РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
руководитель ШМО заместитель директора по директор МБОУ
«Перспектива» УР МБОУ «Чендекская «Чендекская средняя
_____/Суртаева Г.В. средняя общеобразовательная общеобразовательная
Протокол №_____от школа» школа»
«_____»______2016г. _____/ Приказ №______от__
«_______»___________2016 г. «_____»__________2016 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чендекская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по информатике
для 3 класса
учителя начальных классов
Лиман Светланы Павловны
Нижний-Уймон
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009г. №373, зарегистрирован в Минюсте РФ от 22.12.2009г. с изменениями от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. №2357, 29.12.2014г. №164, 31.12.2015г. №1576;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 с изменениями от 26.01.2016г. №38;
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чендекская средняя общеобразовательная школа»,утверждённый Постановлением главы МО «Усть-Коксинский район» РА от 28.01.2014г. № 30;
Основная образовательная программа начального общего образования, утверждённая приказом МБОУ «Чендекская СОШ» от 05.08.2015г. № 98;
Положение о порядке составления и утверждения рабочих программ по предмету и курсов МБОУ «Чендекская СОШ», утверждённым приказом школы от 06.06.2016г. № 161/1
Главная цель курса информатики - формирование у учащихся способностей к адаптации в современном информационном мире, воспитание у него информационной культуры и обучение компьютерной грамотности.
Цели обучения информатике в начальной школе:
1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5. Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе.
7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
развиваются общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в об- между собой и пр.);
формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Предполагаемые результаты изучения учебного предмета
- что живые существа получают информацию из окружающего мира с помощью органов чувств;
- что бывают источники и приемники информации;
- что такое носитель информации;
- что компьютер предназначен для обработки различных видов информации с помощью программ;
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации;
- называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что данные - это закодированная информация;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
- понимать и знать определение объекта;
- что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями;
- что каждому объекту можно дать характеристику;
- что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах;
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия;
- давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. В качестве таких измерительных средств предлагаю использовать модульно-рейтинговую технологию.
В основу методики положены основополагающие принципы:
- обоснованность и гласность оценивания:
- открытость и наглядность оценок:
- объективность оценки и самооценки знаний,
- индивидуализация обучения;
- самостоятельность изучения;
- изучение учебного материала модулями.
УМК
учебник «Информатика» (ч. 1, ч. 2), 3 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
рабочая тетрадь (ч. 1, ч. 2), 3 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
тетрадь контрольных работ, 3 класс: Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К., Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
методическое пособие для учителя, 3 класс;
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеевой и др. «Информатика», 3 класс (http://school-collection. edu.ru/);
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f" I 18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class) j []=45&subject[]=19);
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя 3 класс, Н.В. Матвеева и др.;
авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodislbz.ru/authors/inf ormatika/4/);
лекторий «ИКТ в начальной школе» (http://metodislbz.ru/lections/8/).
Планируемые метапредметные и предметные результаты
Метапредметные результаты
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
6) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
7) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты
1) владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
утверждения, логические значения утверждений;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры,
ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
проведение полного перебора объектов;
определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
использование имён для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры.
Инструментарий оценивания результатов
-тестирование,
- самостоятельные и проверочные работы,
- контрольные работы,
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Глава 1. Информация, человек и компьютер. (6 часов).
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Требования к уровню подготовки:
Знать: что бывают искусственные и естественные источники информации;
Уметь: представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: запускать тренажёры и тесты
Контрольная работа (тестирование)
Глава 2. Действия с информацией (9 часов).
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Знать: что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
Уметь: кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Действия с информацией»
Глава 3. Мир объектов (9 часов).
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Знать: что тексты и изображения - это информационные объекты;
Уметь: представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера
Контрольная работа (тестирование) по теме «Мир объектов»
Глава 4. Компьютер, системы и сети (7 часов).
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Знать: что документ - это информационный объект;
как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы).
Уметь: представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск);
запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы.
Контрольная работа (тестирование) по теме «Компьютер, системы и сети».
Повторение, изученного за год. Резерв времени - 3 часа.
Календарно-тематическое планирование
по информатике в 3 классе ( 1 ч. в неделю ) всего 34 ч.
№ п/п
| № урока по теме | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Планируемые результаты обучения (предметные, метапредметные, личностные)
|
Основные виды учебной деятельности |
Дата прове- дения урока |
Рабочие | Контрольные | Развитие речи |
Информация, человек и компьютер – 6 ч. |
1 | 1 | Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация. | | 1 | | | Предметные: наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией; соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т.е. получать ответ на вопрос « Удалось ли достичь поставленной цели? » Метапредметные: Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану. Личностные: формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Рассказ и объяснение. Работа над текстом учебника Контроль знаний | |
2 | 2 | Источники и приемники информации. | | 1 | | | |
3 | 3 | Носители информации. | | 1 | | | |
4 | 4 | Компьютер | | 1 | | | |
5 | 5 | Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер» | | 1 | | | |
6 | 6 | Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер» | | | 1 | | |
Всего | 6 | 5 | 1 | | |
Действия с информацией – 9 ч. |
7 | 1 | Анализ контрольной работы №1. Получение информации. | | 1 | | | Предметные: устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора; Метапредметные: Познавательные: анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Регулятивные: выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть. Коммуникативные: самостоятельно составлять план действий (замысел, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «...и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения; Личностные: воспитание и развитие социально-значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. | Рассказ и объяснение. Работа над текстом учебника Контроль знаний | |
8 | 2 | Представление информации. | | 1 | | | |
9 | 3 | Кодирование информации. | | 1 | | | |
10 | 4 | Кодирование и шифрование данных | | 1 | | | |
11 | 5 | Хранение информации. | | 1 | | | |
12 | 6 | Обработка информации | | 1 | | | |
13 | 7 | Обработка информации | | 1 | | | |
14 | 8 | Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией» | | 1 | | | |
15 | 9 | Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией». | | | 1 | | |
Всего | 9 | 8 | 1 | | | |
Мир объектов – 9 ч. |
16 | 1 | Объект и его имя | | 1 | | | Предметные: решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов; овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера-, при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); Метапредметные: Познавательные: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные: Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Рассказ и объяснение. Работа над текстом учебника Контроль знаний | |
17 | 2 | Объект и его свойства | | 1 | | | |
18 | 3 | Функции объекта | | 1 | | | |
19 | 4 | Функции объекта | | 1 | | | |
20 | 5 | Отношения между объектами | | 1 | | | |
21 | 6 | Характеристика объекта | | 1 | | | |
22 | 7 | Документ и данные об объекте | | 1 | | | |
23 | 8 | Повторение. Подготовка к контрольной работе №3 «Мир объектов» | | 1 | | | |
24 | 9 | Контрольная работа №3 «Мир объектов» | | | 1 | | |
Всего | 9 | 8 | 1 | | |
Компьютер, системы и сети – 10 ч. |
25 | 1 | Компьютер – это система | | 1 | | | Предметные: получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»; Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении; Метапредметные: Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог Регулятивные: Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала Личностные: Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Рассказ и объяснение. Работа над текстом учебника Контроль знаний | |
26 | 2 | Системные программы и операционная система | | 1 | | | |
27 | 3 | Файловая система | | 1 | | | |
28 | 4 | Компьютерные сети | | 1 | | | |
29 | 5 | Информационные системы | | 1 | | | |
30 | 6 | Подготовка к контрольной работе №4 | | 1 | | | |
31 | 7 | Контрольная работа №4 | | | 1 | | |
32 | 8 | Годовое повторение по теме «Информация, человек и компьютер» | | 1 | | | |
33 | 9 | Годовое повторение по темам «Действия с информацией», «Мир объектов». | | 1 | | | |
34 | 10 | Годовое повторение по теме «Компьютер, система и сети» | | 1 | | | |
Всего | 19 | 9 | 1 | | |
Всего за год | 34 | 30 | 4 | | |