СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа, математика, 10 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по математике для учащихся 10 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по математике (алгебра и начала анализа) на базовом уровне и авторской программы по алгебре и началам математического анализа 10-11 класс (базовый уровень) с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе» №2, 2005; с авторской программой линии А.В.Погорелова. 

Рабочая программа  рассчитана на 180 часов за 1 год при недельной нагрузке 5 часа в неделю  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа, математика, 10 класс»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д. Шибково»

Искитимского района Новосибирской области




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО учителей Зам. директора по УВР Директор МКОУ «СОШ д. Шибково»

___________________________ _______________ ______ _____________________ ___________________________

___________________________


Протокол №___от «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г. «___» сентября 20___г.

Руководитель МО

____________ ___________________






Рабочая программа учебного курса

«Математика»

для__10_класса





Учитель: Лилия Анатольевна Семина









2015 – 2016 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа (базовый уровень)для учащихся 10 класса МКОУ «СОШ д.Шибково» составлена на основе Примерной программы основного общего образования, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по математике (алгебра и начала анализа) на базовом уровне и авторской программы по алгебре и началам математического анализа 10-11 класс (базовый уровень) с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе» №2, 2005; с авторской программой линии А.В.Погорелова.

Рабочая программа рассчитана на 180 часов за 1 год при недельной нагрузке 5 часа в неделю (на основании учебного плана МКОУ «СОШ д. Шибково», утвержденного приказом директора №35 от 24 августа 2015 года).

Для реализации рабочей программы используется учебник Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2004; УМК Погорелова А.В. Геометрия 10-11 (Погорелов А. В. Геометрия. 10—11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. 9-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 175 с. : ил.), включенные в федеральный перечень на данный учебный год (приказ МОН от 31 марта 2014 года № 253внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. №576).

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;

- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;

- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;

- знакомство с основными идеями и методами математического анализа.

Изучение математики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

- систематическое изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций, подготовка необходимого аппарата для изучения геометрии и физики, систематическое изучение свойств геометрических фигур в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся

Данный курс характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к началам анализа, выявлений их практической значимости.

Характерной особенностью курса являются систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных в курсе алгебры, что осуществляется как при изучении нового материала, так и при проведении обобщающего повторения.

Учебное пособие А.В.Погорелова при изучении стереометрии предусматривает органическое сочетание пространственных представлений о свойствах тел со строго логическим обоснованием их существования, а также систематическое использование наглядности. Все изложение начинается с аксиом и основных понятий, среди которых новый геометрический образ – плоскость. В пособие сначала излагаются неметрические свойства взаимного расположения прямых и плоскостей, и лишь затем метрические – равенство отрезков, заключенных между двумя параллельными плоскостями. Это дает возможность перейти к вопросу изображения пространственных фигур в трехмерном пространстве с помощью параллельного проектирования. Главной целью пособия является научить каждого ученика увидеть, представить, нарисовать, вообразить о какой фигуре идет в теореме, задаче, определении и выводе. Задачи – неотъемлемая часть курса. Они являются не только основной формой закрепления теоретического материала, но и способствует сознательности обучения, установлению взаимосвязи с другими дисциплинами, развитию пространственных представлений учащихся, подготовке их к практической деятельности.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

В рабочую программу внесены следующие изменения по сравнению с Примерной программой:

№№

тема

кол-во часов

по программ.

изменен. программ

алгебра

1.

Тригонометрические выражения.

26

28

2.

Тригонометрические функции.

12

13

3.

Тригонометрические уравнения.

14

13

4.

Производная.

26

23

5.

Применение производной.

11

16

6.

Повторение. Решение задач.

19

15

геометрия

1.

Аксиомы стереометрии и их простейшие свойства.

6

5

2.

Параллельность прямых и плоскостей.

20

18

3.

Перпендикулярность прямых и плоскостей.

22

22

4.

Декартовы координаты и векторы в пространстве.

10

16

5.

Повторение. Решение задач.

10

10



Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в старшем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Реализация рабочей программы предполагает использование следующих технологий:

  • личностно-ориентированная технология,

  • технология развивающего обучения,

  • технология проблемного обучения,

  • игровые технологии,

  • адаптивная технология обучения,

  • коллективный способ обучения,

  • технология проектной деятельности,

  • ИКТ (информационно-коммуникативные технология).


Программой отводится на изучение алгебры по 3 урока в неделю, что составляет 108 часов в учебный год. Из них контрольных работ 8 часов, которые распределены по разделам следующим образом:

  • «Тригонометрические выражения» - 2 часа,

  • «Тригонометрические функции» - 1 час,

  • «Тригонометрические уравнения» - 1 час,

  • «Производная и ее применение» - 2 часа,

  • Итоговый тест – 2 часа.

Программой отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю, что составляет 72 часа в учебный год. Из них контрольных работ 3 часа, которые распределены по разделам следующим образом:

  • «Параллельность прямой и плоскости» -1 час,

  • «Перпендикулярность прямой и плоскости» -1 час,

  • «Координаты и векторы» - 1 час,

  • Итоговый тест – 1час.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде теста, приближенного к форме ЕГЭ. Домашнее задание описано на блок уроков. По ходу работы, в зависимости от темпа прохождение материала номера заданий распределяются по урокам так, что по окончании изучения блока все задания выполнены учащимися в обязательном порядке.

Для развития устойчивого интереса к учебному процессу, уроки математики интегрируются с уроками информатики. Некоторые разделы алгебры закрепляются посредством тестов на ПК, которые разработали сами учащиеся. Для этого используется пакет прикладных программ Microsoft Office и УМК Живая математика – это компьютерная система моделирования, исследования и анализа широкого круга задач математики. Программа Живая Математика помогает конструировать интерактивные математические модели, давая начальные представления о понятиях формы тела, числах и т.п. Живая Математика помогает поставить мысленный эксперимент вида "что если?".



Оценка качества образования происходит по пятибалльной системев соответствии с существующими нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на  практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2.  Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются  письменная контрольная  работа  и  устный опрос.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность  считается  ошибкой, если  она  свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.

  Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

 Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

 Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и  преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно за писано решение.

5.  Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна  из отметок: 1 (плохо), 2   (неудовлетворительно), 3  (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.  Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельству ют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.





Критерии ошибок:

  • К    г р у б ы м    ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • К    н е г р у б ы м   ошибкам относятся:  потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;

  • К    н е д о ч е т а м    относятся:  нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях.


Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотрен ном программой и учебником,

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при от работке умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям    на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

  • Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.



Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

         Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

   допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет      обязательными умениями по данной теме в полной мере

Отметка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;



Алгебра

уметь

  • выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

  • проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих тригонометрические функции;

  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;


Функции и графики

уметь

  • определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

  • строить графики тригонометрических функций;

  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле1 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;

  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;

Начала математического анализа

уметь

  • вычислять производные изученных функций, используя справочные материалы;

  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;

Уравнения и неравенства

уметь

  • решать рациональные уравнения и неравенства, простейшие тригонометрические уравнения, их системы;

  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;

  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;

  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей.

В результате изучения курса геометрии 10-го класса учащиеся должны знать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

  • идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

  • значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

  • возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

  • вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Уметь:

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

• вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.







Содержание обучения

Тригонометрические функции. Тригонометрические функции любого угла. Основные тригонометрические формулы. Формулы сложения и их следствия. Тригонометрические функции числового аргумента.

Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Соотношения между тригонометрическими функциями одного аргумента. Основные тригонометрические тождества.

Формулы приведения. Синус, косинус, тангенс суммы и разности двух углов. Формулы сложения и следствия из них. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Синус и косинус двойного угла. Формулы половинного угла. Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента.

Тождественные преобразования тригонометрических выражений.

Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус, тангенс, котангенс. Периодические функции.

Свойства функций: непрерывность, периодичность, четность и нечетность, возрастание и убывание, экстремумы, наибольшее и наименьшее значения, ограниченность, сохранение знака. Свойства и графики тригонометрических функций.

Основная цель – ввести понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса произвольного угла; сформировать умения вычислять значения тригонометрических функций по известному значению одной из них; выполнять несложные преобразования тригонометрических выражений; расширить и закрепить знания и умения, связанные с тождественными преобразованиями тригонометрических выражений: изучить свойства тригонометрических функций и познакомить учащихся с их графиками. Систематизируются сведения о функциях и графиках, вводятся новые понятия, связанные с исследованием функций (экстремумы, периодичность), и общая схема исследования функций. В соответствии с этой общей схемой провялится исследование функций синус, косинус, тангенс и строятся их графики.

Основные свойства функций. Функции. Область определения и множество значений. График функции. Построение графиков функций, заданных различными способами. Свойства функций: монотонность, четность и нечетность, периодичность, ограниченность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума (локального максимума и минимума). Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях.

Преобразования графиков: параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямойy = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.

Основная цель – ввести понятие функции и основных свойств функции.

Тригонометрические уравнения. Арксинус, арккосинус, арктангенс числа.

Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений, систем уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства.

Основная цель - сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения и познакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений. Решение простейших тригонометрических неравенств.

Производная. Понятие о производной функции, физический и геометрический смысл производной. Производные суммы, разности, произведения, частного. Производные основных элементарных функций. Производная функций вида y = f(kx + b). Таблица производных элементарных функций.

Производные обратной функции и композиции данной функции с линейной.

Основная цель – ввести понятие производной, научить находить производные функций в случаях, не требующих трудоемких выкладок.

Применение производной. Понятие о непрерывности функции. Применение непрерывности. Метод интервалов. Уравнение касательной к графику функции.

Геометрический и механический смысл производной. Применение производной к исследованию функций: нахождение промежутков возрастания и убывания, максимумов и минимумов функции, а так же к построению графиков функций и решению задач на отыскание наибольшего и наименьшего значений функции. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.

Вторая производная и ее физический смысл.

Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.

Основная цель – ознакомить с простейшими методами дифференциального исчисления и выработать умение применять их для исследования функций и построения графиков.

Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство).

Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве.

Перпендикулярность прямых. Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью.

Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства.

Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.

Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур.

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.



Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков:

УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ — урок закрепления изученного материала.

УПЗУ — урок применения знаний и умений.

УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.

УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.

КУ — комбинированный урок.

Виды контроля:

ФО — фронтальный опрос.

ИРД — индивидуальная работа у доски.

ИРК — индивидуальная работа по карточкам.

СР — самостоятельная работа.

ПР — проверочная работа.

МД — математический диктант.

Т – тестовая работа.

Методическое обеспечение:


Учебники:

  • Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под. ред. А.Н. Колмогорова. – М.: Просвещение, 2004.

  • Алгебра: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2004.

  • Алгебра-10 под ред. Ю.А. Макарова - Пермь, ТИО, 1995.

Дидактические материалы:

  • Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 10 класса /Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд. – М.: Просвещение, 2003.

  • Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений /С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2003.

Методика

  • Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;

  • Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №2-2005год

УМК Погорелов

  • Погорелов А. В. Геометрия. 10—11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни. 9-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 175 с. : ил.

  • Веселовский С, Б., Рябчинская В. Д. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса 2-е изд.— М.: Просвещение, 1991.— 80 с: ил.

  • Медяник А. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7—11 классы: Метод, пособие. — М.: Дрофа, 1997. — 144 с.

  • Афанасьева Т.Л., Тапилина Л. А. Геометрия 10 класс (поурочные планы) - Волгоград, Учитель, 1998. - 107 с.

  • Земляков А. Н. Геометрия в 10 классе: Метод, рекомендации к преподаванию курса геометрии по учеб. пособию А. В. Погорелова: Пособие для учителя 2-е изд., дораб.— М., Просвещение, 1991.— 255 с: ил.


Контрольно-измерительные материалы,

используемые при оценке качества обучения.

10 класс

№ п/п

алгебра

геометрия


Входной контроль.


1

Основные тригонометрические формулы

Параллельность прямой и плоскости

2

Тригонометрические функции числового аргумента

Перпендикулярность прямой и плоскости

3

Основные свойства функций

Координаты и векторы

4

Тригонометрические уравнения

Итоговый тест

5

Производная


6

Применение производной


7

Итоговый тест





КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс, алгебра

3часа в неделю, всего 108

I четверть

27 уроков за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ


Тригонометрические выражения (28 часов)

01.09 - 10.11

1-2

3-4

5-6

7-8


9-12


13-14

15

16-19

20-22


23-24

25-27

Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса.

Свойства тригонометрических функций.

Радианная мера угла.

Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла.

Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений.

Формулы приведения.

Контрольная работа №1

Формулы сложения.

Формулы суммы и разности тригонометрических функций.

Тригонометрические функции числового аргумента.

Графики тригонометрических функций.









03.10




II четверть

21 урок за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки


Тригонометрические выражения (окончание )


28

Контрольная работа №2

10.11


Тригонометрические функции (13 часов).

12.11 – 10.12

29

30-34

35-36


37-38

39-40

41

Функции и их графики.

Свойства функций.

Функции y=sinx, y = cosx, y=tgx, y = ctgx, их свойства графики.

Преобразование графиков тригонометрических функций.

Свойства тригонометрических функций.

Контрольная работа № 3







10.12


Тригонометрические уравнения (13 часов).

12.12 – 23.01

42-43

44-46

47-48

Арксинус, арккосинус, арктангенс.

Простейшие тригонометрические уравнения.

Однородные уравнения первой и второй степени.



 

III четверть

30уроков за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки


Тригонометрические уравнения (окончание)


49


50-51

52-53

54

Различные способы решения тригонометрических уравнений.

Системы тригонометрических уравнений.

Простейшие тригонометрические неравенства.

Контрольная работа № 4





23.01


Производная (23 часа).

26.01 – 18.03

55

56-57

58-59

60-63

64-65

66-67

68

69-71

72-74

75

76-77

Приращение функции и приращение аргумента.

Понятие о производной.

Понятие о непрерывности и предельном переходе.

Правила вычисления производных.

Производная сложной функции.

Производные тригонометрических функций.

Контрольная работа № 5

Применение непрерывности.

Касательная к графику функции.

Приближенные вычисления.

Производная в физике и технике.







25.02


Применение производной (16 часов).

20.03 –04.05

78

Признак возрастания (убывания) функции.



IV четверть

30 уроков за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки


Применение производной (окончание)


79-81

82-84

85-88


89-92

93

Монотонность функции.

Критические точки функции.

Примеры применения производной к исследованию функций.

Наибольшее и наименьшее значение функции.

Контрольная работа № 6






04.05


Итоговое повторение (15 часов)

06.05 – 05.06

94-108






10 класс

2 часа в неделю, всего 72

I четверть

18 уроков за четверть

урока

Содержание учебного материала



Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ


Аксиомы стереометрии и их простейшие свойства

(6 часов)

02.09 – 18.09

1-2



3-4


5


6

Аксиомы стереометрии. Замечание к аксиомам. Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку.

Пересечение прямой и плоскости. Существование плоскости, проходящей через три данные точки.

Разбиение пространства плоскостью на два полупространства.

Тест №1 «Аксиомы стереометрии»









Параллельность прямых и плоскостей (18 часов)

23.09 – 27.11

7-9


10-13


14-16


17-18

Параллельные прямые в пространстве. Взаимное расположение прямых в пространстве.

Признак параллельности прямых. Зачет №1 «Параллельные прямые в пространстве».

Признак параллельности прямой и плоскости. Зачет №2 «Параллельность прямой и плоскости».

Признак параллельности плоскостей.



II четверть

14 уроков за четверть 

урока

Содержание учебного материала









Примерные сроки

 

Параллельность прямых и плоскостей (продолжение)


19-21



22-23

24

Свойства параллельных плоскостей. Зачет №3 «Параллельность плоскостей».

Изображение пространственных фигур на плоскости.

Контрольная работа № 1




27.11


Перпендикулярность прямых и плоскостей (22 часа)

02.12- 26.02

25-26

27

28-32


Перпендикулярность прямых в пространстве.

Построение перпендикулярных прямой и плоскости.

Свойства перпендикулярных прямой и плоскости.

Зачет №4 «Перпендикулярность прямой и плоскости».

Расстояние от точки до плоскости. Зачет №5 « Расстояние от точки до плоскости».

 





III четверть

20 уроков за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки

 

Перпендикулярность прямых и плоскостей (окончание)

 

33-35


36-38


39-42


43-45


46

Перпендикуляр и наклонная. Свойства наклонных. Зачет №6 «Перпендикуляр и наклонная».

Теорема о трех перпендикулярах. Зачет №7 «Теорема о трех перпендикулярах».

Признак перпендикулярности плоскостей. Зачет №8 «Перпендикулярность плоскостей».

Расстояние между скрещивающимися прямыми. Зачет №9 «Скрещивающиеся прямые. Угол между плоскостями»

Контрольная работа № 2

 








26.02


Декартовы координаты и векторы в пространстве

(16 часов)

03.03 – 23.04

47-48

49-50


51-52

Декартовы координаты в пространстве.

Преобразование симметрии в пространстве. Движение. Параллельный перенос. Подобие.

Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью.




IV четверть

16уроков за четверть

урока

Содержание учебного материала

Примерные сроки


Декартовы координаты и векторы в пространстве (окончание)


53-54

55-61

62

Угол между плоскостями.

Векторы в пространстве.

Контрольная работа № 3



23.04


Обобщающее повторение курса геометрии (10 часов)

28.04 –04.06

63-72































1Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!