СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике. 9 класс.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для обучающихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике. 9 класс.»



Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарт основного общего образования, Примерной программы по информатике, федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и авторской программы Н.В. Макаровой для 9 класса и базисного плана.

Изучение информатики и информационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств информационно-коммуникационных технологий при изучении различных учебных предметов;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.


Так как, у обучающихся 9 класса, средний уровень развития общеучебных навыков, в программе предусмотрены практические работы, направленные на:

- ознакомление обучающихся с безопасными приёмами труда при работе на компьютере и его составляющими;

Формирование:

- представлений о системной среде Windows и её назначении;

- отработку отдельных технологических приёмов обмена данными;

- представлений о роли и назначении прикладной среды;

- умений работать в среде графического, текстового и табличного процессоров;

- знаний об истории и современном состоянии и перспективах развития компьютерной техники;

- представлений о классификации компьютеров по функциональным возможностям о техническом обеспечении информационных технологий;

- представлений о взаимодействии устройств компьютера, кодировании информации в компьютере, аппаратном обеспечении компьютерных сетей и возможностях Интернета.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональ­ных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечива­ется изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными табли­цами. Мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуника­ций.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта. В программе установлена последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей с математикой, русским языком, изобразительным искусством, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устно­го/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением кон­трольной работы.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

Формы контроля:

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум.












































Основное содержание программы.


История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники. (5 ч)

Правила техники безопасности на уроках информатики. Счётно-решающие средства до появления ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Второе поколение ЭВМ. Третье поколение ЭВМ. Четвёртое поколение ЭВМ. Классификация компьютеров по функциональным возможностям. Перспективы развития компьютерной техники.

Аппаратное обеспечение компьютерных сетей.(4 ч)

Виды компьютерных сетей. Локальные сети, региональные и корпоративные сети. Глобальные сети. Каналы связи для обмена информацией между компьютерами. Назначение сетевых адаптеров.

Назначение модема. Роль протоколов при обмене информацией в сетях.

Контрольная работа. Аппаратное обеспечение компьютерных сетей.

Коммуникации в глобальной сети Интернет.(5 ч)

Возможности Интернета. Среда браузера Internet Explorer. Поиск информации в сети Интернет.

Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет. Язык разметки гипертекста HTML.

Практическая работа. Язык разметки гипертекста HTML. Wеb – страница с графическими объектами и гиперссылками. Мир электронной почты. Технология создание гиперссылок. Практическая работа. Создание гиперссылок.

Контрольная работа. Коммуникация в глобальной сети Интернет.

Логические основы построения компьютера.(12 ч)

Основные понятия формальной логики. Логические выражения и логические операции. Операция НЕ – логическое отрицание (инверсия). Операция ИЛИ – логическое сложение (дизъюнкция, объединение). Операция И – логическое умножение (конъюнкция). Операция «ЕСЛИ-ТО – логическое следование (импликация). Операция «а тогда и только тогда, когда В» (эквивалентность, равнозначность). Составление таблиц истинности по логической формуле.

Некоторые законы булевой алгебры. Определение логического выражения по таблице истинности. Нахождение логической формулы. Логические элементы и основные логические устройства компьютера. Представление о логическом элементе. Проектирование логических схем.

Контрольная работа. Логические основы построения компьютера.

Представление числовой информации в компьютере. Сложение и вычитание в двоичной системе.

Перевод чисел из десятичной системы в любую другую систему.

Самостоятельная работа по теме: «Система счисления».

Информационное моделирование.(8 ч)

Этапы моделирования. Моделирование геометрических фигур. Моделирование составных документов. Творческий проект: Поздравительная открытка. Практическая работа. Моделирование ситуаций. Практическая работа. Индивидуальные информационные модели в базах данных. Создание проекта информационная модель «Учащиеся». Защита проекта информационная модель «Учащиеся».
















Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:


знать/понимать

  • сущность понятия «системная среда Windows, Linux»;

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • общую характеристику прикладной среды Windows, Linux;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • историю, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники;

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;

• классификацию компьютеров по функциональным возможностям;

• программный принцип работы компьютера;

• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

• области применения моделирования объектов и процессов;

• техническое обеспечение информационных технологий;

• устройства памяти, ввода и вывода информации;

• принцип взаимодействия устройств компьютера;

• алгоритм кодирования информации в компьютере;

• аппаратное обеспечение компьютерных сетей;

• логические элементы и основные логические устройства компьютера;

уметь

• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

• представлять числа в различных системах счисления;

• выполнять и строить простые алгоритмы;

• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

• создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийными проектором, цифровой камерой);

• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.











































Календарно-тематическое планирование. Информатика 9 класс.


Дата проведения

п/п

Название раздела и темы урока.

Межпредметная связь

план

факт





История, современное состояние и перспективы развития компьютерной техники.(9 ч)


01.09


1

Правила техники безопасности.

Счётно-решающие средства до появления ЭВМ.

математика

02.09


2

Первое поколение ЭВМ.

история

07.09


3

Второе поколение ЭВМ.


09.09


4

Третье поколение ЭВМ.


14.09


5

Четвёртое поколение ЭВМ.


16.09


6

Классификация компьютеров по функциональным возможностям.


21.09


7

Класс больших компьютеров.


23.09


8

Класс малых компьютеров.


28.09


9

Перспективы развития компьютерных систем.





Коммуникации в глобальной сети Интернет.(9 ч)


30.09


10

Возможности Интернета. Среда браузера.


05.10


11

Поиск информации в сети Интернет.


07.10


12

Практическая работа. Поиск информации в сети Интернет.


12.10


13

Мир электронной почты.


14.10


14

Язык разметки гипертекста HTML.


19.10


15

Практическая работа. Язык разметки гипертекста HTML.


21.10


16

Wеb – страница с графическими объектами и гиперссылками.


26.10


17

Технология создания гиперссылок.


28.10


18

Создание гиперссылок.





Логические основы построения компьютера.(7 ч)


09.11


19

Основные понятия формальной логики.

математика

11.11


20

Логические выражения и логические операции.

математика

16.11


21

Построение таблиц истинности по логической формуле.

математика

18.11


22

Некоторые законы булевой алгебры

математика

23.11


23

Определение логического выражения по таблице истинности.

математика

25.11


24

Самостоятельная работа «Логические основы построения компьютера».


30.11


25

Контрольная работа «Логические основы построения компьютера».

математика

02.12


26

Логические элементы и основные логические устройства компьютера.

математика




Аппаратное обеспечение компьютерных сетей.(6 ч)


07.12


27

Виды компьютерных сетей.


09.12


28

Каналы связи для обмена информацией между компьютерами.


14.12


29

Назначение сетевых адаптеров.


16.12


30

Назначение модема.


21.12


31

Роль протоколов при обмене информацией в сетях.


23.12


32

Контрольная работа. Аппаратное обеспечение компьютерных сетей.





Информационная картина мира. (6 ч.)


28.12


33

Представление о модели.


30.12


34

Представление о системе объектов.


11.01


35

Основы классификации объектов.


13.01


36

Классификация моделей.


18.01


37

Основные этапы моделирования.


20.01


38

Компьютерная модель и эксперимент.





Моделирование в среде графического редактора. (4 ч.)


25.01


39

Представление графической информации в компьютере.


27.01


40

Моделирование геометрических операций и фигур.


01.02


41

Конструирование – разновидность моделирования.


03.02


42

Разнообразие геометрических моделей.





Моделирование в среде текстового редактора. (6 ч.)


08.02


43

Представление символьной информации в компьютере.


10.02


44

Словесная модель.


15.02


45

Моделирование составных документов.


17.02


46

Творческий проект «Поздравительная открытка».


22.02


47

Структурные модели.


01.03


48

Алгоритмические модели.





Моделирование в электронных таблицах. (15 ч.)


03.03


49

Представление числовой информации в компьютере.

математика

15.03


50

Перевод чисел из десятичной системы в двоичную систему.

математика

17.03


51

Перевод чисел из десятичной системы в любую другую систему.

математика

22.03


52

Перевод чисел из двоичной системы в любую другую.


24.03


53

Сложение и вычитание в двоичной системе.

математика

05.04


54

Самостоятельная работа «Система счисления».

математика

07.04


55

Контрольная работа «Система счисления».


12.04


56

Расчёт геометрических параметров объекта.


14.04


57

Моделирование ситуации.


19.04


58

Обработка массивов данных.


21.04


59

Моделирование биологических процессов.


26.04


60

Моделирование движения тела под действием силы тяжести.


28.04


61

Моделирование экологических систем.


03.05


62

Моделирование случайных процессов.


05.05


63

Контрольная работа «Моделирование в электронных таблицах».





Информационные модели в базах данных. (5 ч)


10.05


64

Стандартные информационные модели.

изо

12.05


65

Индивидуальные информационные модели.

геометрия

17.05


66

Создание проекта информационная модель «Обучающиеся».


19.05


67

Защита проекта.

русский язык

24.05


68

Итоговое повторение.


















Учебно-методическое обеспечение.


  1. Информатика и ИКТ. 8-9 кл. Базовый уровень. Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2013. – 416 с.

  2. Практикум по информационным технологиям. 8-9 кл. Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2013. – 384 с.

  3. Информатика: методическая копилка преподавателя. Воронкова О.Б. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 313 с.



Литература для учителя


  1. Информатика: методическая копилка преподавателя. Воронкова О.Б. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 313 с.

  2. Программирование. 7-11 классы: информационно-познавательная деятельность учащихся / М.Н. Капранова. – Волгоград: Учитель, 2012 г.

  3. Поурочные разработки по информатике: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2008 г.



Литература для обучающихся


  1. Информатика и ИКТ. 8-9 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2013. – 416 с.

  2. Практикум по информационным технологиям. 7-9 кл. Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.

  3. Практикум-задачник по моделированию. 7-9 кл. Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2013. – 176 с.


























Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

95% и более

отлично

80-94%%

хорошо

66-79%%

удовлетворительно

менее 66%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

  • «1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.


Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!