Рабочая учебная программа по экономике обеспечивает выполнение Федерального государственного образовательного стандарта 2004 года.
Рабочая учебная программа по экономике для 10-11 класса составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике МО РФ 2004 г. //Сборник нормативных документов. Экономика. М.: Дрофа, 2008.
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета Экономика на этапе среднего (полного) общего образования являются:
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)- Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умением отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
В рабочей учебной программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
Изменение распределения учебного материала предусматривается за счет резерва учебного времени.
Количество часов учебного времени по экономике изменено за счет включения в рабочую учебную программу уроков – практикумов и для организации итогового повторения, которые не предусматриваются в примерной программе.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования в X или XI классах из расчета 1 учебный часа в неделю (35 учебных недель).
Изучение учебного предмета экономика на базовом уровне среднего (полного) общего образования обеспечивается УМК:
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10,11 классов общеобразоват.учрежд. – 14- е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.- 272 с.
УМК соответствует требованиям государственного образовательного стандарта и входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в учебном процессе.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основное содержание | Виды самостоятельных, лабораторных и практических работ | Домашнее задание |
Т.1. | Экономика и экономическая наука | 2 | | | |
-
| Что изучает экономическая наука. | 1 | Экономическая наука. Микроэкономика и макроэкономика. Экономика как хозяйство. | | §1 |
-
| Потребности. Ограниченность ресурсов. | 1 | Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы. | написание творческих работ по экономическим вопросам | §2, эссе |
Т. 2 | Экономические системы | 2 | | | |
-
| Главные вопросы экономики. | 1 | Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. | | §3 |
-
| Типы экономических систем. | 1 | Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода. | работа с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета) | §4-5,сообщение |
Т.3. | Семейная экономика | 3 | | | |
-
| Семейный бюджет. Влияние инфляции на семейную экономику. | 1 | Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. | Тест | § 24-25, составить семейный бюджет |
-
| Неравенство благосостояния граждан и возможности его сокращения. | 1 | Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование. | аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах | §26, подготовка проекта |
| Я – потребитель. | 1 | Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. | | Проект |
Т.4. | Рынок | 3 | | | |
-
| Спрос | 1 | Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. | Тест | §6 |
-
| Предложение | 1 | Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры. | | §7 |
-
| Практикум «Решение экономических задач» | 1 | | решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации | |
Т.5. | Фирма | 5 | | | |
-
| Зачем создают фирмы | 1 | Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. | | §21 |
-
| Экономические основы деятельности фирмы | 1 | Основные организационные формы бизнеса в России. | | §22 |
-
| Условия создания успешного бизнеса | 1 | Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. | | §23 |
-
| Менеджмент. Маркетинг. | 1 | Менеджмент. Маркетинг. | освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни | Проект |
-
| Практикум «Бизнес-план» | 1 | Бизнес-план | Составление резюме бизнес-плана | Проект |
Т.6. | Роль государства в экономике | 4 | | | |
16-17 | Причины и формы участия государства в регулировании экономики | 2 | Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. | Тест (промежуточный) | §27-28 |
18-19. | Государственный бюджет | 2 | Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства. | работа с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета) | Сообщение |
Т.7. | ВВП, его структура и динамика | 3 | | | |
20-21 | Понятие ВВП. | 2 | Понятие ВВП и его структура. | | Составить развернутый план |
-
| Экономический рост и развитие. | 1 | Экономические циклы. | работа с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета) | § 31-32 Сообщение |
Т.8. | Рынок труда и безработица | 2 | | | |
-
| Человек на рынке труда. | 1 | Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. | Тест | §15-16 |
-
| Экономические проблемы безработицы. | 1 | Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. | Подготовка творческих работ по экономическим вопросам | §19-20, презентация |
Т.9. | Деньги, банки, инфляция | 4 | | | |
-
| Мир денег. | 1 | Деньги и их функции | | §10-11 |
26-27 | Банковская система. | 2 | Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. | написание творческих работ по экономическим вопросам | §12-13, эссе |
-
| Инфляция. | 1 | Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | работа с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета) | Сообщение |
Т.10. | Элементы международной экономики | 2 | | | |
-
| Международная торговля и ее влияние на экономику страны. | 1 | Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах | §33 |
-
| Валютный рынок и конвертируемость валют. | 1 | §34 |
Т.11. | Основные проблемы экономики России | 3 | | | |
-
| Экономическое устройство современной России | 1 | Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. | Подготовка творческих работ по экономическим вопросам | Эссе |
32-33. | Экономическая политика России. Россия в мировой экономике. | 2 | Проект |
Итоговое повторение | 1 | | | |
34. | Итоговое повторение | 1 | Основные вопросы | Итоговое тестирование | |