Рабочая программа по географии, для обучающихся по ГОС-2004 составлена на основе следующих нормативно-правовых документов в соответствии с:
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений обучающихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у обучающихся знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Главная цель изучения курса в основной школе — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы обучающиеся в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Для этого необходимо создать у обучающихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера.
«Введение» 6 часов вместо 3 часов для более глубокого рассмотрения и закрепления тем «Географическое положение России» и «Моря, омывающие территорию России».
«Особенности природы и природные ресурсы России» с 35 часов до 34 часов, за счет проведения практических работ непосредственно при изучении тем.
называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
определять географическое положение России;
показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
определять поясное время;
называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
делать описания отдельных форм рельефа по картам; называть факторы, влияющие на формирование климата России;
определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
давать описания климата отдельных территорий; с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;
используя карту, называть типы почв и их свойства;
объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
объяснять видовое разнообразие животного мира;
называть меры по охране растений и животных;
показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
показывать на карте крупные природные районы России;
называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
выделять экологические проблемы природных регионов;
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Всего 68 час; в неделю 2 час.
Плановых практических работ 15; самостоятельных работ 4; контрольных уроков 1.
Планирование составлено на основе Рабочей программы для общеобразовательных учреждений. География. 5 – 9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. – 2-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
Баринова И.И. География России. Природа. - М.: Дрофа, 2013.
№№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Домашнее задание | Дата | Корректировка |
Введение (6 часов) |
1 2 | Географическое положение России. | 2 | Что изучает география России. Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России. | 1 урок § 1 вопрос 4 2 урок § 1 вопрос 2 | | |
3 4 | Моря, омывающие территорию России. Практическая работа № 1 | 2 | Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей. | 1 урок § 2 характеристику моря по плану 2 урок § 2 вопрос 5 | | |
5 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2 . | 1 | Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | § 3 | | |
6 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | Формирование, освоение и изучение территории России. Открытие и освоение Севера. | § 4 вопрос 5 | | |
Особенности природы и природные ресурсы России (34 часа) |
7 8 | Особенности рельефа России. | 2 | Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. | § 5 | | |
9 | Геологическое строение территории России. | 1 | Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. | § 6 | | |
10 11 | Минеральные ресурсы России. Практическая работа № 3. | 2 | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. | 1 урок § 7, вопрос 2 2 урок § 7 | | |
12 13 | Развитие форм рельефа. | 2 | Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Изменение рельефа человеком. | 1 урок § 8 вопрос 5 2 урок § 8, повторить §§ 5-7 | | |
14 | Самостоятельная работа по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые». | 1 | Проверка знаний обучающихся по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые». | | | |
15 | От чего зависит климат нашей страны. | 1 | Причины влияющие на формирование климата: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин. | § 9 п. 1, 2 | | |
16 17 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа № 4 | 2 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). | 1 урок § 9, вопрос 5 2 урок § 9 | | |
18 19 | Типы климатов России. | 2 | Типы климатов России. Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. | 1 урок § 10 2 урок § 10, вопрос 6 | | |
20 21 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа № 5. | 2 | Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. | 1 урок § 11 сообщение «Неблагоприятные климатические явления России» 2 урок § 11, повторить §§ 9-10 | | |
22 | Самостоятельная работа по теме «Климат и климатические ресурсы». | 1 | Проверка знаний обучающихся по теме «Климат и климатические ресурсы»". | | | |
23 24 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 2 | Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками. | 1 урок § 12 п.1, 2, буклет «Реки России» 2 урок § 12 вопрос 6 | | |
25 26 | Реки. | 2 | Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. | 1 урок § 12 2 урок § 12 с.92 итоговый вопрос 7 | | |
27 28 | Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | 2 | Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | 1 урок § 13 п.1-3, вопрос 3 2 урок § 13 вопрос 4 | | |
29 30 | Водные ресурсы. Охрана вод. | 2 | Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы. | 1 урок § 14 п.1 вопрос 3 2 урок § 14 повторить § 12, 13 | | |
31 | Самостоятельная работа по теме «Внутренние воды» | 1 | Проверка знаний обучающихся по теме «Внутренние воды и водные ресурсы». | | | |
32 | Образование почв и их разнообразие. | 1 | Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. | § 15 | | |
33 | Закономерности распространения почв. Практическая работа № 6. | 1 | Закономерности распространения почв. Почва — национальное богатство. | § 16 | | |
34 | Почвенные ресурсы России. | 1 | Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. | § 17 вопрос 2 | | |
35 36 | Растительный и животный мир России. Практическая работа № 7. | 2 | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. | 1 урок § 18, вопрос 2 2 урок § 18, вопрос 4 | | |
37 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Практическая работа № 8. | 1 | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. | § 19 буклет «Заповедники России» | | |
38 39 | Природно – ресурсный потенциал России. | 2 | Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России. | 1 урок § 20 2 урок § 20 повторить §§ 5-19 | | |
40 | Контрольный срез по теме «Особенности природы и природные ресурсы России». | 1 | Проверка знаний обучающихся по теме «Особенности природы и природные ресурсы России». | | | |
Природные комплексы России (26 часов) |
41 | Природное районирование. Разнообразие ПК России. | 1 | Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России | § 21 вопрос 5 | | |
42 | Моря, как крупные природные комплексы. | 1 | Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека. | § 22 | | |
43 | Природные зоны России. | 1 | Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. | § 23, презентация «Природные зоны России» | | |
44 | Разнообразие лесов России. Практическая работа № 9. | 1 | Разнообразие лесной природной зоны. Характеристика лесов. | § 24, презентация «Природные зоны России» | | |
45 | Безлесные зоны на юге России. | 1 | Характеристика лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. | § 25 вопрос 2 | | |
46 | Взаимосвязь компонентов природы в разных природных зонах. Практическая работа № 10. | 1 | Взаимосвязь компонентов природы в разных природных зонах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. | § 23-25 | | |
47 | Высотная поясность. | 1 | Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. | § 26 вопрос 7 | | |
48 | Самостоятельная работа по теме «Природные комплексы России». | 1 | Проверка знаний обучающихся по теме «Природные комплексы России». | | | |
49 50 | Природа регионов России. Русская (Восточно-Европейская) равнина. | 2 | Географическое положение. Особенности природы. | 1 урок § 27 сообщение «Озёра Русской равнины» 2 урок § 27 | | |
51 | ПК Русской равнины. Памятники природы. | 1 | Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Памятники природы. | § 28 буклет «Памятники природы Русской равнины» | | |
52 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | 1 | Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. | § 29 | | |
53 | Кавказ - самые высокие горы России. | 1 | Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. | § 30 | | |
54 | Природные комплексы Северного Кавказа. | 1 | Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | § 31 | | |
55 | Урал – «каменный пояс Русской земли». | 1 | Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. | § 32 вопрос 3 | | |
56 | Своеобразие природы Урала. | 1 | Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. | § 33 | | |
57 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Практическая работа № 11. | 1 | Природные уникумы. Экологические проблемы. | § 34 вопрос 1 | | |
58 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы. | 1 | Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. | § 35 вопрос 2 | | |
59 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Практическая работа №12 | 1 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения. | § 36 | | |
60 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | 1 | История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. | § 37 | | |
61 | Природные районы Восточной Сибири. Практическая работа № 13. | 1 | Природные районы. Крупнейшие реки России. | § 38, 39 вопрос 3 | | |
62 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы. | § 40 вопрос 2 | | |
63 | Дальний Восток – край контрастов. | 1 | Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов — самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. | § 41 вопрос 2 | | |
64 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Практическая работа № 14. | 1 | Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природные уникумы. | § 42 вопрос 2 | | |
65 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. | 1 | Природные ресурсы. Природный ресурсный потенциал. | § 43 повторить §§ 21-42 | | |
66 | Контрольная срез по теме «Природа регионов России» | 1 | Проверка знаний обучающихся по теме «Природа регионов России». | | | |
Географическая оболочка — наш дом (2 часа). |
67 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | 1 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. | § 44-45 вопрос 2 | | |
68 | Рациональное природополь-зование. Экологическая ситуация в России. Практическая работа № 15. | 1 | Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг. Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. | | | |
Итого: 68 уроков |