«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Панкратова Ж.А./ Протокол № ____ от «___»___________2015 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области» __________/Бубенцова Т.Е./ «___»____________2015 г. | «Утверждено» Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области» _____________/Авдеева О.Н,/ Приказ № _____ от «___»___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Панкратовой Жанны Александровны
(высшая категория)
по экономике (11 класс профиль)
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«___»_______2015 г
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по экономике для 10-11 классов (приказ МО РФ № 189 от 2004 г.).
Программа адресована учащимся 11 класса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что она ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).
Содержание среднего (полного) общего образования на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.
Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ртищево Саратовской области».
Данная программа имеет цели и задачи:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
В ходе ее реализации решаются следующие задачи:
1) формировать систему экономических знаний;
2) совершенствовать общеучебные умения и навыки;
3) развивать творческий подход к решению экономических задач;
4) углубить понимание экономических процессов в России и в мире
Программа объемом 68 часов изучается в течение 2015-2016 учебного года (2 часа в неделю).
При отбое содержания образования курса экономики использовались следующие принципы:
принцип доступности
принцип последовательности
принцип наглядности
принцип культуросообразности
принцип системно-описательный
принцип сознательности и активности
принцип связи теории с практикой
принцип научности
принцип систематичности и последовательности
принцип прочности и др.
Данный учебный предмет входит в образовательную область обществознание. Он тесно связан с изучением таких предметов данной образовательной области, как история России и Всеобщая, математика, право, обществознание.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение математических знаний в экономической сфере;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по экономическим вопросам.
Система оценки учащихся и инструментарий для оценивания результатов учащихся
Инструментарием для оценивания результатов учащихся являются следующие оценки: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»), «зачёт», «незачёт».
Система оценивания результатов учащихся:
Оценка «5» («отлично») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают, могут объяснить необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно задания и проблемные задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; отвечают на дополнительные вопросы учителя; высказывают и аргументировано доказывают свою точку зрения, могут подготовить и защитить проект, активно участвуют в семинарах и круглых столах.
Оценка «4» («хорошо») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно часть заданий к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа, стараются высказывать и доказывать свою точку зрения, могут подготовить и защитить проект, принимают участие в семинарах и круглых столах.
Оценка «3» («удовлетворительно») ставится, если учащиеся ориентируются в тексте параграфа, могут частично или при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; знают необходимые термины и понятия; выполняют верно некоторые задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа, стараются высказывать свою точку зрения, хотя не всегда могут доказать её, принимают посильное участие в подготовке и защитите проекта, в семинарах и круглых столах.
Оценка «2» («неудовлетворительно») ставится, если учащиеся не ориентируются в тексте параграфа, не могут при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; не знают необходимые термины и понятия; не выполняют задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; не могут ответить на вопросы в учебнике к тексту параграфа, не принимают участия в подготовке и защитите проекта, в семинарах и круглых столах.
Оценка знаний и умений обучающихся в конце каждого раздела осуществляется с помощью контрольной работы.
Курс завершается зачетом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Кол-во час | дата | тема урока | тип урока | вид контроля |
| 7 | | Раздел 1. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (7 часов) | | |
1 | 1 | | Введение. Почему необходимо определять размер национального продукта. | Урок изучения нового материала | Составление словарика понятий темы, вопросного плана по изученному материалу. |
2 | 1 | | Что такое валовой внутренний продукт. Повторение «Почему необходимо определять размер национального продукта» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
3 | 1 | | Как исчисляется валовой внутренний продукт. Повторение « Что такое валовой внутренний продукт» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
4 5 | 1 1 | | Национальный доход. Повторение «Как исчисляется валовой внутренний продукт» Располагаемый личный доход. Повторение «Как исчисляется валовой внутренний продукт» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
6 | 1 | | Как формируется располагаемый личный доход. Повторение « Национальный доход» | Комбинированный | |
7 | 1 | | Повторение раздела «Валовый внутренний продукт и национальный доход» | Закрепление полученных знаний | Самостоятельная работа |
| 12 | | Раздел 2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ (12 часов). | | |
8 | 1 | | Доход, потребление и сбережения. Повторение «Как формируется располагаемый личный доход» | Лекция | Составить вопросный план по изученному материалу. Моделировать конкретные ситуации темы |
9 | 1 | | Функция потребления. Повторение « Доход, потребление и сбережения» | Комбинированный | Построить график спроса и предложения. Приводить примеры видов рекламы. |
10 | 1 | | Сбережения и инвестиции. Повторение « Функция потребления» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
11 | 1 | | Формирование сбережений. Повторение « Сбережения и инвестиции» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
12 | 1 | | Мультипликатор. Повторение «Формирование сбережений» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
13 | 1 | | Равновесие на рынке товаров и услуг. Повторение «Мультипликатор» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
14 | 1 | | Процентное реагирование инвестиций. Повторение «Равновесие на рынке товаров и услуг» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
15 | 1 | | Спрос на деньги. Повторение «Процентное реагирование инвестиций» | Комбинированный | Построить график |
16 | 1 | | Процентная ставка. Кривая IS. Повторение «Спрос на деньги» | Комбинированный | Построить график |
17 | 1 | | Процентная ставка и равновесие на денежном рынке. Повторение «Процентная ставка. Кривая IS» | Комбинированный | Составить схему |
18 | 1 | | Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM. Повторение «Процентная ставка и равновесие на денежном рынке» | Комбинированный | Построить график |
19 | 1 | | Повторение раздела «Макроэкономическое равновесие» | Закрепление полученных знаний | Самостоятельная работа |
| | | Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА (7 часов). | | |
20 | 1 | | Экономический цикл. Повторение «Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM» | Лекция | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
21 | 1 | | Механизм экономического цикла. Повторение «Экономический цикл» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
22 | 1 | | Занятые и безработные. Повторение « Механизм экономического цикла» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
23 | 1 | | Причины и формы безработицы. Повторение «Занятые и безработные» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
24 | 1 | | Государственное регулирование безработицы. Повторение «Причины и формы безработицы» | Комбинированный | Письменная работа |
25 | 1 | | Последствия безработицы и государственное регулирование занятости. Повторение «Государственное регулирование безработицы» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
26 | 1 | | Повторение раздела «Экономический цикл, занятость и безработица». | Закрепление полученных знаний | Самостоятельная работа |
| | | Раздел 4. ИНФЛЯЦИЯ (10 часов). | | |
27 | 1 | | Определение инфляции и ее измерение. Повторение «Последствия безработицы и государственное регулирование занятости» | Лекция | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
28 | 1 | | Причины инфляции. Повторение «Определение инфляции и ее измерение» | Комбинированный | Составление словарика понятий темы, вопросного плана по изученному материалу. |
29 | 1 | | Инфляционные ожидания. Повторение «Причины инфляции» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
30 | 1 | | Формы инфляции. Повторение «Инфляционные ожидания» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
31 | 1 | | Последствия инфляции для различных социальных групп населения. Повторение «Формы инфляции» | Комбинированный | Письменная работа |
32 | 1 | | Кривая Филлипса. Повторение «Последствия инфляции для различных социальных групп населения» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
33 | 1 | | «Функциональные» и «вертикальные» доходы. Повторение «Кривая Филлипса» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
34 | 1 | | «Кривая Лоренца» и «коэффициент Джинни». Повторение ««Функциональные» и «вертикальные» доходы» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
35 | 1 | | Сбережения, доходы и инфляция. Повторение ««Кривая Лоренца» и «коэффициент Джинни»» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
36 | 1 | | Повторение раздела «Инфляция» | Закрепление полученных знаний | Самостоятельная работа |
| | | Раздел 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (8 часов). | | |
37 | 1 | | Содержание экономического роста. Повторение «Сбережения, доходы и инфляция» | Лекция | Фронтальный опрос. Письменная работа |
38 | 1 | | Измерение экономического роста. Повторение «Содержание экономического роста» | Комбинированный | Письменная работа |
39 | 1 | | Абсолютный прирост ВВП. Повторение «Измерение экономического роста» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
40 | 1 | | Производственная функция и факторы роста. Повторение «Абсолютный прирост ВВП» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
41 | 1 | | Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Повторение «Производственная функция и факторы роста» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
42 | 1 | | Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце XX в. Повторение «Экстенсивные и интенсивные факторы роста» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
43 | 1 | | Особенности длинных циклов. Повторение «Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце XX в» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
44 | 1 | | Повторение раздела «Экономический рост» | Закрепление полученных знаний | Самостоятельная работа |
| | | Раздел 6. ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО (9 часов) | | |
45 | 1 | | Политика экономической стабилизации. Повторение «Особенности длинных циклов» | Лекция | Фронтальный опрос. Письменная работа |
46 | 1 | | Бюджетно-финансовая политика. Повторение «Политика экономической стабилизации» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
47 | 1 | | Бюджетный дефицит. Повторение «Бюджетно-финансовая политика» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
48 | 1 | | Бюджетный профицит. Повторение «Бюджетный дефицит» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
49 | 1 | | Кредитно-денежная политика. Повторение «Бюджетный профицит» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
50 | 1 | | Операции на открытом рынке. Повторение «Кредитно-денежная политика» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
51 | 1 | | Роль государства в стимулировании экономического роста. Повторение «Операции на открытом рынке» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
52 | 1 | | Государственный долг. Повторение «Роль государства в стимулировании экономического роста» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
53 | 1 | | Повторение раздела «Экономика и государство» | Закрепление полученных знаний | Самостоятельная работа |
| | | Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (5 часов). | | |
54 | 1 | | Мировое хозяйство. Повторение «Государственный долг» | Лекция | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
55 | 1 | | Международная торговля. Повторение «Мировое хозяйство» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
56 | 1 | | Закономерности развития мировой торговли. Повторение «Международная торговля» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
57 | 1 | | Внешнеторговая политика. Повторение «Закономерности развития мировой торговли» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
58 | 1 | | Валютный рынок. Повторение «Внешнеторговая политика» | Комбинированный | Письменная работа |
| | | Раздел 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. (4 часа). | | |
59 | 1 | | Международное движение капиталов. Повторение «Внешнеторговая политика» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
60 | 1 | | Платежный баланс. Повторение «Международное движение капиталов» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
61 | 1 | | Международная экономическая интеграция. Повторение «Платежный баланс» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
62 | 1 | | Проблемы интеграции в СНГ. Повторение «Международная экономическая интеграция» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
| | | Раздел 9. ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (6 часов) | | |
63 | 1 | | Рыночные преобразования в России в 90-е гг. XX в. Повторение «Проблемы интеграции в СНГ» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
64 | 1 | | Либерализация экономики. Повторение « Рыночные преобразования в России в 90-е гг. XX в.» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации |
65 | 1 | | Макроэкономическая стабилизация. Повторение «Либерализация экономики» | Комбинированный | Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
66 | 1 | | Структурные преобразования. Повторение «Макроэкономическая стабилизация» | Комбинированный | Фронтальный опрос. Письменная работа |
67 | 1 | | Институциональные преобразования. Реформы в социальной сфере. Повторение «Структурные преобразования» | Комбинированный | Опрос. Задачи. Анализ источников экономической информации. Запись лекции. Составление вопросного плана к ней |
68 | 1 | | Повторение раздела «Экономика современной России». Повторительно - обобщающий урок | Закрепление полученных знаний | Зачёт |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ
И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (7 часов)
Введение. Почему необходимо определять размер национального продукта. (1 ч.) Зачем необходимо определять размер национального продукта. Средний заработок граждан в сопоставлении с расходами. Определение роста и снижения общего жизненного уровня населения страны – главный фактор положения национальной экономики. Обобщение данных об итогах национального производства. |
Что такое валовой внутренний продукт.(1 ч.) Как измерить выпуск продукции различных предприятий. Как соизмерить выпуски различной продукции различных предприятий. Конечные и промежуточные товары и услуги. |
Как исчисляется валовой внутренний продукт. (1 ч.) Что такое валовый внутренний продукт. Что такое валовый национальный продукт. Как исчисляется валовый внутренний продукт. Метод суммирования потока затрат. Статистика. Торговый баланс страны. Метод суммирования потока доходов. Выпуск продукции и добавленная стоимость. Стоимость валового внутреннего продукта. Налог на добавленную стоимость и цена продукции. |
Национальный доход. Располагаемый личный доход (2 ч.) Что такое национальный доход. Определение национального дохода. Чистый национальный продукт. Факторы производства и факторные доходы. Проценты, дивиденды, рента. Распределение национального дохода. |
Как формируется располагаемый личный доход (1 ч.) Государственный бюджет. Личный доход, совокупный личный доход. Личные налоги, совокупный располагаемый доход. Номинальный и реальный ВВП. Номинальный валовый внутренний продукт. Реальный валовый внутренней. Дефлятор – индекс – дефлятор. Как подсчитывается личный доход. Повторение раздела «Валовый внутренний продукт и национальный доход» (1 ч.) Контрольная работа. |
Раздел 2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ (12 часов). |
Доход, потребление и сбережения. (1 ч.) Зависимость роста потребления от увеличения дохода. Минимальная граница потребления – прожиточный минимум. Автономное потребление. Индуцированное потребление. Сбережения. Предельная склонность к потреблению. Предельная склонность к сбережениям. |
Функция потребления (1 ч.) Что такое функция потребления. Зависимость роста потребления и сбережения от роста дохода, неравновесное и равновесное состояние экономики. Равновесный уровень национального дохода. |
Сбережения и инвестиции (1 ч.) Источники инвестиций. Автономные инвестиции. Индуцированные инвестиции. Влияние автономных инвестиций на положение равновесия в экономике. Автономные затраты. Индуцированные сбережения. Государственные затраты и равновесие. |
Формирование сбережений (1 ч.) Нераспределённая прибыль – источник расширения предприятий. Доходы мелких предпринимателей – часть национального дохода страны. Национальный доход – источник сбережений. |
Мультипликатор (1 ч.) Что такое мультипликатор. По какой формуле вычислять мультипликатор. В чём состоит эффект мультипликатора. Оценивание при помощи мультипликатора сбалансированности экономики. |
Равновесие на рынке товаров и услуг (1 ч.) Влияние процентной ставки на размер инвестиций и на потребительские расходы населения. |
Процентное реагирование инвестиций (1 ч.) Показатель процентного реагирования инвестиций. Рост процентной ставки влечёт за собой снижение инвестиций. Увеличение или снижение процентной ставки вызывает сокращение или расширение автономных затрат. Манипуляции Центробанка с процентными ставками с целью воздействия на динамику ВНП и национального дохода для поддержания его равновесного уровня. |
Спрос на деньги (1 ч.) Предложение денег. Спрос на деньги. Уравнение количественной теории денег, уравнение Ирвинга Фишера. Ликвидность денег. Процентное реагирование спроса на деньги. Кривая LM. |
Процентная ставка. Кривая IS (1 ч.) Процентная ставка. Процентная ставка и инвестиции. Зависимость равновесного уровня национального дохода процентной ставки, выраженная в форме графика – кривая IS. |
Процентная ставка и равновесие на денежном рынке (1 ч.) Показатель процентного реагирования инвестиций. Функциональная зависимость инвестиций от процентной ставки. Функциональная зависимость автономных инвестиций от процентной ставки. Увеличение или снижение процентной ставки – сокращение или расширение автономных затрат. |
Общее равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM (1 ч.) Кривая IS показывает, при какой комбинации процентной ставки и уровня ВВП достигается равновесие спроса и предложения на рынке товаров и услуг. Кривая LM показывает комбинацию уровня ВВП и процентной ставки, которая обеспечивает равновесие спроса и предложения на денежном рынке. |
Повторение раздела «Макроэкономическое равновесие» (1 ч.) Контрольная работа. |
Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ, ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА (7 часов). |
Экономический цикл (1 ч.) Понятие экономического цикла. Циклический характер развития экономики. Фазы экономического цикла. Экономическая экспансия или циклический подъём. Пик экономического развития. Экономическая рецессия или спад. Рецессия нижнего предела – дно цикла. Динамика экономической активности. Продолжительность экономического цикла. Причины экономического цикла. Экзогенная теория цикла. Эндогенная теория цикла. |
Механизм экономического цикла (1 ч.) Принцип работы механизма экономического цикла. Эффект мультипликатора. Принцип акселерации. Потенциальный (естественный) уровень ВВП. Плановая экономика и экономические циклы. |
Занятые и безработные (1 ч.) Трудоспособное и нетрудоспособное население. Экономически активная часть населения – рабочая сила. Зянятые и безработные. Экономически активное и экономически пассивное население. Норма безработицы. |
Причины и формы безработицы (1 ч.) Безработные. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Технологическая безработица. Естественный уровень безработицы. Полная занятость населения. Циклическая безработица. Скрытая безработица. |
Государственное регулирование безработицы (1 ч.) Суть кейнсианских рецептов. Регулирование уровня и продолжительности безработицы. Российское законодательство. Мероприятия российского правительства. |
Последствия безработицы и государственное регулирование занятости (1 ч.) Социальные последствия безработицы. Прямые экономические издержки от безработицы. Отставание объёма ВВП. Закон Оукена. |
Повторение раздела «Экономический цикл, занятость и безработица» (1 ч.) Контрольная работа. |
Раздел 4. ИНФЛЯЦИЯ (10 часов). |
Определение инфляции и ее измерение (1 ч.) Определение инфляции. Понятие инфляции. Дефляция. Дезинфляция. Измерение инфляции. Дефлятор ВВП. Индекс цен и индекс -дефлятор ВВП. Исчисление дефлятора ВВП. Индекс потребительских цен. Норма инфляции. |
Причины инфляции (1 ч.) Избыточный спрос. Источники избыточного спроса. Рост издержек. |
Инфляционные ожидания (1 ч.) Инфляционные ожидания. Причины и последствия. Инфляция спроса и инфляция издержек. |
Формы инфляции (1 ч.) Положительно и отрицательное влияние инфляции. Нормальная (ползучая) инфляция и её влияние на развитие экономики, на социальные взаимоотношения. Гиперинфляция. Стагфляция. Галопирующая инфляция. Умеренная инфляция. |
Последствия инфляции для различных социальных групп населения (1 ч.) Перераспределение доходов. Социальные последствия непредсказуемости инфляции. |
Кривая Филлипса (1 ч.) Зависимость темпов роста номинальной зарплаты от процента безработных. Зависимость темпов роста инфляции и процента безработных. Стагфляция. |
«Функциональные» и «вертикальные» доходы (1 ч.) Понятие «функциональные» и «вертикальные» доходы. Виды «функциональных» доходов. Совокупный доход. |
«Кривая Лоренца» и «коэффициент Джинни». (1 ч.) Измерение фактического распределения доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни. Сложности рыночной экономики при соблюдении пропорций между потреблением и сбережением доходов. |
Сбережения, доходы и инфляция (1 ч.) Понятие сбережения. Сбережения как будущий спрос на товары и услуги. Количественная зависимость величины сбережений, общего дохода, налогов и потребительских расходов. Зависимость сбережений от размера дохода и уровня процентной ставки. Виды сбережений. |
Повторение раздела «Инфляция» (1 ч.) Контрольная работа. |
Раздел 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ (8 часов). |
Содержание экономического роста (1 ч.) Понятие экономического роста. Показатель экономического роста реальный ВВП. Экономический рост. Зависимость увеличения объёма потенциального ВВП от экономического роста. Значение экономического роста. |
Измерение экономического роста (1 ч.) Понятие скорости экономического роста. Показатель скорости экономического роста. Скорость экономического роста. |
Абсолютный прирост ВВП (1 ч.) Понятие абсолютный прирост ВВП. Скорость экономического роста, выраженная в среднегодовых темпах прироста ВВП или ВНП. Среднегодовой темп прироста ВНП и ВВП. |
Производственная функция и факторы роста (1 ч.) Понятие производственная функция. Изменение инвестиций при сбалансированном росте пропорционально изменениям ВВП. Производственная функция с точки зрения вклада. Производственная функция: темп прироста факторов производства и темп прироста выпуска товаров и услуг. Совокупная факторная производительность. |
Экстенсивные и интенсивные факторы роста (1 ч.) Экстенсивные факторы роста. Интенсивные факторы роста: научно-технический прогресс, повышение квалификации, распределение ресурсов, экономия от масштабов производства. |
Что стоит за снижением темпов экономического роста в конце XX в (1 ч.) Замедление экономического роста в 70-90 гг. 20 в., причины данного процесса. |
Особенности длинных циклов (1 ч.) Теория длинных циклов. Повышательная волна длинного цикла: причины и особенности данного процесса. Понижательная волна длинного цикла: особенности. Особенности длинных циклов, понятие. Четыре длинных цикла. |
Повторение раздела «Экономический рост» (1 ч.) Контрольная работа. |
Раздел 6. ЭКОНОМИКА И ГОСУДАРСТВО (9 часов) |
Политика экономической стабилизации (1 ч.) Взаимосвязь направлений экономической политики. Необходимые условия для реализации государственной политики экономической стабилизации. Взаимосвязь направлений экономической политики. |
Бюджетно-финансовая политика (1 ч.) Доходы государственного бюджета. Прямые и косвенные налоги. Доходы консолидарного бюджета РФ. Автоматически действующий механизм. Дискреционная политика. Расходы государственного бюджета. |
Бюджетный дефицит (1 ч.) Теоретический подход. Источники покрытия бюджетного дефицита. Ситуация в современной РФ. Дефицит бюджетного финансирования. |
Бюджетный профицит (1 ч.) Понятие «Бюджетный дефицит». Теоретический подход. Источники покрытия бюджетного дефицита. Ситуация в современной РФ. Дефицит бюджетного финансирования. |
Кредитно-денежная политика (1 ч.) Регулирование деятельности коммерческим банков. Изменения резервных норм юридическим банков. Система кредитно-денежной политики |
Операции на открытом рынке (1 ч.) |
Роль государства в стимулировании экономического роста (1 ч.) Задачи политики стимулирования экономического роста. Бюджетно-финансовое стимулирование. Налоговая политика. Государственное равновесие. Политика в отношении бюджетного дефицита. Кривая Лаффера. |
Государственный долг (1 ч.) Понятие государственный долг. Причины образования государственного образования. Причины роста государственного долга: военные расходы, циклические рецессии и низкие темпы роста ВВП во время циклического подъёма. Популизм. Опасен ли рост государственного долга. |
Повторение раздела «Экономика и государство» (1 ч.) Контрольная работа. |
Раздел 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК (5 часов). |
Мировое хозяйство (1 ч.) Понятие мировое хозяйство. Международное разделение труда. Открытость экономики. Экспортная доля. Импортная доля. Глобализация. Интернационализация производства. Группы стран в мировом хозяйстве. |
Международная торговля (1 ч.) История возникновения международной торговли и основные этапы её развития. Идеи меркантилизма и протекционизма. Принцип абсолютного преимущества. График абсолютного преимущества. Принцип сравнительного преимущества. График сравнительного преимущества. Неотехнологические теории международной торговли. |
Закономерности развития мировой торговли (1 ч.) Закономерности развития мировой торговли. Индекс условий торговли. Внешняя торговля России. Формы и методы международной торговли. Бартер. Клиринговые соглашения. Компенсационные сделки офсетные, бай-бэк, толлинг. Сделки на реальный товар. Срочные (фьючерсные) сделки. Страхование сделок от потерь хеджирование. |
Внешнеторговая политика (1 ч.) Фритридерство. Таможенные пошлины. Демпинг. Нетарифные инструменты внешнеторговой политики. Международное регулирование торговли. ВТО. |
Валютный рынок (1 ч.) Понятие валюта. Спрос и предложение валют. Валютный рынок. Валютный курс. Причины изменения курсов валют. Валютно-процентный арбитраж. Монетарный подход. Валютная политика. Валютные интервенции. Девальвация валюты. Ревальвация валюты. Свободно плавающие курсы. Дисконтная политика. Девизная политика. Управление плавающими курсами. Валютные ограничения. Мировая валютная система. Золотомонетный стандарт. Бреттон – Вудская валютная система. Ямайская валютная система. |
Раздел 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. (4 часа). |
Международное движение капиталов (1 ч.) Международный рынок ссудных капиталов. Финансовый рынок. Еврорынок. Внешний долг развивающихся стран. Международные финансовые организации. Россия на мировом рынке ссудного капитала. Экспорт предпринимательского капитала и роль ТНК в мировой экономике. Портфельные инвестиции. Россия как импортёр и экспортёр предпринимательского капитала. Свободные экономические зоны. |
Платежный баланс (1 ч.) Понятие платёжный баланс, резидент и нерезидент.принцип двойной бухгалтерской записи. Схема платёжного баланса по методологии МВФ. Характеристика статей платёжного баланса. Платёжный баланс России. |
Международная экономическая интеграция (1 ч.) Понятие международная экономическая интеграция. Зоны свободной торговли, таможенный союз, экономический союз. Европейский союз. |
Проблемы интеграции в СНГ (1 ч.) Причины интеграции. Проблемы интеграции в СНГ: сближающие факторы и факторы разъединяющие, препятствующие интеграции. Пути решения проблем. |
Раздел 9. ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (6 часов) |
Рыночные преобразования в России в 90-е гг. XX в. (1 ч.) Понятие переходная экономика. Признаки плановой экономики, её плюсы и минусы. Изменения, произошедшие в 90-е гг. Переход к рынку: проблемы и перспективы. |
Либерализация экономики. (1 ч.) Понятие либерализация экономики. Проблемы и перспективы. |
Макроэкономическая стабилизация. (1 ч.) Понятие макроэкономическая стабилизация. Пути достижения. |
Структурные преобразования. (1 ч.) Понятие структурные преобразования. Приватизация. Ваучеризация. Результаты положительные и отрицательные. |
Институциональные преобразования. Преобразования в социальной сфере (1 ч.) Понятие институциональные преобразования: пути, итоги и значение. Причины преобразований в социальной сфере. Основные направления реформ. Система социальной поддержки. Проблемы и перспективы. |
|
Повторение раздела «Экономика современной России». Повторно - обобщающий урок (1 ч.) Зачёт. |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен Знать/Понимать
смысл основных теоретических положений экономической науки;
основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;
Уметь
приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;
сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исполнения типичных экономических ролей;
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
совершенствования собственной познавательной деятельности; оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия, этапы развития экономики как науки, принципы организации различных экономических систем; понимать вопросы в конце разделов; уметь использовать различные формулы для решения экономических задач, работать, читать и применять графики, пользоваться различными источниками информации, владеть культурой дискуссии.
Учащиеся должны знать, понимать, уметь объяснять следующие основные понятия курса:
абсолютная ликвидность, автономное потребление, автономные затраты, автономные инвестиции, административно-плановая экономика, акционерное общество, акция, активные операции банка, альтернативные затраты, амортизационные отчисления, банковский баланс, бартер, безработные, безработица, бухгалтерские (явные) издержки, бухгалтерская прибыль, бюджетная линия, бюджетное ограничение, валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, валютная интервенция, валютные ограничения, валютный курс, валютный рынок, величина предложения, величина спроса. Выгода третьего лица, галопирующая инфляция, гиперинфляция, государственный бюджет, государственный долг, девальвация валюты, дезинфляция, демпинг, денежное выражение предельного продукта труда, денежные агрегаты, денежный капитал, деньги, депозит, дефицит государственного бюджета, дефицитное бюджетное финансирование, дефлятор ВВП, дефляция. Дисконтирование, длинный цикл, дно цикла, долгосрочный период, домашнее хозяйство, добавленная стоимость, европейский союз, единичная эластичность спроса, естественная безработица, естественная монополия, закон Оукена, закон предложения, закон спроса, закон убывающей предельной полезности, закон убывающей эффективности, занятость, заработная плата, золотодевизный стандарт, золотомонетный стандарт, золотослитковый стандарт, избыточный спрос, издержки третьего лица, импорт, индекс условий (внешней) торговли, индивидуальный спрос, индуцированные инвестиции, индуцированное потребление, индуцированные сбережения, интенсивные факторы экономического роста, интернационализация производства, инфляция, кардиналистский подход к изучению полезности, карта кривых безразличия, картель, коммерческий банк, конвертируемость валюты, конечные товары и услуги, контрольный пакет акций, конкуренция, косвенные налоги, коэффициент дисконтирования, краткосрочный период, кредитная линия, кредитные деньги, кривая безразличия, кривая Лаффера, кривая Лоренца, кривая предложения, кривая производственных возможностей, кривая спроса, кривая Филлипса, кривая IS, кривая LM, лидерство в ценах, лизинг, ликвидность, макроэкономика, международная экономическая интеграция, менеджер, менеджмент, микроэкономика, минимально эффективный размер предприятия, мировая экономика, модель IS – LM, монополия, монополистическая конкуренция, монопсония, мультипликатор, национальный доход, неизменный эффект масштаба производства, несовершенная конкуренция, нетрудоспособное население, неценовая конкуренция, неэластичное предложение, неэластичный спрос, неявные издержки, номинальная процентная ставка, номинальные экономические величины, номинальный ВВП, норма банковских резервов, норма инфляции, норма безработицы, нормальная инфляция, нормативная экономика, облигация, оборотный капитал, общая выручка (общий доход) фирмы, общая полезность, общественные блага, общие издержки, общие переменные издержки, общие постоянные издержки, общие сбережения, общий продукт фирмы, олигополия, олигополистическая взаимозависимость, ординалистский подход к изучению полезности, основной капитал, отрицательные внешние эффекты, отрицательный эффект масштаба производства, пассивные операции банка, перекрёстная эластичность спроса, платёжный баланс, позитивная экономика, политика «дешёвых денег», политика «дешёвых денег», политика «дорогих денег», полная занятость, «полцены», положительный внешний эффект, положительный эффект масштаба производства, портфельные инвестиции, потенциальный валовой внутренний продукт, «потолок» цены, правило максимизации полезности, предельная норма замещения (MRS), предельная полезность, предельная склонность к потребления, предельная склонность к сбережениям, предельные издержки, предельный доход, предельный продукт труда, предложение, предпринимательство, прибыль, приватизация, принцип абсолютного преимущества, принцип акселерации, принцип сравнительного преимущества, производительность труда, производительный спрос, производственная функция, промежуточный продукт, процент, процентная ставка, процентное реагирование спроса на деньги, прямые зарубежные инвестиции, прямые налоги, равновесие потребителя, равновесие фирмы, равновесная цена, равновесный ВВП и НД, реальная процентная ставка, реальные экономические величины, реальный валовый внутренний продукт, реальный капитал, ревальвация валюты, рента, рынрк, рыночная система, рыночное равновесие, рыночный спрос, свободные блага, свободная экономическая зона, скрытая безработица, смешанная экономика, совершенная конкуренция, совершенная ценовая дискриминация, совершенно неэластичный спрос, совершенно эластичный спрос, совокупный личный доход, совокупный располагаемый доход, спрос, средние общие издержки, средние переменные издержки, средние постоянные издержки, средний продукт фирмы, структурная безработица, стагфляция, таможенная пошлина, текущая дисконтированная стоимость, технологическая безработица, товарные деньги, товарный дефицит, товарный излишек, торговый баланс, трансфертные платежи, трудоспособное население, умеренная инфляция, унитарное предприятие, уравнение Фишера (уравнение количественной теории денег), условие равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, учётная ставка центрального банка, факторные доходы, факторы производства, фирма, фрикционная безработица, фундаментальные проблемы экономики, функция потребителя, хозяйственное товарищество, ценовая дискриминация, ценовая эластичность предложения, ценовая эластичность спроса, центральный банк, циклическая безработица, циклический пик, циклический подъём, циклический спад, частные блага, человеческий капитал, частный национальный продукт, частная экономическая рента, чистый экспорт и импорт, экономика, экономическая модель, экономическая рента, экономические блага, экономические издержки, экономический рост, экспорт товаров и услуг, экстенсивные факторы роста, эластичность предложения, эластичное предложение, эластичность спроса, эластичность спроса по доходу, эффект Гиффена, ютиль, явные издержки.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Методические и учебные пособия
Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2009.
Практикум по основам экономической теории. Под ред. Д.э.н. С. И. Иванова, Изд. ВИТА-Пресс, М., 2000.
Оборудование и приборы
ПК
Телевизор
Дидактические материалы
Папка с заданиями
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 4 частях. М.: Вита – Пресс, 2010 г
Диск «Обществознание» 10-11 кл.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, использованная при подготовке программы
Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл Под ред С.И. Иванова. М.: Вита – Пресс,2009.
Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 10-11 классы. Образовательный стандарт./ авт.- сос. Т.А. Корнева. – М.: Глобус, 2008.
Липсиц И.В.Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Основы экономической теории. Под ред. С. И. Иванова, книги 1, 2. Изд. ВИТА-Пресс, М., 2009.
Практикум по основам экономической теории. Под ред. Д.э.н. С. И. Иванова, Изд. ВИТА-Пресс, М., 2005.
Литература, рекомендованная для учащихся
Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2005.
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.
Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.
Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита – Пресс, 2005 г.
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита – Пресс, 2004 г.
Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: «Начала – Пресс», 1995 г.
Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
дата | описание внесенного изменения | Виза зам. по УВР |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |