СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Экология животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  составлена на основе:

  1. Федерального государственного  образовательного       стандарта основного  (общего) образования  от  17.12 2010 г № 1897
  2. Федерального базисного учебного  плана 
  3. Примерной  основной образовательной программой основного общего образования 2011 г.,
  4.  Авторской программы  В.Н.  Семенцовой из  сборника программ  элективных  курсов  6-9 классы  авторы-составители  В.И Сивоглазов,  И.Б. Морзунова  «Дрофа»  20010 год.

 

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации  внеурочной  деятельности по  предмету  биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Экология животных»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа» № 3

г. Комсомольска – на Амуре


«Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

методического объединения учителей» протокол № ____,

«____» ___________2015 год

«Утверждена педагогическим советом протокол №_______ «______»__________2015 год»

«Утверждаю»

Директор _______________ Приказ №_______

«____»_____________2015 год










Рабочая программа

внеурочной деятельности ФГОС

«Экология животных»

для 7-х классов

на 2015 – 2016 учебный год







Сведения о составителе:

Молчанова Е.В.

учитель биологии

высшая кв. категория


















2015 -2016 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного (общего) образования от 17.12 2010 г № 1897

  2. Федерального базисного учебного плана

  3. Примерной основной образовательной программой основного общего образования 2011 г.,

  4. Авторской программы В.Н. Семенцовой из сборника программ элективных курсов 6-9 классы авторы-составители В.И Сивоглазов, И.Б. Морзунова «Дрофа» 20010 год.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ШМО протокол № 1 от 31.08.2015года. Уровень программы базовый.


Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации внеурочной деятельности по предмету биология, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7-х классов, которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 классов с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятия позволят школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии и экологии, так как программа предусматривает участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.

Курс, рассчитанный на 35 часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Экология животных» связано с предметами естественнонаучного цикла.

На курс «Экология животных» отводится по 1 часу в неделю в 7 классе. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности».

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. В связи с медицинским направлением школы по профильному образованию поможет осознанно школьникам сделать свой выбор, связанный с обучением в медицинских классах.

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.


Цель: формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника

Задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических знаний.

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков наблюдения за биологическими объектами, сравнения.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Условия реализации программы

  • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-14 лет.

  • Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

  • Количество часов - 1 учебных час в неделю

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

  • повышение коммуникативности;

  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии;

  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;

  • сформировавшиеся биологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Экология животных» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Деятельность школьников при изучении курса «Экология животных» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

  • групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

  • работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

  • в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.


Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.


  • В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • методику работы с биологическими объектами и микроскопом;

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • работать в группе.











Учебно-тематический план


Раздел

Кол-во часов

1

Среды жизни и их обитатели

2

2

Гиганты моря и карлики в мире животных

4

3

Одетые в броню. Рождающие мел

4

4

Ядовитые животные

6

5

Животные -рекордсмены

2

6

Животные -строители

2

7

Заботливые родители

3

8

Язык животных

4

9

Животные – понятливые ученики

2

10

Герои песен, сказок и легенд

2

11

Животные - символы

2

12

Бионика –перспективы развития

2


Итого

35


















































Содержание программы.

1. Среды жизни и их обитатели (2 ч).

Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.

2.Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч).

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).

3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).

Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.

4.Ядовитые животные (6 ч).

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.

5.Животные рекордсмены (2 ч).

Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.

6.Животные -строители (2 ч).

Пауки, пчелы, птицы, бобры.

7.Заботливые родители(3 ч).

Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.

8.Язык животных (4 ч).

Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.

9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.

10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).

11.Животные – символы (2 часа)

12.Бионика - перспективы развития (2 часа).
























Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Экология животных» обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


Личностные универсальные учебные действия

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.


Формирование:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;


Регулятивные универсальные учебные действия

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.




Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


























Учебно-методическое обеспечение



  1. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2002

  2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994

  3. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2002-2006

  4. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.

  5. «Большой энциклопедический словарь. Биология», М., «Большая Российская энциклопедия», 2001 г.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология. В 3-х томах под ред. Р. Сопера», М., «Мир», 1990 г.

  7. Зедлаг У., «Слоны», серия «Что есть что», М, «Слово», 1991 г.

  8. Зельф М., «Лошади», серия «Что есть что», М, «Слово», 1984 г.

  9. Небел Б., «Наука об окружающей среде» в 2-х частях, М., «Мир», 1993 г.

  10. Пономарёва И.Н., «Экология», Издательский центр «Вентана-Граф», 2001 г.

  11. Солодова Е.А., Богданова Т.Л., «Биология» в 3-хчастях, М., Издательский центр «Вентана-Граф», 2007 г.

  12. «Энциклопедия для детей», «Биология», «Аванта +», 1994 г.

  13. «Энциклопедия для детей», «Экология», «Аванта +», 2001 г
































Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

Наименование темы

Форма

проведения

занятия

Образоват.

продукт

1

2 сент

Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам

Беседа

конспект

2

9 сент

Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам

Беседа

Конспект

3

16 сент

Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Конспект

4

23 сент

Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.

Активная лекция

Конспект

5

30 сент

Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

6

7 окт

Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Проект

7

14 окт

Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.

Активная лекция

Конспект

8

21 окт

Раковины моллюсков.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Проект

9

28 окт

Панцири броненосцев и черепах.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект. Результаты

10

11 ноя

Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации.

Проект

11

18 ноя

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

12

25 ноя

Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

13

2 дек

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.

Рассказ с элементами беседы.

Конспект.

14

9 дек

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации

Проект

15

16 дек

Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.

Работа с интернетом и литературой по поиску информации

Проект

16

23 дек

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.

Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

17

13 янв

Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

18

20 янв

Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.


Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

19

27 янв

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

20

3 фев

Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.

Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

21

10 фев

Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

22

17 фев

Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

23

24 фев

Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

24

2 март

Язык животных. Танец пчел, муравьев,

Лекция с элементами беседы.

Конспект.

25

9 март

Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.

Лекция с элементами беседы

Конспект

26

16 март

Значение пения птиц, общение млекопитающих.

Работа в группах

Проект

27

23 март

Химический язык, его расшифровка и использование человеком.


Исследовательская работа

Оформление и представление результатов работы.

28

6 апр

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.

Рассказ с элементами беседы.


Конспект.

29

13 апр

Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.


Работа в группах

Проект

30

20 апр

Животные – герои песен и сказок.

Работа в группах

Проект

31

27 апр

Животные – герои легенд.

Работа в группах

Проект

32

4 мая

Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.

Работа в группах

Проект

33

11 мая

Животные символы.


Работа в группах

Проект

34

18 мая

Бионика как наука.

Работа в группах

Проект

35

25 мая

Перспективы развития бионики.

Конференция




Всего: 35 ч

















































Информационно-техническое обеспечение

    1. Электронное приложение к учебнику (СD) «Биология. Живой организм» Просвещение 2007 г.

    2. Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).

    3. Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).

    4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

    5. Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон 2005 г

    6. Мультимедийное учебное пособие нового образца БИОЛОГИЯ. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс Просвещение- Медиа 2005



Ресурсы Интернета


1.http://bio.1september.ru

2. http://www.cultinfo.ru

3. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

4.    www.bio.nature.ru - научные новости биологии

5.    www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

6. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий


































31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!