СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы Г.И. Григорьевой "Элективный курс. Текстовые задачи: сложности и пути их решения".  В нее включены 7 тем, добавлены часы  практикума по решению задач.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Скнаровская основная общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Рассмотрена на заседании МО



Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

На метод совете протокол№______


Зам. директора по УВР ________ Чухлебова Е.А.


«____»____________2014 г.


«Утверждаю»

Директор школы_____________ Шпак Н.Г..


Приказ № ___ от «___»_______­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Текстовые задачи: сложности и пути их решения»




Разработана

учителем математики

Постниковой Н.В.

I квалификационная категория


2015-2016уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.


  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).


  1. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.08.2011 г. № 920-мр .


  1. Учебный план МКОУ Скнаровской ООШ.


6. Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике.


В основу рабочей программы элективного курса по алгебре для 9 класса положена программа, разработанная Г.И.Григорьевой «Элективный курс. Текстовые задачи :сложности и пути их решения».Алгебра.9 класс. .Г.И.Григорьева. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2007 .

Цели обучения:

  • Помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах , как:

а) решение задач на движение;

б) решение задач на совместную работу;

в) решение задач на проценты;

г) решение задач на сплавы.

  • Создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;

  • Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.

Задачи курса:

  • Научить учащихся определять тип текстовой задачи;

  • Научить учащихся решать текстовую задачу , используя разные способы;

  • Учить применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Рабочая программа элективного курса составлена на основе программы элективного курса «Текстовые задачи: сложности и пути их решения». Алгебра.9 класс./ Сост. Г.И. Григорьева.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 2007 год.

В рабочую программу включены 7 тем. В связи с количеством часов по учебному плану школы(1 час в неделю или 34 часа в год) добавлены часы практикума по решению задач, что не влияет на логику содержания курса.Занятия данного элективного курса по 1 часу в неделю, всего 34 часа в год.

Большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

Данный курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности, и предназначен для того, чтобы помочь учащимся научиться решать школьные и математические задачи.

Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала учащимися.На всех экзаменах, особенно в школе, в том числе и за курс 9,11 классов довольно часто встречаются случаи, когда ученик показывает, казалось бы, хорошие знания в области теории, знает все требуемые определения и теоремы, но запутывается при решении весьма несложной задачи.

Одной из причин является то, что одни ученики вникают в процесс решения задач, стараются понять, в чем состоят приемы и методы решения задач. Другие же, к сожалению, не задумываются над этим. Эти учащиеся не анализируют в должной степени решаемые задачи и не выделяют из решения общие приемы и способы.

Научить решать текстовые задачи – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.

Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретенных умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся.

Наблюдается активизация работы их мыслительной деятельности.

У учащихся так же развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.

Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  1. в личностном направлении:

  2. • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • способность к эмоциональному восприятию математи­ческих объектов, задач, решений, рассуждений;

    1. в метапредметном направлении:

  • умение понимать и использовать математические сред­ства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алго­ритмом;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и созда­вать алгоритмы для решения учебных математических проб­лем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, на­правленную на решение задач исследовательского характера;

  • в предметном направлении:

овладение символьным языком алгебры, приемами вы­полнения тождественных преобразований рациональных вы­ражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств, умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем, умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с 9-ого класса.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ КУРСА

Учащиеся должны знать:

  • Виды текстовых задач:

  • Особенности движения тел по течению и против течения;

  • Формулу зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения.;

  • Формулу зависимости массы или объёма вещества в сплаве, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы ,объёма сплава , раствора («всего»);

  • Формулы процентов и сложных процентов.

Учащиеся должны уметь:

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач;

  • применять изученные алгоритмы для решения соответствующих задач;

Содержание курса

Текстовые задачи и техника их решения . (1 час)

Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Задачи на движение. (4 часа)

Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.

Особенности выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.

Задачи на совместную работу.(4 ч)

Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели

Задачи на проценты (4 ч).

Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.

Задачи на сплавы и смеси(4ч)

Формулы зависимости массы или объема вещества в сплаве, смеси, растворе(«часть») от концентрации («доля») и массы или объема сплава, смеси, раствора(«всего»).Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы и ее значение для составления математической модели. Решение задачи с помощью графика.

Задачи на прогрессии(4ч)

Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы арифметической и геометрической прогрессий, отражающие их характеристические свойства. Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.

Форма контроля – проверка самостоятельно решенных задач. Представленный элективный курс содержит 7 тем.

Первая тема «Текстовые задачи и техника их решения» является обзорной по данному разделу математики.

По освоении данной темы учащиеся будут:

Знать:

  • Виды текстовых задач ;

Уметь:

  • Решать текстовые задачи методом составления уравнения, их систем;

  • Уметь составлять чертеж к задаче и применять его к составлению матеметической модели.

Остальные темы – «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу», «Задачи на прогрессии»- закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках.

Тема «Задачи на движение»:

По освоении данного раздела учащиеся будут:

Знать:

  • Особенности движения тел по течению и против течения;

  • О равномерном и равноускоренном движении тел по прямой,

Уметь:

  • Решать текстовые задачи с использованием элементов геометрии.

  • Читать графики движения и примерять их для решения текстовых задач.

Предусмотренный вид контроля включает промежуточный контроль и проводится в форме самостоятельной работы.

Тема «Задачи на смеси и сплавы»:

По освоении данного раздела учащиеся будут:

Знать:

  • Формулу зависимости массы или объёма вещества в сплаве,растворе («часть») от концентрации («доля») и массы ,объёма сплава , раствора («всего»);

  • Особенности выбора переменных и методики для решения задач на сплавы.

Уметь:

  • Решать текстовые задачи с помощью графика.

  • Составлять таблицы данных для задачи и примерять их для решения задач;

Предусмотренный вид контроля включает промежуточный контроль и проводится в форме самостоятельной работы.

Тема «Задачи на работу»:

По освоении данного раздела учащиеся будут:

Знать:

  • Формулу зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения.;

  • Особенности выбора переменных и методики для решения задач на работу.

Уметь:

  • Составлять таблицы данных для задачи на работу и примерять их для решения задач.

Предусмотренный вид контроля включает промежуточный контроль и проводится в форме самостоятельной работы.

Тема «Задачи на проценты» содержит задачи как школьного курса, так и задачи с экономическим содержанием, а так же разные задачи, выходящие за рамки школьной программы.

По освоении данного раздела учащиеся будут:

Знать:

  • Формулы процентов и сложных процентов;

  • Особенности выбора переменных и методики для решения задач с экономическим содержанием.


Уметь:

  • Решать задачи на проценты.

Предусмотренный вид контроля включает промежуточный контроль и проводится в форме самостоятельной работы.

Тема «Задачи на прогрессии»:

По освоении данного раздела учащиеся будут:

Знать:

  • Формулы общего члена и суммы первых nчленов арифметической и геометрической прогрессии, формулы, отражающие их характеристические свойства;

  • Особенности выбора переменных и методики для решения задач на прогрессии.

Уметь:

  • Решать задачи на прогрессии.

Тема «Решение экзаменационных задач».

По освоении данной темы учащиеся будут:

Знать:

  • Основные методы и приемы решения текстовых задач, классификацию текстовых задач и алгоритмы их решения ;

Уметь:

  • Применять полученные знания в решении жизненных задач;

  • Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики ее решения;

  • Решать текстовые задачи методом составления уравнения, их систем;

  • Составлять чертеж к задаче и применять его к составлению математической модели.

Таким образом, значительно совершенствуются навыки учащихся в решении текстовых задач.

Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовиться к ЕГЭ. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.

Календарно –тематическое планирование

п/п


Тема урока

Количество часов

дата

по плану

по факту

1

Текстовые задачи и техника их решения

(1 час)






Занятие 1. Введение в элективный курс

1



2

Задачи на движение (4 часа)






Занятие 2. Теория. Входной тест

1




Занятие 3. Решение типовых задач на движение

1




Занятие 4-5. Практикум по решению задач.

2



3

Задачи на совместную работу(4 часа)






Занятие 6. Теория. Входной тест

1




Занятие 7 Решение типовых задач на совместную работу

1




Занятие 8-9. Практикум по решению задач.

2



4

Задачи на проценты (4 часа)






Занятие 10. Теория. Входной тест

1




Занятие 11 Решение типовых задач на проценты.

1




Занятие 12-13. Практикум по решению задач.

2



5

Задачи на сплавы и смеси (4 часа)






Занятие 14. Теория.

1




Занятие 15. Входной тест. Решение типовых задач на сплавы и смеси.

1




Занятие 16-17. Практикум по решению задач.

2



6

Задачи на прогрессии(4часов)





Занятие 18. Теория.

1




Занятие 19. Решение типовых задач на прогрессии.

1




Занятие 20-21. Практикум по решению задач.

2



7

Решение экзаменационных задач(13часов)





Занятие 22.Турнир. Решение задач по всем темам курса.

1




Занятие 23.Решение экзаменационных задач.

12




ИТОГО

34 часов



Перечень учебно-методического обеспечения:

1.Г.И. Григорьева «Элективный курс. Текстовые задачи: сложности и пути их решения».// Волгоград: ИТД «Корифей».- 2007г.

2 . Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова и др. «Материалы ГИА. « Сборник заданий для подготовки к ГИА» - М.: «Просвещение» 2014-2015г.

3. С.С. Минаев, Т.В. Колесникова «Типовые тестовые задания ГИА» Москва «Экзамен» 2010-2012гг.

4. Под ред.Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова Математика. 9 –й класс. Подготовка к ГИА-2015:учебно –методическое пособие.-Ростов-на –Дону: «Легион»,2014

5.И.Г.Алексеев. Математика. Подготовка к ЕГЭ: Учебно- методическое пособие. – Саратов: Лицей, 2004.

6.Ш.А.Алимов. Учеб. Для 9 кл. общеобр. уч., 10-е изд. М.: Просвещение, 2004.

7..Н.Альхова. Внеклассная работа по математике, - Саратов: Лицей, 2003.

8.Г.П.Башарин. Элементы финансовой математики / Математика, 1996, 16.

9.Галицкий и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: Учебное пособие для школ и классов с углубл. Изуч. Математики / 2-е изд.- М: Просвещение, 1994.

10.Л.О.Денищева. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ . Математика.- М: Интеллект- Центр, 2003.












10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!