МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 »
«СОГЛАСОВАНО» | . | «УТВЕРЖДАЮ» |
Зам. директора по УВР | | Директор |
________________________________ | ________________________________ |
/ НО Чиркова | / | / | Т.Н. Умерникова/ |
«_______» сентября | 20 ____ г. | «_______» сентября 20 ____ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
АЛГЕБРА
7В КЛАСС
(базовый уровень)
Рассмотрено на заседании ШМО,
протокол №____от____________ 201__г.
Председатель ШМО
______________________
/Горобец М.Н./
Рабочую учебную программу составила
Учитель математики
Мурадова Елена Андрониковна
Б АЛ А Ш И ХА
2 0 1 6 – 2 0 1 7 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по алгебре для 7 класса разработана в соответствии с примерной Программой основного общего образования (базовый уровень) и на основе авторской программы Ю.Н. Макарычева.
.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 7 классе отводится 3 ч в неделю, всего 105 часов.
Используется учебно-методический комплект:
Алгебра. 7 класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложениями на электронном носителе / [ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова] ; под редакцией С.А. Теляковского. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014
Цели обучения:
в направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
• развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
в метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
в предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
формирование представления о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
формирование представления о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
учиться поиску, систематизации, анализу и классификации информации, используя разнообразные информационные источники, включая учебную справочную литературу, современные информационные технологии;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
всего | из них |
теория | практика | контрольные | лабораторные и практические | самостоятельные | экскурсии |
1 | Выражения ,тождества, уравнения | 22 | | | 2 | | 7 | |
2 | Функции | 11 | | | 1 | | 3 | |
3 | Степень с натуральным показателем | 11 | | | 1 | | 3 | |
4 | Многочлены | 17 | | | 2 | | 5 | |
5 | Формулы сокращенного умножения | 19 | | | 2 | | 7 | |
6 | Системы линейных уравнений | 16 | | | 1 | | 5 | |
7 | Повторение | 9 | | | 1 | | 2 | |
| ВСЕГО: | 105 | | | 10 | | 32 | |
Содержание тем учебного курса
1. Выражения и их преобразования. Уравнения (19 ч.)
Числовые выражения и выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение с одним неизвестным и его корень, линейное уравнение. Решение задач методом уравнений.
Цель - систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным, полученные учащимися в курсе математики 5,6 классов.
Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».
Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных; применять свойства действий над числами при нахождении значений числовых выражений.
Статистические характеристики.
Цель - понимать практический смысл статистических характеристик.
Знать простейшие статистические характеристики.
Уметь в несложных случаях находить эти характеристики для ряда числовых данных.
2. Функции (11 ч.)
Функция, область определения функции, Способы задания функции. График функции. Функция у=кх+Ь и её график. Функция у=кх и её график.
Цель - познакомить учащихся с основными функциональными понятиями и с графиками функций у=кх+Ь, у=кх.
Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция - это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определение, область значений), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач; находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.
3. Степень с натуральным показателем (13ч.)
Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3, и их графики.
Цель - выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х² , у=х³ .
Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х², у=х³; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду. 4. Многочлены (16 ч.)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочлена на множители.
Цель - выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Знать определение многочлена, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители».
Уметь приводить многочлен к стандартному виду, выполнять действия с одночленом и многочленом; выполнять разложение многочлена вынесением общего множителя за скобки; умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки, доказывать тождества.
5. Формулы сокращённого умножения (17 ч.)
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. Применение формул сокращённого умножения к разложению на множители..
Цель - выработать умение применять в несложных случаях формулы сокращённого умножения для преобразования целых выражений в многочлены и для разложения многочленов на множители..
Знать формулы сокращенного умножения: квадратов суммы и разности двух выражений; различные способы разложения многочленов на множители.
Уметь читать формулы сокращенного умножения, выполнять преобразование выражений применением формул сокращенного умножения: квадрата суммы и разности двух выражение, умножения разности двух выражений на их сумму; выполнять разложение разности квадратов двух выражений на множители; применять различные способы разложения многочленов на множители; преобразовывать целые выражения; применять преобразование целых выражений при решении задач.
6. Системы линейных уравнений (16 ч.)
Система уравнений с двумя переменными. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления систем уравнений.
Цель - познакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Знать, что такое линейное уравнение с двумя переменными, система уравнений, знать различные способы решения систем уравнений с двумя переменными: способ подстановки, способ сложения; понимать, что уравнение - это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики.
Уметь правильно употреблять термины: «уравнение с двумя переменными», «система уравнений с двумя переменными»; понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить систему уравнений с двумя переменными»; строить некоторые графики уравнения с двумя переменными; решать системы уравнений с двумя переменными различными способами.
7. Повторение. Решение задач (10 ч.)
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 7 класса).
Календарное планирование
Номер урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения |
n/n | в теме | план | факт |
| | | |
Глава I. Выражения, тождества, уравнения (22 часа) |
1 | 1 | п.1 Числовые выражения | 1.09-4.09 | |
2 | 2 | п.2. Выражения с переменными | 1.09-4.09 | |
3 | 3 | п.2. Выражения с переменными | 1.09-4.09 | |
4 | 4 | п.3. Сравнение значений выражений | 7.09-11.09 | |
5 | 5 | п.3. Сравнение значений выражений | 7.09-11.09 | |
6 | 6 | п.4. Свойства действий над числами | 7.09-11.09 | |
7 | 7 | п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений | 14.09-18.09 | |
8 | 8 | п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений | 14.09-18.09 | |
9 | 9 | п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений | 14.09-18.09 | |
10 | 10 | Контрольная работа №1 "Выражения. Тождества" | 21.09-25.09 | |
11 | 11 | п.6. Уравнения и его корни | 21.09-25.09 | |
12 | 12 | п.7. Линейное уравнение с одной переменной | 21.09-25.09 | |
13 | 13 | п.7. Линейное уравнение с одной переменной | 28.09-2.10 | |
14 | 14 | п.8. Решение задач с помощью уравнений | 28.09-2.10 | |
15 | 15 | п.8. Решение задач с помощью уравнений | 28.09-2.10 | |
16 | 16 | п.8. Решение задач с помощью уравнений | 5.10-9.10 | |
17 | 17 | п.8. Решение задач с помощью уравнений | 5.10-9.10 | |
18 | 18 | п.9. Среднее арифметическое, размах и мода | 5.10-9.10 | |
19 | 19 | п.9. Среднее арифметическое, размах и мода | 12.10-16.10 | |
20 | 20 | п.10. Медиана как статистическая характеристика | 12.10-16.10 | |
21 | 21 | п.10. Медиана как статистическая характеристика | 12.10-16.10 | |
22 | 22 | Контрольная работа №2 "Уравнения с одной переменной. Статистические характеристики" | 19.10-23.10 | |
Глава II Функции (11часов) | | |
23 | 1 | п.12. Что такое функция | 19.10-23.10 | |
24 | 2 | п.13. Вычисление значений функции по формуле | 19.10-23.10 | |
25 | 3 | п.13. Вычисление значений функции по формуле | 26.10-30.10 | |
26 | 4 | п.14. График функции | 26.10-30.10 | |
27 | 5 | п.14. График функции | 26.10-30.10 | |
28 | 6 | п.15. Прямая пропорциональность и ее график | 9.11-13.11 | |
29 | 7 | п.15. Прямая пропорциональность и ее график | 9.11-13.11 | |
30 | 8 | п.16. Линейная функция и ее график | 9.11-13.11 | |
31 | 9 | п.16. Линейная функция и ее график | 16.11-20.11 | |
32 | 10 | п.16. Линейная функция и ее график | 16.11-20.11 | |
33 | 11 | Контрольная работа №3 "Линейная функция" | 16.11-20.11 | |
Глава III Cпень с натуральным показателем(11часов) |
34 | 1 | п.18. Определение степени с натуральным показателем | 23.11-27.11 | |
35 | 2 | п.19. Умножение и деление степеней | 23.11-27.11 | |
36 | 3 | п.19. Умножение и деление степеней | 23.11-27.11 | |
37 | 4 | п.20. Возведение в степень произведения и степеней | 30.11-4.12 | |
38 | 5 | п.20. Возведение в степень произведения и степеней | 30.11-4.12 | |
39 | 6 | п.21. Одночлен и его стандартный вид | 30.12-4.12 | |
40 | 7 | п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 7.12-11.12 | |
41 | 8 | п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 7.12-11.12 | |
42 | 9 | п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень | 7.12-11.12 | |
43 | 10 | п.23. Функция у = х² и у = х³ | 14.12-18.12 | |
44 | 11 | Контрольная работа №4 "Степень с натуральным показателем" | 14.12-18.12 | |
Глава IV Многочлены (17 часов) |
45 | 1 | п.25. Многочлен и его стандартный вид | 14.12-18.12 | |
46 | 2 | п.26. Сложение и вычитание многочленов | 21.12-25.12 | |
47 | 3 | п.26. Сложение и вычитание многочленов | 21.12-25.12 | |
48 | 4 | п.27. Умножение одночлена на многочлен | 21.12-25.12 | |
49 | 5 | п.27. Умножение одночлена на многочлен | 28.12 | |
50 | 6 | п.27. Умножение одночлена на многочлен | 11.01-15.01 | |
51 | 7 | п.28. Вынесение общего множителя за скобки | 11.01-15.01 | |
52 | 8 | п.28. Вынесение общего множителя за скобки | 11.01-15.01 | |
53 | 9 | п.28. Вынесение общего множителя за скобки | 18.01-22.01 | |
54 | 10 | Контрольная работа №5 "Сложение и вычитание многочленов" | 18.01-22.01 | |
55 | 11 | п.29. Умножение многочлена на многочлен | 18.01-22.01 | |
56 | 12 | п.29. Умножение многочлена на многочлен | 25.01-29.01 | |
57 | 13 | п.29. Умножение многочлена на многочлен | 25.01-29.01 | |
58 | 14 | п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки | 25.02-29.01 | |
59 | 15 | п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки | 1.02-5.02 | |
60 | 16 | п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки | 1.02-5.02 | |
61 | 17 | Контрольная работа №6 "Умножение многочленов" | 1.02-5.02 | |
Глава V Формулы сокращенного умножения (19 часов) |
62 | 1 | п.32. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 8.02-12.02 | |
63 | 2 | п.32. Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений | 8.02-12.02 | |
64 | 3 | п.32. Возведение в куб суммы и разности двух выражений | 8.02-12.02 | |
65 | 4 | п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 15.02-19.02 | |
66 | 5 | п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | 15.02-19.02 | |
67 | 6 | п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму | 15.02-19.02 | |
68 | 7 | п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму | 20.02 | |
69 | 8 | п.35. Разложение разности квадратов на множители | 24.02-26.02 | |
70 | 9 | п.35. Разложение разности квадратов на множители | 24.02-26.02 | |
71 | 10 | п.36. Разложение на множители суммы и разности кубов | 29.02-4.03 | |
72 | 11 | п.36. Разложение на множители суммы и разности кубов | 29.02-4.03 | |
73 | 12 | Контрольная работа №7 "Формулы сокращенного умножения" | 29.02-4.03 | |
74 | 13 | п.37. Преобразование целого выражения в многочлен | 9.03-11.03 | |
75 | 14 | п.37. Преобразование целого выражения в многочлен | 9.03-11.03 | |
76 | 15 | п.38. Применение различных способов для разложения на множители | 14.03-18.03 | |
77 | 16 | п.38. Применение различных способов для разложения на множители | 14.03-18.03 | |
78 | 17 | п.38. Применение различных способов для разложения на множители | 14.03-18.03 | |
79 | 18 | п.38. Применение различных способов для разложения на множители | 28.03-1.04 | |
80 | 19 | Контрольная работа №8 "Преобразование целых выражений" | 28.03-1.04 | |
Глава VI Системы линейных уравнений (16 часов) |
81 | 1 | п.40. Линейное уравнение с двумя переменными | 28.03-1.04 | |
82 | 2 | п.41. График линейного уравнения с двумя переменными | 4.04-8.04 | |
83 | 3 | п.41. График линейного уравнения с двумя переменными | 4.04-8.04 | |
84 | 4 | п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными | 4.04-8.04 | |
85 | 5 | п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными | 11.04-15.04 | |
86 | 6 | п.43. Способ подстановки | 11.04-15.04 | |
87 | 7 | п.43. Способ подстановки | 11.04-15.04 | |
88 | 8 | п.44. Способ подстановки | 18.04-22.04 | |
89 | 9 | п.44. Способ сложения | 18.04-22.04 | |
90 | 10 | п.44. Способ сложения | 18.04-22.04 | |
91 | 11 | п.44. Способ сложения | 25.04-29.05 | |
92 | 12 | п.45. Решение задач с помощью систем уравнений | 25.04-29.05 | |
93 | 13 | п.45. Решение задач с помощью систем уравнений | 25.04-29.05 | |
94 | 14 | п.45. Решение задач с помощью систем уравнений | 4.05-6.05 | |
95 | 15 | п.45. Решение задач с помощью систем уравнений | 4.05-6.05 | |
96 | 16 | Контрольная работа №9 "Системы линейных уравнений" | 4.05-6.05 | |
Повторение (9 часов) |
97 | 1 | Уравнение с одной переменной | 10.05-13.05 | |
98 | 2 | Решение задач с помощью уравнений | 10.05-13.05 | |
99 | 3 | Линейная функция | 10.05-13.05 | |
100 | 4 | Степень с натуральным показателем и ее свойства | 16.05-20.05 | |
101 | 5 | Формулы сокращенного умножения | 16.05-20.05 | |
102 | 6 | Итоговая контрольная работа | 16.05-20.05 | |
103 | 7 | Анализ контрольной работы | 23.05-27.05 | |
104 | 8 | Обобщение и систематизация изученного материала | 23.05-27.05 | |
105 | 9 | Обобщение и систематизация изученного материала | 23.05-27.05 | |
Требования к математической подготовке учащихся
7 класса
В результате изучения алгебры ученик должен
знать/понимать
• существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные
зависимости; приводить примеры такого описания;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации
• формулы сокращенного умножения;
уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
• решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами, строить графики линейных функций и функции у=х²;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее
аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами
График проведения контрольных работ
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Контрольная работа №1 "Выражения. Тождества" | 21.09-25.09 |
2 | Контрольная работа №2"Уравнения с одной переменной. Статистические характеристики" | 19. 10 -23. 10 |
3 | Контрольная работа №3"Линейная функция" | 16. 11-20. 11 |
4 | Контрольная работа №4 "Степень с натуральным показателем" | 14. 12 - 18. 12 |
5 | Контрольная работа №5"Сложение и вычитание многочленов" | 18.01 – 22. 01 |
6 | Контрольная работа №6 "Умножение многочленов" | 01. 02 – 05. 02 |
7 | Контрольная работа №7 "Формулы сокращенного умножения" | 29.02- 04. 03 |
8 | Контрольная работа №8"Преобразование целых выражений" | 28. 03 – 01. 04 |
9 | Контрольная работа №9"Системы линейных уравнений" | 04. 05- 06.05 |
10 | Итоговая контрольная работа | 16.05-20.05 |
Учебное оборудование
1. Набор плакатов и таблиц
2. Мультимедийное (компьютер, принтер, сканер, ксерокс)
Список используемой литературы
1. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и др. 7-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Н.Г.Миндюк. - 2-е изд. дораб. - М. : Просвещение, 2014.
2. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова.-19-е изд. - М. : Просвещение, 2014.
3. Алгебра. Тематические тесты. 7 класс / Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2012.
4.Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. / Г.И. Глейзер. - М. : Просвещение, 1982.
5. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры / Л.Ф. Пичурин. - М.
15