Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрено Принято на заседании Утверждаю
на методическом объединении педагогического совета школы Директор школы:
учителей начальных классов Протокол №__ от________2016г. ____________Л. И. Махкамова
Протокол № __ от _________2016г Председатель педсовета Приказ по школе № __________
Руководитель учитель русского языка и литературы от _____________2016г
_______________Глотова Е. Н. ____________Т. Д. Деркачева
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
« Мир профессий»
6 класс
на 2016 – 2017 учебный год
Разработана педагогом- психологом
1квалификационной категории
Сергеевой И.В.
2016 год
Пояснительная записка
Программа составлена на основе
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
2. Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2010г. № 16/44.
3.СанПин для общеобразовательных учреждений, 2010,
4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5.Письмо Министерства образования Р.Ф. от 12.05.2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС."
Программа внеурочной деятельности « Мир профессий» помогает расширить представления обучающих о мире профессий и научить их исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа является интегративной. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся, возможность испытать себя в приближенной к реальности ситуации. Формирование целостного знания, потребности в творческой деятельности, развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающегося.
Задачи:
- расширить представление обучающихся о мире профессий;
- научить учащихся исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии;
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать речевую деятельность;
- приобщить учащихся к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Принципы:
-доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- усиление прикладной направленности обучения;
- психологическая комфортность.
Основной метод
Метод проблемного обучения, позволяющий путем создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а так же исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Формы и объем занятий:
- игровая деятельность ( игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра);
- совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа);
- творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов);
- трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде).
Структура занятий
Анкетирование.
Знакомство с профессией которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг и телепередач, экскурсий.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).
Общая характеристика курса
Программа «Мир профессий» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащихся, развитию у них интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности, умению самостоятельно организовывать свое свободное время.
Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и способностей. Программа рассчитана на 34 часа и предполагает одного занятия в неделю которое состоит из теоретической и практической части.
Режим занятий: 1раз в неделю по 40 минут.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мире профессий».
Личностные результаты:
- овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
- формирование позитивного отношение обучающихся к базовым ценностям общества (человек, природа, знания, труд, культура);
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности учащихся.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД
- Постановка вопросов.
- Умение выражать свои мысли полно и точно.
- Управление действиями партнера (оценка, коррекция).
Регулятивные УУД
- Целепологание.
- Волевая саморегуляция.
- Оценка.
- Коррекция.
Познавательные УУД
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.
- Выделение познавательной цели.
- Выбор наиболее эффективного способа решения.
- Смысловое чтение.
- Анализ объектов.
- Доказательства.
- Установление причинно-следственных связей.
- Построение логической цепи рассуждения.
Формы учета знаний, умений
Тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение , презентации, проектные работы " Профессии в моей семье".
Содержание программы.
1. Введение:
Вводное занятие. Знакомство с миром профессий.
Диагностика « Моя будущая профессия»
Проект : загадки о профессиях.
2. Характеристика профессий.
1. Предмет и цели труда.
2.Средства и условия труда.
3.Характер труда.
4. Профессия, специальность, должность.
3. Знакомство с различными профессиями.
1. Профессия врач.
2. Экскурсия на ФАП с. Клюква.
3.Профессия парикмахер. Моделирование причёски.
4. Экскурсия в салон красоты.
5. Профессия строитель. Конструирование « Дом моей мечты».
6. Профессия повар. Правила этикета. Экскурсия в столовую.
7. Сюжетная игра «Накрываем на стол», « Вкус и цвет».
8. Проект : книга рецептов « Маленький повар».
9. Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги.
10. Экскурсия в ателье.
11. Профессия бухгалтер.
12. Профессия почтальон. Проект: письмо « Деду морозу».
13. Экскурсия на почту.
14. Профессия продавец. Игра « Магазин».
15. Экскурсия в магазин.
16Профессия археолог. История профессии, её особенности.
17. Экскурсия в археологический музей.
4. Азбука профессий.
1. Представление мини – проектов на букву «А» - «Д».
2. Представление мини – проектов на букву «Е» - «К».
3. Представление мини – проектов на букву «Л» - «Р».
4. Представление мини – проектов на букву «С» - «Я».
5. Творческая работа « Древо профессий моей семьи»
6. Викторина :« Все профессии нужны – все профессии важны»
7. Проект : « Профессии нашего региона»
5. Итоговые занятия.
1. Тест « Интерес к профессии»
2. Опросник профессиональных склонностей ( методика Л.А. Йоваши в модификации Г.В. Резапкиной»
3. Итоговое занятие « Моя будущая профессия»
Учебно – тематический план.
№ п/п | Тема | Кол. часов |
1 | В ведение. | 3 |
2 | Характеристика профессий. | 4 |
3 | Знакомство с различными профессиями. | 17 |
4 | Азбука профессий | 7 |
5 | Итоговые занятия. | 3 |
Итого | | 34 |
Учебно-методическое обеспечение.
Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 1998.
Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1. С.6-13.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1968.
Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 1991.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: Инноватор, 1997.
Дмитриев, Ю. Соседи по планете [Текст] / Ю. Дмитриев. - СП «Юнисам»,1985.
Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.
Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2003.
Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [Текст]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994
Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
Приложение.
Календарно-тематическое планирование.
« Мир профессий»
№ п/п | Тема | Дата |
планируемая | фактическая |
Введение . |
1. | Вводное занятие. Знакомство с миром профессий. | | |
2. | Диагностика « Моя будущая профессия» | | |
3. | Проект : загадки о профессиях. | | |
Характеристика профессий. |
4. | Предмет и цели труда. | | |
5. | Средства и условия труда. | | |
6. | Характер труда. | | |
7. | Профессия, специальность, должность. | | |
Знакомство с различными профессиями. |
8. | Профессия врач. | | |
9. | Экскурсия на ФАП с. Клюква. | | |
10. | Профессия парикмахер. Моделирование причёски. | | |
11. | Экскурсия в салон красоты. | | |
12. | Профессия строитель. Конструирование « Дом моей мечты». | | |
13. | Профессия повар. Правила этикета. Экскурсия в столовую. | | |
14. | Сюжетная игра «Накрываем на стол», « Вкус и цвет». | | |
15. | Проект : книга рецептов « Маленький повар». | | |
16. | Профессия швея. Моделируем одежду из бумаги. | | |
17. | Экскурсия в ателье. | | |
18. | Профессия бухгалтер. | | |
19. | Профессия почтальон. Проект: письмо « Деду морозу». | | |
20. | Экскурсия на почту. | | |
21. | Профессия продавец. Игра « Магазин». | | |
22. | Экскурсия в магазин. | | |
23. | Профессия археолог. История профессии, её особенности. | | |
24. | Экскурсия в археологический музей. | | |
Азбука профессий. |
25. | Представление мини – проектов на букву «А» - «Д». | | |
26. | Представление мини – проектов на букву «Е» - «К». | | |
27. | Представление мини – проектов на букву «Л» - «Р». | | |
28. | Представление мини – проектов на букву «С» - «Я». | | |
29. | Творческая работа « Древо профессий моей семьи» | | |
30. | Викторина :« Все профессии нужны – все профессии важны» | | |
31. | Проект : « Профессии нашего региона» | | |
Итоговые занятия. |
32. | Тест « Интерес к профессии» | | |
33. | Опросник профессиональных склонностей ( методика Л.А. Йоваши в модификации Г.В. Резапкиной» | | |
34. | Итоговое занятие « Моя будущая профессия» | | |
| Итого: 34 часа | | |
19