Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с.Балта имени кавалера ордена Красной Звезды и ордена Мужества Тиникашвили Эдуарда Васильевича.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Карелидзе Е.И.
Приказ №
от
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Павлиашвили И.Г.
Протокол №
от
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
учителей
Руководитель МО
Габараева М.Н.
Протокол №90
от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мир профессии»
для 1 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Хабалова Рита Иналовна
учитель начальных классов
г. Владикавказ 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Мир профессий» для 1 класса на 2023-2024 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.; концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Программа кружка «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия - исследовать способности обучающихся применительно к рассматриваемой профессии.
Направление: социальное
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Задачи программы:
формировать положительное отношение к труду и людям труда;
развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией.
Актуальность программы заключается в том, что она помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, соответствует познавательным интересам современного ребенка, позволяет детям не только ориентироваться во внешней информации, оценивать и различать её, но учит добывать знания самостоятельно, творчески развивая свой внутренний потенциал.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения, повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 0,5 часа в неделю: 1 класс — 17 ч. в год.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности.
2. Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы
Раздел 1. Введение в мир профессий.
Определение понятий: «труд», «профессия». Что отличает профессиональную деятельность от хобби?
Раздел 2. Профессии в школе.
Профессия учитель. Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?
Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа»
Профессия библиотекарь. Посещение школьной библиотеки, выбор литературных произведений, чтение детских журналов. Игра «Знающий библиотекарь».
Раздел 3. Знакомство с различными профессиями.
Знакомство с профессиями: продавец, парикмахер, повар, почтальон, врач, художник.
Раздел 4. Проект «Азбука профессий».
Коллективная работа: составление проекта «Азбука профессий».
Раздел 5. Профессия моих родителей.
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей».
Итоговые занятия.
Викторина «Что мы узнали?»
Конкурсная программа «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Введение в мир профессий. | 2 |
2 | Профессии в школе. | 2 |
3 | Знакомство с различными профессиями. | 6 |
4 | Проект «Азбука профессий». | 4 |
5 | Профессия моих родителей. | 2 |
6 | Итоговые занятия. | 1 |
| Итого | 17 часа |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | | | | |
план | факт | | | | |
Введение в мир профессий- 2 ч | | | | |
| Какие профессии ты знаешь? Мир интересных профессий | 1 | | | | | | |
| Кем я хочу стать? | 1 | | | | | | |
Профессии в школе- 2 ч | | | | |
| Профессия – учитель. | 1 | | | | | | |
| Профессия -библиотекарь. | 1 | | | | | | |
Знакомство с различными профессиями -6 ч | | | | |
| Продавец. | 1 | | | | | | |
| Парикмахер. | 1 | | | | | | |
| Повар. | 1 | | | | | | |
| Почтальон. Экскурсия на почту. | 1 | | | | | | |
| Врач. Встреча с медицинским работником школы. | 1 | | | | | | |
| Художник. Конкурс рисунков. | 1 | | | | | | |
Проект «Азбука профессий»- 4 ч | | | | | | | | |
11. | Организационное занятие. Предъявление заданий группам. | 1 | | | | | | |
12. | Представление мини-проектов на буквы А-З. | 1 | | | | | | |
13. | Представление мини-проектов на буквы К-С. | 1 | | | | | | |
14. | Представление мини-проектов на буквы Т-Я. Оформление проектов. | 1 | | | | | | |
Профессия моих родителей- 2ч | | | | |
15. | Кем работают мои родители? | 1 | | | | | | |
16. | Встреча с родителями. | 1 | | | | | | |
Итоговые занятия -1 ч | | | | | | | | |
17. | Конкурсная программа «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | | | | | | |