Государственное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Суходольская средняя общеобразовательная школа № 5»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ССОШ № 5
__________ Л.А. Лукашова
31.08.2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по алгебре
базовый уровень
7 класс
Составитель рабочей программы
учитель алгебры Романюк М.С.
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по алгебре основного общего образования для 7 класса базового уровня составлена на основе следующих нормативных документов:
Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».
Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.06.2017 № 77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
Приказ УО от 19.07.2017 №87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных учреждениях города Краснодона и Краснодонского района»
Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28 июля 2017 года № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организаций (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году».
ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
Устава ГОУ ЛНР «Суходольская средняя общеобразовательная школа № 5», утверждённого распоряжением Главы Администрации города Краснодона и Краснодонского района ЛНР от 29.09.2015 года № 291.
Настоящая программа разработана на основании Примерной программы по математике (базовый уровень) для VII-IXклассов, утвержденной приказом МОН ЛНР от 27.12.2016 г. №483.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. Алгебра. 7 класс : учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений; под ред. С. А. Теляковского
6-е изд.. — М. : Просвещение, 2016.
Согласно учебному плану на изучение алгебры отводится
3 часа в неделю - итого 102 часа.
Роль алгебры в достижении результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Алгебра является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике, способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, проводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений.
Основное содержание программы по алгебре основного общего образования:
Учебно-тематический план
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
Всего | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
час | к\р | час | к\р | час | к\р | час | к\р |
1 | Выражения, тождества, уравнения. | 21 | 2 | 21 | 2 | | | | |
2 | Функции. | 11 | 1 | 11 | 1 | | | | |
3 | Степень с натуральным показателем. | 11 | 1 | 11 | 1 | | | | |
4 | Многочлены. | 16 | 2 | 16 | 2 | | | | |
5 | Формулы сокращенного умножения. | 18 | 2 | 18 | 2 | | | | |
6 | Системы линейных уравнений. | 16 | 1 | 16 | 1 | | | | |
7 | Рациональные дроби | 22 | 2 | | | 22 | 2 | | |
8 | Квадратные корни | 20 | 2 | | | 20 | 2 | | |
9 | Квадратные уравнения | 20 | 2 | | | 20 | 2 | | |
10 | Неравенства | 20 | 2 | | | 20 | 2 | | |
11 | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 | 1 | | | 11 | 1 | | |
12 | Квадратичная функция | 24 | 2 | | | | | 24 | 2 |
13 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 13 | 1 | | | | | 13 | 1 |
14 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 16 | 1 | | | | | 16 | 1 |
15 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 2 | | | | | 15 | 2 |
16 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 14 | 1 | | | | | 14 | 1 |
17 | Повторение | 38 | 3 | 9 | 1 | 9 | 1 | 20 | 1 |
18 | Всего | 306 | 28 | 102 | 10 | 102 | 10 | 102 | 8 |
Цели изучения алгебры в 7 классе:
в направлении личностного развития:
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
в предметном направлении:
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи обучения алгебры в 7 классе:
отработка: вычислительных умений и навыков выполнения арифметических действий над рациональными числами; умений нахождения координат точек, построения точек по их координатам на координатной прямой и на координатной плоскости;
совершенствование умений: решения уравнений с помощью переноса слагаемых из одной части уравнения в другую и использования правил раскрытия скобок; построения графика линейной функции; установления свойств функции по ее графику; решения линейных неравенств с одной переменной и их систем; линейных уравнений и неравенств с одной переменной, содержащих переменную под знаком модуля; решения системы линейных уравнений с двумя переменными; решения текстовых задач;
формирование понятия: о степени с натуральным и нулевым показателями; степени с целым показателем; рациональной дроби, дробно-рационального выражения;
ознакомление: с понятиями «одночлен» и «многочлен», их степенью и стандартным видом; с приближенными вычислениями;
изучение: свойств степени с натуральным показателем; свойств степени с целым показателем; формул сокращённого умножения; основного свойства рациональных дробей;
формирование умений: выполнять арифметические действия над многочленами; разложения многочлена на множители; использовать формулы сокращённого умножения; выполнять действий над рациональными дробями; выполнять тождественные преобразования дробно-рациональных выражений; доказывать тождества; находить абсолютную и относительную погрешности.
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик будет
знать/понимать:
определение степени с натуральным показателем;
определение степени с целым показателем;
свойства степени с целым показателем;
определение стандартного вида числа;
определение одночлена;
определение многочлена;
определение степени одночлена;
определение степени многочлена;
правило сложения многочленов;
правило вычитания многочленов;
правило умножения многочленов;
правило деления одночлена на одночлен;
правило деления многочлена на одночлен;
формулы сокращённого умножения;
способы разложения многочлена на множители;
основное свойство рациональных дробей;
определение абсолютной погрешности;
определение относительной погрешности;
определение случайного события.
Учащиеся 7 класса должны уметь:
применять свойства степени с целым показателем;
записывать одночлен в стандартном виде;
записывать многочлен в стандартном виде;
находить степень одночлена;
находить степень многочлена;
приводить подобные члены многочлена;
складывать, вычитать и умножать многочлены;
делить одночлен и многочлен на одночлен;
выполнять разложение многочлена на множители, используя вынесение общего множителя за скобки, способ группировки;
использовать формулы сокращённого умножения;
складывать, вычитать, умножать, возводить в степень и делить рациональные дроби;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
записывать число в стандартном виде;
строить график функциии устанавливать её свойства;
строить график функции и устанавливать её свойства;
строить график функции, и устанавливать её свойства;
записывать приближённое значение величины и числа;
выполнять действия над приближёнными значениями чисел;
находить абсолютную погрешность приближённого значения величины и числа;
находить относительную погрешность приближённого значения величины и числа.
Учащиеся 7 класса должны владеть навыками:
использования справочных материалов, поиска определений, формул и других утверждений в учебной, методической и справочной литературе;
использования таблиц при вычислении значений степени с натуральным показателем, с целым показателем;
использования калькулятора для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с целым показателем;
работы с компьютерными программами построения графиков функции вида , , ;
использования таблиц В. Брадиса для нахождения значений степени с целым показателем.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
(3 часа в неделю, I семестр-49 часов, I I семестр-52 часов) Выражения, тождества, уравнения. (23 часа). |
|
1 | 1 | Повторение курса 6 класса. | | | |
2 | 2 | Числовые выражения. | | | |
3 | 3 | Выражения с переменными. | | | |
4 | 4 | Решение упражнений. | | | |
5 | 5 | Сравнение значений выражений. | | | |
6 | 6 | Выражения с переменными. Самостоятельная работа №1. | | | |
Преобразование выражений (5 часов). |
7 | 1 | Свойства действий над числами. | | | |
8 | 2 | Тождества. Тождественные преобразования выражений. | | | |
9 | 3 | Решение упражнений. | | | |
10 | 4 | Решение упражнений. | | | |
11 | 5 | Тождественные преобразования выражений. Контрольная работа №1 | | | |
Уравнения с одной переменной (7 часов). |
12 | 1 | Уравнения и его корни. | | | |
13 | 2 | Решение уравнений. | | | |
14 | 3 | Линейное уравнение с одной переменной. | | | |
15 | 4 | Решение упражнений. | | | |
16 | 5 | Уравнения. Самостоятельная работа № 2. | | | |
17 | 6 | Решение задач с помощью уравнений. | | | |
18 | 7 | Решение задач. | | | |
Статистические характеристики (5 часов). |
19 | 1 | Среднее арифметическое. Размах и мода. | | | |
20 | 2 | Медиана как статистическая характеристика. | | | |
21 | 3 | Решение упражнений. | | | |
22 | 4 | Формулы. | | | |
23 | 5 | Уравнения с одной переменной. Контрольная работа №2 | | | тема |
Функции. Степень с натуральным показателем (26 часов). |
Функции и их графики (5 часов). |
24 | 1 | Что такое функция. | | | |
25 | 2 | Вычисление значений функции по формуле. | | | |
26 | 3 | Решение упражнений. | | | |
27 | 4 | График функции. | | | |
28 | 5 | Функция, график. Самостоятельная работа №3. | | | |
Линейная функция (6 часов). |
29 | 1 | Прямая пропорциональность и ее график. | | | |
30 | 2 | Линейная функция и ее график. | | | |
31 | 3 | Линейная функция и ее график. | | | |
32 | 4 | Задание функции несколькими формулами. | | | |
33 | 5 | Решение упражнений. | | | |
34 | 6 | Функции и их графики. Контрольная работа №3. | | | |
Степень и ее свойства (7 часов). |
35 | 1 | Определение степени с натуральным показателем. | | | |
36 | 2 | Умножение и деление степеней. | | | |
37 | 3 | Решение упражнений. | | | |
38 | 4 | Возведение в степень произведения и степени. | | | |
39 | 5 | Решение упражнений. | | | |
40 | 6 | Решение упражнений. | | | |
41 | 7 | Степень и ее свойства. Самостоятельная работа №4. | | | |
Одночлены (8 часов). |
42 | 1 | Одночлен и его стандартный вид. | | | |
43 | 2 | Умножение одночленов. | | | |
44 | 3 | Возведение одночлена в степень. | | | |
45 | 4 | Функции у = , и у = и их графики. | | | |
46 | 5 | Решение задач. | | | |
47 | 6 | Простые и составные числа. | | | |
48 | 7 | Решение упражнений. | | | |
49 | 8 | Степень и одночлены. Контрольная работа №4. | | | тема |
Многочлены (16 часов). |
Сумма и разность многочленов (3 часа.) |
50 | 1 | Многочлен и его стандартный вид. | | | |
51 | 2 | Сложение и вычитание многочленов. | | | |
52 | 3 | Решение упражнений. | | | |
Произведение одночлена и многочлена (6 часов). |
53 | 1 | Умножение одночлена на многочлен. | | | |
54 | 2 | Решение упражнений. | | | |
55 | 3 | Вынесение общего множителя за скобки. | | | |
56 | 4 | Решение упражнений. | | | |
57 | 5 | Решение упражнений. | | | |
58 | 6 | Действия с многочленами. Контрольная работа №5. | | | |
Произведение многочленов (7 часов). |
59 | 1 | Умножение многочлена на многочлен. | | | |
60 | 2 | Решение упражнений. | | | |
61 | 3 | Разложение многочлена на множители способом группировки. | | | |
62 | 4 | Решение упражнений. | | | |
63 | 5 | Деление с остатком. | | | |
64 | 6 | Решение упражнений. | | | |
65 | 7 | Произведения многочленов. Контрольная работа № 6 | | | тема |
Формулы сокращенного умножения (18 часов). |
Квадрат суммы и квадрат разности (5 часов). |
66 | 1 | Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | | | |
67 | 2 | Возведение в куб суммы и разности двух выражений | | | |
68 | 3 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. | | | |
69 | 4 | Решение упражнений. | | | |
70 | 5 | Квадрат и куб суммы и разности выражений. Самостоятельная работа № 5. | | | |
Разность квадратов. Сумма и разность кубов. (7 часов). |
71 | 1 | Умножение разности двух выражений на их сумму. | | | |
72 | 2 | Решение упражнений. | | | |
73 | 3 | Разложение разности квадратов на множители. | | | |
74 | 4 | Решение упражнений. | | | |
75 | 5 | Разложение на множители суммы и разности кубов. | | | |
76 | 6 | Решение упражнений. | | | |
77 | 7 | Формулы сокращенного умножения. Контрольная работа № 7 | | | |
Преобразование целых выражений (6 часов). |
78 | 1 | Преобразование целого выражения в многочлен. | | | |
79 | 2 | Решение упражнений. | | | |
80 | 3 | Возведение двучлена в степень. | | | |
81 | 4 | Решение упражнений. | | | |
82 | 5 | Применение различных способов для разложения на множители. | | | |
83 | 6 | Преобразование целых выражений. Контрольная работа № 8 | | | тема |
Системы линейных уравнений. Повторение (19 часов). |
Линейные уравнения с двумя переменными и их системы (5 часов). |
84 | 1 | Линейное уравнение с двумя переменными. | | | |
85 | 2 | Решение упражнений. | | | |
86 | 3 | График линейного уравнения с двумя переменными. | | | |
87 | 4 | Решение упражнений. | | | |
88 | 5 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | | | |
Решение систем линейных уравнений (10 часов). |
89 | 1 | Способ подстановки. | | | |
90 | 2 | Решение упражнений. | | | |
91 | 3 | Способ сложения. | | | |
92 | 5 | Решение систем линейных уравнений. Самостоятельная работа № 6 | | | |
93 | 6 | Решение задач с помощью систем уравнений. | | | |
94 | 7 | Решение упражнений. | | | |
95 | 8 | Решение упражнений. | | | |
96 | 9 | Линейные неравенства с двумя переменными и их системы. | | | |
97 | 10 | Решение упражнений. | | | |
98 | 11 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. Контрольная работа № 9 | | | |
Итоговое повторение ( 4 часа). |
99 | 1 | Уравнения с одной переменной. | | | |
100 | 2 | Функции и их графики. | | | |
101 | 3 | Степень и ее свойства. | | | |
102 | 9 | Повторение. Контрольная работа № 10 | | | тема |
Учебно-методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Примерной программы по алгебре (базовый уровень) для VII-IXклассов, утвержденной приказом МОН ЛНР от 27.12.2016 г. №483. |
Учебная литература | Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/А45[Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова];под ред. С.А. Теляковского.– 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016 г |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
естественно-научного цикла
от 31.08.2017 г. № _______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________________ Н.А. Черняева
31.08.2017 г.