Структура рабочей программы.
Пояснительная записка:
Общая характеристика предмета.
Цели и задачи образования.
Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа.
Сведения об используемом учебном пособии.
Место и роль учебного предмета (количество часов в неделю и год).
-
Содержание учебного предмета.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка.
Общая характеристика предмета география:
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому
Цели и задачи образования:
главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Сведения об учебной программе:
данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2010 г.
Сведения об используемом пособии:
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2014-2016гг.
Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М.: ВАКО,-2014г.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет география входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Согласно календарному учебному графику МБОУ «Школа№18» на 2017-2018 учебный год в 6 а классе – 34 часа, в 6 б классе – 34 часа.
Содержание учебного предмета география.
ВВЕДЕНИЕ
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.
Раздел I. Земля-планета Солнечной системы.
Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Раздел I I. Источники географических знаний.
Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.
Тема 1. Географические модули: план и карта.
План местности. Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.
Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.
Использование планов местности в практической деятельности человека.
Географическая карта. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.
Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Использование географических карт в практической деятельности человека.
Раздел III. Природа Земли и человек.
Тема 1. Земная кора и литосфера.
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.
Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.
Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.
Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.
Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.
Особенности рельефа своей местности.
Тема 2. Гидросфера
Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.
Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Тема 3. Атмосфера
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.
Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Тема 4. Биосфера
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.
Тема 5. Земля - планета людей
Численность населения Земли. Расовый состав. Общая численность населения Земли (приблизительно).
Основные человеческие расы; равенство рас.
Населённые пункты. Государства на карте мира.
Человек и природа. Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность.
Мировые религии. Народы мира.
Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.
Государства на карте мира.
Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.
Раздел IV.Обобщение географических знаний.
Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболочки.
Влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на природу, ее использование, изменение.
Система оценки планируемых результатов.
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательство в изложении материала;
-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка «5» - ответ полный, правильные, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельной, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка «1»- ответ не дан.
Оценка практических умений учащихся.
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнением и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4» - правильные и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценка «1»- отсутствие умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.
Оценка «5» - правильно, по плану проведено наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Оценка «4» - правильно, по плану проведено наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Оценка «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.
Оценка «1»- отсутствие умений проводить наблюдения в природе и на производстве.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Результаты освоения курса географии
Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметных результатов:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметных результатов:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Название раздела, темы урока | Колич. часов | Дом. задание |
| 6 а | 6 б | | | |
| | | ВВЕДЕНИЕ | | |
1 | 7.09 | 6.09 | Что изучает география? | 1 | §1 |
2 | 14.09 | 13.09 | Развитие географических знаний о Земле. | 1 | §2 |
| | | Раздел 1. Земля-планета Солнечной системы. | | |
3 | 21.09 | 20.09 | Земля-планета Солнечной системы. | 1 | §3 |
| | | Раздел 2. Источники географических знаний. | | |
| | | Тема 1. Географические модули: план и карта. | | |
4 | 28.09 | 27.09 | План местности. Условные знаки. Масштаб. | 1 | §4 |
5 | 5.10 | 4.10 | Ориентирование на местности и по плану. Компас. Азимут. | 1 | §4 |
6 | 12.10 | 11.10 | Изображение неровностей земной поверхности. Составление плана местности. Изображение высот и глубин на географических картах. | 1 | §5 |
7 | 19.09 | 18.10 | Глобус. Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы. | 1 | §6 |
8 | 26.10 | 25.10 | Географические координаты (широта, долгота) | 1 | §7 |
9 | 9.11 | 8.11 | Контрольная работа №1 "План и карта" | 1 | §8 |
| | | Раздел 3. Природа Земли и человек. | | |
| | | Тема 1. Земная кора и литосфера. | | |
10 | 16.11 | 15.11 | Строение Земли. Свойства земной коры и породы, слагающие земную кору. | 1 | §9 |
11 | 23.11 | 22.11 | Движение земной коры, вулканы и горячие источники. | 1 | §10 |
12 | 30.11 | 28.11 | Рельеф земной поверхности. Горы суши. | 1 | §11 |
13 | 7.12 | 6.12 | Равнины суши. Рельеф дна морского океана. | 1 | §12 |
14 | 14.12 | 13.12 | Контрольная работа №2 "Литосфера" | 1 | §13 |
| | | Тема 2. Гидросфера. | | |
15 | 21.12 | 20.12 | Что такое гидросфера. Мировой океан и его части. | 1 | §14 |
16 | 28.12 | 27.12 | Свойства и движения вод Мирового океана. | 1 | §15 |
17 | 11.01 | 10.01 | Воды суши. Подземные воды. | 1 | §16 |
18 | 18.01 | 17.01 | Реки. | 1 | §17 |
19 | 25.01 | 24.01 | Озёра. | 1 | §18 |
20 | 1.02 | 31.01 | Ледники и искусственные водоёмы. | 1 | §19 |
21 | 8.02 | 7.02 | Контрольная работа №3 "Гидросфера" | 1 | §9-19 |
| | | Тема 3. Атмосфера. | | |
22 | 15.02 | 14.02 | Атмосфера. Строение атмосферы. Атмосферное давление. | 1 | §20 |
23 | 22.02 | 21.02 | Температура воздуха. Ветер. | 1 | §21 |
24 | 1.03 | 28.02 | Водяной пар и облака. | 1 | §22 |
25 | 15.03 | 7.03 | Атмосферные осадки. | 1 | §23 |
26 | 5.04 | 14.03 | Погода и климат. | 1 | §24 |
27 | 12.04 | 21.03 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | 1 | §25 |
28 | 19.04 | 4.04 | Контрольная работа № 4 "Атмосфера" | 1 | §20-25 |
| | | Тема 4. Биосфера. | | |
29 | 26.04 | 11.04 | Распределение организмов. Природные зоны Земли. | 1 | §26,27 |
30 | 3.05 | 18.04 | Воздействие организмов на земные оболочки. Почва - как особое природное образование, типы почв. | 1 | §28 |
31 | 10.05 | 25.05 | Природный комплекс, воздействие человека на природный комплекс. Географическая оболочка Земли. | 1 | §29 |
| | | Тема 5. Земля – планета людей. | | |
32 | 17.05 | 16.05 | Численность населения Земли. Расовый состав. | 1 | §30 |
33 | 24.05 | 23.05 | Населённые пункты. Государства на карте мира. Человек и окружающая среда. | 1 | §31 |
34 | 31.05 | 30.05 | Обобщение географических знаний по теме «Природа Земли и человек» | 1 | |