Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»
«Сыктывкар» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöн
администрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланiн
МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»
А.С.Пушкин нима гимназия МАВУ
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
методическим объединением № 301/2 от 01.09.2015 г. учителей гуманитарного цикла Директор Л.И.Гладкова
Протокол №1 от «29» августа 2015 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Основы технической грамотности с элементами моделирования на ПК»
Уровень: основное общее образование
возраст учащихся – 14 лет
техническое направление развития личности
Составитель Фёдорова Ольга Михайловна,
педагог дополнительного образования
г. Сыктывкар
2017 г.
Пояснительная записка
Целью данной программы является углубить и расширить знания в области графических дисциплин. Он направлен на развитие творческих способностей, пространственного воображения, образного мышления обучающихся и повышение их интереса к изучению основам инженерной графики.
Задачи программы:
дать учащимся знания основ теории изображения предметов на плоскости; научить навыкам чтения и выполнения эскизов, чертежей, наглядных изображений, с использованием условностей, установленных стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
способствовать развитию пространственных представлений, анализу форм и конструкций предметов, их графических изображений,
развивать навыки культуры труда: уметь организовать рабочее место, применять рациональные приёмы работы чертёжными инструментами, соблюдать аккуратность и точность в работе;
ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве.
развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, их пространственное, логическое, художественно-образное, инженерное, конструкторское мышление;
знакомить с общим и особенным в графических методах отображения и чтения информации;
формировать умение владения графическими методами отображения и чтения информации о двух и трёхмерных компьютерных объектах;
учить различать специфические особенности оформления архитектурных, дизайнерских, технических проектов;
формировать умение работать в коллективе;
приобщать к инженерным профессиям;
Основной идеей программы является реализация системно-деятельностного подхода через использование системообразующей деятельности в организации внеурочной деятельности учащихся. Большое внимание в данном курсе уделяется решению конструкторских задач. Для расширения и углубления представлений о будущей инженерной деятельности при решении их широко используются информационные технологии.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что в современной России приоритетным направлением становится развитие наукоемких и высокотехнологических производств. В связи с этим возникает потребность привлечения в сферу науки, техники и производства большого числа работников, которые должны обладать хорошо развитыми пространственными представлениями.
Наметился и активно разрабатывается информационный подход, сущность которого состоит в том, что графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке и технике.
Спецкурс «Основы технической грамотность» приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области современного производства, содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин. Он направлен на развитие творческих способностей, пространственного воображения, образного мышления обучающихся и повышение их интереса к изучению основам инженерной графики. Кроме того, занятия данного курса оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда.
Графическая культура школьников – совокупность знаний о графических методах способах, средствах, правилах отображения и прочтения информации, её сохранения, передачи, преобразования и использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества, а также совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности
Данный курс внеурочной деятельности предназначен для учащихся 7-8 классов. Важная особенность этого возраста — формирование активного, самостоятельного мышления, а именно развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
Для проведения занятий используются различные формы и методы организации деятельности учащихся:
Основной формой организации учебной деятельности является внеклассное занятие. Применительно к внеклассным занятиям по черчению наиболее употребительной является форма так называемого комбинированного занятия, где наряду с объяснением учителя в качестве важной составной части выступает проведение практической работы, как формы закрепления полученных знаний.
(словесные, наглядные, практические): рассказ, беседа; логические: (индуктивные и дедуктивные)
логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (анализ ситуации);
объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый;
управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью; контроля и самоконтроля (устный, письменный); стимулирования и мотивации;
самостоятельной учебной деятельности;
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учеником;
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся;
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
Программа предусматривает изучение теоретических положений, выполнение упражнений, обязательный минимум графических и практических работ. Содержание упражнений и количество запланировано исходя из материала изучаемой темы, а также подготовки учащихся. На упражнения и графические работы отводиться большая часть времени.
При выполнении упражнений учащиеся знакомятся с названиями деталей, их назначением, характером работы, связью с другими деталями и механизмами, с материалами, из которого они изготовлены, а также получают некоторые сведения об их изготовлении.
Реализация данной программы осуществляется педагогом дополнительного образования, учителем технологии. Занятия данного курса проводятся в здании гимназии.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Улицы родного города» формируются следующие личностные, предметные и метапредметные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты.
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и графического оформления учебных и познавательных задач.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты.
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с инженерными технологиями, их востребованности на рынке труда.
3. Система оценивания результатов освоения программы курса внеурочной деятельности
1. Объекты и средства контроля.
Объекты контроля | Средства контроля |
Личностные результаты |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Инженерная графика формирует представления учащихся о графических способах представления и преобразования информации. В этом смысле большое значение имеет историческая линия в содержании курса. Обучающиеся знакомятся с историей развития изображений, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Обучающиеся получают представление о современном уровне и перспективах развития современных способов представления графики, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие. |
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности. | В учебных презентациях присутствуют вопросы и задания, многие из которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку коллективного мнения. Помимо заданий для индивидуального выполнения в ряде разделов программы содержатся задания проектного характера для выполнения в микрогруппах. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся. |
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. | Тест «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. |
Предметные результаты |
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда; | В курсе инженерной графики данная компетенция формируется в результате реализаций учебных коллективных и индивидуальных проектов. |
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации; | Выполнение практических и графических работ. |
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания; | Решение творческих задач. Применение средств и инструментов ИКТ |
Метапредметные результаты |
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и графического оформления учебных и познавательных задач. | В курсе инженерной графики данная компетенция формируется в результате реализаций учебных коллективных и индивидуальных проектов. Выполнение графических работ. |
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения | В методику создания любого графического объекта: рисунка, чертежа, схемы, модели, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности созданного объекта. Для этого используются коллективное обсуждение готовых работ и проектов, а также рефлексию в конце каждого учебного занятия. |
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формированию данной компетенции способствует графическое оформление любого учебного продукта, в результате которого происходит процесс преобразования информации из любой формы представления в графическую |
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы | Формированию данной компетенции в курсе инженерной графики способствует параллельное изучение традиционного и машинного способов создания графических объектов. |
2. Виды контроля.
1) Стартовый контроль.
В сентябре в начале изучения курса внеурочной деятельности проводится стартовая диагностика указанных выше личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся.
2) Итоговый контроль.
Защита проекта – разработка модели изделия, не рассматриваемой в рамках курса.
По итогам проекта вновь проводится диагностика личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся. Далее сравниваются результаты со стартовой диагностикой, и дается оценка результативности курса.
Основными формами учёта знаний и умений анкетирование детей; тестирование на проверку знаний учащихся, практические работы проверка и контроль разработки учащегося, проекта и соответствие созданной модели данному проекту.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования
Графических и творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание программы
Курс «Основы технической грамотности с элементами моделирования на ПК»
состоит из следующих разделов:
Введение
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Графический язык. Чертеж. Инструменты, материалы и принадлежности. Понятие о стандартах. Форматы, основная надпись чертежа. Шрифт.
Правила оформления чертежей. -2 ч
Входит изучение геометрических построений, на основе которых выполняются сопряжения в чертежах производственного характера, знакомство и применение требований ГОСТа ЕСКД в части выполнения и оформления чертежа (формат, шрифт, типы линий, условные обозначения на чертежах, нанесение размеров.)
Геометрическое построение -3ч
Содержит изучения методов построения простых геометрических тел. Деление окружности на равные части. Сопряжения. Основные определения и алгоритмы нахождения элементов сопряжения. Сопряжение прямой и окружности. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса. Сопряжение двух окружностей прямой.
Способы проецирования-6 ч
Содержит изучение методов построения видов (проекций). Анализ геометрической формы детали по чертежу. Построение аксонометрических проекций и наглядных изображений.
Основы компьютерного черчения-5ч
Содержит изучение векторного графического редактора КОМПАС и способов выполнения моделей, чертежей и оформление конструкторской документации.
Включает изучение правил построения сечений и разрезов и применение их в оформлении чертежей деталей.
Проекты и индивидуальные задания-2ч
Моделирование простых деталей и архитектурных объектов на ПК
В разные разделы программы включены практические задания:
решение занимательных и творческих задач, в том числе задач с элементами художественного и технического конструирования.
Техническое конструирование моделей из пластилина, бумаги и проволоки;
Компьютерное моделирование задач в среде КОМПАС -3D
Выполнение индивидуальных проектных работ по конструированию различных предметов и приспособлений.
5. Тематическое планирование
Данная программа рассчитана на 18 часов. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в две недели.
.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Количество часов |
1 | Введение | Познакомить с учебным предметом «Черчение», его значением в практической деятельности. Ознакомить: с целями и задачами изучения с основными инструментами и материалами, необходимыми для занятий. с основными видами линий. | Анализируют способы получения изображений | 1 |
2 | Техника выполнения чертежей и правила их оформления | Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Масштаб. Сведения о нанесении размеров на чертежах. Начертание: линий чертежа; букв, цифр, знаков; | Выполнение упражнений по начертанию линий. | 1 |
3 | Чтение и выполнение чертежей. | Деление окружности на равные части | Выполняют простейшие геометрические построения | 1 |
4 | Сопряжения. | Основные определения и алгоритмы нахождения элементов сопряжения. Сопряжение прямой и окружности. Сопряжение двух окружностей дугой заданного радиуса. Сопряжение двух окружностей прямой | Выполнять построение изометрии окружности. | 1 |
5 | Чертёж плоской детали | Основная надпись. «Чертеж плоской детали с выполнением геометрических построений» | Заполнять основную надпись; Выполнять чертёж простой детали. Знать историю создания чертежа, научное обоснование способов изображения | 1 |
6 | Проецирование | Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции | Знание алгоритмов построения точки Выполнение изображений | 1 |
7 | Чертежи в системе прямоугольных проекций. | Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах | Выполнение чертежа детали. | 1 |
8 | Чертежи в системе прямоугольных проекций | Последовательность выполнения чертежа. Построение третьего вида по двум данным. | Построение третьего вида по двум данным. Уметь читать чертеж по двум проекциям | 1 |
9 | Аксонометрические проекции. Технический рисунок. | Аксонометрические проекции. | Построение аксонометрических проекций | 1 |
10 | Аксонометрические построение окружности | Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции; | Выполнять построение окружности в изометрической проекции | 1 |
11 | Технический рисунок | Понятие о техническом рисунке. Использование для пространственной передачи объёма предмета различные виды штриховки. | Выполнять построение технического рисунка предмета «Выполнение чертежей деталей с включением элементов конструирования | 1 |
12 | Программа КОМПАС. | Настройки программы. Инструменты программы. Графические примитивы. Геометрические построения. | Выполнять построение. осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и частей (в т. числе на компьютере); | 1 |
13 | Чтение и выполнение чертежей | Анализ геометрических предметов. Чертежи аксонометрические проекции геометрических тел. Проекции вершин, рёбер, граней предмета | Различать основные геометрические тела, составляющие формы деталей. Находить на чертеже проекции вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих. | 1 |
14 | 3D моделирование | Основные понятия. Базовые плоскости. Система координат. Требования к эскизам. Базовые операции трёхмерного моделирования. «выдавить2 и «вращение». Приёмы моделирования. | Строить проекции вершин, ребер, граней предмета; Порядок построения изображений на чертежах | 1 |
15 | Сечения и разрезы. Виды сечений. Модель и чертёж вала с сечениями на ПК Виды разрезов. Местные разрезы. | Эскизы деталей с сечениями. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета. | Графическая работа. Анализ сечений и разрезов. Решение задач на построение разрезов. | 1 |
16 | Трёхмерные модели | Модель и чертёж детали с разрезами на ПК Порядок чтения чертежей деталей. Разрезы Правила выполнения чертежей деталей с разрезами в соответствии с ЕСКД (в КОМПАС-3D) | Чтение и выполнение чертежей Практическая работа | 1 |
Проекты и индивидуальные задания-2ч |
17 | Библиотека стандартных изделий в программе КОМПАС-3D | Знакомство с библиотекой стандартных изделий в программе КОМПАС-3D | Анализ задач, составление алгоритмов решения. | 1 |
18 | Архитектурные и строительные чертежи и модели. | Компьютерные модели архитектурных сооружений. | Анализ задач, составление алгоритмов решения Грамотно применять при выполнении чертежей необходимые геометрические построения. Выполнение моделей и чертежей разного уровня сложности. | 1 |
№темы | Тема (с практико-графической работой) |
1 | Правила оформления чертежей. Практическая работа №1 «Линии чертежа» Графическая работа №2«Чертеж плоской детали» |
2 | Геометрические построения. Графическая работа №3 «Чертеж плоской детали с выполнением геометрических построений» |
3 | Способы проецирования. Практическая работа №4 «Построение третьей проекции точки, отрезка прямой и плоской геометрической фигуры (треугольника) по двум заданным» Графическая работа №5 «Чертеж группы геометрических тел в трех проекциях» |
4 | Чтение и выполнение чертежей деталей Графическая работа №7 «Чертеж предмета в 3-х видах с преобразованием его формы» Практическая работа №8 «Устное чтение чертежа детали» |
5 | Эскизы. Практическая работа №9«Эскиз и технический рисунок детали». Графическая работа №10 «Выполнение чертежей деталей с включением элементов конструирования». Графическая работа №11 «Выполнение чертежа предмета». |
6 | Основы компьютерного черчения |
Сечения Графическая работа №12 «Чертеж вала с сечениями на ПК» Разрезы Упражнения «Эскизы деталей с разрезами»; «Эскизы детали с местными разрезами» Упражнения Базовые операции трёхмерного моделирования. «выдавить» и «вращение». Приёмы моделирования. Практическая работа №13 Трехмерные модели деталей и чертежи с разрезами |
7 | Проекты и (индивидуальные задания) Библиотека стандартных изделий в программе КОМПАС-3D |
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения курса
Материально-техническое обеспечение:
- для работы с Интернет-ресурсами и создания мультимедийных презентаций, буклетов: компьютеры с выходом в интернет (компьютерный класс) – 1 кабинет; мультимедийный проектор – 1 шт.; многофункциональное устройство – 1 шт.;
Учебно-методическое обеспечение:
- литература для учителя:
Учебник «Черчение» для учащихся – Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., М.: Просвещение, 2015 г.,
«Методика преподавания черчения», Москва, Гуманитарный изд. центр, 2014 г.
Учебник «Черчение» под редакцией проф. Н.Г. Преображенской, Изд. центр «Вентана-Граф», 2005 г.
И.А. Воротников «Занимательное черчение», М.: Просвещение.
Кочеткова Н.Н., Основы компьютерной графики, методическое пособие, электронный вид, Нижний Новгород, 2000 . – 560 С.
Богуславский А.А. «КОМПАС – график», учебное пособие, электронный вид, Коломна, 2005 – 450 с.
- литература для учащихся:
. Учебник «Черчение» для учащихся – Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., М.: Просвещение, 2015 г.,
Баранова И.В. КОМПАС - D для школьников. Черчение и компьютерная графика.
Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: ДМК
Пресс, 2009. – 272 с., ил1
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
Тетрадь в клетку формата А4;
Чертежная бумага плотная нелинованная - формат А4
Готовальня школьная
(циркуль круговой, циркуль разметочный); Линейка 30 см.;
Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.
Транспортир;
Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
Простые карандаши – «Т» («Н»), «ТМ» («НВ»), «М» («В»);
Ластик
Инструмент для заточки карандаша.
Интернет – ресурсы:
http://www.it-n.ru/ Сайт «Сеть творческих учителей»: Уроки творчества: искусство и технология в школе.
Федеральный российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru
Образовательный портал «Учеба»: http://www.uroki.ru
Сайт федерации Интернет образования: http://teacher.fio.ru
Всероссийская олимпиада школьников: http://rusolymp.ru/
Сайт издательского дома «1 сентября»: http://www.1september.ru
Ученик научится:
оформлять чертеж в соответствии с требованиями ЕСКД;
строить геометрические фигуры циркулем и линейкой;
строить параллельные и перпендикулярные прямые;
выполнять деление отрезка и окружности на равные части;
выполнять простейшие виды сопряжений;
читать и выполнять ортогональные и аксонометрические проекции предметов несложной формы;
выполнять комплексные чертежи и аксонометрические проекции деталей по описанию;
решать метрические и позиционные задачи;
читать и выполнять несложные машиностроительные чертежи деталей и сборочных единиц;
определять по чертежу тип соединений деталей;
строить сечения многогранников;
владеть навыками простейших преобразований чертежа
пользоваться справочной литературой.
Приложение № 1
Оценка способности учащегося к саморазвитию, самообразованию
Цель диагностики: оценить способность учащегося к саморазвитию, самообразованию.
1. Мои друзья ценят меня за то, что я:
А. преданный и верный друг
Б. сильный и готов в любую минуту за них постоять
В. Эрудированный и интересный собеседник
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
А. целеустремлённый
Б. трудолюбивый
В. отзывчивый
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей учебной деятельности на год, месяц, ближайшую неделю, день?
А. Думаю, что чаще всего это пустая трата времени
Б. Я пытался это делать, но нерегулярно
В. Положительно, я давно это делаю
4. Что вам больше всего мешает самосовершенствоваться в учебной деятельности:
А. Недостаточно времени
Б. Нет подходящей литературы
В. Не всегда хватает силы воли и настойчивости
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?
А. Невнимательность
Б. Переоценивание своих способностей
В. Точно не знаю
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
А. Настойчивый
Б. Усидчивый
В. Доброжелательный
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
А. Решительный
Б. Любознательный
В. Справедливый
8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
А. Генератор идей
Б. Критик
В. Организатор
9.На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества и способности у вас развиты в большей степени:
А. Сила воли
Б. Память
В. Обязательность
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
А. Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби
Б. Читаю художественную литературу
В. Провожу время с друзьями либо в кругу семьи
11.Что для вас в последнее время представляет большой познавательный интерес?
А. Научная фантастика
Б. Религия
В. Психология
12. Вы могли бы максимально реализоваться в качестве:
А. Спортсмена
Б. Ученого
В. Художника
13. Каким чаше всего считают или считали вас одноклассники?
А. Трудолюбивым
Б. Сообразительным
В. Дисциплинированным
14. Какой из трех принципов вам ближе?
А. Живи и наслаждайся жизнью
Б. Жить, чтобы больше знать и уметь
В. Жизнь прожить - не поле перейти
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
А. Человек здоровый, сильный духом
Б. Человек, много знающий и умеющий
В. Человек независимый и уверенный в себе
16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?
А. Думаю, что да
Б. Скорее всего, да
В. Как повезет
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?
А. Приключенческо-романтические
Б. Комедийно-развлекательные
В. Философские
18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда вы его потратите?
А. буду путешествовать и смотреть мир
Б. поеду учиться за границу или вложу в собственное дело
В. куплю коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину, дорогую шубу и буду жить в своё удовольствие
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
Каждый ответ должен быть оценен по ключу
вопрос | Оценочные баллы | вопрос | Оценочные баллы |
а | б | в | а | б | в |
1 | 2 | 1 | 3 | 10 | 2 | 3 | 1 |
2 | 3 | 2 | 1 | 11 | 1 | 2 | 3 |
3 | 1 | 2 | 3 | 12 | 1 | 3 | 2 |
4 | 3 | 2 | 1 | 13 | 3 | 2 | 1 |
5 | 2 | 3 | 1 | 14 | 1 | 3 | 2 |
6 | 3 | 2 | 1 | 15 | 1 | 3 | 2 |
7 | 2 | 3 | 1 | 16 | 3 | 2 | 1 |
8 | 3 | 2 | 1 | 17 | 2 | 1 | 3 |
9 | 2 | 3 | 1 | 18 | 2 | 3 | 1 |
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ: |
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
18 – 25 БАЛЛОВ – очень низкий уровень
26 – 28 БАЛЛОВ – низкий
29 – 31 БАЛЛОВ – ниже среднего
32 – 34 БАЛЛОВ – чуть ниже среднего
35 – 37 БАЛЛОВ – средний уровень
38 -40 БАЛЛОВ – чуть выше среднего
41 – 43 БАЛЛОВ – выше среднего
44 – 46 БАЛЛОВ – высокий уровень
47 – 50 БАЛЛОВ – очень высокий уровень
51 – 54 БАЛЛОВ – наивысший уровень
Приложение №2
Результаты выполнения групповых проектов по отдельным действиям
Учитель –
Предмет -
Группа:
В таблице представляются итоги оценки планируемых результатов основной образовательной программы из раздела «Коммуникативные учебные действия».
Коммуникативные действия | Элементы проектной деятельности учащихся | | | | | Уровень сформированности действий (в %) |
1. Участие в презентации | 0 - в презентации не участвовал | | | | | |
1 - участие в презентации незначительное | | | | | |
2 - участие в презентации значительное | | | | | |
2. Участие в конфликте | 0 - инициатор конфликта | | | | | |
1 - участник конфликта | | | | | |
2 - в конфликт не вступает | | | | | |
3. Характер взаимодействия | 0 - пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет | | | | | |
1 – готов уступить, избегает столкновений | | | | | |
2 - ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение | | | | | |
4. Активность/инициативность ученика | 0 - не проявляет активности | | | | | |
1 - активен, но инициативы не проявляет | | | | | |
2 - активен, проявляет инициативу | | | | | |
5. Ориентация на партнера и согласованность позиций | 0 - не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера | | | | | |
1 - иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение | | | | | |
2 - внимательно выслушивает партнера, с уважением, относится к его позиции, старается ее учесть, если считает верной | | | | | |
6. Лидерство | 0 - стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью "ведомого" | | | | | |
1 - проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет | | | | | |
2 - проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде "на вторых ролях" | | | | | |
| Итого | | | | | |
| В целом | | | | | |
Выводы
По результатам итоговой диагностики коммуникативных умений в проектной деятельности выявлено, что коммуникативные учебные действия сформированы у __________________ на повышенном уровне, __________________ на базовом уровне, ______________________ на уровне ниже базового.