СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Занимательная математика", 5 - 6 классы.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для обучающихся 5 - 6 классов включает в себя цели и задачи обучения, методы и формы организации занятий, требования к уровню подготовки и планируемые результаты обучения (предметные, личностные и метапредметные), содержание программы и тематическое планирование. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка Занимательная математика.»

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5—6-х классов


Пояснительная записка.


Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс

«Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.

Девизом всех занятий могут служить слова:

«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение

математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений

самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный

вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.


Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.

Принципы программы:

Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность.


В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:


  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях;

  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

  • оптимальное сочетание форм деятельности;

  • доступность.


Цели обучения.


Развитие логического и алгоритмического мышления.

Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.

Выработка навыков устной монологической речи.

Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.


Организация учебных занятий.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной

деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.


Методы и приемы обучения.


  • укрупнение дидактических единиц в обучении математике.

  • знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.

  • иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.

  • индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

  • дидактические игры.


Требования к математической подготовке.


В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны иметь представления о различных системах счисления и о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать

магические квадраты и кроссворды, иметь навыки быстрого счета.


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Личностными результатами изучения курса

является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за обучающимися в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

  • создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

  • осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.



Содержание программы.


1.Числа и вычисления (8 ч.).

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические

квадраты.

2.Геометрические фигуры (5 ч.)

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

3.Ребусы. Кроссворды (5 ч.)

Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

4.Логические задачи (8 ч.)

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.

5.Решение задач (8 ч.)

Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.


Тематическое планирование.

Номер занятий Содержание занятий Количество часов

I. Числа и вычисления. 8 часов

1. Греческая и римская нумерация. 1 час

2. Индийская и арабская система счисления. 1 час

3. Древнерусская система счисления. 1 час

4. Правила и приемы быстрого счета. 1 час

5. Конкурс «Кто быстрее сосчитает». 1 час

6. Знакомство с числовыми ребусами. 1 час

7. Решение и составление числовых ребусов. 1 час

8. Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». 1 час

II.Геометрические фигуры. 5 часов

9. Треугольник, задачи с треугольниками. 1 час

10. Четырехугольники. Геометрические головоломки. 1 час

11. Знакомство с пространственными фигурами. 1 час

12. Решение задач на площадь и объемы пространственных

фигур. Конструирование фигур. 1 час

13. Заключительное занятие «Занимательная геометрия». 1 час

III.Ребусы. Кроссворды. 5 часов

14. Знакомство с принципами их составления. 1 час

15. Решение и составление ребусов. 1 час

16. Знакомство с кроссвордами. 1 час

17. Составление и решение кроссвордов. 1 час

18. Конкурс на лучший ребус и кроссворд. 1 час

IV.Логические задачи. 8 часов

19. Знакомство с числовыми мозаиками. 1 час

20. Составление и решение числовых мозаик. 1 час

21. Решение и составление задач со спичками. 1 час

22. Головоломки со спичками. 1 час

23. Знакомство с принципом Дирихле. 1 час

24. Решение задач на принцип Дирихле. 1 час

25. Решение задач на принцип Дирихле. 1 час

26. Заключительное занятие «Математический КВН». 1 час

V.Решение задач. 8 часов

27. Решение занимательных задач. 1 час

28. Решение шутливых задач. 1 час

29. Задачи от противного. 1 час

30. Задачи на движение. 1 час

31. Задачи на движение по реке. 1 час

32. Задачи на бассейны. 1 час

33. Старинные задачи. 1 час

34. Вечер «Занимательная математика». 1 час










Литература.


И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.

Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 1975 г.

Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.

Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «наука» 1975 г.

Дополнительные главы 7-8,9,10 кл М. « Просвещение» 1977г.

Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 1976 г.

Л.Я. Савельев «Комбинаторика и вероятность» М «Наука» 1975 г.

Газета «Математика». 2000-2008 г.

« Я иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!