СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа дополнительного образования " Я -исследователь"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования для 5-7 классов " Я -исследователь"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования " Я -исследователь"»

Берёзовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»



«Рассмотрено» на заседании

МС БМАОУ СОШ №9

Председатель МС БМАОУ СОШ №9

__________________________


Протокол № ___ от

«____»____________201__ г.



«Утверждаю»

Директор школы

_______­___ Е.В.Сивкова


Приказ № ___ от «___»______201___ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« Я – исследователь»

наименование курса внеурочной деятельности

(__естественные науки_____)

наименование направление

для учащихся _2-6_ классов


__________Туровцева Ирина Евгеньевна_______________

Ф.И.О. педагога разработчика программы












2017 год

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Я - исследователь» рассчитан на 105 часов (3 часа в неделю). Программа имеет практико-ориентированную направленность и соответствует возрастным особенностям и познавательным возможностям учащихся.

Основные принципы реализации программы:

- научность: включает в себя способы исследования, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний;

- личностный подход: предполагает отношение педагога к личности ученика как к главной ценности, создание условий для личностного роста каждого ребенка;

- преемственность: ориентирует педагога на создание условий для восхождения от более низких уровней к более высоким, ориентируясь на предыдущие личные достижения каждого ребенка;

- результативность: хороший результат, партнерство, творчество и успех: создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.

Функции программы:

● расширять кругозор в предметных областях;

● повышать способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, - происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

● развивать творческие способности;

● развивать умение выступать перед аудиторией.


Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в исследовательскую деятельность.

Задачи:

● создавать условия для развития ребёнка;

● формировать ценностные отношения к окружающему миру, опыт общения, сотрудничества;

● развивать у детей умение работать с различными источниками информации;

● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.


Ожидаемые результаты


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую родину, страну; осознавать себя гражданином страны;

Выполнять правила поведения на природе; знакомиться с историей, культурой родной страны;

Уважать чужое мнение, определяя свою позицию


Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и ли самостоятельно, искать средства и пути их осуществления;

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем

Работая по плану, выверять свои действия, при необходимости исправлять ошибки; использовать основные и дополнительные средства; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок

Определять, какая нужна информация;

Отбирать необходимые источники: книги, словари, справочная литература, электронные носители;

отбирать, классифицировать полученную информацию; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь суждений;

Оформлять и представлять полученную информацию.

Организовывать взаимодействие в группе, договариваться друг с другом; распределять роли и т.д.;

прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами;

при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации




Содержание курса с указанием форм организации и видов учебной деятельности


Тема

Кол-во часов

Форма деятельности

Содержание занятий (вид деятельности)

1


Введение

3

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Что такое исследование? Качества необходимые юным исследователям. Как совершались открытия. Этапы исследовательской работы. Знакомство с основными методами исследования. Постановка эксперимента « Законы равновесия». Подготовка доклада « Мои домашние исследования».

2

Невидимые миры

3

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Чего не увидеть невооруженным глазом? Просмотр видеофрагмента « Невидимые миры». Изобретение микроскопа Левенгуком. Знакомство с первым микроскопом, сравнение с современными микроскопами. Изучение устройства микроскопа, правила работы с ним. Исследование готовых микропрепаратов методом микроскопирования. Зарисовка изображений, полученных через микроскоп. Установление связи между изображением образца реального размера и через увеличение микроскопа.

3

О микробах и грибах

11

фронтальная

Изучение значения микроорганизмов

групповая

Планирование эксперимента « Почему нужно мыть руки?». Выполнение практической работы « Почему нужно мыть руки?». Создание питательной среды для жизнедеятельности бактерий» Исследование колоний бактерий методом микроскопирования, подсчет колоний, анализ полученных результатов.

фронтальная

Изучение строения и роли грибов в природе и жизни человека

групповая, индивидуальная

Самостоятельное приготовление микропрепарата дрожжей для исследования. Изучение (рассмотреть и зарисовать) под микроскопом форму, строение и расположение клеток дрожжей. Сделать вывод о проделанной работе.

групповая, индивидуальная

Вырастить плесень Установить причины появления плесени. Выявить способы устранения и предотвращения появления плесени. Изучить с помощью микроскопа строение плесени. Сравнить полученные результаты микроскопирования клеток дрожжей и плесени. Сформулировать выводы исследования.

4

О растениях

13

фронтальная

Работа с информационными источниками. Установление строения растений и роли в природе.

групповая

Выявление типа жилкования листа. Планирование и осуществления эксперимента по консервации растений.

групповая

Экспериментальное установление факторов окружающей среды на рост и развитие растений. Проращивание семян, выращивание растений. Фиксирование результатов исследования. Знакомство с фитогормонами. Планирование и осуществление опыта, демонстрирующего действие гормонов как катализаторов и ингибиторов процесса созревания плода.

групповая

Работа с информационными источниками. Знакомство с эпифитами. Планирование, подготовка и осуществление эксперимента по выращиваю «бромелиевых» деревьев. Установление правил ухода за « бромелиевыми» деревьями.

групповая

Работа с информационными источниками. Изучение и подбор растений, пригодных для создания экосистемы в банке. Планирование и осуществление этапов практической работы по созданию экосистемы в банке.

5

О животных

9

Фронтальная, групповая

Работа с информационными источниками. Установление признаков животных, выявление отличий от других царств живой природы. Исследование клетки животных. Установление сходств и различий с клетками растений.

групповая

Практическая работа « Выращивание и исследование инфузории туфельки»

Групповая

Исследование рисунков и коллекций. Практическая работа.

групповая

Практическая работа.

групповая

Работа с информационными источниками.

групповая

Планирование, моделирование и создание настольной игры « Животные красной книги Свердловской области»

6

О человеке

11

фронтальная


групповая

Осуществление исследовательских экспериментов « Опыт Аристотеля», « Слепое пятно», « Ожившие картинки» (создание фенакистископа), экспериментальное исследование ощущений человека с помощью опыта « Горячая или холодная вода?», « Можно ли услышать звук, если закрыть уши?»

групповая

Что такое наследственность? Исследование молекулы ДНК, выделение молекулы ДНК из банана.

Выполнение практической работы « Организм –химическая лаборатория»

групповая

Осуществление экспериментов « Поиск белка»,

« Денатурация белка», « Поиски крахмала»

7

О Земле

11

групповая

Изучения состава земной коры. Практическая работа « Чтение истории земной коры»

групповая

Знакомство с понятием биосфера. Изучение вулканов методом моделирования. Проектирование и создание макета вулкана.

групповая

Установление причин возникновения полезных ископаемых. Практическая работа «Исследование физических свойств и значения различных полезных ископаемых»

Групповая, индивидуальная

Установление проблем загрязнения окружающей среды. Классификация загряжнений!. Знакомство с методами анализа различного рода загрязнений. Подготовка проектов экологической направленности.

8

О Космосе

11

Групповая, индивидуальная

Исследование карт звездного неба

Групповая, индивидуальная

Знакомство с представлениями о вселенной, проектирование и изготовление космического аппарата.

Групповая, индивидуальная

Составление карты звездного неба.

Групповая, индивидуальная

Создание моделей солнечной системы.

9

Немного о физике

11

Групповая, индивидуальная

Исследование агрегатных состояний, изучение различных физических явлений с помощью экспериментов по сжатию бутылки, « Перевернутая банка с водой», « Измеритель плотности», « Огнеупорный воздушный шарик», « Лава в бутылке»

Групповая, индивидуальная

Что такое атмосфера. Изучение движущей силы воздуха с помощью осуществления эксперимента « Диск на воздушной подушке», управления воздушными потоками с помощью осуществления эксперимента « Как задуть свечу через препятствие?», атмосферного давления с помощью эксперимента « Как опорожнить стакан с помощью полной бутылки?» , теплоизоляции, создание автоматической поилки для животных




Групповая, индивидуальная



Знакомство с разными видами движения

Исследование сил движения с помощью экспериментов .

Групповая, индивидуальная

Исследование магнитного поля с помощью экспериментов: « Компас из иголки», « Магнитное натяжение»


Групповая, индивидуальная

Что такое электрический ток и откуда он берется? Выполнение экспериментов: «Послушная стрелка», « Электрическая пляска», « Электрический двигатель», « Электроскоп – индикатор электрического заряда»

10

Удивительная химия

11

Групповая, индивидуальная

Знакомство с лабораторным оборудованием, осуществление опытов с нагреванием веществ, исследование плотности жидкостей «Радуга в бокале», объяснение явление айсбергов с помощью опыта « Вода над маслом», выполнение простейших химических реакций.

Групповая, индивидуальная

Изучение типов смесей веществ. Определение понятия «Смесь» и «чистое вещество». Экспериментальное изучение явления растворения, приготовление растворов. Выполнение очистки смесей. Изучение метода экстрагирования веществ. Исследование метода кристаллизации ( практическая работа « Выращивание кристаллов»)

Групповая, индивидуальная

Исследование кислотности среды по изменению окраски индикаторов. Приготовление индикаторов в домашних условиях. Исследование реакции нейтрализации

Групповая, индивидуальная

Выполнение опытов по изучению типов химических реакций (разложение, замещение, соединение, обмен)

11

Хочу изобретать!

9

Групповая, индивидуальная

Проектирование, моделирование, создание собственных изобретений

12

Подготовка к отчётной конференции

1

Групповая, индивидуальная

Планирование, составление защитного слова. Подготовка презентации проекта

13

Отчётная конференция

1

Групповая, индивидуальная

Презентация собственного проекта

Итого

105




Тематическое планирование (105 часов)




Название темы занятий

Кол-во часов

Количество учебных часов на теоретические занятия

Количество учебных часов на практические занятия

1-3


Кто такие исследователи?

3

0

3

4-6

Знакомство с устройством и основами работы с микроскопом

3

0

3

7-17

Какие бывают микробы?

11

1

0

Почему нужно мыть руки?

0

3

Отдельное царство - грибы

1

0

Практическая работа « Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

0

3

Практическая работа « Почему портятся продукты?»

0

3

18-30

Строение организма высших растений

13

1

0

Скелет растений. Дышит ли растение? Консервация растений.

0

3

Рост и развитие растений. Растения тоже чувствуют.

0

3

Практическая работа « Выращивание «Бромелиевого дерева»

0

3

Создание экосистемы в банке

0

3

31-39

Признаки животных

9

1

0

Знакомство с простейшими

0

3

Мир беспозвоночных животных

0

1

Мир позвоночных животных

0

1

Животные красной книги « Свердловской области»

0

1

Создание настольной игры « Животные красной книги Свердловской области»

0

2

40-50

Что отличает человека от животных?

11

1

1

Исследование чувств человека

0

3

Организм человека как лаборатория

0

3

Жиры, белки, углеводы – строительный материал нашего организма

0

3

51-61

Земля - планета

11

1

1

Вулканизм и биосфера

0

3

Полезные ископаемые

0

3

Занятие -конференция « Проблемы загрязнения окружающей среды»

0

3

62-72

Что изучает астрономия?

11

1

1

Как древние люди представляли себе вселенную?

0

3

Изучение созвездий (занятие -виртуальная экскурсия )

0

3

Планеты солнечной системы

0

3

73-83

Вода

11

0

3

Воздух

0

3


Движение


0

1

Магнетизм

0

2

Электричество

0

2

84-94

Твердые тела, жидкости, газы

11

0

2

Смеси и растворы

0

3

Кислотность среды

0

3

Типы химических реакций

0

3

95-103

Создание технических проектов по выбранной теме

9

0

9

104

Разработка защиты технического проекта

1

0

1

105

Итоговое занятие

1

0

1


Итого

105

7

98



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!