СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная математика» 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА  «Занимательная математика» 1 класс

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Занимательная математика» 1 класс»

Муниципальное Автономное Общеобразовательное

Учреждение « СОШ №17»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА


«Занимательная математика»

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 7-8 лет




Максимова Ирина Епифановна,

учителя начальных классов

МАОУ «СОШ №17»















г. Улан-Удэ

2017г

Пояснительная записка

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой с надлежащим остроумием и занимательностью.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на учащихся первых классов (7-8 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном классе. Программа «Занимательная математика рассматривается в рамках реализации ФГОС' и направлена на общее интеллектуальное развитие учащихся.

Программа «Занимательная математика» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.

Цель программы - создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей, способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию их творческих способностей, логического мышления, углубления знаний. Полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Образовательные задачи:

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • привитие интереса учащимся к математике;

  • активизировать познавательную деятельность;

  • показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

  • воспитание культуры личности;

  • воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

  • воспитание понимания значимости математики для научно - технического прогресса;

  • воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины;

  • выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазам окружающих.

Развивающие задачи:

  • развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, каким-то образом связанными с математикой , запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач метод решения . Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Новизна данной программы заключается в ее четкой логической структуре, фактов и занимательность дополнительного математического образования.В тоже время данная программа является самостоятельным курсом, отличительной особенностью которого является универсальность знаний, умений и навыков, полученных в результате ее прохождения.

Программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения (33 часа).

Курс является открытым. В него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были небольшими по объёму, интересными для учащихся, соответствовали их возможностям.


При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учета индивидуальных способностей ,органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Программа содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т. д. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 1 классов, не требуют основательной подготовки и особого уровня развития.

Особенности программы.

Программы составлены на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока. Система уроков условна, но все же выделяются

следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется

демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в

зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажер устного счета, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок– игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.




Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ. Чтобы работа детей была более динамичной, насыщенной и менее утомительной,

занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. С каждым занятием задания должны усложняться: увеличивать объём материала, наращивать темп выполнения заданий. В том числе рекомендуется включать следующие составляющие занятия:

«Мозговая гимнастика» (2-3 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важной частью занятия. Исследования учёных доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

Разминка (3-5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому в разминку включены достаточно легкие способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора и потому помогающие подготовить ребёнка к активной познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих

способностей - памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию перечисленных качеств, но и позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы

познавательной деятельности.


Весёлая переменка (3—5 минут). Динамическая пауза в составе занятия развивает не только двигательную сферу ребёнка, но и умение выполнять несколько различных заданий одновременно.


Решение творческо-поисковых и творческих задач (15 минут). Возможность решать нетиповые, поисково-творческие задачи, не связанные с учебным материалом, очень важна для ребёнка, так как позволяет тому, кто не усвоил какой-либо учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, ведь решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка, на умение в нужный момент «достать» из своей

памяти тот или иной алгоритм рассуждения.


Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение Коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.

Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать (5 минут).

В целях развития логического мышления предлагаются задачи, при решении которых ребенок учится производить анализ, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

При организации внеклассной работы по математике центральное место

принадлежит деятельности, направленной на развитие математических способностей учащихся, привития интереса к предмету. Возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике. Организационные формы внеклассной работы по учащихся, привития интереса к предмету. Возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике предоставляют различные внеклассные

формы занятий по математике. Организационные формы внеклассной работы по математике должны обеспечивать осуществление задач учебно-воспитательного процесса, конечной целью которых является содействие во всестороннем развитии детей, и в первую очередь интеллектуальному.


Итогом реализации программы «Занимательная математика» могут служить: успешные выступления кружковцев в общешкольных олимпиадах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», создание предпосылок для успешных выступлений кружковцев на олимпиадах всех уровней.



Предполагаемые результаты реализации программ

* Умение самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;

* Умение ориентироваться в пространстве;

* Знание названий геометрических фигур;

* Умение собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей,

преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному

конечному результату;

* Умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его

существенные и несущественные признаки.

* Последовательно рассуждать, доказывать.

* Умение ставить учебную задачу;

* Умение составлять и разгадывать математические ребусы, кроссворды.

* Познакомиться с историей возникновения цифр;

* Познакомиться с головоломками, шарадами, логическими задачами на

смекалку.

* Приобрести навыки самостоятельной работы; работы в паре, малой группе;

* Понимать последовательность действий;

* Сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

* Оценивать свою деятельность и деятельность других;

* Задавать уточняющие вопросы;

* Умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои

высказывания, строить простейшие умозаключения

* Распределять работу при совместной деятельности;

* Участвовать в учебном диалоге;


Содержание


п/п


Темы занятий

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2

Старинные системы записи чисел. Головоломки.

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.

4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?

6

Геометрические фигуры. Плоские геометрические фигуры. Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур.

7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

10

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

12

Деление. Упражнения, игры, задачи.

13

Делится или не делится.

14

Математические фокусы . Игры «Изобрази без предмета»,

«Фантазёр», «Художник»

15

Новогодние забавы.

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.

18

Игра «Веришь или нет».

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

20

Экскурсия в компьютерный класс.

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

22

Математические фокусы.

23

Конкурс знатоков.

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

25

Очень важную науку постигаем мы без скуки. Задачи в стихах. Задачи – шутки. Арифметические ребусы.

26

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

27

Решение задач повышенной трудности.

28

Игра «Цифры в буквах».

29

КВМ «Царица наук».

30

Задачи с многовариантными решениями.

31

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

32

Игра «Поле чудес».

33

Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов.

Итого:33ч



Интернет. Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается

использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

* Министерство образования РФ http://www.informika.ru/ http://www.ed.gov.ru/

* Nachalka.com

* PebSTUDIO Начальная школа. Математика

* http://www.vs279.ru

* http://www.metaschool.ru/

* Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое http://teacher.fio.ru

* Новые технологии в образовании http://edu.secna.ru/main/

* Путеводитель «В мире науки» для школьников http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

* Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://mega.km.ru

* сайты «Энциклопедий энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/

http://www.encyclopedia.ru/

1. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005

2. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет) (автор О. Холодова) /Методическое пособие, 1-2 класс. Курс «РПС» .Москва:

Росткнига, 2008 г

3. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе: учебное

пособие/Н. Ф. Дик Ростов н/Д: Феникс, 2010год/

4. Фролова Н.А. “Приёмы активного мотивированного овладения учащимися

системой знаний и способами деятельности”, журнал “Начальная школа”, 2006,

№2, стр.50.

5. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-

8 лет) (автор О. Холодова) / Рабочие тетради, 1-2 класс. Курс «РПС» .Москва:

Росткнига, 2008 год/

6. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. (составитель Е. В.

Языканова)/Учебно - методическое __12 Tf1пособие, 1-2 класс. Москва: «Экзамен»,2010г./

7. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

Волгоград: «Учитель», 2007

8. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и

упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

9. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 200

10. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:

Академкнига/Учебник, 2002

11. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

12. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

13. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.«Лань», 1995

14. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

15. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!