муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № 61»
Утверждаю Согласовано
Директор МБОУ «СШ №61»
_____И.Г. Иванова Зам. директора по УВР
______О.Ю.Елескина
Приказ № 154Б от29.08.2017 Рассмотрено и одобрено на заседании
МО учителей математики,
физики и информатик
протокол №_6 от 29 августа 2017г.
Руководитель МО математики,
физики и информатики
________ Н.В.Мельникова
Рабочая программа
по информатике в 8А классе
на 2017/2018 учебный год;
часов в неделю - 1, всего за год – 35;
контрольных работ – 3
/учитель Мельникова Н.В./
Пояснительная записка.
Настоящая программа курса информатики для 8 класса продолжает соответствующую программу 5,6,7 класса и ставит перед собой главной целью:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения, имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Настоящая рабочая программа написана на основании следующего документа:
Программа для основной школы. Информатика. 5–6 классы.7-9 классы. /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. – 88с.
Планируемые результаты обучения предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1.Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
2.Регулятивные УУД: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность, это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными регулятивными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
3.Познавательные УУД: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными познавательными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
4.Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Содержание предмета «Информатика»
Математические основы информатики (12 часов)
Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.
Ученик научиться:
выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
анализировать логическую структуру высказываний.
Ученик получит возможность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;
строить таблицы истинности для логических выражений;
вычислять истинностное значение логического выражения.
Основы алгоритмизации (10 часов)
Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.
Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.
Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.
Ученик научиться:
определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Ученик получит возможность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения
Начала программирования (10 часов)
Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.
Ученик научится:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
выделять этапы решения задачи на компьютере.
Ученик получит возможность:
программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
Итоговое повторение (2)
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Таблица №1
Глава | Тема | Количество часов | В том числе, контр. работ (тестов) |
1 | Введение | 1 | 0 |
2 | Математические основы информатики | 12 | 1 |
3 | Основы алгоритмизации | 10 | 1 |
4 | Начала программирования | 10 | 1 |
5 | Повторение | 2 | |
| ИТОГО | 35 | 3 |
Таблица №2
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника | Дата проведения урока |
План | Факт |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение | | |
Математические основы информатики |
2. | Общие сведения о системах счисления | | | |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | | | |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | | | |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | | | |
6. | Представление целых чисел | | | |
7 | Представление вещественных чисел | | | |
8. | Высказывание. Логические операции. | | | |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | | | |
10. | Свойства логических операций. | | | |
11. | Решение логических задач | | | |
12. | Логические элементы | | | |
13. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Контрольная работа №1 | | | |
Основы алгоритмизации |
14. | Алгоритмы и исполнители | | | |
15. | Способы записи алгоритмов | | | |
16. | Объекты алгоритмов | | | |
17. | Алгоритмическая конструкция следование | | | |
18. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | | | |
19. | Неполная форма ветвления | | | |
20. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | | | |
21. | Цикл с заданным условием окончания работы | | | |
22. | Цикл с заданным числом повторений | | | |
23. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Контрольная работа №2 | | | |
Начала программирования |
24. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | | | |
25. | Организация ввода и вывода данных | | | |
26. | Программирование линейных алгоритмов | | | |
27. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | | | |
28. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | | | |
29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | | | |
30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | | | |
31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | | | |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | | | |
33. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Контрольная работа №3 | | | |
Итоговое повторение |
34. | Основные понятия курса. | | | |
35. | Итоговое тестирование. | | | |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 8 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)