Рассмотрена на заседании МО учителей естественных наук Руководитель МО /Калугина Н.А./ Протокол № от 2015г. | Согласована Заместитель директора по УВР ______________________ (________________) | Утверждена Директор МОУ СОШ №26 ____________________(Л.В. Дмитриева) Приказ № ____________ от _____.__.2015г. |
Рабочая программа
По географии
для 7-х классов
Суровцевой М.Н,
учителя I квалификационной категории
Ярославль
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
программа по ГЕОГРАФИИ составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;
ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2010.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников…, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года. № 253».
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию; Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Образовательная программа основного общего образования МОУ СОШ №26
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Примерные программы по учебным предметам. «ГЕОГРАФИЯ 5-9 классы»
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта линии «География . Сферы» (7 класс)
Главная цель
географии в системе основного общего образования – сформировать у учащихся :
умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения , оценки и прогнозирования разнообразных природных , социально-экономических и экологических процессов и явлений , адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности , экологически сообразного поведения в окружающей среде.
целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; ;
комплексное , системное и социально ориентированное представление о Земле как планете людей ,о географической среде, как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы , жизни и хозяйства людей в разных географических условиях ;
социально значимые качества личности : гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую ,социальную и моральную ответственность ; адекватное восприятие ценностей гражданского общества ; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Общая характеристика учебного предмета
География – как учебный предмет сформирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии на ступени 7 класса являются:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях ( от локального до глобального) , что позволяет сформировать географическую картину мира;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических , социально-экономических , социальных и иных процессов , происходящих в географическом пространстве мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах мира;
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности ;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии материков и стран мира, включая их геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Структура курса географии в 7 классе.
Курс 7-го класса открывает страноведческий блок школьной географии. Разработка его содержания опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже XIX и XX вв. отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии.
Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей планеты. Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний общеземлеведческого и страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Основные задачи курса:
– расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
− создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использования их населением;
− усилить гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;
– способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;
− на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде;
− продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
− развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
В отличие от существующего курса «География материков и океанов», в курсе «Земля – планета людей» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).
В структурном отношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Особенности природы материков», «Особенности природы океанов», «Освоение Земли человеком», «Континенты и страны», «Земля – наш дом».
Для достижения поставленных целей изучения географии решаются следующие задачи:
научить методам :
решения различных теоретических и практических задач,
умению формулировать гипотезы,
конструировать, проводить наблюдения ,
оценивать и анализировать полученные результаты , сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
продолжить развитие :
познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач ,
самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание :
любви к своему краю, своему региону, своей стране;
уважительного отношения и взаимопонимания с другими народами;
экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
ответственного поведения в ней , адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельной оценки уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
Основные содержательные линии предмета «география» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе основного общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками:
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану для ступени основного общего образования учреждений РФ «География» изучается в 5-9 классах .
В соответствии с учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» , включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты изучения учебного предмета
В курсе 7 класса школьного обучения обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов (см. общую РП).(см. и предметных результатов. 00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ : Источники географической информации
Развитие географических знаний о Земле.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский. А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук). Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
РАЗДЕЛ : Материки , океаны и страны
Современный облик Земли : планетарные географические закономерности.
Материки и океаны на поверхности Земли , географическое положение и размеры материков и океанов. Материки и океаны как природные комплексы Земли.
История формирования рельефа Земли. Летоисчисление Земли, история Земли как планеты : происхождение материков и впадин океанов. Возраст горных пород и современные методы их определения. Эпохи складчатости. Формирование и развитие земной коры материков. Карта строения земной коры.
Главные черты рельефа Земли. Крупнейшие формы рельефа материков и океанов и закономерности их размещения. Влияние строения земной коры на облик Земли. Формирование современного рельефа Земли.
Климатообразующие факторы. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей). Характеристика воздушных масс Земли.
Климаты Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Карта климатических поясов и областей . Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.
Внутренние воды материков . Зависимость пространственного распределения вод суши от климата. Обеспеченность материков водными ресурсами. Проблемы рационального использования водных ресурсов
Мировой океан, его роль в жизни людей. Особенности природы , природные процессы и богатства Мирового океана. его роль в формировании климатов Земли. Этапы изучения , исследования и хозяйственного освоения Мирового океана.
Основные черты природы материков и океанов. Население материков. Историко-культурные регионы и страны
Тихий океан. Характерные черты природы , природных богатств океана, его отличительные особенности и хозяйственное освоение
Атлантический океан. Характерные черты природы , природных богатств океана, его отличительные особенности и хозяйственное освоение
Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы , природных богатств океана, его отличительные особенности и хозяйственное освоение
Индийский океан. Характерные черты природы , природных богатств океана, его отличительные особенности и хозяйственное освоение
Южный океан. Характерные черты природы , природных богатств океана, его отличительные особенности и хозяйственное освоение
Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Характеристика материков Земли. Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Комплексная характеристика одной из стран материка . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия.
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Комплексная характеристика одной из стран материка . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).
Комплексная характеристика одной из стран материка . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Комплексная характеристика одной из стран материка . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Население Африки: численность населения особенности расового этнического и религиозного состава населения. Особенности заселения и освоения материка. Политическая карта. Страны , главные черты хозяйственной деятельности.
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования. Особенности природы материка: рельеф и полезные ископаемые, климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Австралии для жизни людей. Природные зоны Австралии. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
Комплексная характеристика одной из стран . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
Население Южной Америки : численность населения особенности расового этнического и религиозного состава населения. Особенности заселения и освоения материка. (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Политическая карта. Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Комплексная характеристика одной из стран материка . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка.
Особенности населения : численность населения особенности расового этнического и религиозного состава населения. Особенности заселения и освоения материка(коренное население и потомки переселенцев).. Политическая карта. Страны , главные черты хозяйственной деятельности.
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира. Комплексная характеристика : положение на карте мира, площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы ( численность население, особенности этнического и религиозного состава населения , образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Политическая карта. Страны
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Страны Восточной Европы (численность населения , особенности этнического и религиозного состава населения. образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны). Политическая карта. Страны .
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Страны Южной Европы (численность населения , особенности этнического и религиозного состава населения. образ жизни и культура региона, , влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), численность населения , особенности этнического и религиозного состава населения. образ жизни и культура региона, (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация).
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Комплексная характеристика одной из стран региона . Положение на карте мира. Площадь . численность населения . форма правления , столица. Отражение в хозяйстве страны черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности страны. Памятники культурного наследия
Взаимодействие природы и общества. Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Примерная тематика проектов по географии.
В 7 классе большая возможность для творческих проектов.
«Удивительная Африка»,
«Страна «Наоборот»,
«Репотаж из джунглей»,
«По следам Ливингстона»
Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли?
Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?
Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
Плавают ли материки?
Бывают ли географические закрытия?
Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? ( В том числе в нашем регионе)
Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)
Являются ли горы этнографическими рубежами?
Создание морских городов - утопия или жизненно-необходимый проект?
Стоит ли спасать тропические леса?
Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).
Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ НОМЕНКЛАТУРА 7 КЛАСС
Материки, части света, крупные острова, архипелаги.
Маршруты важнейших путешествий.
Материки, океаны.
Самые крупные литосферные плиты.
Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.
Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения.Крупные порты, районы добычи полезных ископаемых)
Африка:
Крайние точки :М. Игольный, М. Альмади, М.Рас-Хафун ,М. Рас-Энгела
МО :Средиземное море, Красное море , Гвинейский залив, Аденский залив,Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Баб-Эль-Мандебский пролив, п-ов Сомали, О. Мадагаскар,Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров,
Рельеф :Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье, Ливийская пустыня, Калахари, Сахара, Влк. Килиманджаро, Горы Атлас, Драконовы горы, Капские горы ,
Реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези
Озера: Чад, Танганьика, Ньяса, Виктория
Водопады Виктория, Ливингстона
Страны: Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Нигерия, Гвинея. ЮАР, их столицы.
Австралия и Океания:
М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт.
Большой Австралийский залив, залив Карпентария.
Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, гора Косцюшко.
реки Муррей, Дарлинг, Куперс-Крик, озеро Эйр.
Полуострова:Кейп-Йорк, Арнемленд.
Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.
Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.
Острова: Новая Зеландия, Новая Гвинея, Тасмания, Новая Каледония, Гавайские, Меланезия, Микронезия.Города: Сидней, Мельбурн, Канберра.
Южная Америка:
Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос
Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.
Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.
Горы Анды и Аконкагуа.
Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.
Озера: Титикака, Маракайбо.
Страны: Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Перу и их столицы
Антарктида:
Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.
Полярные станции.
Северная Америка:
П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.
Заливы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский
Острова: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские, Ньюфаундленд.
Горы:Кордильеры, Аппалачи, Мак-Кинли, вулкан Орисаба.
Равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность,
Реки: Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия.
Озёра: Великие Американские, Виннипег, Большое Соленое.
Страны: Канада (Оттава, Мрнреаль), США (Чикаго, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Вашингтон), Куба (Гавана), Мексика (Мехико).
Евразия:
Мысы: Челюскин, Дежнева, Рока, Пиай.
полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.
Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.
Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.
Острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.
Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.
Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи.
Нагорья: Тибетское, Чукотское, Колымское, Гоби.
Вулканы: Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка, Везувий.
Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.
Озера: Онежское, Ладожское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Страны: Основные страны материка, их столицы.
Распределение учебных часов в течение года
Учебный период | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Количество часов в неделю | 2 | 2 | 2 | 2 | 68 |
Количество часов на год (четверть) | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 |
Резервное время | -- | -- | -- | -- | -- |
*Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ | | | | | |
| -- | 2 | 3 | 1 | 6 |
| 13 | 8 | 5 | -- | 26 |
Тематическое планирование
№ раздела (гла вы) | Наименование темы | Всего часов | Кол-во контрольных, практических, лабораторных работ | |
1 | Введение | 1 | К.Р. – 0, П.Р. - 1 |
2 | Современный облик планеты Земля | 14 | К.тест. – 1; П.Р. - 12 |
3 | Материки и океаны | 46 | К.Р. – 5; П.Р. - 13 |
4 | Природопользование и геоэкология | 7 | К.Р. – 1, П.Р. - 0 | |
Календарно – тематическое планирование.
№ урока | Что пройдено на уроке | Контрольные и практичкские работы | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение 1 час, пр.р. - 1 |
1. | Источник географической информации (учебник, атлас, справочники и т.д.). Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны». Что необходимо помнить при изучении географии. | Обучение работы с источниками географической информации. | Основные географические понятия,роль географии в освоении планеты, структуру географической науки | П. 1-3 |
Современный облик планеты Земля 14 час, к.р. 1, пр. р. 12. |
2. | Развитие земной коры. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. | Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. | Понятие «литосфера», «литосферные плиты», «сейсмически активные пояса», геологическую историю Земли. | П. 4 |
3. | Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Складчатые области. Размещение на Земле гор и равнин. Сохранение качества окружающей среды. Природные ресурсы земной коры и их использование человеком. | Определение по карте строения земной коры, закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых. | Сопоставлять/ выявлять физическую карту с картой строения земной коры в целях выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры. закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Приводить примеры форм рельефа своей местности и их изменений под влиянием деятельности людей | П. 5 |
4. | Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Изотермы. | | Выявлять по картам зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам. | П. 6 |
5. | Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные ветры полярных областей. Муссоны. | Анализ карты: «Среднегодовое количество осадков». | Объяснять влияние на климат характера подстилающей поверхности (в том числе океанических течений) и движения воздушных масс. Составлять характеристику основных типов воздушных масс. Анализировать схему общей циркуляции атмосферы. Читать климатические карты для характеристики климата отдельных территорий и оценивать его для жизни людей. | П. 7 |
6. | Климатические пояса и области Земли. Стихийные явления в атмосфере. | Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». Описание одного из климатических поясов. | Выявлять главную причину разнообразия климатов Земли и существования климатических поясов. Объяснять размещение климатических поясов согласно закону географической зональности. Устанавливать причины выделения основных и переходных поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах климатических поясов. Составлять описание климата одного из поясов. Анализировать климатические диаграммы. Описывать и объяснять различия в климате одного из материков. Объяснять изменение климата во времени. | П. 8 |
7. | Освоение Земли человеком, страны мира. Древняя родина человека. Предполагаемые пути расселения его по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. | Направление миграций. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. | Уметь находить географическую информацию в разных источниках и анализировать эту информацию. | тетрадь |
8. | Строение и свойство географической оболочки. Природные комплексы своей местности». Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. | Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов. | Называть и характеризовать природные комплексы суши. Применить полученные знания и умения на практике. Оценивать роль самого большого природного комплекса в жизни Земли. Приводить примеры проявления зональности в распределении поверхностных водных масс, температуры и солености вод. | |
9. | Океаны Земли. Особенности природы океанов; строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, причины образования, виды; органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком. | Характеристика течения Западных Ветров . | Знать теплые и холодные течения, влияние течений на климат территории. | П. 9 |
10. | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с сушей и атмосферой. | | Называть группу живых организмов, обитающих в океане, понимать их значение. | П. 11-12 |
11. | Тихий океан – строение дна, проявление зональности, хозяйственное использование человеком, охрана. | Географические особенности природных и природно-хозяйственных комплексов. | Показывать и называть на карте географические объекты Тихого океана. Объяснять влияние океана на природу материков и особенности хозяйственного освоения. Составлять характеристику океана. | П. 17 |
12. | Индийский океан– строение дна, проявление зональности, хозяйственное использование человеком, охрана. | Географические особенности природных и природно-хозяйственных комплексов. | Показывать и называть на карте географические объекты Индийского океана. Объяснять влияние океана на природу материков и особенности хозяйственного освоения. Составлять характеристику океана. | П. 18 |
13. | Атлантический и Южный океаны – строение дна, проявление зональности, хозяйственное использование человеком, охрана. | Географические особенности природных и природно-хозяйственных комплексов. | Показывать и называть на карте географические объекты Атлантического и Южного океана. Объяснять влияние океана на природу материков и особенности хозяйственного освоения. Составлять характеристику океана. | П. 19 |
14. | Северный Ледовитый океан – строение дна, проявление зональности, хозяйственное использование человеком, охрана. | Географические особенности природных и природно-хозяйственных комплексов. | Показывать и называть на карте географические объекты Северного Ледовитого океана. Объяснять влияние океана на природу материков и особенности хозяйственного освоения. Составлять характеристику океана. | П. 20 |
15. | Сохранение качества жизни окружающей среды, выявление геоэкологических проблем и пути их решения. | | Уметь находить географическую информацию в разных источниках и анализировать эту информацию. | сообщения |
16 | Контрольный тест по теме Современный облик планеты Земля | | | |
Материки и океаны 5=46 час, к.р. 5, пр.р. 13 | |
17 | Исследование Африки. | | Показывать и называть на карте южные материки. Объяснять общие черты сходства южных материков. Называть исследователей материка. Составлять физико – географическую характеристику материка по плану. | | |
18 | Африка. Географическое положение. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Африки. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. | Краткая географическая характеристика Африки по плану. | Показывать и называть природные объекты материка. Объяснять закономерности природы и экономики материка | П. 24 | |
19 | Рельеф Африки. Природные ресурсы и их использование | Обозначение на к/к крайних точек Африки и рельефа. | Показывать и называть объекты рельефа материка. Уметь классифицировать полезные ископаемые, знать особенности их распространения. | П. 25 | |
20 | Климат и внутренние воды Африки | Описание климата отдельных областей Африки, используя климатическую карту. | Называть и показывать на климатической карте климатические пояса материка. Указывать их особенности. Называть и показывать по карте водные объекты материка. Классифицировать водные объекты, объяснять причину их различия и особенности для хозяйственного использования. | П. 26-27 | |
21. | Природные зоны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. | | Составлять характеристику каждой природной зоне по плану. Объяснять причину различий природных зон. | П. 28-29 | |
22. | Население и страны Африки. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.. | Изучение политической карты Африки. | Составлять характеристику населения материка. Использовать тематические карты. Показывать на карте географические объекты по данной теме. Объяснять особенности природы и экономики стран. | П. 30-34, повторить п.п. 24-29 | |
23 | Обобщающий урок по теме «Африка». | к\р | Показывать и называть по карте географические объекты. Уметь применять полученные знания, умения, навыки. Пользовать географическими источниками знаний. | | |
24 | Исследование Австралии | | Показывать и называть природные объекты материка. Объяснять закономерности природы и экономики материка. Называть исследователей материка. Составлять физико – географическую характеристику материка по плану. | | |
25 | Австралия. Географическое положение и исследование. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Австралии. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. Рельеф Австралии. Природные ресурсы и их использование | Обозначение на к/к крайних точек Австралии. Сравнение ГП Австралии и Африки. | П. 35 | |
26. | Климат и внутренние воды Австралии | | Называть и показывать на климатической карте климатические пояса материка. Указывать их особенности. Называть и показывать по карте водные объекты материка. Классифицировать водные объекты, объяснять причину их различия и особенности для хозяйственного использования | П. 36 | |
27 | Природные зоны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. | | Составлять характеристику каждой природной зоне по плану. Объяснять причину различий природных зон | П. 37 | |
28 | Население и страны. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | П. 38 | |
29 | Океания. Природа, население и страны. | Отметить на к/к острова Океании | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | П. 39, повторить п.п. 35-38 | |
30 | Обобщающий урок по теме Австралия и Океания | К.р | Показывать и называть по карте географические объекты. Уметь применять полученные знания, умения, навыки. Пользовать географическими источниками информации | | |
31. | Исследование Южной Америки | | Знать основные этапы исследования материка, вклад исследователей в развитие географических знаний о материке. | | |
32. | Южная Америка. Географическое положение и исследование. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. | | Показывать и называть природные объекты материка. Объяснять закономерности природы и экономики материка. Называть исследователей материка. Составлять физико – географическую характеристику материка по плану. | П. 40 | |
33 | Рельеф. Природные ресурсы и их использование | Сходство и различие рельефа Африки и Южной Америки | Показывать и называть объекты рельефа материка. Уметь классифицировать полезные ископаемые, знать особенности их распространения. | П. 41 | |
34 | Климат и внутренние воды Южной Америки | Описание Амазонки по плану | Называть и показывать на климатической карте климатические пояса материка. Указывать их особенности. Называть и показывать по карте водные объекты материка. Классифицировать водные объекты, объяснять причину их различия и особенности для хозяйственного использования. | | |
35. | Природные зоны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. | | Составлять характеристику каждой природной зоне по плану. Объяснять причину различий природных зон. | П. 44 | |
36. | Население, численность, этнос, религии культура | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | П. 45 | |
37. | Страны Южной Америки. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. | Описание природы | П. 46-47, повторить п.п. 40-45 | |
38. | Обобщающий урок по теме Южная Америка | К.р | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. Показывать и называть по карте географические объекты. Уметь применять полученные знания, умения, навыки. Пользовать географическими источниками информации. | | |
39. | Антарктида. Географическое положение и исследование. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Основные объекты природного и культурного наследия человечества. | | Знать основные этапы исследования материка, вклад исследователей в развитие географических знаний о материке. | П. 48 | |
40. | Природа Антарктиды | | Показывать на карте географические объекты природы. Объяснять особенности природы. | П. 49 | |
41. | Северные материки. Общие особенности Северных материков | | Показывать и называть на карте северные материки. Объяснять общие черты сходства южных материков. | П. 50 | |
42. | Исследование Северной Америки | | Знать основные этапы исследования материка, вклад исследователей в развитие географических знаний о материке. | | |
43. | Северная Америка. Географическое положение и исследование. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Основные объекты природного и культурного наследия человечества | | Показывать и называть природные объекты материка. Объяснять закономерности природы и экономики материка. Называть исследователей материка. Составлять физико – географическую характеристику материка по плану. Знать основные этапы исследования материка, вклад исследователей в развитие географических знаний о материке. | П. 51 | |
44. | Рельеф. Природные ресурсы и их использование | Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки | Показывать и называть объекты рельефа материка. Уметь классифицировать полезные ископаемые, знать особенности их распространения. | П. 52 | |
45. |
Климат и внутренние воды Северной Америки |
Сравнение климата отдельных частей материка | Называть и показывать на климатической карте климатические пояса материка. Указывать их особенности. Называть и показывать по карте водные объекты материка. Классифицировать водные объекты, объяснять причину их различия и особенности для хозяйственного использования | П. 53-54 | |
46. | Природные зоны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. | | Составлять характеристику каждой природной зоне по плану. Объяснять причину различий природных зон. | П. 55 | |
47. | Население, численность, этнос, религии культура | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения | П. 56 | |
48. | Страны Северной Америки. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. | | П. 57-58, повторить п.п.51-56 | |
49. |
Обобщающий урок по теме Северная Америка |
К.р | Показывать и называть по карте географические объекты. Уметь применять полученные знания, умения, навыки. Пользовать географическими источниками информации. | | |
50. |
Евразия. Географическое положение и исследование. Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Основные объекты природного и культурного наследия человечества |
| Показывать и называть природные объекты материка. Объяснять закономерности природы и экономики материка. Называть исследователей материка. Составлять физико – географическую характеристику материка по плану. | П. 59 | |
51. | Рельеф. Природные ресурсы и их использование | Работа с к/к | Показывать и называть объекты рельефа материка. Уметь классифицировать полезные ископаемые, знать особенности их распространения | П. 59 | |
52. | Климат и внутренние воды Евразии | | Называть и показывать на климатической карте климатические пояса материка. Указывать их особенности. Называть и показывать по карте водные объекты материка. Классифицировать водные объекты, объяснять причину их различия и особенности для хозяйственного использования. | П. 60-61 | |
53. | Природные зоны. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы. | | Составлять характеристику каждой природной зоне по плану. Объяснять причину различий природных зон. | П. 62-63 | |
54. | Народы Евразии, численность, этнос, религии культура. Страны Евразии. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения | П. 64-65 | |
55. | Страны Северной Европы. Столицы и крупные города. | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | П. 66 | |
56. | Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. Германия. Столицы и крупные города. | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | | |
57. | Страны Восточной Европы. Столицы и крупные города. | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | П. 68-70 | |
58. | Страны Южной Европы. Италия. Венгрия. Столицы и крупные города. | | П. 71 | |
59. | Страны Юго-Западной и Центральной Азии. Столицы и крупные города. | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | П. 72 | |
60. | Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Столицы и крупные города. | | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | П. 73-74 | |
61. | Страны Южной Азии. Индия. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Страны Юго-Западной и Центральной Азии. Столицы и крупные города. | Контрольная работа по теме Евразия | Показывать и называть географические объекты. Объяснять особенности природы и экономики. Устанавливать связь между природными особенностями страны и размещением населения. | П. 75 | |
Природопользование и геоэкология 7 час, к.р. 1, пр.р. 0. | |
62. | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. | | Знать этапы развития географической оболочки. Как взаимодействует природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь называть состав географической оболочки, объяснять связь между ее компонентами. Объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу | П. 76 | |
63. | Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв | | П. 77 | |
64. | Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования. Пути сохранения и улучшения качества окружающей среды | | П. 78-79 | |
65. | Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных, природных и техногенных явлений | | П. 80 | |
66. | . Применение геоэкологических знаний для выявления геоэкологических проблем на местности и на карте. | | Показывать и называть природные объекты материка. Объяснять закономерности природы и экономики материка | П. 80 | |
67. | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере. Их характеристика и правила обеспечения безопасности людей |
|
Показывать и называть природные объекты материка. Объяснять закономерности природы и экономики материка | Записи, подготовка к итоговой к.р. | |
68 | Итоговая контрольная работа. | | | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета "географии"
Образовательный процесс по географии обеспечен необходимыми учебно-методическими материалами: в школьной библиотеке имеются в достаточном количестве учебники УМК под ред.В.П.Дронова , Л.Е.Свельевой, А.А.Лобжанидзе, в кабинетах есть необходимые средства наглядности, кабинет оснащен информационно-коммуникационными и другими техническими средствами обучения :
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование в том числе комплект натуральных объектов , модели, школьная метеостанция, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий. приборы , системы глобального позиционирования ;
стенды для постоянных и временных экспозиций
набор технических и информационно-коммуникативных средств обучения
аппаратура для записи и воспроизведения фудио- и видеоинформации
компьютер
мультимедиа-проектор
интерактивная доска
коллекция медиаресурсов , в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы
выход в интернет
учебная геоинформационная система
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии
комплект экранно-звуковых пособий и слайдов
библиотека учебной, программно-методической , учебно-методической , справочно-информационной и научно-популярной литературы
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и ....
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ( планируемые результаты )
Выпускник научится:
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач:
А) выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа,
обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств,
условий протекания и географических различий);
Б) расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы;
В) различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и
явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Г) использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими
объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
Д) оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития; различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические
процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; использовать
знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач; описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов;
Е) различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов,
отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и
духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям; объяснять особенности
компонентов природы отдельных территорий; приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;
Ж) различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной
экономической зоной России; оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
З) Использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению
различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
Выпускник получит возможность научиться:
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;