МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 »
«СОГЛАСОВАНО» | . | «УТВЕРЖДАЮ» |
Зам. директора по УВР | | Директор |
________________________________ | ________________________________ |
/Н.О. Чиркова | / | / | Т.Н. Умерникова/ |
«_______» сентября | 2015 г. | «_______» сентября 2015 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
10 класс
Алгебра и начало анализа
(базовый уровень)
Рассмотрено на заседании ШМО,
протокол № ____ от____________ 2015_г.
Председатель ШМО
_______________________________
Рабочую учебную программу составила
учитель математики
Мурадова Елена Андрониковна
Б АЛ А Ш И ХА
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по алгебре и начала анализа для 10 класса разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основании авторской программы А. Г. Мордковича (Программы. Алгебра и начала анализа.10-11 класс , А.Г. Мордкович. Мнемозина, 2011 г).
Согласно Федеральному базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает обучение в объеме 105 часов, при нагрузке 3 часа неделю.
Используется учебно-методический комплект:
1. А.Г. Мордкович Алгебра и начала анализа, 10-11, «Мнемозина» Москва, 2011 г.
2. А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина,
Е. Е. Тульчинская Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Задачник –
М: Мнемозина , 2011 г.;
Цели обучения математике:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой нет.
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во практических работ |
всего | из них |
Теория | практика | контрольная | тест | самостоятельная | экскурсия |
1 | Числовые функции | 10 | | | | | | |
2 | Тригонометрические функции | 27 | | | 3 | | | |
3 | Тригонометрические уравнения | 9 | | | 1 | | | |
4 | Преобразование тригонометрических выражений | 18 | | | 1 | | | |
5 | Производная | 30 | | | 3 | | | |
6 | Итоговое повторение | 10 | | | 1 | | | |
| ВСЕГО: | 105 | | | 9 | | | |
Содержание программы
1.Числовые функции (10 ч)
Определение функции, способы ее задания, свойства функций. Обратная функция
2. Тригонометрические функции. (27ч)
Знакомство с моделями «числовая окружность» и «числовая окружность на координатной плоскости». Синус, косинус как координаты точки числовой окружности, тангенс и котангенс. Тригонометрические функции числового аргумента и связи между ними. Тригонометрические функции углового аргумента, радианная мера угла. Функции y=sin x, y═cos x, их свойства и графики. Формулы приведения. Периодичность функций y=sin x, y═cos x.
3.Тригонометрические уравнения. (9ч).
Первое представление о решении тригонометрических уравнений и неравенств. Арккосинус и решение уравнения cos x ═ а, арксинус и решение уравнения sin x ═ а, арктангенс и решение уравнения tg x ═ а, арккотангенс и решение уравнения сtg x ═ а.
Решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной; однородные тригонометрические уравнения.
4. Преобразование тригонометрических выражений. (18ч).
Синус и косинус суммы и разности аргументов. Тангенс суммы разности аргументов. Формулы двойного аргумента, формулы понижения степени. Формулы половинного угла. Преобразования сумм тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование выражения А sin x + В cos x к виду С sin (x + t).
Преобразования простейших тригонометрических выражений.
5. Производная (30ч.).
Числовые последовательности (определение, параметры, свойства). Понятие предела последовательности (на наглядно-интуитивном уровне). Существование предела монотонной ограниченной последовательности (простейшие случаи вычисления пределов последовательности: длина окружности и площадь круга как пределы последовательностей; вычисление суммы бесконечной геометрической прогрессии). Предел функции на бесконечности и в точке.
Понятие о непрерывности функции.
Приращение аргумента, приращение функции. Определение производной: задачи, приводящие к понятию производной, определение производной, ее геометрический и физический смысл, алгоритм отыскания производной.
Вычисление производных: формулы дифференцирования для функций у = С, у = kx+m,
y = x, y = 1/x, y =√x, y = sin x, y = cos x), правила дифференцирования (суммы, произведения, частного), дифференцирование функций y = x ³, y = tg x, y = ctg x, y = xª , дифференцирование функции y = f (kx + m).
Уравнение касательной к графику функции.
Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.
Применение производной для исследования функций: исследование функций на монотонность, отыскание точек экстремума, построение графиков функций. Отыскание наибольших и наименьших значений непрерывной функции на промежутке, задачи на отыскание наибольших и наименьших значений величин.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
6.Обобщающее повторение (10ч)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критерии оценки уровня обученности учащихся
Тематические контрольные работы содержат несколько заданий. Первые два-три задания – задания обязательного уровня. Если эти задания выполнены верно, работа учащегося оценивается не ниже «3».
Если в дополнение к заданиям обязательного уровня выполнены задания, отмеченные значком «*», то работа может быть оценена, соответственно, «4» или «5». Сложность таких заданий примерно одинакова и существенно более высока, чем заданий обязательного уровня. Оценка «4» предполагает более высокий уровень, близкий к уровню «5» и отличающийся от нее лишь наличием одного - двух недочетов.
Продолжительность выполнения учениками контрольной работы около 30-35 минут. Перед ее началом учитель читает все задания и, если необходимо, дает пояснения.
По каждой теме предлагается шесть вариантов контрольной работы. В первых трех вариантах задания обязательного уровня предназначены для учеников с недостаточной математической подготовкой. Остальные варианты рассчитаны на всех остальных учащихся. Уровень сложности дополнительных заданий одинаков для всех вариантов.
Цель проведения итоговой контрольной работы – осуществление контроля над усвоением знаний по всем основным темам курса, изучавшимся в течение года. Исходя из этого, сложность большинства заданий итоговой контрольной работы близка к обязательному уровню.
Календарный план
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения урока |
План | Факт |
Глава 1. Числовые функции (10 часов) |
-
| -
| Определение числовой функции и способы ее задания | 03.09.15 | |
-
| -
| Определение числовой функции и способы ее задания | 04.09.15 | |
-
| -
| Определение числовой функции и способы ее задания | 07.09.15 | |
-
| -
| Свойства функций | 10.09.15 | |
-
| -
| Свойства функций | 11.09.15 | |
-
| -
| Свойства функций | 14.09.15 | |
-
| -
| Свойства функций | 17.09.15 | |
-
| -
| Обратная функция | 18.09.15 | |
-
| -
| Обратная функция | 21.09.15 | |
-
| -
| Обратная функция | 24.09.15 | |
Глава 2. Тригонометрические функции ( 27часов) |
-
| -
| Числовая окружность | 25.09.15 | |
-
| -
| Числовая окружность | 28.09.15 | |
-
| -
| Числовая окружность на координатной плоскости | 01.10.15 | |
-
| -
| Числовая окружность на координатной плоскости | 02.10.15 | |
-
| -
| Числовая окружность на координатной плоскости | 05.10.15 | |
-
| -
| Числовая окружность на координатной плоскости | 08.10.15 | |
-
| -
| Контрольная работа № 1 «Числовые функции, числовая окружность» | 09.10.15 | |
-
| -
| Синус и косинус | 12.10.15 | |
-
| -
| Синус и косинус | 15.10.15 | |
-
| -
| Тангенс и котангенс | 16.10.15 | |
-
| -
| Тригонометрические функции числового аргумента | 19.10.15 | |
-
| -
| Тригонометрические функции числового аргумента | 22.10.15 | |
-
| -
| Тригонометрические функции углового аргумента | 23.10.15 | |
-
| -
| Тригонометрические функции углового аргумента | 26.10.15 | |
-
| -
| Формулы приведения | 29.10.15 | |
-
| -
| Формулы приведения | 30.10.15 | |
-
| -
| Обобщающий урок по теме «Синус, косинус, тангенс, котангенс» | 12.11.15 | |
-
| -
| Контрольная работа № 2 «Тригонометрические функции» | 13.11.15 | |
-
| -
| Функция y = sin x , ее свойства и график | 16.11.15 | |
-
| -
| Функция y = sin x , ее свойства и график | 19.11.15 | |
-
| -
| Функция y = cos x , ее свойства и график | 20.11.15 | |
-
| -
| Функция y = cos x , ее свойства и график | 23.11.15 | |
-
| -
| Периодичность функций y = sin x и y = cos x | 26.11.15 | |
-
| -
| Преобразование графиков тригонометрических функций | 27.11.15 | |
-
| -
| Преобразование графиков тригонометрических функций | 30.11.15 | |
-
| -
| Функции y = tg x и y = ctg x , их свойства и графики | 03.12.15 | |
-
| -
| Функции y = tg x и y = ctg x , их свойства и графики | 04.12.15 | |
-
| -
| Контрольная работа № 3 «Тригонометрические функции» | 07.12.15 | |
Глава 3. Тригонометрические уравнения (9 часов) |
-
| -
| Арккосинус и решение уравнения cos t = a | 10.12.15 | |
-
| -
| Арккосинус и решение уравнения cos t = a | 11.12.15 | |
-
| -
| Арксинус и решение уравнения sin t = a | 14.12.15 | |
-
| -
| Арксинус и решение уравнения sin t = a | 17.12.15 | |
-
| -
| Арктангенс и решение уравнения tg t = a. Арккотангенс и решение уравнения ctg t = a. | 18.12.15 | |
-
| -
| Тригонометрические уравнения | 21.12.15 | |
-
| -
| Тригонометрические уравнения | 24.12.15 | |
-
| -
| Тригонометрические уравнения | 25.12.15 | |
-
| -
| Контрольная работа № 4 «Тригонометрические уравнения и неравенства» | 28.12.15 | |
Глава 4. Преобразование тригонометрических выражений (18 часа ) |
-
| -
| Синус и косинус суммы и разности аргументов | 14.01.16 | |
-
| -
| Синус и косинус суммы и разности аргументов | 15.01.16 | |
-
| -
| Синус и косинус суммы и разности аргументов | 18.01.16 | |
-
| -
| Синус и косинус суммы и разности аргументов | 21.01.16 | |
-
| -
| Тангенс суммы и разности аргументов | 22. 01.16 | |
-
| -
| Тангенс суммы и разности аргументов | 25.01.16 | |
-
| -
| Формулы двойного аргумента | 28.01.16 | |
-
| -
| Формулы двойного аргумента и понижения степени | 29.01.16 | |
-
| -
| Формулы двойного аргумента | 01.02.16 | |
-
| -
| Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение | 04.02.16 | |
-
| -
| Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение | 05. 02.16 | |
-
| -
| Преобразование сумм тригонометрических функций в произведение | 11.02.16 | |
-
| -
| Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы | 12.02.16 | |
-
| -
| Преобразование произведений тригонометрических функций в суммы | 15.02.16 | |
-
| -
| Обобщающий урок по теме «Тригонометрические формулы» | 18.02.16 | |
-
| -
| Повторение. Решение тригонометрических уравнений и неравенств | 19.02.16 | |
-
| -
| Повторение. Предобразование тригонометрических выражений | 22.02.16 | |
-
| -
| Контрольная работа № 5 «Преобразование тригонометрических выражений» | 25.02.16 | |
Глава 5. Производная (30 часа) | |
-
| -
| Числовые последовательности и их свойства. Предел последовательности | 26.02.16 | |
-
| -
| Предел последовательности | 29.02.16 | |
-
| -
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 03.03.16 | |
-
| -
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии | 04.03.16 | |
-
| -
| Предел функции | 10.03.16 | |
-
| -
| Предел функции | 11.03.16 | |
-
| -
| Предел функции | 14.03.16 | |
-
| -
| Задачи, приводящие к понятию производной | 17.03.16 | |
-
| -
| Определение производной | 18.03.16 | |
-
| -
| Определение производной, ее геометрический и физический смысл | 21.03.16 | |
-
| -
| Вычисление производной | 24.03.16 | |
-
| -
| Формулы дифференцирования | 25.03.16 | |
-
| -
| Дифференцирование функции y=f(kx+m) | 28.03.16 | |
-
| -
| Контрольная работа № 6 «Производная» | 31.03.16 | |
-
| -
| Уравнение касательной к графику функции | 01.04.16 | |
-
| -
| Уравнение касательной к графику функции | 04.04.16 | |
-
| -
| Исследование функции на монотонность | 07.04.16 | |
-
| -
| Отыскание точек экстремума | 08.04.16 | |
-
| -
| Исследование функции на монотонность. Отыскание точек экстремума | 14.04.16 | |
-
| -
| Построение графиков функций | 15.04.16 | |
-
| -
| Построение графиков функций | 18.04.16 | |
-
| -
| Построение графиков функций | 21.04.16 | |
-
| -
| Контрольная работа № 7 «Производная» | 22.04.16 | |
-
| -
| Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке | 25.04.16 | |
-
| -
| Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке | 28.04.16 | |
-
| -
| Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции на промежутке | 29.04.16 | |
-
| -
| Задачи на отыскание наибольших и наименьших величин | 12.05.16 | |
-
| -
| Задачи на отыскание наибольших и наименьших величин | 13.05.16 | |
-
| -
| Контрольная работа № 8 «Производная» | 16.05.16 | |
Итоговое повторение ( 10 часа) |
-
| -
| Графики тригонометрических функций | 05.05.16 | |
-
| -
| Тригонометрические уравнения | 05.05.16 | |
-
| -
| Тригонометрические уравнения | 06.05.16 | |
-
| -
| Преобразование тригонометрических выражений | 06.05.16 | |
-
| -
| Преобразование тригонометрических выражений | 12.05.16 | |
-
| -
| Применение производной | 13.05.16 | |
-
| -
| Применение производной | 16.05.16 | |
-
| -
| Применение производной | 10.05.16 | |
-
| -
| Итоговая контрольная работа | 20.05.16 | |
-
| -
| Обобщающее повторение | 23.05.16 | |
-
| -
| Обобщающее повторение | 26.05.16 | |
Требования к уровню подготовки десятиклассников.
Алгебра.
Уметь:
- находить значения тригонометрических выражений; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования тригонометрических выражений, буквенных выражений.
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики.
Уметь:
- определять значения тригонометрических функций по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики тригонометрических функций;
- строить графики, описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать тригонометрические уравнения, используя свойства функций и их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа.
Уметь:
- вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- решения прикладных задач, в том числе социально – экономических и физических, на наибольшее и наименьшее значения, на прохождение скорости и ускорения.
Уравнения.
Уметь:
- решать тригонометрические уравнения и неравенства;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод.
График проведения контрольных работ
№ п/п | Тема | Дата |
1 | Контрольная работа «Числовые функции, числовая окружность» | 09.10.15 |
2 | Контрольная работа «Тригонометрические функции» | 13.11.15 |
3 | Контрольная работа «Тригонометрические функции» | 07.12.15 |
4 | Контрольная работа «Тригонометрические уравнения и неравенства» | 28.12.15 |
5 | Контрольная работа «Преобразование тригонометрических выражений» | 25.02.16 |
6 | Контрольная работа «Производная» | 31.03.16 |
7 | Контрольная работа «Производная» | 22.04.16 |
8 | Контрольная работа «Производная» | 16.05.16 |
9 | Итоговая контрольная работа | 20.05.16 |
Учебное оборудование
1. Мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, МФУ
(принтер, сканер, ксерокс)
2. Набор геометрических фигур
3. Набор плакатов и таблиц по геометрии
Электронные пособия
Тематическое планирование «Математика». Программы линии И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича.
Математика 7-9 классы. Методики. Материалы к урокам.
Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Издательство «Просвещение»
Портреты великих ученых с краткой биографией. Издательство «Учитель».
Электронный учебник-справочник. Алгебра 7-11 класс
Генератор заданий по математике. Контрольные и самостоятельные работы.
Литература
Программы. Алгебра и начала анализа.10-11 класс , А.Г. Мордкович. Мнемозина, 2011 г
А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Учебник - М.: Мнемозина 2011 г.;
А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина, Е. Е. Тульчинская Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Задачник – М: Мнемозина 2011 г.;
А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Пособие для учителей М.: Мнемозина 2010 г.;
А. Г. Мордкович, Е. Е. Тульчинская Алгебра и начала анализа 10–11 классы. Контрольные работы - М.: Мнемозина 2011 г.;