Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Газимуро-Заводская СОШ
| Утверждаю: Директор школы: Уварова Г.Ф. Приказ №____________от__________2017 г. |
Рабочая программа по предмету
Информатика и ИКТ
8 класс
Составители: учителя информатики
Бронникова Н.Н.
Воложанинова Т.А.
с. Газимурский Завод, 2017 г.
Изучение информатики и ИКТ в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 8 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
Личностные образовательные результаты:
Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни
Предметные результаты
Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Ученик должен знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Основное содержание учебного предмета (35 часов)
Информация и информационные процессы (5 часов)
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
Практические работы:
Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора.
Кодирование текстовой и графической информации (4 часа)
Кодирование информации.
Кодирование графической информации.
Практические работы:
Кодирование информации.
Кодирование графической информации
Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео (5 часов)
Кодирование и обработка звуковой информации. Звуковая информация.
Цифровое фото и видео. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Практические работы:
Кодирование и обработка звуковой информации.
Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.
Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа.
Кодирование и обработка числовой информации (7 часов)
Кодирование числовой информации.
Электронные таблицы.
Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
Практические работы:
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.
Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.
Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
Построение диаграмм различных типов.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3 часа)
Базы данных в электронных таблицах.
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Практические работы:
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.
Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (7 часов)
Передача информации.
Локальные компьютерные сети.
Глобальная компьютерная сеть Интернет.
Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки текста HTML
Практические работы:
Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
«География» Интернета.
Разработка сайтов с использованием языка разметки текста HTML.
Календарно – тематическое планирование по информатике
8 класс. Автор учебника Н. Угринович.
| Тема | Количество часов |
-
| Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. | 1 |
-
| Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. | 1 |
-
| Практическая работа №1.1. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера. | 1 |
-
| Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. | 1 |
-
| Практическая работа № 1.2. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора. | 1 |
-
| Кодирование текстовой информации. | 1 |
-
| Практическая работа № 2.1. Кодирование текстовой информации. | 1 |
-
| Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB. | 1 |
-
| Практическая работа №2.2. | 1 |
-
| Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 |
-
| Практическая работа № 3.1. Кодирование и обработка звуковой информации. | 1 |
-
| Цифровое фото и видео. | 1 |
-
| Практическая работа № 3.2. Захват цифрового фото и создание слайд-шоу.1 | 1 |
-
| Практическая работа № 3.3. Редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа. | 1 |
-
| Повторение изученного материала. | 1 |
-
| Итоговая контрольная работа «Информация и информационные процессы. Кодирование текстовой и графической информации, обработка звука, цифрового фото и видео». | 1 |
-
| Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 |
-
| Практическая работа № 4.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. | 1 |
-
| Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. | 1 |
-
| Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Практическая работа № 4.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах. | 1 |
-
| Встроенные функции. Практическая работа № 4.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах. | 1 |
-
| Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. | 1 |
-
| Практическая работа № 4.4. Построение диаграмм различных типов. | 1 |
-
| Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | 1 |
-
| Практическая работа № 5.1. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. | 1 |
-
| Передача информации. Локальные компьютерные сети. | 1 |
-
| Практическая работа № 6.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном по локальной сети. | 1 |
-
| Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. | 1 |
-
| Практическая работа № 6.2. «География Интернета» | 1 |
-
| Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. | 1 |
-
| Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 |
-
| Практическая работа № 6.3. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. | 1 |
33-34 | Повторение изученного материала «Кодирование и обработка числовой информации. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов». | 2 |
35 | Итоговая контрольная работа «Кодирование и обработка числовой информации. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных. Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов». | 1 |