СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа черчению для 9 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение   7 графических работ и 5 практических  работ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа черчению для 9 класса»

является составной частью ООП ООО


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Максимовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена

методическим объединением

Протокол № _______________

От «____» ________________ 2016 г.

Руководитель МО

__________________Ж.В. Малых

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

__________________ А.Г. Чудинова

«_____» ________________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ ИРМО «Максимовская СОШ»

_________________ Т.Л. Сушко

Приказ № __________________

От «______» ________________ 2016 г.


Рабочая программа

черчению

для 9 класса

уровень общеобразовательный

Учитель Войцешук Ирина Петровна,

1 квалификационная категория











2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Черчение» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (для 7-11 классов)

  4. Письмо Министерства образования Иркутской области от 22.07.2016 № 55-37-7456/163 «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016-2017 учебный год »

  5. Учебный план МОУ ИРМО «Максимовская СОШ» на 2016/2017 учебный год.

  6. Черчение: методическое пособие к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 9 класс»: 9 класс/ В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – Москва: АСТ: Астрель,2015.

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение 7 графических работ и 5 практических работ.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения черчения на данной ступени образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по технологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Цель и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах:

  • формировать знания об основах прямоугольного проециро­вания на одну, две и три плоскости проекций, о способах пост­роения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и техничес­ких рисунков;

  • научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

  • развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы пред­метов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссозда­ния пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.; научить самостоятельно пользоваться учебными материа­лами;

  • воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получить опыт применения политехнических, технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основно­го общего образования являются:

— определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач: умение мотивиро] ванно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятель| нос выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятеле ности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов! Отражение в устной пли письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение перефразировать мысль (объяснять иными словами). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, табли­ца, схема, чертеж, технологическая карта н др.) в соответствии с коммуникатив­ной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интер­нет-ресурсы и другие базы данных;

  • владение умениями совместной деятельности: согласование и координа­ция деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

.

Структура курса, основные содержательные линии.


Раздел

Количество часов

1

Техника выполнения чертежей и правила их оформления.

4

2

Чертежи в системе прямоугольных проекций

3

3

Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

4

4

Чтение и выполнение чертежей.

8

5

Сечения и разрезы

6

6

Сборочные чертежи

8

7

Чтение строительных чертежей.

2

Итого часов 35


  • Перечень контрольных и проектных работ:


№п/п

Темы графических работ

Кол-во часов

Вид контроля

дата

корректировка

1

Линии чертежа.

1

Графическая работа №1



2

Чертеж плоской детали.

1

Графическая работа №2.



3

Моделирование по чертежу.

1

Практическая работа №3.



4

Чертежи и аксонометрические проекции предметов.

1

Графическая работа №4.



5

Построение третьего вида по двум заданным.

1

Графическая работа № 5.



6

Чертеж детали (с использованием геометрических построений в том числе и сопряжений).

1

Графическая работа № 6



7

Чтение чертежей.

1

Графическая работа № 7.



8

Выполнение чертежа детали в трех видах с преобразованием его формы.

1

Графическая работа № 8



9

Эскиз и технический рисунок детали

1

Графическая работа № 9.



10

Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования.

1

Графическая работа № 10.



11

Выполнение чертежа предметов

1

Графическая работа №11.



12

Эскиз детали с выполнением сечения.

1

Графическая работа № 12.



13

Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.

1

Графическая работа № 13.



14

Чертеж детали с применением роазреза

1

Графическая работа № 14.



15

Чтение чертежей.

1

Практическая работа № 15.



16

Эскиз с натуры.

1

Графическая работа № 16.



17

Чертежи резьбового соединения

2

Графическая работа № 17.



18

Чтение сборочных чертежей.

1

Графическая работа №18.



19

Деталирование.

1

Практическая работа № 19.



20

Решение творческих задач с элементами конструирования.

1

Практическая работа № 20.



22

Чтение строительных чертежей

1

Практическая работа № 21.



23

Выполнение чертежей детали по чертежу сборочной единицы.

1

Графическая работа № 22.





Календарно-тематический план .

Тема


Вид контроля

1

Графический язык. Чертёж. Инструменты, материалы, принадлежности.

-

-

2

Понятие о стандартах. Форматы, основная надпись чертежа.

Графическая работа №1


3

Чертежные шрифты.


Практическая работа

4

Нанесение размеров.

Чертеж плоской детали.

Графическая работу №2


5

Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование


Практическая работа

6

Проецирование на 1-3 плоскости проекций


Практическая работа

7

Расположение видов на чертеже. Местные виды.


Практическая работа №3.

8

Аксонометрические проекции. Плоские фигуры.


Практическая работа

9

Аксонометрические проекции плоскогранных предметов


Практическая работа

10

Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности


Практическая работа

11

Технический рисунок


Практическая работа

12

Анализ геометрической формы предмета.



13

Проекции вершин, граней и ребер предмета.

Графическая работа №4

Практическая работа

14

Построение проекций точек на поверхности предмета.



15

Порядок построения видов на чертежах. Построение третьего вида.

Графическая работа №5


16

Нанесение размеров с учётом формы предмета


Практическая работа

17

Геометрические построения.

Графическая работа №6


18

Чтение чертежей.


Практическая работа №7

19

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преображением его формы.

Графическая работа №8


20

Эскизы деталей

Графическая работа №9-11


21

Общие сведения о сечениях и разрезах.



Практическая работа

22

Сечения

Графическая работа №12

Практическая работа

23

Разрезы


Практическая работа

24

Соединение вида и разреза.

Графическая работа №13.


25

Местные разрезы. Тонкие стенки и спицы на разрезе.

Графическая работа 14


26

Определение необходимого количества изображений.

Графическая работа 15


27

Сборочные чертежи. Виды соединений деталей.

Графическая работа 16


28

Изображение и обозначение резьбы.


Практическая работа

2930

Чертежи болтовых и шпилечных соединений.

Графическая работа 17


31

Чертежи шпоночных и штифтовых соединений.


Практическая работа

32

Сборочные чертежи. Чтение сборных чертежей

Графическая работа 18

Практическая работа

33

Деталирование

Графическая работа 19

Практическая работа №20

34

Чтение строительных чертежей


Практическая работа №21


Итоговый урок по предмету черчение.

Графическая работа №22



34 ч.




Результаты освоения образовательной программы по предмету.

Обучающиеся должны знать:

 основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей,  приёмы построения сопряжений, основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.

 учащиеся должны иметь представление: выполнение технического рисунка и эскизов, об изображениях соединений деталей, об особенностях выполнений строительных чертежей.

Обучающиеся должны уметь:

       рационально использовать чертежные инструменты;

        анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

       анализировать графический состав изображений;

  читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

       выбирать необходимое число видов на чертежах;

       осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

       применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

       - выполнять несложные сборочные и строительные чертежи, пользоваться ЕСКД и справочной литературой.


Содержание учебного предмета

Черчение и графика (34 ч)

Техника выполнения чертежей и правила их оформления (4 ч)

Основные теоретические сведения

Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения графики и ее виды. Основные виды графических изобра­жений: эскиз, чертеж, технический рисунок, техническая иллюстрация, схема. Диаграмма, график. Виды чертежных инструментов, материалов и принадлеж­ностей. Понятие о стандартах. Правила оформления чертежей. Форматы, мас­штабы, шрифты, виды линий.

Практические работы

Знакомство с единой системой конструкторской документации (ЕСКД ГОСТ). Знакомство с видами графической документации. Организация рабочего места чертежника. Подготовка чертежных инструментов, Оформ­ление формата А4 и основной надписи. Выполнение основных линий чертежа.

Варианты объектов труда

Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа.

Геометрические построения (2 ч)

Основные теоретические сведения

Графические способы решения геометрических задач на плоскости.

Практические работы

Построение параллельных и перпендикулярных прямых. Деление отрезка и окружности на равные части. Построение и деление углов. Построение овала. Сопряжения.

Варианты объектов труда

Изображения различных вариантов геометрических построений.

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем (10 ч)

Основные теоретические сведения

Образование поверхностей простых геометрических тел. Чертежи геометрических тел. Развертки поверхностей предметов. Формообразова­ние. Метод проецирования.. Центральное прямоугольное проецирование. Расположение видов на чертеже. Дополнительные виды. Параллельное про­ецирование и аксонометрические проекции/ Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. 'Прямоугольная изометрическая проекция. Особенности технического рисунка. Эскизы, их назначение и правила вы­полнения.

Электрические и кинематические схемы: условные графические обозначе­ния и правила изображения соединений.

Практические работы

Анализ геометрической формы предмета. Чтение чертежа (эскиза) де­тали и ее описание. Определение необходимого и достаточного количест­ва видов на чертеже. Выбор главного вида и масштаба изображения. Вы­полнение чертежей (эскизов) плоских и объемных деталей в системах пря­моугольной и аксонометрической проекций. Нанесение размеров на чертеже (эскизе) с учетом геометрической формы и технологии изготовле­ния детали. Выполнение технического рисунка по чертежу. Выполнение эскиза детали с натуры. Чтение простой электрической и кинематической схемы.

Варианты объектов труда

Чертежи и эскизы плоских и объемных фигур, модели и образцы деталей, электрические и кинематические схемы.

Сечения и разрезы (4 ч)

Основные теоретические сведения

Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разре­за. Разрезы в аксонометрических проекциях.

Практические работы

Вычерчивание чертежа детали с необходимыми сечениями и разрезами. Выполнение чертежа детали с разрезом в аксонометрической проекции.

Варианты объектов труда

Модели и образцы деталей, чертежи деталей с сечениями и разрезами.

Сборочные чертежи (10 ч)

Основные теоретические сведения

Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унифика­ции и типовых деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей. Условные обозначения резьбового соединения. Штрихов­ка сечений смежных деталей. Спецификация деталей сборочного чертежа. Раз­меры, наносимые на сборочном чертеже. Деталировка сборочных чертежей.

Практические работы

Чтение сборочного чертежа. Выполнение несложного сборочного чертежа (эскиза) типового соединения из нескольких деталей. Выполнение деталиров­ки сборочного чертежа изделия.

Варианты объектов труда

Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей сборочных единиц. Модели соединений деталей. Изделия из 5-6 деталей



Критерии оценок

При устной проверке знаний: 


Оценка «5» ставится, когда ученик:

  • полностью овладел программным материалом, ясно пространственно представляет себе форму предметов по их изображениям;

  • твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при
    необходимости умело пользуется справочными материалами;

  • дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания, излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе черчения терминологии;

  • ошибок не делает, но допускает неточности, оговорки по невнимательности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, когда ученик:

  • полностью овладел основным программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;

  • правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом;

  • дает правильный ответ в определенной логической последовательности;

  • при чтении чертежей допускает ошибки некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, исправление которых требует периодической помощи учителя.

Оценка «З» ставится, когда ученик:

  • основной материал знает нетвердо, но большинство изученных условностей изображений и обозначений усвоил;

  • ответ дает неполный, построенный несвязно, но выявияший общее понимание вопросов;

  • чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, когда ученик:

  • обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

  • ответы строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

При выполнении графических и практических работ:

Отметка « 5» ставится, если ученик:

  • самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведет тетрадь; чертежи читает свободно;

  • при необходимости умело пользуется справочным материалом;

  • ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.


Отметка « 4» ставится, если ученик:

  • самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и сравнительно аккуратно ведет тетрадь;

  • справочным материалом пользуется, но ориентируется в нем с трудом;

  • при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных пояснений.

Отметка « 3» ставится, если ученик:

  • чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведет небрежно;

  • в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Отметка « 2» ставится, если ученик:

  • не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведет тетрадь;

  • чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.




Литература:




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


№п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский

«Черчение» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

2012

М.: Просвещение

2

И.С.Вышнепольский

Рабочая тетрадь к учебнику «Черчение»

2014

М. АСТ Астрель

3

А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский, В.И.Вышнепольский

Методическое пособие к учебнику «Черчение. 8-9 классы»

2004

М: ООО «Изд. АСТ», «Издательство Астрель»

4

Л.Н. Анисимова, Р.М.Миначева

Пособие для учителя в 2 ч. Ч 1. В.В.Степакова,

2007

М.: Просвещение,

5

Н.Г.Преображенской

учебник для учащихся общеоразовательных учреждений

2006

М.: Вентана-Граф,







Материально-техническое обеспечение.

Оборудование

1

Компьютер

2

Мультимедийный проектор

3

Угольники чертёжные

4

Принтер

5

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала

6

Доска чертёжная с рейсшиной (для А4)

7

Готовальня школьная

8

Карандаши, ластик, точилка

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!