Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по информатике утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерной учебной программы основного общего образования по информатике для 7-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ7-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011
– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», утвержденного приказом директора №77-О от 31.08.2016г;
- Информатика Программы для общеобразовательных учреждений 2-11: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин – М. Бином. Лаборатория знаий.
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
формирование коммуникативных и учебно-познавательных компетенций;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
Формировать современное научное мировоззрение;
Развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников;
Осваивать базирующиеся на этой науке информационные технологии.
УМК.
Информатика. 8 класс: учебник / Н.Д. Угринович. М, Бином. Лаборатория знаний
Методическое пособие информатика и ИКТ. 8-11классы/Н. Д. Угринович–М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012
Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.
Информатика Программы для общеобразовательных учреждений 2-11: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин – М. Бином. Лаборатория знаий.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение предмета «Информатика » в 8 классе отводится 35 часов в год.
Формы уроков:
Урок - исследование
Урок – лекция с сопровождением средств мультимедиа
Урок – практикум
Комбинированный урок.
Урок контроля.
Методы: проектные технологии; фронтальные работа; самостоятельные работы; работы в микрогруппах.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
знать/понимать:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение .и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь:
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности — в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций
графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание программы.
1. Информация и информационные процессы – 9 часов
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 7 часов
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное беспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.
Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
3. Коммуникационные технологии – 16 часов
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Тематическое планирование 8 класс.
№ п.п | Тема | Количество часов по рабочей программе | Количество часов по авторской программе | Из них практические работы |
1 | Информация и информационные процессы | 9 | 9 | 2 |
2 | Информация и информационные процессы | 7 | 7 | 5 |
3 | Коммуникационные технологии | 16 | 16 | 8 |
| Повторение | 3 | 3 | |
итого | | 35 | 35 | 15 |
Практические работы (предоставлены в учебнике Информатика и ИКТ-8).
1. Практическая работа № 1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью электронного калькулятора.
2. Практическая работа № 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.
3. Практическая работа 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.
4. Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты.
5. Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способности мыши.
6. Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы
7. Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение
8. Практическая работа 3.1 Предоставление доступа к диску на компьютере, подключение к локальной сети
9. Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету
10. Практическая работа 3.3. «География» Интернета
11. Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине
12. Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой
13. Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета
14. Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете
15. Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML
Календарно-тематическое планирование 8 класс.
Составлено на основе: Методическое пособие информатика и ИКТ. 8-11классы/ Н. Д. Угринович–М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012
№ урока | № урока | Тема урока | Дата по плану |
Тема 1. Информация и информационные процессы - 9 часов. |
1 | 1 | Информация. Информатика | 1н09 |
2 | 2 | Информация и информационные процессы в неживой природе .Практическая работа № 11. «Перевод единиц измерения количества информации с помощью электронного калькулятора» | 2н09 |
3 | 3 | Информация и информационные процессы в живой природе в живой природе . Практическая работа № 1.2. «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера» | 3н09 |
4 | 4 | Человек: информация и информационные процессы | 4н09 |
5 | 5 | Информация и информационные процессы в технике | 1н10 |
6 | 6 | Кодирование информации с помощью знаковых систем | 2н10 |
7 | 7 | Знаки: форма и значение. Знаковые системы. | 3н10 |
8 | 8 | Количество информации | 4н10 |
9 | 9 | Тестирование по теме «Информация и информационные процессы.» | 2н11 |
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации 7 часов |
10 | 1 | Устройство компьютера. Процессор. Практическая работа 2.1. «Работа с файлами с использованием файлового менеджера» | 3н11 |
11 | 2 | Устройство ввода вывода информации. Внутренняя память компьютера. Практическая работа 2.2. «Форматирование дискеты» | 4н11 |
12 | 3 | Долговременная память Носители информации . Практическая работа 2.3. «Определение разрешающей способности мыши.» | 5н11 |
13 | 4 | Файлы и файловая система Практическая работа 2.4. «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы» | 1н12 |
14 | 5 | Работа с файлами и дисками | 2н12 |
15 | 6 | Прикладное программное обеспечение. Защита информации Практическая работа 2.5. «Защита от вирусов: обнаружение и лечение» | 3н12 |
16 | 7 | Тестирование по теме «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации.» | 4н12 |
Тема 3. Коммуникационные технологии — 16часов. |
17 | 1 | Передача информации. | |
18 | 2 | Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключение к локальной сети» | 2н01 |
19 | 3 | Информационные ресурсы Интернета Практическая работа 3.2. «Подключение к Интернету» | 3н01 |
20 | 4 | Общение в интернете, мобильный интернет. Практическая работа 3.3. «География Интернета» | 4н01 |
21 | 5 | Электронная почта. Практическая работа 3.4. «Путешествие по Всемирной паутине» | 5н01 |
22 | 6 | Поиск информации в интернете. Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой | 1н02 |
23 | 7 | Электронная коммерция в Интернете Практическая работа 3.6. «Загрузка файлов из Интернета» | 2н02 |
24 | 8 | Разработка web-сайта с использованием HTML . Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете | 3н02 |
25 | 9 | Web- страницы и Web – сайты. Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML | 4н02 |
26 | 10 | Структура Web- страницы | 1н03 |
27 | 11 | Форматирование текста на Web- странице. | 2н03 |
28 | 12 | Вставка изображений в Web- страницы | 3н03 |
29 | 13 | Гиперссылки на Web- страницах. | 1н04 |
30 | 14 | Списки на Web- страницах. | 2н04 |
31 | 15 | Интерактивные формы на Web-страницах | 3н04 |
32 | 16 | Тестирование по теме «коммуникационные технологии» | 1н05 |
Повторение 3 часа |
33 | 1 | Создание своего проекта | 2н05 |
34 | 2 | Создание своего проекта | 3н05 |
35 | 3 | Защита проекта. | 4н05 |
Формы контроля.
Устный опрос
Практическая работа
Тестирование по каждой теме
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Промежуточная аттестация проводится по четвертям (1, 2, 3, 4 четверти) и году.
Четвертная отметка учащихся выставляется на основе результатов текущего контроля знаний, годовая – на основе четвертных отметок.
Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ №9».
Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Тестирование тематическое и итоговое составлено учителем на основе тестов представленных автором в Методическое пособие информатика и ИКТ. 8-11классы/Н. Д. Угринович –М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012
№ урока | Вид контроля | Форма контроля | Источник | Дата |
2 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр124 | 2н09 |
3 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 125 | 3н09 |
9 | Тематический контроль | Тестирование | ФОС | 2н11 |
10 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 130 | 3н11 |
11 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 133 | 4н11 |
12 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 134 | 5н11 |
13 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 137 | 1н12 |
15 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 140 | 3н12 |
16 | Тематический контроль | Тестирование | ФОС | 4н12 |
18 | Тематический контроль | тестирование | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 143 | 2н01 |
19 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 144 | 3н01 |
20 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 149 | 4н01 |
21 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 151 | 5н01 |
22 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 155 | 1н02 |
23 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 158 | 2н02 |
24 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 161 | 3н02 |
25 | Текущий контроль | Практическая работа | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ» . Учебник для 8 класса;стр 165 | 4н02 |
32 | Тематический контроль | Тестирование | ФОС | 1н05 |
Литература для учителя.
Информатика. 8 класс: учебник / Н.Д. Угринович. МБином. Лаборатория знаний
Методическое пособие информатика и ИКТ. 8-11классы/Н. Д. Угринович–М. : Бином. Лаборатория знаний, 2012
Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.
Информатика Программы для общеобразовательных учреждений 2-11: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин – М. Бином. Лаборатория знаий.
Литература для учеников.
Информатика. 8 класс: учебник / Н.Д. Угринович. М, Бином. Лаборатория знаний
2. Linux-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.
Переченьматериально-технического обеспечения по предмету.
Периферийное оборудование.
Программное обеспечение.
Лист внесения изменений
№пп | | | | № приказа о корректировке рабочей программы |
| | | | |
17