Рабочая программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5—6-х классов
Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс
«Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Девизом всех занятий могут служить слова:
«Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» Э. Кант.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений
самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный
вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 40 минут.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность.
В основу составления программы математического кружка положены следующие педагогические принципы:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
доступность.
Цели обучения.
Развитие логического и алгоритмического мышления.
Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
Выработка навыков устной монологической речи.
Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Организация учебных занятий.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной
деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения.
укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
дидактические игры.
Требования к математической подготовке.
В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны иметь представления о различных системах счисления и о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать
магические квадраты и кроссворды, иметь навыки быстрого счета.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Личностными результатами изучения курса
является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
Метапредметными результатами изучения курса являются
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за обучающимися в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Содержание программы.
1.Числа и вычисления (8 ч.).
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические
квадраты.
2.Геометрические фигуры (5 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
3.Ребусы. Кроссворды (5 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
4.Логические задачи (8 ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
5.Решение задач (8 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.
Тематическое планирование.
Номер занятий Содержание занятий Количество часов
I. Числа и вычисления. 8 часов
1. Греческая и римская нумерация. 1 час
2. Индийская и арабская система счисления. 1 час
3. Древнерусская система счисления. 1 час
4. Правила и приемы быстрого счета. 1 час
5. Конкурс «Кто быстрее сосчитает». 1 час
6. Знакомство с числовыми ребусами. 1 час
7. Решение и составление числовых ребусов. 1 час
8. Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». 1 час
II.Геометрические фигуры. 5 часов
9. Треугольник, задачи с треугольниками. 1 час
10. Четырехугольники. Геометрические головоломки. 1 час
11. Знакомство с пространственными фигурами. 1 час
12. Решение задач на площадь и объемы пространственных
фигур. Конструирование фигур. 1 час
13. Заключительное занятие «Занимательная геометрия». 1 час
III.Ребусы. Кроссворды. 5 часов
14. Знакомство с принципами их составления. 1 час
15. Решение и составление ребусов. 1 час
16. Знакомство с кроссвордами. 1 час
17. Составление и решение кроссвордов. 1 час
18. Конкурс на лучший ребус и кроссворд. 1 час
IV.Логические задачи. 8 часов
19. Знакомство с числовыми мозаиками. 1 час
20. Составление и решение числовых мозаик. 1 час
21. Решение и составление задач со спичками. 1 час
22. Головоломки со спичками. 1 час
23. Знакомство с принципом Дирихле. 1 час
24. Решение задач на принцип Дирихле. 1 час
25. Решение задач на принцип Дирихле. 1 час
26. Заключительное занятие «Математический КВН». 1 час
V.Решение задач. 8 часов
27. Решение занимательных задач. 1 час
28. Решение шутливых задач. 1 час
29. Задачи от противного. 1 час
30. Задачи на движение. 1 час
31. Задачи на движение по реке. 1 час
32. Задачи на бассейны. 1 час
33. Старинные задачи. 1 час
34. Вечер «Занимательная математика». 1 час
Литература.
И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.
Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 1975 г.
Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «наука» 1975 г.
Дополнительные главы 7-8,9,10 кл М. « Просвещение» 1977г.
Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 1976 г.
Л.Я. Савельев «Комбинаторика и вероятность» М «Наука» 1975 г.
Газета «Математика». 2000-2008 г.
« Я иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000 г.