СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Занимательная математика»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Жана-Аульская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании МО от «26» 08 2014г

руководитель МО

______ Канапиянова Г.К.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_________ Самашева А.Т.


«Утверждаю»
Директор школы

______ Жапаров Ж.Б.







Рабочая программа

кружка



«Занимательная математика»

на 2014-2015 уч.год







Составитель программы : руководитель кружка ,

Рамазанова Елена Дакановна







с. Жана-Аул


2014г


I. Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний , умений, навыков , способностей.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы .

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Формы занятий:

- по количеству детей , участвующих в занятии: коллективная, групповая:

- по особенностям коммуникативного взаимодействия : практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра

- по дидактической цели: вводные занятия , занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий Режим занятий:

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часа.

Система занятий внеурочной деятельности «Занимательная математика » позволяет решать следующие аспекты : познавательный , развивающий, воспитательный .

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления

Развивающий аспект :

-создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности , как умение анализировать , сравнивать, синтезировать, выделять главное, делать умозаключения;

-способствовать развитию пространственного восприятия , и сенсорно-моторной координации

Воспитывающий :

- воспитание системы межличностных отношений ;

Цель изучения курса : на популярном, практическом уровне знакомить учащихся с новыми математическими понятиями и современными технологиями решения задач.

Задачи:

  1. Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.

  2. Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.

  3. Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.

  4. Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.

  5. Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.

  6. Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.

Планируемые результаты освоение обучающимися программы «Занимательная математика «

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Содержание программы 2 класс

Числа и вычисления (12ч) - чтение и запись любых двузначных чисел; письменное и устное сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100; решение задач простых и сложных на сложение и вычитание, деление и умножение.

  1. Отношения между числами, величинами (6ч) – решение составных текстовых задач в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

  2. Алгебраические представления (5ч) – понимать различие между числовым выражением и выражением с переменной; вычислять значения выражения с переменной при заданном наборе её числовых значений.

  3. Величины (5 ч) – находить долю величины, а также величину по доле; устанавливать связи и зависимости между площадью прямоугольника и длинами его сторон.

  4. Геометрические представления (2 ч) – изображать луч и отрезок, обозначать их буквами и читать обозначения; строить окружность с помощью циркуля.

  5. Логические задачи и упражнения (4 ч) – решение упражнений занимательного характера, нестандартных задач, которые требуют от ученика проявления сообразительности



































Календарно -тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Содержание, методические приемы


Числа и вычисления

12


1.

Чтение и запись двузначных чисел. Табличное сложение и вычитание.

1

Изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек. Работа с карточками (решение примеров на время).

2.

Сложение и вычитание двузначных чисел.

1

Практическое выполнение действий с помощью цветных палочек.

3-4

Задачи на сложение и вычитание.

2

Решение задач различных видов.

5.

КВН по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел»

1


6.

Анализ КВН. Решение разных задач.

1

Работа над ошибками

7.

Сложение чисел в пределах 100.

Вычитание в пределах 100.

1

Частные и общие приемы сложения и вычитания чисел, основанные на поразрядном сложении и вычитании.

8.

Произведение двух чисел.

Решение задач.

1

Знакомство с таблицей деления и

умножения.

9.

Частное двух чисел.

Решение задач.

1

Нахождение доли числа делением.


10.

Табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4,5,6.

1

Использование знания таблицы умножения на 2,3,4,5,6 для нахождения результатов деления


11.

Путешествие в страну задач по теме: «Простые задачи на умножение и деление».

1



12.

Анализ путешествия. Задачи на умножение и деление.

1

Работа над ошибками



Отношения между числами, величинами.

6



13.

Больше или меньше и на сколько.

1

Кратное сравнение чисел.


14.

Во сколько раз больше или меньше?

1

Решение задач на нахождение числа, большего или меньшего данного в несколько раз.


15-16

Решение разных задач по пройденным темам.

2

Практические приемы сравнения чисел.


17.

Брейн-ринг по теме «Решение задач на уменьшение и увеличение в несколько раз»

1



18.

Анализ брейн-ринга. Табличные случаи умножения и деления на 6, 7, 8, 9.

1

Работа над ошибками.



Алгебраические представления

5



19.

Переменная. Выражения с переменной и его значения.

1

Формирование понятия о переменной, а также о выражении, содержащем одну переменную


20-21

Решение задач, содержащих переменную

2

Нахождение значений выражений с переменной при заданном наборе значений этой переменной


22.

Конкурс смекалистых по теме «Решение задач содержащих переменную. Числовые выражения»

1



23.

Анализ конкурса смекалистых. Составление числовых выражений. Решение задач.

1

Работа над ошибками. Решение задач.



Величины

5



24.

Длина и ее единицы - метр, дециметр, сантиметр.

Практическое решение задач по данной теме.

1

Измерение длин и расстояний с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки. Соотношение между единицами длины: метром, дм, см.


25.

Периметр многоугольника

1

Вычисление периметров любых многоугольников.




26.

Площадь геометрической фигуры

1

Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).


27.

Цена, количество, стоимость.

1

Решение задач с данными величинами.


28.

Игра «х-0» по теме «Величины»

1

 


 

Геометрические представления

2

 


29.

Отрезок. Луч. Числовой луч.

Многоугольник.

Практическое решение задач по данной теме.

1

Изображение луча, отрезка с помощью линейки. Координата точки на луче. Построение точек с заданными координатами.


30.

Окружность. Её центр и радиус.

Практическое решение задач по данной теме.

1

Введение понятий о вершинах, сторонах и углах, многоугольника.


 

Логические задачи и упражнения.

4

 


31-33

Поиск закономерностей. Решение логических задач.

4

Решение нестандартных задач, упражнений занимательного характера.


34

Игра «Мы дружим с математикой»

1





Список литературы:

  1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.

  2. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.

  3. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.

  4. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002. Волина В.В.Праздник Числа.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

  5. Математика 2 кл М.И.МОРО






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!