СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс к УМК В.П.Дронов, В.Я. Ром с региональным компонентом

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Общая характеристика учебного предмета.

География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. Общая часть курса. В этой части изучается; политико - государственно устройство Российской Федерации. Географическое положение России; население Российской Федерации; экономика, важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

- Региональная часть курса включает общественную географию крупных регионов России; территориальную организацию и районирование России; Западный макрорегион - Европейская Россия, Центральная Россия, Северо - Западная Россия, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Восточный макрорерион - азиатская часть

- География Тюменской области ( этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов)

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В соответствии с учебным планом Равнецкой ООШ на изучении географии в 9 классе предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю). Темы регионального компонента изучаются на уроках:

8- Миграция в Тюменской области, №28-Лесная промышленность Тюменской области,№31- Пищевая и лёгкая промышленность Тюменской области,№58- Тюменская область. ГП территории, №59- Население и трудовые ресурсы Тюменской области,№60- Хозяйство Тюменской области, №61- Хозяйство Тюменской области. Экологическая ситуация в Тюменской области


Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При изучении географии в 9 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.


Содержание тем учебного курса


Особенности географического положения России.(4 часа)

Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Население России.(7часов).

Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий

Хозяйство России. (25 часов)

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.

Природно-хозяйственное районирование России (29 часов).

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

География Тюменской области (4 часа). Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Россия в современном мире - 3часа

Россия в мировой экономике. Россия в международном географическом разделении труда. Экономические связи России со странами мира. Россия и ближнее зарубежье. Внешнеэкономические, политические и культурные связи России со странами ближнего зарубежья

Обобщающее повторение "Россия в современном мире"

Практические работы.

Практическая работа № 1.« Характеристика ГП России»

Практическая работа №2. . « Выявление факторов размещения развития машиностроения

Практическая работа № 3. « Характеристика угольного бассейна».

Практическая работа № 4. « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»

Практическая работа № 5. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Практическая работа №7. « Определение по карте размещения отраслей АПК»


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных



Тематическое планирование.


№ п/п

Тема

часы

В том числе на

Контрольные

практические

1.

Особенности географического положения России.

4



2.

Общий обзор России

3


1

3.

Население Российской Федерации

7

1


4.

Экономика Российской Федерации

5



5.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

20


4

6.

География крупных регионов России.

29

1

1

7.

Россия в современном мире

3

1



Итого

68

3

7


График контрольный и практических работ

3

Практическая работа№1 «Характеристика ГП России»


11

Контрольная работа по теме «Население».


18

Практическая работа №2 « Выявление факторов размещения развития машиностроения»


22

Практическая работа № 3. « Характеристика угольного бассейна».


23

Практическая работа № 4. « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»


25

Практическая работа № 5. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам


29

Практическая работа №7. « Определение по карте размещения отраслей АПК»


35

Обобщающий урок по теме „География межотраслевых комплексов“.


44

Центральная Россия – обобщающий урок


55

Контрольная работа «Западный макрорегион»


66

Обобщающий урок по теме „Экономические районы России


64

Контрольная работа по теме „Экономические районы России


68

Итоговая контрольная работа.








п/п

Тема урока

Элементы обязательного

Минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Кодификатор ОГЭ

дата

план

факт

Введение. Общий обзор России 4 часа

1

Что изучает экономическая география России?



География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.


Уметь: использовать раз­личные источники геогра­фической информации



1.2



2

Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации.

Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико – административное устройство России. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. .Федеральные округа

Знать: основные осо­бенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значи­тельных размеров тер­ритории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России. Научиться анализировать карты, выявлять и оценивать благоприятные и неблагоприятные особенности разных видов ГП РФ на макро- мезо- и микро-уровнях, выявлять изменения в различных видах ГП РФ на разных исторических этапах на протяжении 20 века

5.1

5.1.3



3

Географическое положение и границы России. Практическая работа №1 « Характеристика ГП России»

5.1

5.1.3



4

Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и ЭГП России. Государственная территория России.

Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории РФ и других стран, сопоставлять размеры территории, благоприятной для хозяйственной деятельности, России и других крупнейших стран мира, выявлять природные и экономические факторы развития хозяйства страны, связанные с обширностью российской зоны Севера, обсуждать различные точки зрения по оценке

5.1

5.1.3



Население России 7 часов

5




Исторические особенности заселения и освоения территории России.




Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16-19 вв.

Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом её территории.

1.2



6

Численность и естественный прирост населения.


Естественный прирост населения, рождаемость , смертность, воспроизводство населения.

Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным.

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения.

Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России.

Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры.

Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять виды городов России, обозначать на контурной карте крупнейшие города, обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов, выявлять особенности урбанизации в России, выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны, обозначать на контурной карте основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера

5.3.1

5.3.2



7

Национальный и религиозный состав населения России. Тест



Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Районы распространения разных религий. Титульный народ, ассимиляция, религия, языковая семья, группа

5.3.5



8

Миграция населения.

Миграция в Тюменской области

Миграция, эмиграция, иммиграция, беженцы, вынужденные переселенцы, сальдо миграций

5.3.4



9




Городское и сельское население. Расселение населения.

Урбанизация, агломерация, мегалополис,



5.3.6

5.3.3



10












Рынок труда и занятость населения.











Трудовые ресурсы, трудоспособное население, рынок труда, безработица, скрытая безработица, экономически активное население

11

Контрольная работа по теме „Население России“.

Термины и понятия по теме

Знать определения терминов по теме. Уметь работать со схемами, таблицами




Экономика Российской Федерации (5 ч)

12

Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы.

Экономика, отрасль, сфера, географическое разделение труда, Командная система в экономике, рыночная система в экономике, индивидуально-частные предприятия, товарищество, акционерные общества, федеральные и муниципальные предприятия

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства; устанавливать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира.

Границы производящей и потребляющей зон, эта­пы формирования хозяй­ства.

Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых.




5.4.1



13

Структурные особенности экономики России.

5.4.1



14

Природно-ресурсный потенциал экономики.

5.4.2



15

Экономический курс и его географическое следствие.




16

Коренные социально-экономические реформы. Тест

Монополизация, приватизация, национализация, инфляция, ВВП


Определять место России в мировой экономике.

Знать пути развития российской экономики





Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география-20

17

Научный комплекс.

Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Перспективы развития науки и образования

Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России; что такое технополисы и их влияние на научный комплекс.

Уметь: показывать на карте научные центры.

5.4.3



18

Машиностроительный комплекс. Практическая работа №2 « Выявление факторов размещения отраслей машиностроения»

Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роль и назначению. Проблемы российского машиностроения. Факторы размещения машиностроения. Ведущая роль наукоёмкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения.
Наукоемкость, трудоемкость, специализация, кооперирование.

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.

5.4.3



19

География машиностроения.

Знать определения терминов по теме урока.

Уметь: выявлять особенности географии машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности; определять различия в уровнях развития машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе анализа карты машиностроения; обозначать на контурной карте основные районы и крупнейшие центры машиностроения РФ; анализировать перспективы развития машиностроения в целом и в отдельных районах страны.

5.4.3



20

Топливно-энергетический комплекс.

Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране.

5.4.3



21

Топливная (нефтяная, газовая) промышленность.

Тест

Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефте-газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его хозяйственное значение. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности

Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения

формулировать выводы.


5.4.3



22

Угольная промышленность.

Практическая работа № 3.



Составлять характеристику

Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам.

5.4.3



23

Электроэнергетика. Практическая работа №4 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров»


Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики.

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Агрументировать необходимость экономии электроэнергии.

5.4.3



24

Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ.

Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства.

Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству.



5.4.3



25

Металлургический комплекс. Чёрная металлургия Практическая работа №5 « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии»

Роль в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия- основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы.

5.4.3



26

Цветная металлургия. Пр. р№6.

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Цветные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Основные металлургические базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства.

5.4.3



27

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Практическая работа №7 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности»

Состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей. Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.

5.4.3



28






Лесная промышленность.

Лесная промышленность Тюменской области



Лесные ресурсы РФ, их география. Состав и продукция лесной промышленности, её место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли

Приводить примеры изделий лесохимического комплекса и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их.

5.4.3



29

Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство

.Практическая работа 8« Определение по карте размещения отраслей АПК»

АПК: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.

Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.

5.4.4



30

Земледелие и животноводство. Тест

Полеводство. Зерновые и технические культуры. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география Перспективы развития животноводства

Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса.

Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями.

5.4.4



31

Пищевая и лёгкая промышленность. Пищевая и лёгкая промышленность Тюменской области

Особенности лёгкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние лёгкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития

Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности.

5.4.4



32

Инфраструктурный комплекс.

Состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава инфраструктурного комплекса; сравнивать доли комплекса в экономике разных стран

5.4.5



33

Сухопутный транспорт: автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт

Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортные центры

Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот)

Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта.

Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж-д и автомобильного транспорта в транспортной работе.

5.4.5



34

Связь. Сфера обслуживания.Тест

Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География, перспективы развития. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду, перспективы развития.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов связи; сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах; анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильём и его благоустроенности в России и других странах

5.4.5



35

Обобщающий урок по теме „География межотраслевых комплексов“.













36

Экономическое районирование.

Районирование- важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое разделение труда. Специализация территорий. Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа.

Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России.




37

Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия .

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

5.5




38

Население и трудовые ресурсы.

Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Занятость и доходы населения.

Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его.

Знать причины роста городов, демографические проблемы

5.3.1



39

Экономика и её территориальная структура.

Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи



5.4.1

5.4.3



40

Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.Тест

Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники




41

Волго-Вятский и Центрально- Чернозёмный районы

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения.


5.4.3



42

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район.

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

5.4.3



43

Калининградская область.

5.4.3



44

Проверочная работа по теме «Центральная Россия»



5.4.3



45

Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население.

Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их исполь­зования. Этапы засе­ления,

формирования куль­туры народов, совре­менного хозяйства. Характеристика внут­ренних различий рай­онов и городов. Дос­топримечательности. Топонимика


Изучение ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов. Составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

5.3.1

5.4.2

5.4.3



46

Хозяйство Европейского Севера.

Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.

5.4.3

5.4.4



47

Северный Кавказ: природные ресурсы. Население.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства.. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.


5.3.1

5.4.2

5.4.3



48






Хозяйство Северного Кавказа. Тест





5.4.3

5.4.4



49

Крым: природные ресурсы. Население.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.



5.3.1

5.4.2

5.4.3



50

Хозяйство Крыма

5.4.3

5.4.4



51

Поволжье: природные ресурсы. Население.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер

воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи.




52

Хозяйство Поволжья. Тест



5.4.3

5.4.4



53

Урал: природные ресурсы. Население.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Определять наличие ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

5.3.1

5.4.2

5.4.3



54

Хозяйство Урала.Тест

5.4.3

5.4.4



55

Контрольная работа «Западный макрорегион»







56

Азиатская Россия – общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона.

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны

Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения




57

Западная Сибирь.

Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Определять наличие ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; рай­онов разной специализа­ции, центров производ­ства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их уз­лов, внутригосударст­венных и внешних эко­номических связей Рос­сии, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую гео­графическую характери­стику разных территорий на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

5.4.3

5.4.4



58

Тюменская область. ГП территории

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства.

Сформировать представление о ГП Тюменской области

5.4.3

5.4.4



59

Население и трудовые ресурсы Тюменской области

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города.

Сформировать представление о населении Тюменской области; расширить знания об обычаях и традициях коренных народов края

5.3.1

5.4.2

5.4.3



60

Хозяйство Тюменской области. Тест


.География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны.

Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа; развивать умение работать и экономическими картами. Находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: географических объектов и явлений.

5.4.3

5.4.4



61

Хозяйство Тюменской области. Экологическая ситуация в Тюменской области

5.4.3

5.4.4



62

Восточная Сибирь.

Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.


Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных ресурсов, адаптации че­ловека к условиям окру­жающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов.

5.4.3

5.4.4



63

Дальний Восток.Тест

5.3.1

5.4.2

5.4.3



5.4.3

5.4.4



64

Контрольная работа по теме „Экономические районы России

Разноуровневые тесты, практические задания,

Выполнить контрольную работу











65

Общая характеристика Европейского Запада (Прибалтика, Белоруссия) и Европейского Юго-запада (Молдова, Украина).

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство

Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства




66

Общая характеристика Закавказья и Азиатского Юго-востока.

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство

Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства




67

Представление о Мировом хозяйстве и Мировом рынке. Экономические торговые группировки стран.

Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство

Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства




68




Итоговое повторение .Итоговая контрольная работа.




Итоговая проверочная работа по курсу

Выполнить проверочную работу















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!