обработка массива. | Учебник | Учить п. 2.2.4 стр 66-68 | | Знать определение одномерных массивов, сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи | Находить сумму всех элементов массива; подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | Выполнение практической работы. Презентация «Одномерные массивы целых чисел» |
4. | Последовательный поиск в массиве | 1 | Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка | Учебник | Учить п. 2.2.5. стр 68-71 | | Знать определение одномерных массивов, сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. | Находить количества и суммы всех четных элементов в массиве; (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве; | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | Выполнение практической работы. Презентация «Одномерные массивы целых чисел» |
5. | Сортировка массива | 1 | Массив, описание массива, заполнение массива, вывод массива, обработка массива, последовательный поиск, сортировка | Учебник | Учить п. 2.2.6. стр 71-73 | | Знать определение одномерных массивов, сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. | Решать задачи на сортировку элементов массива | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | Выполнение практической работы. Презентация «Одномерные массивы целых чисел» |
6. | Конструирование алгоритмов | 1 | Последовательное построение алгоритма, вспомагательный алгоритм, формальные параметры, фактические параметры, рекурсивный алгоритм | Учебник | Учить п. 2.3 стр 76-86 | | Знать определение одномерных массивов, сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. | Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; разрабатывать программы для обработки одномерного массива. | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | Выполнение практической работы. Презентация «Конструирование алгоритмов» |
7. | Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль | 1 | Подпрограмма, процедура, функция, рекурсивная функция | Учебник | Учить п. 2.4 стр 89-93 | | Знать определение одномерных массивов, сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи. | Исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных; записывать программы для обработки одномерного массива на языке Паскаль | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | Выполнение практической работы. Презентация «Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль» |
8. | Алгоритмы управления. Обобщение и систематизация основных понятий темы "Алгоритмизация и программирование" | 1 | Управление, алгоритм управления, обратная связь | Учебник, Интерактивный тест «Алгоритмизация и программирование» | | | Знать определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач | Применять полученные знания на практике | Алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе | Презентация «Алгоритмы управления». Интерактивный тест «Алгоритмизация и программирование» |
Раздел 4: Обработка числовой информации в электронных таблицах - 6 ч | |
1. | Электронные таблицы. Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. | 1 | Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга | Учебник | Учить п.3.1 стр 100-107 | | Знать элементы интерфейса электронных таблиц | Аналитическая деятельность: анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | выполнение практической работы. Презентация «Электронные таблицы» |
2. | Организация вычислений в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. | 1 | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | Учебник | Учить п. 3.2.1. стр 109-113 | | выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. | создание относительных и абсолютных ссылок; решение задач с применением ссылок | понять сущность абсолютных и относительных ссылок; научиться приемам организации вычислений с использованием ссылок. | выполнение практической работы. Презентация «Организация вычислений в электронных таблицах» |
3. | Встроенные функции. Логические функции | 1 | Относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция | Учебник | Учить п.3.2.2. - 3.2.3. стр 113-117 | | Создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам; | Уметь выполнять в электронных таблицах расчеты по вводимым данным и использовать встроенные формулы и логические функции | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | выполнение практической работы |
4. | Сортировка и поиск данных. | 1 | Сортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категории | Учебник | Учить п. 3.3.1. стр 120-122 | | Осуществлять сортировку и поиск данных в ЭТ | уметь выполнять операций сортировки и поиска данных в электронных таблицах | определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач | выполнение практической работы. Презентация «Средства анализа и визуализации данных» |
5. | Построение диаграмм и графиков | 1 | Сортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график, круговая диаграмма, гистограмма (столбчатая диаграмма), ярусная диаграмма, ряды данных, категории | Учебник | Учить п. 3.3.2. стр 122-127 | | | Уметь строить диаграммы и графики в электронных таблицах | | выполнение практической работы |
6. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | 1 | Электронные таблицы, табличный процессор, столбец, строка, ячейка, диапазон ячеек, лист, книга, относительная ссылка, абсолютная ссылка, смешанная ссылка, встроенная функция, логическая функция, условная функция, сортировка, поиск (фильтрация), диаграмма, график, | Интерактивный тест «Обработка числовой информации в электронных таблицах» | | | | проверка знаний учащихся по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах». | Применять полученные знания на практике. | Интерактивный тест «Обработка числовой информации в электронных таблицах» |
Раздел 5: Коммуникационные технологии - 10 ч | |
1. | Локальные и глобальные компьютерные сети | 1 | сообщение; канал связи; компьютерная сеть; скорость передачи информации; локальная сеть; сервер; глобальная сеть. | Учебник | Учиьб п. 4.1 стр 139-143 | | иметь представление о локальные, региональные, глобальные сетях различного типа, их назначении и возможностях | выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; | Иметь представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; | Индивидуальный, фронтальный опрос. Презентация «Локальные и глобальные компьютерные сети» |
2. | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | 1 | Интернет; протокол; IP-адрес. | Учебник | Учить п. 4.2.1 -4.2.2 стр 146-149 | | Иметь представление о том, как устроен Интернет; об IP-адресе компьютера; | распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения. | Понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | Индивидуальный, фронтальный опрос. |
3. | Доменная система имён. Протоколы передачи данных | 1 | Интернет; протокол; IP-адрес | Учебник | Учить п. 4.2.3. -4.2.4. стр 149-152 | | | Уметь определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; | анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; | Индивидуальный,фронтальный опрос |
4. | Всемирная паутина. Файловые архивы. | 1 | Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение | Учебник | Учить п. 4.3.1. -4.3.2. стр 154-158 | | Иметь представление о назначении и роли глобальной сети Интернет в развитии общества, сервисах Интернета и их назначение; технологию поиска информации и общения в Интернете. | Уметь осуществлять поиск в компьютерных сетях, пользоваться основными сервисами компьютерных сетей. | Анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации. | Индивидуальный, фронтальный опрос. Презентация «Всемирная компьютерная сеть Интернет» |
5. | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | 1 | Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам | Учебник | Учить п. 4.3.3. -4.3.5. стр158- 162 | | | Уметь пользоваться электронной почтой, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; | Индивидуальный, фронтальный опрос |
6. | Технологии создания сайта | 1 | структура сайта; навигация; оформление сайта; | Учебник | Учмть п. 4.4.1. стр 165-166 | | | Уметь создавать веб-страницы, включающие графические объекты | создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. | Индивидуальный, фронтальный опрос. Презентация «Создание Web-сайта» |
7. | Содержание и структура сайта | 1 | структура сайта; навигация; оформление сайта; шаблон страницы сайта; хостинг. | Учебник | Учить п. 4.4.2 стр 166-167 | | Познакомить с содержанием и структурой сайта. | Уметь создавать веб-страницы, включающие графические объект | создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. | выполнение практической работы |
8. | Оформление сайта. | 1 | структура сайта; навигация; оформление сайта; шаблон страницы сайта; хостинг. | Учебник | Учить п. 4.4.3 стр 167-168 | | сформировать умения по оформлению сайта | Уметь создавать веб-страницы, включающие графические объекты. | создавать с использованием конструкторов (шаблонов) комплексные информационные объекты в виде веб-страницы, включающей графические объекты. | выполнение практической работы |
9. | Размещение сайта в Интернете. | 1 | структура сайта; навигация; оформление сайта; шаблон страницы сайта; хостинг. | Учебник | Учить пю. 4.4.4. стр 168-169 | | сформировать умения по размещению сайта в интернете | Уметь размещать сайт в интернете | размещение сайта в интернете | выполнение практической работы |
10. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии» | 1 | IP-адрес; Всемирная паутина; доменное имя; Интернет; компьютерная сеть; логин; пароль; протокол; сайт; социальная сеть; файловые архивы; электронная почта. | Интерактивный тест «Коммуникационные технологии» | | | Представление о IP-адрес; Всемирная паутина; доменное имя; Интернет; компьютерная сеть; | Применять полученные знания на практике. | обобщение и систематизация знаний по теме | Интерактивный тест «Коммуникационные технологии» |
Раздел 6: Итоговое повторение - 1 ч | |
1. | Итоговое тестирование. | 1 | системы счисления алгебра логики основные операторы Паскаль формула; ссылка; встроенная функция; логическая функция; | Карточка | | | знать математические основы информатики знать основные операторы Паскаль | уметь обрабатывать числовую информацию в ЭТ | Понимание роли информатики и ИКТ в жизни современного человека. | Тестирование |