СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6 класс»

Структура рабочей программы.

  1. Пояснительная записка:

  • Общая характеристика предмета.

  • Цели и задачи образования.

  • Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа.

  • Сведения об используемом учебном пособии.

  • Место и роль учебного предмета (количество часов в неделю и год).

  1. Содержание учебного предмета.

  • Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий;

  • Система оценки планируемых результатов.


  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.



  1. Календарно-тематическое планирование.

  • Номер раздела и тема урока.

  • Дата проведения урока.

  • Название раздела, темы урока.

  • Количество часов.

  • Домашнее задание.





















































Пояснительная записка.



Общая характеристика предмета география:

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географиче­ском образовании, имеющая лишь некоторые пропе­девтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природ­ных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти­тельного и животного мира), о человеке и окружаю­щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к под­готовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить при­меры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требо­вания, если учащиеся подготовлены к этому

Цели и задачи образования:

главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Сведения об учебной программе:

данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2010 г.



Сведения об используемом пособии:

  1. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2014-2016гг.

  2. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. М.: ВАКО,-2014г.





Место учебного предмета в учебном плане:

Учебный предмет география входит в предметную область «Общественно-научные предметы». Согласно календарному учебному графику МБОУ «Школа№18» на 2017-2018 учебный год в 6 а классе – 34 часа, в 6 б классе – 34 часа.



























Содержание учебного предмета география.

ВВЕДЕНИЕ

География — наука о природе Земли, ее населе­нии, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; осо­бенности начального курса.

Раздел I. Земля-планета Солнечной системы.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и го­довом движении Земли). Луна — спутник Земли. Раз­витие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Совре­менные географические исследования; формы их ор­ганизации и методы.

Раздел I I. Источники географических знаний.

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. Географические модули: план и карта.

План местности. Условные знаки плана. Масштабы плана. Сторо­ны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Осо­бенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Опре­деление (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Географическая карта. Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географиче­ской карте. Меридианы и параллели. Определение на­правлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океа­нов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Го­сударство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практиче­ской деятельности человека.

Раздел III. Природа Земли и человек.

Тема 1. Земная кора и литосфера.

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Тема 2. Гидросфера

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: усло­вия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — раство­ритель. Мировой круговорот воды, его значение в свя­зи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (ок­раинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера­тура. Движения вод (ветровые волны, цунами, прили­вы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпласто­вые), поверхностные. Реки. Элементы речной доли­ны. Речная система, бассейн реки и водораздел. Пита­ние и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соле­ные). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, во­дохранилища, пруды. Использование и охрана по­верхностных вод.

Тема 3. Атмосфера

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изу­чение атмосферы. Характеристики состояния атмос­феры: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы опре­деления средних температур, направлений преобла­дающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода, ее характеристика, причины ее измене­ний. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение сол­нечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его осо­бенностей: географическая широта, высота над уров­нем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Тема 4. Биосфера

Разнообразие растений, животных, микроорганиз­мов на планете Земля. Взаимосвязи между организ­мами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: ат­мосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие со­става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.



Тема 5. Земля - планета людей

Численность населения Земли. Расовый состав. Общая численность населения Земли (приблизи­тельно).

Основные человеческие расы; равенство рас.

Населённые пункты. Государства на карте мира.

Человек и природа. Человек как часть природы; его хозяйственная де­ятельность.

Мировые религии. Народы мира.

Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские.

Государства на карте мира.

Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.

Раздел IV.Обобщение географических знаний.

Главные особенности географических комплексов своей местности как частей географической оболоч­ки.

Влияние природы на жизнь и хозяйственную де­ятельность населения своей местности; положительное и отрицательное воздействие человека на приро­ду, ее использование, изменение.







































Система оценки планируемых результатов.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательство в изложении материала;

-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» - ответ полный, правильные, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельной, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка «1»- ответ не дан.

Оценка практических умений учащихся.

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнением и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильные и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка «1»- отсутствие умений работать с картой и другими источниками географических знаний.







Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.

Оценка «5» - правильно, по плану проведено наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Оценка «4» - правильно, по плану проведено наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Оценка «1»- отсутствие умений проводить наблюдения в природе и на производстве.



Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Результаты освоения курса географии

Требования к результатам освоения курса географии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение географии в основной школе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметных результатов:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметных результатов:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Календарно-тематическое планирование

Дата

Название раздела, темы урока

Колич. часов

Дом.

задание


6 а

6 б







ВВЕДЕНИЕ



1

7.09

6.09

Что изучает география?

1

§1

2

14.09

13.09

Развитие географических знаний о Земле.

1

§2




Раздел 1. Земля-планета Солнечной системы.



3

21.09

20.09

Земля-планета Солнечной системы.

1

§3




Раздел 2. Источники географических знаний.






Тема 1. Географические модули: план и карта.



4

28.09

27.09

План местности. Условные знаки. Масштаб.

1

§4

5

5.10

4.10

Ориентирование на местности и по плану. Компас. Азимут.

1

§4

6

12.10

11.10

Изображение неровностей земной поверхности. Составление плана местности. Изображение высот и глубин на географических картах.

1

§5

7

19.09

18.10

Глобус. Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы.

1

§6

8

26.10

25.10

Географические координаты (широта, долгота)

1

§7

9

9.11

8.11

Контрольная работа №1 "План и карта"

1

§8




Раздел 3. Природа Земли и человек.






Тема 1. Земная кора и литосфера.



10

16.11

15.11

Строение Земли. Свойства земной коры и породы, слагающие земную кору.

1

§9

11

23.11

22.11

Движение земной коры, вулканы и горячие источники.

1

§10

12

30.11

28.11

Рельеф земной поверхности. Горы суши.

1

§11

13

7.12

6.12

Равнины суши. Рельеф дна морского океана.

1

§12

14

14.12

13.12

Контрольная работа №2 "Литосфера"

1

§13




Тема 2. Гидросфера.



15

21.12

20.12

Что такое гидросфера. Мировой океан и его части.

1

§14

16

28.12

27.12

Свойства и движения вод Мирового океана.

1

§15

17

11.01

10.01

Воды суши. Подземные воды.

1

§16

18

18.01

17.01

Реки.

1

§17

19

25.01

24.01

Озёра.

1

§18

20

1.02

31.01

Ледники и искусственные водоёмы.

1

§19

21

8.02

7.02

Контрольная работа №3 "Гидросфера"

1

§9-19




Тема 3. Атмосфера.



22

15.02

14.02

Атмосфера. Строение атмосферы. Атмосферное давление.

1

§20

23

22.02

21.02

Температура воздуха. Ветер.

1

§21

24

1.03

28.02

Водяной пар и облака.

1

§22

25

15.03

7.03

Атмосферные осадки.

1

§23

26

5.04

14.03

Погода и климат.

1

§24

27

12.04

21.03

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

1

§25

28

19.04

4.04

Контрольная работа № 4 "Атмосфера"

1

§20-25




Тема 4. Биосфера.



29

26.04

11.04

Распределение организмов. Природные зоны Земли.

1

§26,27

30

3.05

18.04

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва - как особое природное образование, типы почв.

1

§28

31

10.05

25.05

Природный комплекс, воздействие человека на природный комплекс. Географическая оболочка Земли.

1

§29






Тема 5. Земля – планета людей.



32

17.05

16.05

Численность населения Земли. Расовый состав.

1

§30

33

24.05

23.05

Населённые пункты. Государства на карте мира. Человек и окружающая среда.

1

§31

34

31.05

30.05

Обобщение географических знаний по теме «Природа Земли и человек»

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!