СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по географии. Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 г. (базовый уровень), программа под ред. В. П. Дронова

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  учебная программа по географии.  Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии   2004 г. (базовый уровень)    Примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов Авторской программы под ред.  В. П. Дронова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по географии. Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 г. (базовый уровень), программа под ред. В. П. Дронова»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Орехологовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено

на МО учителей-предметников

________________________

Протокол №___

от «___»_______ 20___г.

Руководитель МО


(Ф.И.О.)

Согласовано

с зам. директора по УВР



от «___»_______ 20___г.


зам директора по УВР


(Ф.И.О.)

Утверждено

директором МКОУ Орехологовской СОШ


(Ф.И.О.)

Приказ №___

от «___»_______ 20___г












Рабочая

учебная программа по

Географии

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

(наименование учебного предмета/курса)

II ступень / 9 класс

(ступень образования/класс)

2018 – 2019 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии

2004 г. (базовый уровень)

Примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов

Авторской программы под ред. В.П. Дронова

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(наименование программы)


Программу составила: Бутяга Елена Григорьевна (I квалификационная категория)


с. Орехов Лог

2018 г.







Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 2004 г. (базовый уровень)

  • Примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов

  • Программа под редакцией Душиной, И. В. Московский государственный университет. - М.: Дрофа, 2004.

  • Авторской программы под ред. В.П. Дронова, В.Я. Рома


Рабочая программа определяет содержание изучаемого предмета, отражает требование к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Главным образом она призвана формировать правильную ориентацию обучающихся в природных, социальных и экономических проблемах своей страны, помогать им в выборе путей рационального применения, приложения своих сил на благо Родины.

Изучение географии в 9 классе основной школы направлено на достижение следующих задач:

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

  • изучение природно-ресурсного потенциала России;

  • анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

  • изучение отраслевой структуры экономики России;

  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

  • изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

  • анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.

В курсе “География России. Хозяйство и экономические районы” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю.



Содержание программы

1. Общий обзор России. Что мы будем изучать? Российская Федерация. Государственная территория России. Географическое положение и границы России. Геополитическое влияние. 2 часа.

2. Население России. Население России. Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения. 5 часов.

3. Хозяйство России. Хозяйство России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Социально- экономические реформы, структурные особенности экономики России.

5 часов.

4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. Научный комплекс. Топливно - энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс. АПК. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания. 22 часа

5. Районы России. Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. 31 час.

6. Россия и страны нового зарубежья. Страны нового зарубежья СНГ. Белоруссия. Страны Балтии. Европейский Юго-запад. Закавказье. Азиатский Юго-восток. 3 часа




Оценочные практические работы


Пр. р № 1

Сравнение географического положения России и других стран

Пр. р № 2

Анализ карт населения.

Пр. р № 3

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Пр. р № 4

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Пр. р № 5

Группировка отраслей по различным показателям.

Пр. р. № 6

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Пр. р. № 7

"Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам"

Пр. р. № 8.

Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроение, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения

Пр. р. № 9

"Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам"

Пр. р. № 10.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Пр. р. № 11

Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций России

Пр. р. № 12.

Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.

Пр. р. № 12 а

"Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия"

Пр. р. № 13

"Составление характеристики одной из металлургических

баз по картам и статистическим материалам"

Пр. р. № 14

"Составление характеристики одной из баз химической

Пр. р. № 15

"Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"

Пр. р. № 16

Обозначение на контурной карте экономических районов России

Пр. р. № 17.

Составление картосхемы размещения хозяйства Центральной России.

Пр. р. № 18.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района.

Пр. р. № 19.

Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района.

Пр. р. № 20.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Кавказского экономического района.

Пр. р. № 21.

Составление характеристики промышленного узла.

Пр. р. № 22.

Составление картосхемы экономического развития Урало-Поволжья.

Пр. р. № 23.

Описание местного предприятия.

Пр. р. № 24.

Составление картосхемы экономического развития Западной и Восточной Сибири.

Пр. р. № 25.

Составление картосхемы экономического развития Дальневосточного экономического района.

Пр. р. № 26.

Сравнительная экономико-географическая характеристика двух стран Ближнего Зарубежья.

Пр. р. № 27.

Составление картосхемы внешних экономических связей России со странами Дальнего и Ближнего Зарубежья.


Используемый УМК:

1. Дронов В. П., Ром В, Я. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 2008.

2. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа,2008

3. География Новосибирской области


Дополнительная литература:

1. Алексеев А. А. География России. Природа и население – М.: Дрофа, 2007.

2. Родионова И. А. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001.

3. Маерова Н. Ю. Уроки географии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.

4. Интернет – ресурсы.

5. Мультимедийные обучающие программы:

География 9 класс. Экономика и население России.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.



Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

  Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;

  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.


  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи­телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча­щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи­ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни­ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол­нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне­ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе с картами атласа, статистическими материала­ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго­товки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.



Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!













































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНИКУ В. П. ДРОНОВА, В. Я. РОМА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО»

9 КЛАСС


Программа под редакцией Душиной, И. В. Московский государственный университет. - М.: Дрофа, 2004.

Учебник: Дронов. В. П., Ром. В. Я. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2012.

Количество часов: 68 ч - 2 ч в неделю.


Название разделов,

темы уроков

Сроки

по плану

факт

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Введение (1 ч)

01.09.16





§ 1


Новое политико-государственное устройство на территории бывшего СССР.

Геополитическое положение России (2 ч.)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

2

Географическое положение России ЭГП и транспортно-географическое положение

6.09.16

Изучение нового материала

Основные положения ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории. Субъекты РФ, их различия

Пр. р № 1

Сравнение географического положения России и других стран.

Работа с картами

§ 2

3

Политико-административное устройство России

8.9.16

Практикум


Изменения ГП во времени и пространстве

Самостоятельная работа

§ 3,4


Население России (5 ч.)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

4

(1)

Население России: особенности заселения, численность и естественный прирост. РФ – многонациональная страна

13.9.16

Практикум

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географии народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

Города, типы населенных пунктов, зоны расселения.

Пр. р № 2

Анализ карт населения.

Работа с картами, составление прогнозов

§5,6,7

5

(2)

Миграция населения. Расселение населения.

15.9.16

Семинар

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Пр. р № 3

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Работа по вопросам семинара

§ 8

6

(3)

Городское и сельское население. Расселение населения.

20.9.16

Практикум

Составление диаграмм

§ 9

7

(4)

Расселение населения

22.9.16

Семинар

Проверочная работа

8,9

8

(5)

Итоговый урок по теме «Население России»

27.9.16

Деловая игра

Зачет



Экономика Российской Федерации (5 ч.)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

(1)

Хозяйство России

29.9.16

Лекция


Пр. р № 4

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Развернутый план


10

(2)

Роль и место России в международной экономике. Экономические системы в развитии России

4.10.16

Семинар

Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем

Пр. р № 5

Группировка отраслей по различным показателям.

Работа с картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§ 10,11


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

11

(3)

Структура экономики России

06.10.16

Лекция



Составление картосхемы

§ 12,


12

(4)

Проблемы ресурсной основы экономики России

11.10.16

Практикум


Пр. р. № 6

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Заполнение таблицы

§ 12

13

(5)

Научный комплекс – вершина экономики России

13.10.16

Семинар



Сообщения учащихся

§ 13


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

14

(1)

Машиностроительный комплекс – ведущий межотраслевой комплекс в хозяйстве России

18.10.16

Лекция

Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельный отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры


Пр. р. № 7

"Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам"

Пр. р. № 8.

Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроение, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения.

Работа с картами, фронтальный опрос

§ 14

15

(2)

Факторы размещения отраслей машиностроения

20.10.16

Практикум

Тестирование, составление схемы.

§ 15

16

(3)

География машиностроения

25.10.16

Практикум

Составление характеристики отрасли

§ 16

17

(4)

Военно-промышленный комплекс

27.10.16

Семинар

Сообщения учащихся

§ 17


Топливно-энергетический комплекс (4 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

18

(5)

Роль и особенности ТЭК

08.11.16

Лекция

Состав и значение ТЭК, главные нефтяные, газовые и угольные базы России, их географическое положение и особенности, основные типы электростанций и факторы их размещения.

Пр. р. № 9

"Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам"

Пр. р. № 10.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Пр. р. № 11

Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций России

Составление картосхемы

§ 18

19

(6)

Топливная промышленность

10.10.16

Практикум

Составление характеристики отрасли

§ 19

20

(7)

Электроэнергетика России

15.11.16

Практикум

§ 20

21

(8)

Итоговый урок по теме «Топливно-энергетический комплекс России»

17.11.16

Семинар

Зачет



Комплексы отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ (7 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

22

(9)

Состав и значение комплекса

22.11.16

Лекция

Роль и значение комплекса конструкционных материалов и химических веществ в хозяйстве, особенности их отраслевого состава, факторы размещения основных производств. Основные районы размещения

Пр. р. № 12.

Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.

Пр. р. № 12 а

"Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия"

Пр. р. № 13

"Составление характеристики одной из металлургических

баз по картам и статистическим материалам"

Пр. р. № 14

"Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам"

Тестирование

§ 21

23

(10)

Металлургический комплекс

24.11.16

Практикум

Составление характеристики отрасли

§ 22

24

(11)

География металлургического комплекса

29.11.16

Актуализации знаний и умений


§ 23

25

(12)

Цветная металлургия

01.12.16

Практикум

Проверочная работа

§ 24

26

(13)

Химико-лесной комплекс

06.12.16

Исследование

Самостоятельная работа

§ 25

27

(14)

География химико-лесного комплекса

08.12.16


Составление картосхемы

§ 26,27

28

(15)

Итоговый урок по теме «Комплексы конструкционных материалов» К. т. № 2

13.12.16

Семинар

Зачет



Агропромышленный комплекс (4 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

29

(16)

Состав и значение АПК

15.12.16

Практикум

Значение АПК в хозяйстве, состав АПК, роль. Закон о земле. Интенсивный и экстенсивный путь развития хозяйства, мелиорация. Факторы размещения производств пищевой и легкой промышленности

Пр. р. № 15

"Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"

Заполнение таблицы

§ 28

30

(17)

Земледелие и животноводство

20.12.16

Семинар

Сообщения учащихся

§ 29

31

(18)

Пищевая и легкая промышленность

22.12.16

Семинар

Работа по вопросам семинара

§ 30

32

(19)

Территориальная организация АПК

27.12.16

Практикум

Работа с карточками в группах



Инфраструктурный комплекс (3 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

33

(20)

Состав инфраструктурного комплекса

12.01.17

Изучение нового материала

Сфера услуг, здравоохранение. Связь. Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортных путей, крупные транспортные центры



31

34

(21)

Связь, сфера обслуживания

17.01.17

Комбини-рованный



§ 34

35

(22)

Роль транспорта

Виды транспорта

19.01.17


Заполнение таблицы «Виды транспорта»

Заполнение таблицы

§ 32,34

36

(23)

Обобщение по теме

«Межотраслевые комплексы России»

24.01.17







Региональная часть курса (31 ч)

Территориальная организация и районирование России (2ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

37

(1)

Районирование территории России

26.01.17

Лекция

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов


Работа с картами атласа

§ 35

38

(2)

Проблемы экономического районирования

31.01.17

Лекция с элементами беседы

Пр. р. № 16

Обозначение на контурной карте экономических районов России

Заполнение таблицы, тестирование

§ 36


Центральная Россия (4 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

39

(1)

Центральная Россия. ЭГП, население и трудовые ресурсы

02.02.17

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района


Фронтальный опрос

§ 37,38

40

(2)

Экономика Центральной России. Узловые районы Центральной России

07.02.17

Практикум

Особенности ЭГП Центральной России, природно-ресурсная база, центры хозяйственной специализации района

Пр. р. № 17.

Составление картосхемы размещения хозяйства Центральной России.

Заполнение таблицы

§ 40

41

(3)

Московская столичная агломерация

09.02.17

Практикум

Москва – столицаРоссийской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва – крупнейший транспортный узел России

Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга


§ 39

42

(4)

Народные промыслы Центральной России

14.02.17

Лекция



Составление картосхемы



Северо-Западная Россия (2 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

43

(1)

Общая характеристика Северо-Западной России

16.02.17

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Пр. р. № 18.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района.

Работа с картами

§ 42

44

(2)

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада

20.02.17

Практикум

Санкт-Петербург – северная столица России, история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны города. Санкт-Петербургская агломерация. Калининградская область. Город Калининград


Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

Сооб-щения


Европейский Север (2 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

45

(1)

ЭГП, особенности природно-ресурсного потенциала и населения

21.02.17

Практикум

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, хозяйства, проблемы взаимодействия природы и общества

Пр. р. № 19.

Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района.

Составление картосхемы

§ 43,44

46

(2)

Хозяйство Европейского Севера

28.02.17

Практикум


Заполнение таблицы

§ 45


Европейский Юг – Северный Кавказ (2 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

47

(1)

Северный Кавказ: особенности географического положения, природные условия и ресурсы

02.03.17

Лекция

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказа

Фронтальный опрос

§ 46

48

(2)

Население и хозяйство района

07.03.17

Практикум


Пр. р. № 20.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Кавказского экономического района.

Работа с карточками

§ 47,48


Поволжье (2 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

49

(1)

Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы

09.03.17

Семинар

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья

Сообщения учащихся

§ 49

50

(2)

Население и хозяйство района

14.03.17

Практикум


Пр. р. № 21.

Составление характеристики промышленного узла.

Проверочная работа

§ 50,51


Урал (2 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

51

(1)

Географическое положение, природные условия и ресурсы

16.03.17

Исследова-ние

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Пр. р. № 22.

Составление картосхемы экономического развития Урало-Поволжья.

Самостоятельная работа

§ 52

52

(2)

Население и хозяйство района

30.03.17

Лекция


Определение тенденций хо-зяйственного развития Север-ного Урала. Оценка эколо-гической ситуа-ции в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

Тестирование

§ 53,54


География своей области (5 ч) (Региональный компонент)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

53

(1)

РК Особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала Новосибирской области

04.04.17

Лекция

Особенности ЭГП, ресурсной базы, населения, специализации хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Определение по картам геогра-фиического по-ложения своей области. Хозяй-ственная оцен-ка природных условий и ре-сурсов. Опреде-ление по картам плотности и особенностей размещения населения области

Составление картосхемы


54

(2)

РК Население Новосибирской области

06.04.17

Практикум


Проверочная работа


55

(3)

РК Особенности хозяйства области Факторы размещения отраслей промышленности

11.04.17

Практикум


Заполнение таблицы


56

(4)

РК Специализация АПК области

13.04.17

Лекция


Пр. р. № 23.

Описание местного предприятия.

Составление картосхемы


57

(5)

РК Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области

18.04.17

Учебная дискуссия



Сообщения учащихся



Восточный макрорегион – Азиатская Россия (5 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

58

(1)

Восточный макрорегион – Азиатская Россия

20.04.17

Лекция с элементами беседы

Особенности ЭГП, населения, специализация хозяйства района, проблемы взаимодействия природы и общества

Изучение и оценка природ-ных условий Западно-Сибир-ского района для жизни и быта человека.

Пр. р. № 24.

Составление картосхемы экономического развития Западной и Восточной Сибири.

Развернутый план

§ 55,56

59

(2)

Западная Сибирь

25.04.17

Путешествие

Самостоятельная работа

§ 57

60

(3)

Экономика Восточной Сибири

27.04.17

Практикум

Заполнение таблицы

§ 58

61

(4)

Дальний Восток: особенности развития

02.05.17

Семинар


Пр. р. № 25.

Составление картосхемы экономического развития Дальневосточного экономического района.

Сообщения учащихся

§ 59

62

(5)

Итоговый урок по теме «Восточная Сибирь»

04.05.17

Обобщающий


Зачет



Новые Независимые Государства (3 ч)


Название разделов,

темы уроков

Сроки

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Практические работы

Формы контроля

Домаш

задан.

1

2

3

4

5

6

7

8

63

(1)

Страны ближнего зарубежья

11.05.15

Лекция с элементами беседы

Место России среди стран мира. Главные внешнеэкономические партнеры страны

Пр. р. № 26.

Сравнительная экономико-географическая характеристика двух стран Ближнего Зарубежья.

Тестирование


64

(2)

Закавказье и Азиатский Юго-Восток

16.05.15

Практикум



Работа с картами


65

(3)

Взаимосвязи России с другими странами

18.05.15

Лекция


Пр. р. № 27.

Составление картосхемы внешних экономических связей России со странами Дальнего и Ближнего Зарубежья.

Составление картосхемы


66-67

Итоговое повторение (2 ч)

23.05.17

25.05.17

30.05.17

Обобщающий



Зачет


+ 1 ч – резерв, Всего 68 часов













26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!