Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона «Об образовании РФ» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) и примерной программой по географии для общеобразовательных учреждений 9 классов под редакцией В.П.Дронова, В.Я. Рома. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации, М., 2004 год. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами. Общая часть курса. В этой части изучается; политико - государственно устройство Российской Федерации. Географическое положение России; население Российской Федерации; экономика, важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.
- Региональная часть курса включает общественную географию крупных регионов России; территориальную организацию и районирование России; Западный макрорегион - Европейская Россия, Центральная Россия, Северо - Западная Россия, Европейский Север, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Восточный макрорерион - азиатская часть
- География Тюменской области ( этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В соответствии с учебным планом Равнецкой ООШ на изучении географии в 9 классе предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю). Темы регионального компонента изучаются на уроках:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. История освоения и изучения территории России. Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Человеческий потенциал страны. Численность, размещение, естественное движение населения.. Направления и типы миграции. Половой и возрастной состав населения. Народы и основные религии России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Россия в мировой экономике. Россия в международном географическом разделении труда. Экономические связи России со странами мира. Россия и ближнее зарубежье. Внешнеэкономические, политические и культурные связи России со странами ближнего зарубежья
№ п/п | Тема урока | Элементы обязательного Минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Кодификатор ОГЭ | дата |
план | факт |
Введение. Общий обзор России 4 часа |
1 | Что изучает экономическая география России? | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. | Уметь: использовать различные источники географической информации | 1.2 | | |
2 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико – административное устройство России. Функции административно-территориального деления страны. Федерация и субъекты федерации. Государственно-территориальные и национально-территориальные образования. .Федеральные округа | Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте субъекты Российской Федерации и пограничные государства. Давать характеристику экономическому, транспортно –географическому, геополитическому и эколого –географическому положению России. Научиться анализировать карты, выявлять и оценивать благоприятные и неблагоприятные особенности разных видов ГП РФ на макро- мезо- и микро-уровнях, выявлять изменения в различных видах ГП РФ на разных исторических этапах на протяжении 20 века | 5.1 5.1.3 | | |
3 | Географическое положение и границы России. Практическая работа №1 « Характеристика ГП России» | 5.1 5.1.3 | | |
4 | Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и ЭГП России. Государственная территория России. | Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории РФ и других стран, сопоставлять размеры территории, благоприятной для хозяйственной деятельности, России и других крупнейших стран мира, выявлять природные и экономические факторы развития хозяйства страны, связанные с обширностью российской зоны Севера, обсуждать различные точки зрения по оценке | 5.1 5.1.3 | | |
Население России 7 часов |
5 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. | Главные ареалы расселения восточных славян. Основные направления колонизации Московского государства. Формирование и заселение территории Русского и Российского государства в 16-19 вв. | Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом её территории. | 1.2 | | |
6 | Численность и естественный прирост населения. | Естественный прирост населения, рождаемость , смертность, воспроизводство населения. | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны. Сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения. Определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны. Сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным. Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин. Определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным. Сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения. Определять крупнейшие по численности населения народы России. Определять: особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России. Уметь показывать на карте крупнейшие религиозные центры. Определять виды и причины миграций. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России. Определять по статистическим данным районы с высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. Знать определения терминов по теме урока. Уметь: определять виды городов России, обозначать на контурной карте крупнейшие города, обсуждать социально-экономические и экологические проблемы крупных городов, выявлять особенности урбанизации в России, выявлять факторы, влияющие на размещение населения страны, обозначать на контурной карте основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера | 5.3.1 5.3.2 | | |
7 | Национальный и религиозный состав населения России. Тест | Россия- многонациональное государство. Языковые семьи народов России. Наиболее многонациональные районы страны. Религии, исповедуемые в России. Районы распространения разных религий. Титульный народ, ассимиляция, религия, языковая семья, группа | 5.3.5 | | |
8 | Миграция населения. Миграция в Тюменской области | Миграция, эмиграция, иммиграция, беженцы, вынужденные переселенцы, сальдо миграций | 5.3.4 | | |
9 | Городское и сельское население. Расселение населения. | Урбанизация, агломерация, мегалополис, | 5.3.6 5.3.3 | | |
10 | Рынок труда и занятость населения. | Трудовые ресурсы, трудоспособное население, рынок труда, безработица, скрытая безработица, экономически активное население |
11 | Контрольная работа по теме „Население России“. | Термины и понятия по теме | Знать определения терминов по теме. Уметь работать со схемами, таблицами | | | |
Экономика Российской Федерации (5 ч) |
12 | Основные этапы развития хозяйства. Экономические системы. | Экономика, отрасль, сфера, географическое разделение труда, Командная система в экономике, рыночная система в экономике, индивидуально-частные предприятия, товарищество, акционерные общества, федеральные и муниципальные предприятия | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства; устанавливать черты сходства и различия структуры хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран мира. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Выявлять достоинства и недостатки природно-ресурсной базы России. Определять по картам особенности географического положения и основных ресурсных баз и набор представленных в них полезных ископаемых. | 5.4.1 | | |
13 | Структурные особенности экономики России. | 5.4.1 | | |
14 | Природно-ресурсный потенциал экономики. | 5.4.2 | | |
15 | Экономический курс и его географическое следствие. | | | |
16 | Коренные социально-экономические реформы. Тест | Монополизация, приватизация, национализация, инфляция, ВВП | Определять место России в мировой экономике. Знать пути развития российской экономики | | | |
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география-20 |
17 | Научный комплекс. | Межотраслевые комплексы и их хозяйственные функции. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Перспективы развития науки и образования | Знать: состав научного комплекса и географию научных центров России; что такое технополисы и их влияние на научный комплекс. Уметь: показывать на карте научные центры. | 5.4.3 | | |
18 | Машиностроительный комплекс. Практическая работа №2 « Выявление факторов размещения отраслей машиностроения» | Ведущая роль машиностроительного комплекса в хозяйстве. Главная задача машиностроения. Состав машиностроения, группировка отраслей по роль и назначению. Проблемы российского машиностроения. Факторы размещения машиностроения. Ведущая роль наукоёмкости как фактора размещения. Влияние специализации и кооперирования на организацию производства и географию машиностроения. Наукоемкость, трудоемкость, специализация, кооперирование. | Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Выявлять по картам главные районы размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | 5.4.3 | | |
19 | География машиностроения. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять особенности географии машиностроения в сравнении с другими отраслями промышленности; определять различия в уровнях развития машиностроения между европейской и азиатской частями страны на основе анализа карты машиностроения; обозначать на контурной карте основные районы и крупнейшие центры машиностроения РФ; анализировать перспективы развития машиностроения в целом и в отдельных районах страны. | 5.4.3 | | |
20 | Топливно-энергетический комплекс. | Состав, структура и значение ТЭК в хозяйстве. Топливно-энергетический баланс. Основные проблемы российского ТЭК | Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Характеризовать влияние ТЭК на окружающую среду и меры по ее охране. | 5.4.3 | | |
21 | Топливная (нефтяная, газовая) промышленность. Тест | Нефтяная и газовая промышленность: запасы, добыча, использование и транспортировка нефти и природного газа. Система нефте- и газопроводов. География переработки нефти и газа. Влияние нефте-газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Использование угля и его хозяйственное значение. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Перспективы развития угольной промышленности | Наносить на к/к основные районы добычи газа, нефти, угля. Сопоставлять карты размещения предприятий нефтяной, газовой и угольной промышленности с картой плотности населения формулировать выводы. | 5.4.3 | | |
22 | Угольная промышленность. Практическая работа № 3. | | Составлять характеристику Месторождений топливных ресурсов по картам и статистическим материалам. | 5.4.3 | | |
23 | Электроэнергетика. Практическая работа №4 « Нанесение на к/к крупнейших энергетических центров» | Объёмы производства электроэнергии. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду. Перспективы развития электроэнергетики. | Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации, строительства, воздействия на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Высказывать мнение о существовании или отсутствии зависимости величины потребления энергии от уровня социально-экономического развития страны. Агрументировать необходимость экономии электроэнергии. | 5.4.3 | | |
24 | Комплекс отраслей по производству конструкционных материалов и химических веществ. | Понятие о конструкционных материалах. Традиционные и нетрадиционные конструкционные материалы, их свойства. | Знать классификацию конструкционных материалов, отрасли входящие в комплексы по их производству. | 5.4.3 | | |
25 | Металлургический комплекс. Чёрная металлургия Практическая работа №5 « Анализ факторов размещения предприятий черной металлургии» | Роль в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия- основные особенности концентрации, комбинирования, производственного процесса и влияние на окружающую среду; новые технологии | Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии . Наносить на к/к главные металлургические районы. | 5.4.3 | | |
26 | Цветная металлургия. Пр. р№6. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам. | Цветные металлы: объёмы и особенности производства. Факторы размещения. География металлургии цветных металлов. Основные металлургические базы. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Находить информацию об использованию в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения выплавки алюминия и крупнейших центров алюминиевого производства. | 5.4.3 | | |
27 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. Практическая работа №7 « Выявление факторов , влияющих на размещение предприятий химической промышленности» | Состав, место и значение в хозяйстве. Роль химизации хозяйства. Отличия химической промышленности от других промышленных отраслей. Группировка отраслей химической промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Химические базы и химические комплексы. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Анализировать схему «Состав химической промышленности России» и выявлять роль важнейших отраслей химической промышленности в хозяйстве. Приводить примеры изделий химической промышленности и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их. | 5.4.3 | | |
28 | Лесная промышленность. Лесная промышленность Тюменской области | Лесные ресурсы РФ, их география. Состав и продукция лесной промышленности, её место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития отрасли | Приводить примеры изделий лесохимического комплекса и соотносить их с той или иной отраслью. Определять по карте атласа основные районы химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Приводить примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химического производства и объяснять их. | 5.4.3 | | |
29 | Агропромышленный комплекс: земледелие и животноводство .Практическая работа 8« Определение по карте размещения отраслей АПК» | АПК: состав, место и значение в хозяйстве. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура | Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. | 5.4.4 | | |
30 | Земледелие и животноводство. Тест | Полеводство. Зерновые и технические культуры. Перспективы развития земледелия. Отрасли животноводства, их значение и география Перспективы развития животноводства | Анализировать схему «Состав агропромышленного комплекса России», устанавливать звенья и взаимосвязи комплекса. Формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики. Знать различия между земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. | 5.4.4 | | |
31 | Пищевая и лёгкая промышленность. Пищевая и лёгкая промышленность Тюменской области | Особенности лёгкой и пищевой промышленности. Факторы размещения предприятий и география важнейших отраслей. Влияние лёгкой и пищевой промышленности на окружающую среду, перспективы развития | Устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции. Высказывать мнение о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентноспособности. Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры развития пищевой и легкой промышленности. | 5.4.4 | | |
32 | Инфраструктурный комплекс. | Состав, место и значение в хозяйстве. Понятие об услугах. Классификация услуг | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать схему состава инфраструктурного комплекса; сравнивать доли комплекса в экономике разных стран | 5.4.5 | | |
33 | Сухопутный транспорт: автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт | Роль и значение транспорта для хозяйства страны, понятие о грузообороте, транспортном узле, главные особенности различных видов транспорта, география важнейших транспортные центры | Проводить сравнение видов транспорта по ряду показателей(скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот) Выявлять преимущества и недостатки каждого вида транспорта. Анализировать преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определять по статистическим данным долю ж-д и автомобильного транспорта в транспортной работе. | 5.4.5 | | |
34 | Связь. Сфера обслуживания.Тест | Виды связи и их роль в жизни людей и хозяйстве. Развитие связи в стране. География, перспективы развития. География жилищно-коммунального хозяйства. Влияние на окружающую среду, перспективы развития. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать достоинства и недостатки видов связи; сравнивать по статистическим данным уровень развития отдельных видов связи в России и других странах; анализировать статистические данные по уровню обеспеченности жильём и его благоустроенности в России и других странах | 5.4.5 | | |
35 | Обобщающий урок по теме „География межотраслевых комплексов“. | | | | | |
| | | | | | |
36 | Экономическое районирование. | Районирование- важнейший метод географии. Виды районирования. Географическое разделение труда. Специализация территорий. Отрасли специализации районов. Западная и восточная части России. Экономические районы. Федеральные округа. | Уметь объяснять значение районирования. Показывать на карте Районы России. | | | |
37 | Общая характеристика Европейской России. Центральная Россия . | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района. Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | 5.5 | | |
38 | Население и трудовые ресурсы. | Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Занятость и доходы населения. | Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Знать причины роста городов, демографические проблемы | 5.3.1 | | |
39 | Экономика и её территориальная структура. | Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: анализировать тематические карты; устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения населения, городов и объектов хозяйственной деятельности; анализировать схемы и статистические материалы, отражающие качественные и количественные параметры хозяйства и его структуру; определять район и его подрайоны по краткому описанию; анализировать взаимодействие природы и человека на примере конкретных территорий; решать практические и познавательные задачи | 5.4.1 5.4.3 | | |
40 | Узловые районы Центральной России. Москва и Московский регион.Тест | Центральное положение Москвы как фактор формирования региона. Исторический и религиозный факторы усиления Москвы. Радиально-кольцевая территориальная структура расселения и хозяйства. Население Москвы, Московская агломерация. Важнейшие отрасли хозяйства региона. Культурно-исторические памятники | | | |
41 | Волго-Вятский и Центрально- Чернозёмный районы | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Оценивать влияние природы на жизнь людей и хозяйство. Выявлять условия для развития хозяйства. Составлять описания и характеристики. положительное и отрицательное влияние географического положения. | 5.4.3 | | |
42 | Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район. | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | 5.4.3 | | |
43 | Калининградская область. | 5.4.3 | | |
44 | Проверочная работа по теме «Центральная Россия» | | | 5.4.3 | | |
45 | Европейский Север: географическое положение и природные ресурсы; население. | Состав, особенности ГП. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика | Изучение ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 5.3.1 5.4.2 5.4.3 | | |
46 | Хозяйство Европейского Севера. | Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | 5.4.3 5.4.4 | | |
47 | Северный Кавказ: природные ресурсы. Население. | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства.. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | 5.3.1 5.4.2 5.4.3 | | |
48 | Хозяйство Северного Кавказа. Тест | 5.4.3 5.4.4 | | |
49 | Крым: природные ресурсы. Население. | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | 5.3.1 5.4.2 5.4.3 | | |
50 | Хозяйство Крыма | 5.4.3 5.4.4 | | |
51 | Поволжье: природные ресурсы. Население. | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения. Устанавливать характер воздействия ГП на жизнь людей и хозяйство. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать выводы. Составлять описания и характеристики, схемы и таблицы. Определять черты сходства и различия. Решать практические и познавательные задачи. | | | |
52 | Хозяйство Поволжья. Тест | | | 5.4.3 5.4.4 | | |
53 | Урал: природные ресурсы. Население. | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 5.3.1 5.4.2 5.4.3 | | |
54 | Хозяйство Урала.Тест | 5.4.3 5.4.4 | | |
55 | Контрольная работа «Западный макрорегион» | | | | | |
56 | Азиатская Россия – общая характеристика. Этапы и проблемы развития экономики региона. | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство, место и роль в социально-экономическом развитии страны | Знать определения терминов по теме урока. Уметь: выявлять на основе карт особенности географического положения, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения | | | |
57 | Западная Сибирь. | Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Определять наличие ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | 5.4.3 5.4.4 | | |
58 | Тюменская область. ГП территории | Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. | Сформировать представление о ГП Тюменской области | 5.4.3 5.4.4 | | |
59 | Население и трудовые ресурсы Тюменской области | Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. | Сформировать представление о населении Тюменской области; расширить знания об обычаях и традициях коренных народов края | 5.3.1 5.4.2 5.4.3 | | |
60 | Хозяйство Тюменской области. Тест | .География важнейших отраслей хозяйства. Экономические, социальные и экологические проблемы. Место и роль района в социально –экономическом пространстве страны. | Показать значение ТЭК, сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа; развивать умение работать и экономическими картами. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений. | 5.4.3 5.4.4 | | |
61 | Хозяйство Тюменской области. Экологическая ситуация в Тюменской области | 5.4.3 5.4.4 | | |
62 | Восточная Сибирь. | Особенности ГП .Природный и хозяйственный потенциал , влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. | Определять географическое положение региона. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов. | 5.4.3 5.4.4 | | |
63 | Дальний Восток.Тест | 5.3.1 5.4.2 5.4.3 | | |
5.4.3 5.4.4 | | |
64 | Контрольная работа по теме „Экономические районы России | Разноуровневые тесты, практические задания, | Выполнить контрольную работу | | | |
| | | | | | |
65 | Общая характеристика Европейского Запада (Прибалтика, Белоруссия) и Европейского Юго-запада (Молдова, Украина). | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство | Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | | | |
66 | Общая характеристика Закавказья и Азиатского Юго-востока. | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство | Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | | | |
67 | Представление о Мировом хозяйстве и Мировом рынке. Экономические торговые группировки стран. | Состав, особенности географического положения, природа и природные ресурсы, население, хозяйство | Уметь: оценивать положительные и отрицательные стороны географического положения; устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйства; выявлять и анализировать условия для развития хозяйства | | | |
68 | Итоговое повторение .Итоговая контрольная работа. | Итоговая проверочная работа по курсу | Выполнить проверочную работу | | | |