2014 г.
Настоящая рабочая программа разработана для преподавания алгебры в 8 классе МОУ «Гимназия № 1» в 2014-2015 году на основе следующих нормативных документов:
Согласно действующему в гимназии учебному плану и с учетом направленности класса, календарно-тематический план предусматривает следующий вариант организации процесса обучения: в 8 классе предполагается обучение в объёме 102 часов, в неделю 3 часа.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
№ урока | Тема урока | Форма урока | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно - методическое обеспечение |
Учебно-познавательная компетенция |
Базовая программа | Продвинутая программа |
ПОВТОРЕНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ 7 КЛАССА. (5ч) |
1 | Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | Проблемные задания. | Выполнение упражнений. Индивидуальная, парная. | Знают понятия: многочлен, степень многочлена, стандартный вид многочлена. Умеют выполнять сложение многочленов, умножение одночлена на многочлен, многочлена на многочлен. | Применяют рациональные приемы при выполнении действий над многочленами, уверенно пользуются всеми изученными формулами. | (1), (2), (3),(4).(7), (8). |
2 | Основные методы разложения на множители. | Беседа. | Решение проблемных заданий. Групповая. | Умеют выносить общий множитель за скобки, применяют формулы сокращенного умножения и способ группировки при разложении на множители. | Умеют раскладывать многочлен на множители применяя для этого комбинацию различных способов. | (7), (6), (1), (2). |
3 | Линейная функция. | Упражнения, практикум. | Выполнение упражнений. Индивидуальная. | Знают определение линейной функции. Умеют находить значение функции по заданному аргументу, строить график. | Умеют читать свойства функции по аналитической формуле и графику. | (1), (2), (4),(5),(6). |
4 | Линейные уравнения и их системы. | Проблемные задания. | Выполнение упражнений. Парная. | Умеют решать линейные уравнения, системы линейных уравнений методом подстановки и методом сложения. | Умеют выбирать рациональный способ для решения систем линейных уравнений, четко представляют связь между аналитическим и геометрическим способами решения. | (7), (8), (1), (2). |
5 | Контрольная работа №1. Входной контроль. | Упражнения. | Выполнение упражнений. | | | |
Глава 1. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ДРОБИ. (18 ч) В результате изучения данной темы у учащихся формируются познавательные компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Основная цель: ввести определение алгебраической дроби, основного свойства дроби; правила приведения алгебраических дробей к одному знаменателю, научить складывать, вычитать, умножать, делить дроби и возводить в натуральную степень, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Ввести представление о решении рациональных уравнений. |
6 | П.1 Алгебраическая дробь. | Лекция, работа с книгой. | Чтение параграфа, выделение главного, выполнение упражнений. Групповая, индивидуальная. | Умеют распознавать алгебраические дроби. Находить множество допустимых значений переменной.(Р) | Умеют находить рациональным способом значение алгебраической дроби, обосновывать своё решение. (П) | (1),(2),(5). |
7 | Алгебраическая дробь. | Лекция, работа с книгой. Упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного, выполнение упражнений. Парная, групповая. | Умеют применять свойство дроби при преобразовании алгебраических дробей и их сокращении (П). | Умеют раскладывать числитель и знаменатель дроби на простые множители несколькими способами.(Тв) | (1),(6),(7) (8). |
8 | П.2 Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей. |
9 | П.3 Действия с алгебраическими дробями. | Лекция, работа с книгой, упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного выполнение упражнений. Индивидуальная, парная. | Умеют складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.(П) | | (1),(6),(7), (8). |
10 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
11 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
12 | П.4 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Лекция, работа с книгой. Упражнения. . | Чтение параграфа, выделение главного, выполнение упражнений. Индивидуальная, парная. | Умеют находить общий знаменатель нескольких дробей, знают алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. (П) | Умеют решать задания более высокого уровня.(Тв) | (2), (4), (5). |
13 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. |
14 | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. |
15 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание алгебраических дробей». | Текст к/р. | Индивидуальная. Выполнение к/р. | | | (3). |
16 | П.5 Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение АД в степень. | Лекция, работа с книгой. Упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного, выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Умеют пользоваться алгоритмами умножения и деления АД, привлекая весь объём знаний по данной теме (П). | Решают задания более высокого уровня. (Тв) | (1),(6),(2), (7, (8). |
17 | Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение АД в степень. |
18 | П.6 Рациональные выражения и их преобразования. | Беседа, упражнения, работа с книгой. | Решение проблемных заданий, выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Преобразовывают рациональные выражения, используя все действия с алгебраическими дробями.(П) | Решают задания более высокого уровня. (Тв) | (1),(3),(6), (7), (8). |
19 | Рациональные выражения и их преобразования. |
20 | Рациональные выражения и их преобразования. |
21 | П.7 Решение рациональных уравнений. | Лекция, работа с книгой. Упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного, выполнение упражнений. Индивидуальная, парная, групповая. | | | (1),(2),(4), (8),(5). |
22 | Решение рациональных уравнений. |
23 | Контрольная работа №3 «Действия с алгебраическими дробями». | Текст к/р. | Выполнение к/р. | | | (3). |
ГЛАВА 2. ФУНКЦИЯ . СВОЙСТВА КВАДРАТНОГО КОРНЯ. (11 ч.) При изучении данной темы у учащихся формируются ключевые компетенции - способность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем – умением мотивировано отказываться от образца, искать оригинальные решения. Основная цель: ввести понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Определение функция у= х, её свойства и график. Научить решать графически уравнение вида у = f(х). Извлекать квадратные корни из неотрицательного числа. Ввести свойства квадратного корня. Научить освобождаться от иррациональности в знаменателе. |
24 | П.10 Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. | Работа с книгой, демонстрация, упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Умеют извлекать квадратные корни из неотрицательного числа, знают действительные и иррациональные числа. (П) | Выполняют более сложные преобразования.(Тв) | (1), (2), (4), (5). |
25 | П.10 Квадратный корень из числа. |
26 | Решение примеров на извлечение квадратного корня из числа. |
27 | П.13 График функции корень квадратный.
| Работа с книгой, демонстрация. Упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Парная, групповая, индивидуальная. | Умеют строить график функции , знают её свойства.(П) | Умеют читать графики функций. (Тв) | (6), (7), (8). Таблицы. |
28 | Построение графика функции корень квадратный. |
29 | П.14 Свойства квадратных корней и их применения к вычислению. | Работа с книгой, демонстрация. Упражнения, работа с книгой. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. | Знают свойства квадратных корней. Применяют данные свойства корней при решении.(П) | Выполняют более сложные задания. (Тв) | Таблицы. |
30 | Свойства квадратных корней и их применения к вычислению. |
31 | П.15 Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. | Упражнения, практикум; проблемные задания. | Выполнение упражнений. Выполнение проблемных заданий. | Умеют выполнять преобразования содержащие операцию извлечения корня, освобождаться от иррациональности в знаменателе. (П) | Умеют оценивать не извлекающиеся корни, находить их приближённые значения. (Тв) | (7), (8). |
32 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. |
33 | Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. |
34 | Контрольная работа № 4 «Функция . Свойства квадратного корня». | Текст к/р. | Индивидуальная. Выполнение к/р. | | | (3). |
ГЛАВА 3. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ. ФУНКЦИЯ y=k/x. (18 ч.) В результате изучения данной темы у учащихся формируются такие качества личности, необходимые в современном обществе, как интуиция, логическое мышление, пространственное представление, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Основная цель: ввести определение функции у=кх2, у=к/х, у=ах2,+вх+с; изучить свойства и расположение графиков на координатной плоскости в зависимости от коэффициента. Научить учащихся строить графики этих функций, а также функций y=f(x+l), y=f(x)+m, y=f(x+l)+m, путём параллельного переноса, если известен график функции y=f(x).Строить и читать графики кусочных функций. Решать графически квадратные уравнения вида ах2+вх+с=0. |
35 | П.17 Функция у=кх2, ее свойства и график. | Работа с книгой, демонстрация. Упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, парная. | Умеют строить график функции у=кх2, .Знают свойства функции.(П) | | Плакаты, таблицы. (1),(6),(5). |
36 | Функция у=кх2, ее свойства и график. |
37 | Функция у=кх2, ее свойства и график. |
38 | П.18 Функция, описывающая обратную пропорциональность. | Работа с книгой, демонстрация. Упражнения, работа с книгой. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Умеют строить график функции у=к/х, знают её свойства. (П) | Решают графически уравнения. (Тв) | Плакаты, таблицы. (1),(6),(7). |
39 | Функция у=к/х, ее свойства и график. |
40 | П.19 Построение графика функции y=f(x+l). | Упражнения, практикум; проблемные задания. | Выполнение упражнений. Выполнение проблемных заданий. Индивидуальная, парная, групповая. | Строят графики функции у=f(x+l) по известному графику у=f(x). (П) | Читают графики функций. (Тв) | (1),(4),(6) (8),(7). Таблицы. |
41 | Построение графика функции y=f(x+l). |
42 | П.20 Построение графика функции y=f(x)+m. | Упражнения, практикум; проблемные задания. | Выполнение упражнений. Выполнение проблемных заданий. Индивидуальная, групповая. | Строят графики функций вида у=f(х)+m. (П) | Умеют читать графики функций. (Тв) | (1),(8), (7),(6). |
43 | Построение графика функции y=f(x)+m. |
44 | Контрольная работа № 5 «Функция у=к/х, преобразования графиков». | К/р. | Выполнение к/р. | | | (3). |
45 | П. 21 Построение графика функции y=f(x+l)+m. | Упражнения, практикум; проблемные задания. | Выполнение упражнений, выполнение проблемных заданий. Индивидуальная, групповая. | Умеют строить график функции вида у=( х+l)+m. (П) | Читают графики функций. (Тв) | (1),(5),(6) (7), (8). |
46 | Построение графика функции y=f(x+l)+m. |
47 | П.22 Квадратный трехчлен. Функция у=ах2 +вх+с. | Упражнения, практикум; проблемные задания. | Выполнение упражнений, выполнение проблемных заданий. Индивидуальная, групповая. | Умеют строить графики, заданные таблично и формулой. (П) | Переходят с языка формул на язык графиков и наоборот. (Тв) | Плакаты, таблицы. (1),(5),(7), (6),(8). |
48 | Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. |
49 | Алгоритм построения графика квадратичной функции. |
50 | Алгоритм построения графика квадратичной функции. |
51 | П.23 Графическое решение квадратных уравнений. | Самостоятельное планирование и проведение исследования. | Проведение исследования. Индивидуальная. | Знают способы решения квадратных уравнений, применяют на практике. (П). | Решают графически квадратные уравнения (Тв) | Плакаты, таблицы. (1),(2),(4), (6). |
52 | Контрольная работа № 6 «Квадратичная функция». | Текст к/р. | Индивидуальная. Решение к/р. | | | (3). |
ГЛАВА 4. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА (14 ч.) Изучение данной темы направлено на развитие познавательной компетенции учащихся: сравнение, сопоставление, определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образа, искать оригинальные решения. Основная цель: Ввести определение рационального, иррационального, действительного числа, модуля действительного числа и его свойства, степени с целым показателем. Научить учащихся различать числа, находить модуль любого действительного числа, расстояние между точками на числовой прямой, решать простейшие уравнения с модулем, строить график функции у=lxl, выполнять приближенные вычисления, находить степень с целым показателем. |
53 | П.9 Рациональные числа. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. | Работа с книгой, демонстрация. Упражнения, проблемные задания. | Индивидуальная, групповая, парная. Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений; выполнение проблемных заданий. | Знают математические символы, применяют при записи. (П) | | (1),(2),(4), (6),(8) |
54 | П.10 Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие о корне n-й степени. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. |
55 | П.11, 12 Иррациональные числа. Множество действительных чисел. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними. | Работа с книгой, демонстрация. | Чтение параграфа, выделение главного. Индивидуальная. | Знают определение иррационального числа. Выполняют арифметические операции над иррациональным числом.(П) | | (1),(2),(4), (6),(8). |
56 | Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Множество действительных чисел | Работа с книгой, демонстрация. | Чтение параграфа, выделение главного. Индивидуальная. | Знают определение действительного числа, умеют изображать числа на числовой прямой. (П) | Выполняют более сложные задания с действительными числами. (Тв) | (1),(2),(6), (7),(8). |
57 | П.16 Модуль действительного числа. | Работа с книгой, демонстрация. Упражнения, проблемные задания. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений; выполнение проблемных заданий. | Знают свойства модуля, находят расстояния между точками на числовой прямой, решают простейшие уравнения с модулем. (П) | Решают более сложные уравнения, содержащие модуль. (Тв) | (1),(2),(4), (6),(8). |
58 | Решение уравнений, содержащих модуль. |
59 | Решение уравнений, содержащих модуль. |
60 | П.35 Десятичные приближения иррациональных чисел. | Проблемные задания. | Индивидуальная, групповая. Выполнение проблемных заданий. | Решение упражнений по данной теме. (П) | | (1),(2),(3),(4),(8) |
61 | Решение упражнений на десятичные приближения иррациональных чисел. |
62 | П.8 Степень с отрицательным целым показателем. | Работа с книгой, демонстрация. Упражнения. | Индивидуальная, групповая. Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. | Знают тождества и свойства степени с отрицательным показателем. (Р) Применяют их на практике. (П) | Выполняют более сложные преобразования. (Тв) | (1),(2),(4), (6),(8),(7). |
63 | Тождества и свойства степени с отрицательным показателем. |
64 | Решение упражнений на применение свойств степени с отрицательным показателем. |
65 | П.36 Стандартный вид положительного числа. | Работа с книгой, демонстрация. | Чтение параграфа, выделение главного. Индивидуальная, парная, | Записывают число в стандартном виде. (П) | | (1),(6),(13),(14) |
66 | Контрольная работа № 7 по теме «Действительные числа». | Текст к/р. | Индивидуальная. Выполнение к/р. | | | (3) |
ГЛАВА 5. КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ. (21 ч.) В результате изучения данной темы у учащихся расширяется возможность выбора эффективных способов решения проблем на основе заданных алгоритмов. Формируется творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения. Комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях не предполагающих стандартное применение одного из них. Основная цель: Сформировать у учащихся алгоритм решения квадратных, биквадратных, равносильных уравнений; научить использовать известные способы решения квадратных уравнений: метод разложения на множители, метод выделения полного квадрата, графический метод. Решать квадратное уравнение с помощью дискриминанта по алгоритму или по теореме Виета; раскладывать квадратный трехчлен на множители с помощью формулы, выведенной из теоремы Виета; решать рациональные уравнения по данному алгоритму; решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат. |
67 | П.24 Основные понятия. Неполные квадратные уравнения. | Работа с книгой, демонстрация, упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая парная. | Знают определение полного и неполного квадратного уравнения, умеют решать квадратные уравнения. (П) | | (1),(2),(6). Плакаты. |
68 | П.25 Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. |
69 | Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Формулы корней квадратных уравнений ах2+вх+с=0 и ах2+2кх+с=0. | Работа с книгой, демонстрация, упражнения. | Индивидуальная, парная, групповая. Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. | Знают алгоритм вычисления корней квадратного уравнения используя дискриминант, а также находить корни уравнения со вторым чётным коэффициентом. (П) | Умеют выводить формулу корней квадратного уравнения.(Тв) | Таблицы, формулы (1),(5),(4), (6),(8). |
70 | Алгоритм вычисления корней квадратных уравнений. |
71 | П.28 Нахождение корней уравнения со вторым чётным коэффициентом. |
72 | Решение квадратных уравнений различными способами. |
73 | Решение уравнений, приводимых к квадратным. |
74 | П.26 Алгоритм решения рационального уравнения. | Работа с книгой, демонстрация, упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Решают рациональные уравнения по заданному алгоритму и методом введение новой переменной. (П) | Решают биквадратные уравнения.(Тв) | (1),(2 ),(4), (6),(8). |
75 | Решение рациональных уравнений. |
76 | Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной. Биквадратные уравнения. |
77 | Контрольная работа № 8 «Квадратные уравнения». | Текст к/р. | Решение к/р. | | | (3) |
78 | П. 27 Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической. | Упражнения, практикум; проблемные задания. | Индивидуальная, групповая. | Умеют решать задачи, выделяя основные этапы математического моделирования. | Решают задачи повышенной сложности. | (1),(6), (7),(8). |
79 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. |
80 | Решение задач, выделяя основные этапы математического моделирования. |
81 | Решение задач составлением рациональных уравнений. |
82 | П.29 Теорема Виета. | Работа с книгой, демонстрация, упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Знают формулу корней со вторым чётным коэффициентом, умеют ею пользоваться.(П) | Решают уравнения высших степеней методом замены.(Тв) | Формулы (1),(2),(6). |
83 | Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. |
84 | П.30 Иррациональные уравнения. | Работа с книгой, демонстрация. Упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая, парная. | Умеют решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат обеих частей уравнения.(П) | Решают более сложные уравнения. (Тв) | (1),(4), (6),(7). |
85 | Решение иррациональных уравнений. |
86 | Решение иррациональных уравнений методом возведения в квадрат обеих частей. |
87 | Контрольная работа № 9 «Квадратные уравнения». | Текст к/р. | Выполнение к/р. | | | (3). |
ГЛАВА 6. НЕРАВЕНСТВА. (12 ч.) Изучение данной темы позволяет учащимся овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, развития умственных способностей, умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа графиков, самостоятельно выполнять различные творческие работы. Основная цель: Дать определение числового неравенства и его свойства. Ввести правила решения неравенств с одной переменной, алгоритм решения квадратного неравенства, Познакомить с возрастающей и убывающей функцией. Научить учащихся исследовать функции на монотонность. |
88 | П.31 Неравенство с одной переменной. | Работа с книгой, демонстрация. Упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Знают свойства числовых неравенств применяют при решении неравенств.(П) | | (1),(4),(6), (8),(5). |
89 | Числовые неравенства и их свойства. |
90 | Доказательство числовых и алгебраических неравенств. |
91 | Решение линейных неравенств. | Работа с книгой, демонстрация, упражнения. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Умеют решать линейные неравенства, знают правила решения неравенств. (П) | Решают более сложные неравенства. (Тв) | (1),(2),(6), (7),(8). |
92 | П.32 Исследование функций на монотонность. | Работа с книгой, демонстрация, самостоятельное планирование и проведение исследования. | Чтение параграфа, выделение главного, выполнение исследования. Индивидуальная, групповая. | Проводят исследование функции на монотонность. (П) | Исследуют функцию на промежутке. (Тв) | Плакаты, (1),(3),(6), (7),(8),(6). |
93 | Решение упражнений на исследование функций на монотонность. |
94 | П.33 Решение линейных неравенств. | | | | | |
95 | Решение линейных неравенств. |
96 | П.34 Квадратные неравенства. | Работа с книгой, демонстрация, упражнения. Индивидуальная, групповая. | Чтение параграфа, выделение главного. Выполнение упражнений. Индивидуальная, групповая. | Знают определение квадратного неравенства. Умеют решать квадратные неравенства по алгоритму. | Решают квадратные неравенства методом интервалов. | (1),(6),(7), (8). |
97 | Решение квадратных неравенств по алгоритму. |
98 | Решение квадратных неравенств из сборника по подготовке к ГИА. |
99 | Контрольная работа № 10 по теме «Неравенства». | Текст к/р. | Выполнение к/р. | | | (3). |
ПОВТОРЕНИЕ. (3ч.) |
100-102 | Повторение курса алгебры 8 класса. | Упражнения, практикум. | Индивидуальная, парная, групповая. Выполнение упражнений. | Решение заданий по курсу 8 класса. (П) | Решение упражнений повышенной сложности. (Тв) | (2),(3),(6), (7),(8). |