МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2014 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По черчению
для 9 класса
основной школы
(базовый уровень)
домашнее обучение
Составитель – учитель технических дисциплин
Ивлев Александр Владимирович
Высшая квалификационная категория
2014
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Черчение. Авторы: А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год.
Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 9-го класса с ограниченными возможностями здоровья (универсальный профиль в общеобразовательной школе).
В основной школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Черчение» в 9-м классе выделено 8,5 часов в год (0,25 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.
Данная программа ориентирована на УМК:
Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2011.
Ботвинников А. Д., Вышнепольский В. И., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа)- М.; АСТ, Астрель, 20013.
Г. Г. Ерохина. Поурочные разработки по черчению. - М. «ВАКО», 2011.
Курс черчения в 9 классе рассчитан на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств и продолжает курс «Черчение», начатый в 8 классе.
Реализация этой концепции требует учета следующих положений.
1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений, графической грамоте и графической культуре. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению.
Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
4. При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.
5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
Цели обучения:
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Задачи курса:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах. Построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- формировать знания о сборочных чертежах;
- научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статистические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- развивать способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи;
- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.
II. Содержание программы.
Введение – 0,25 ч.
1. Эскиз (1 ч)
Понятие эскиза. Правила выполнения эскиза. Требования к эскизам. Инструменты для обмера деталей. Последовательность выполнения эскиза.
Использование условных знаков, обозначений.
2. Сечения и разрезы (2 ч)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
3. Сборочные чертежи (3 ч)
Чертежи типовых соединений деталей (2 ч). Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (1 ч).
Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
4. Строительные чертежи (2,25 ч.)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
III. Учебно-тематический план
№ | Модуль программы | Количество часов |
-
| Введение | 0,25 |
-
| Эскиз | 1 |
-
| Сечения и разрезы | 2 |
-
| Сборочные чертежи | 3 |
-
| Строительные чертежи | 2, 25 |
| Итого: | 8,5 |
Календарно - тематическое планирование по черчению в 9 классе
№ п/п | Тема и тип урока | Основные элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата |
план | факт |
Введение – 0,25 ч. |
1 | Введение. Повторение изученного в 8 классе | Исторические сведения о развитии чертежей. Значение графических знаний для отображения и передачи информации в предметном мире. Сведения о чертежных инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими. | Знать: историю развития чертежа; об инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими. Уметь работать с чертёжными принадлежностями | | |
Эскиз – 1 ч. |
2 | Эскизы. Выполнение эскизов деталей. | Дать понятие об эскизе, правилах выполнения эскизов. | Знать: правила выполнения эскизов деталей. Уметь самостоятельно выполнять эскиз детали. | | |
Сечения и разрезы – 2 ч. |
3 | Назначение разрезов. | Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов Простые разрезы. Обозначение разрезов | Знать: назначение разрезов; различие между разрезами и сечениями; виды разрезов; правила выполнения разрезов. Уметь выполнять разрезы Знать правила обозначения разрезов. Уметь обозначать разрезы. | | |
4 | Условности и упрощения на чертежах. | Условности и упрощения на чертежах. Сокращение количественных изображений, применение условных знаков и упрощений | Знать: условности и упрощения на сборочных чертежах Уметь выполнять и заполнять спецификацию | | |
Сборочные чертежи – 3 ч. |
5 | Типы соединений. Изображение резьбы. | Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные и неразъемные соединения. Определение резьбы. Назначение, виды, параметры резьбы. Изображения резьбы на чертеже (на стержне и в отверстии). Обозначение резьбы. | Знать: отличия рабочего чертежа от сборочного, типы соединений. Уметь: узнавать изображение резьбы на чертеже | | |
6 | Болтовое соединение | Болтовое соединение – один из видов резьбовых соединений. Резьбовые крепежные детали (болт, гайка, шпилька, винт). Условности и упрощения в изображении крепежных деталей. Параметры. | Знать: условности при изображении болтового соединения Уметь: использовать справочную литературу | | |
7 | Понятие о деталировании. | Суть процесса деталирования, его необходимость. Правила деталирования. Способы нахождения размеров при деталировании. Выполнение чертежей деталей по чертежу изделия | Знать определение деталирования, его необходимость, правила деталирования Уметь рассчитывать размеры для деталирования; выполнять чертежи | | |
Строительные чертежи– 2,25 ч. |
8 | Строительное черчение | Знакомство со строительным чертежом, его отличием от машиностроительного чертежа | Знать: назначение строительного чертежа, масштабы, простановка размеров, изображения на строительном чертеже Уметь: выполнять краткий конспект | | |
9 | Строительное черчение. Элементы строительного чертежа | Научить выполнению самых распространённых элементов строительного чертежа. Политехническое образование | Знать: элементы строительного чертежа: окна, двери, лестницы, графические материалы. Уметь: выполнять элементы строительного чертежа | | |
10 | Повторение и контроль знаний | | | | |
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображении;
- изученные правила выполнения и оформления чертежей и приемы построения основных сопряжении.
приемы работы чертежными инструментами;
приемы построения сопряжений;
основные сведения о чертежном шрифте;
основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения аксонометрических изображений.
основные правила выполнения чертежей
основные правила построения и обозначения разрезов и сечений на чертежах;
последовательность чтения чертежей деталей и сборочных чертежей;
условные обозначения и изображение резьбы;
способы изображения разъемных и неразъемных соединений (на уровне начального знакомства);
особенности выполнения сборочных чертежей;
условности и упрощения, применяемые на чертежах;
правила деталирования.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображении;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое количество видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
выполнять графические работы;
строить правильные многоугольники;
строить сопряжения;
анализировать форму предмета по чертежу и с натуры;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать оптимальное количество видов на чертеже;
осуществлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
проводить самоконтроль выполнения графических работ;
приводить примеры использования черчения в жизни, быту, профессиональной деятельности человека.
правильно выбирать главное изображение и оптимальное количество изображений;
выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;
выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений деталей;
читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;
пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой, учебником и учебными пособиями.
V. Перечень учебно-методических средств обучения
Методическое пособие для учителя:
Б.В.Будасов. «Машиностроительное черчение» Москва, «Стройиздат»1996
А.Д.Ботвинников «Об актуальных вопросах методики обучения черчению» Москва, «Просвещение» 1997
В.В.Степакова «Карточки задания по черчению» Москва, «Просвещение» 2002
Боголюбов С.К. Черчение. - М.: Машиностроение, 1989.
Дополнительная литература для учителя:
С.В. Титов «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях» Волгоград, «Учитель» 2007
Н.Г.Михайлов «Обучение школьников элементам конструирования» Москва, «Просвещение» 1996
Сборник заданий по техническому черчению для учащихся. – Саратов: «Лицей», 2007.
Журнал «Школа и производство».
Технология: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования. – Волгоград: Учитель 2007.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Составитель С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007.
Методика обучения черчению и графике. Павлова А.А., Жуков С.В. – М; «Владос», 2004.
Франсис Д.К. Чинь. «Архитектурная графика»- М.; АСТ, Астрель, 2007.
- Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. Учебное пособие для техникумов. – М.; Альянс , 2007.
Дрягина В.Б., Кучукова Т.В., Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (под ред. Преображенской Н.Г.)- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2004.
Павлова А.А., Корзинова Е.И. Черчение и графика. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Мнемозина, 2007.
Подшибякин В. Черчение. Практикум. – М.; Лицей, 2006.
Черчение: Основные правила оформления чертежей; Построение чертежа "плоской" детали: Рабочая тетрадь № 1 (под ред. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение: Геометрические построения: Рабочая тетрадь № 2 (под ред. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение: Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа: Рабочая тетрадь № 3 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение: Сечения: Рабочая тетрадь № 5 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.)
Изд. 2-е, перераб. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.
Черчение. Рабочая тетрадь №7. Чертежи типовых соединений деталей. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2005.
Г.В. Чумаченко. Техническое черчение: Учебное пособие.- М.; «Феникс», 2008.
Рассмотрено на заседании ШМО. Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2014г. Руководитель ШМО ________/М. А. Пушкарёва/ | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Л. В. Ляпунова / '' ___ '' _______________ 2014 г. |