ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
2016г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)
13.02.11«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
09.02.01 « Компьютерные системы и комплексы»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Организация-разработчик: ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум.
Разработчики:
Нерух Н.В., преподаватель ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум»
Рекомендована Методическим советом ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 14 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
География
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.11«Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
09.02.01 « Компьютерные системы и комплексы»
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «География» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и Интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить аргументы и контраргументы;
−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
−− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
‑‑владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
−− умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
−− владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов
и проблем;
−− сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения на-селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,протекающих в географическом пространстве;
−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
индивидуальные задания | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированого зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ГЕОГРАФИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Общая характеристика мира | | 11 | |
Тема 1.1. Введение. Источники географической информации Занятие №1 | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 2 | 1 |
| | |
Лабораторные работы | - | |
Практические занятия | |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.1: «Практическое значение источников географической информации» | 1 |
Раздел 2. Политическое устройство мира | | 4 |
Тема 2.1 .Политическое устройство мира Занятие №2 | Содержание учебного материала | 2 1 1 |
1 | Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 2 |
Практические занятия. Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади терри- тории и численности населения. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся: Новейшие изменения политической карты мира. | 1 |
Раздел 3.География мировых природных ресурсов | | 4 |
Тема 3.1. География мировых природных ресурсов Занятие №3 | Содержание учебного материала | 2 2 1 |
1 | Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 2 |
Практическое занятие: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. | |
Лабораторные работы | - |
Контрольная работа | - |
Самостоятельная работа обучающихся по теме 1.3.» Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.» | 1 |
Раздел 4. География населения мира | | 3 |
Тема 4.1 Занятие №4. География населения мира | Содержание учебного материала | 2 1 |
1 | Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 1 |
Практические занятия: Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира. Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Сравнительная оценка культурных традиций различных народов. | 1 | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающих к теме: Особенности современного воспроизводства мирового населения. • Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты. • Качество жизни населения в различных странах и регионах мира. • Языки народов мира. • Современные международные миграции населения. • Особенности урбанизации в развивающихся странах. • Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. | 1 |
Раздел 5. Мировое хозяйство | | 11.5 |
Тема 5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. Занятие №5. | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | 2 |
Практическое занятие: | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающих к теме. «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.» | 1 |
Тема 5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства Занятие №6. | Содержание учебного материала | 3 2 |
1 | Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 1 |
Практические занятия | - | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающих к теме: Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. | 1 |
Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства Занятие №7. | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | 2 |
Лабораторные работы | - | |
Практические работы: Определение особенностей размещения различных отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | 1 |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающих: • Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.• Крупнейшие автомобилестроительные компании мира. | 1 |
Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства Занятие №8 | Содержание учебного материала | 2 |
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 1 |
Лабораторные работы | |
Практические работы: Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. | 1 |
Контрольные работы | |
| Самостоятельная работа обучающихся по теме.: • Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства. • Международный туризм в различных странах и регионах мира. | 0,5 |
Раздел 6. Регионы мира | | 18 |
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы Занятие №9. | Содержание учебного материала | 1 |
1 | Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 1 |
Практические занятия: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Зарубежной Европы. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов Зарубежной Европы. | 1 | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся»: «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы. • Запад и Восток Германии сегодня. • Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.» | 1 |
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии Занятие №10 | Содержание учебного материала | 2 1 1 1 |
1 | Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. Особенности экономики Японии. Региональные различия. | 2 |
|
Практическое занятие: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Зарубежной Азии Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов Зарубежной Азии. |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся»: «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае». | 2 |
Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки Занятие №11 | Содержание учебного материала | 2 2 |
1 | Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | 2 |
Практические занятия | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся по теме 6.3. • Особенности политической карты Африки. • Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. | 1 |
Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки. Занятие №12 | Содержание учебного материала | 2 1 |
1 | Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | 2 |
Практические занятия : Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Северной Америки. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов Северной Америки. | 1 | |
Лабораторные работы | |
Контрольная работа | |
Самостоятельная работа обучающихся. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».• Географический рисунок хозяйства США. | 2 |
Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки Занятие №13 | Содержание учебного материала | 2 1 1 |
1 | Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 |
Практическое занятие: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства Латинской Америки. Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов Латинской Америки. | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся по теме 2.5.: Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки. | 1 |
Тема 6.6.. География населения и хозяйства Австралии и Океании. Занятие №14 | Содержание учебного материала | 1 1 |
1 | Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | |
Практическое занятие: |
Лабораторные работы | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся.: Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. | 1 |
7. Россия в современном мире | | 4 |
Тема 7.1 Россия в современном мире. Занятие №15. | Содержание учебного материала | 2 1 1 |
| |
1 | Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 2 |
Практические занятия: Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся• Особенности современного экономико-географического положения России. • Внешняя торговля товарами России. | 2 |
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. | | 2 | |
Тема 8.1. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества. Занятие №16. Занятие №17 | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 2 |
Практические занятия : | |
Лабораторные работы | - |
Контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающихся | 0,5 |
| | | |
| | |
ИТОГО | ЛЕКЦИЙ 26 ПРАКТИЧКСКИХ 10 С/Р 18 | 54 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета географии. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по географии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литература
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-
экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2015.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-
экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. учреждений
сред. проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-
экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014.
Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-
экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф.
образования. — М., 2014.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Справочники, энциклопедии
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.
Интернет-ресурсы
www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).
www. faostat3. fao. org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).
www. simvolika. rsl. ru (сайт «Гербы городов Российской Федерации»).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. | Промежуточный контроль: тестирование, оценивание контрольной работы, практических занятий, защита рефератов, |
Знать: | |
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; | Итоговый контроль: дифференцированный зачет |
10