СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 10 класс базовый уровень

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и предназначена для базового уровня изучения географии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 10 класс базовый уровень»



«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Средняя школа № 3»

___________ Тюрина Г.Н.

Приказ № _____

________________ 2018 г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «Средняя школа № 3»

___________ Феоктистова Е. К..

_______________ 2018 г.

«Рассмотрено»

на заседании

методического объединения

_______________________________

Протокол № 1

______________ 2018 г.





Рабочая программа

по географии 10 А класс

Составитель программы:

Моисеенко Л.И



















г. Гагарин

2018 год





Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом, Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа:

Программа курса «География». 10(11) класс. Базовый уровень/ авт. – сост. Е. М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Наименование учебника, по которому осуществляется преподавание:

География: экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч. 1. Общая характеристика мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2016.

Данный учебник входит в перечень учебников, который утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа по географии для 10а класса (химико-биологический профиль) рассчитана на 34 часов в год (1 ч в неделю). Практические работы полностью совпадают с предложениями и заданиями программы, обязательные для оценивания во всем классе – внесены в тематическое планирование.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностными результатами обучения географии является:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.



2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.



3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты освоения основной образовательной программы по географии.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

  • характеризовать географию рынка труда;

  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства;

  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства;

  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.



Содержание учебного предмета.

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.

Тема 1. Страны современного мира (2 часа)

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира.

Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства. Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.

Тема 2. География населения мира (9 часов)

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Теория демографического перехода. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Классификация языков. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этно-религиозные конфликты. Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.

Практические работы:

•Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.

•Определение на основании демографических параметров типа страны.

•Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.

Тема 3. Мировые природные ресурсы. (9 часов)


Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемые невозоб-новимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Проблема исчерпания минеральных ресурсов. Исчерпаемые возобновимые ресурсы. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Водные ресурсы. Проблема опустынивания. Проблема нехватки воды и её загрязнения. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.

Практическая работа: Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.

Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа)

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры.

Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация. Научно-техническая революция. Характерные черты современной НТР. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (10 часов)

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе. Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.

Практические работы:

•Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.

•Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.

•Определение основных направлений международной торговли.

Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 час)

Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


урока

Тема


Количество часов

Дата проведения

10 а


Страны современного мира

2


1

Типы стран современного мира

1


2

Развитые и развивающиеся страны

1



География населения мира

9


3

Численность и динамика населения мира

1


4

Практическая работа 1 «Расчет демографических параметров и определение по ним типа страны»

1


5

Половозрастной состав населения

1


6

Практическая работа 2 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран».

1


7

Расовый и этнический состав населения

1


8

Религиозный состав населения.

1


9

Размещение населения и его миграции

1


10

Сельское и городское население

1


11

Контрольная работа по теме «Население мира»




Мировые природные ресурсы.

9


12

Природа и человек.

1


13

Природные ресурсы

1


14

Исчерпаемые невозобновимые ресурсы

1


15

Исчерпаемые возобновимые ресурсы

1


16

Неисчерпаемые ресурсы

1


17

Ресурсы Мирового океана

1


18

Практическая работа 3 «Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов».

1


19

Пути решения экологических проблем

1


20

Контрольная работа по темам: «Мировые природные ресурсы»

1



Мировое хозяйство и научно-техническая революция.

2


21

Формирование мирового хозяйства.

1


22

Мировое хозяйство и современная эпоха НТР.

1



Отрасли мирового хозяйства

9


23

Топливно-энергетический комплекс.

1


24

Металлургия

1


25

Машиностроение

1


26

Химическая и лесная промышленность

1


27

Сельское хозяйство.

1


28

Практическая работа 4 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов мира»

1


29

Транспорт мира.

1


30

Международные экономические отношения. Практическая работа 5 «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства»

1


31

Международная торговля услугами. Практическая работа 6 «Определение основных направлений международной торговли».

1


32

Обобщающее повторение

1


33

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация)

1



Глобальные проблемы современности

1


34

Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития.

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!