СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (черчение) - 9 кл. (Дети с ОВЗ)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по черчению для обучающихся 9 класса - детей с ОВЗ, занимающихся по индивидуаьному образовательному маршруту по индивидуальному учебному плану как очно, так и с использованием дистанционых технологий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (черчение) - 9 кл. (Дети с ОВЗ)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г. Юбилейный Московской обл.

ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30



УТВЕРЖДАЮ:


Директор МБОУ «СОШ №1»

г. Юбилейный

____________________/А. В. Ивлев/

«____» _________________ 2014 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По черчению

для 9 класса

основной школы

(базовый уровень)

домашнее обучение







Составитель – учитель технических дисциплин

Ивлев Александр Владимирович

Высшая квалификационная категория















2014

  1. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа по черчению для 9 клас­са составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Приказа Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе», Федерального компонента Государственного стандарта начального общего, основного среднего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089), Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Черчение. Авторы: А.Д.Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2014-2015 учебный год.

Данная рабочая программа предназначена для работы с обучающимися 9-го класса с ограниченными возможностями здоровья (универсальный профиль в общеобразовательной школе).

В основной школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Черчение» в 9-м классе выделено 8,5 часов в год (0,25 часа в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

Данная программа ориентирована на УМК:

  1. Черчение. А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Виноградов, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, пол ред. В.А. Гервера, - М.; АСТ, Астрель, 2011.

  2. Ботвинников А. Д., Вышнепольский В. И., Виноградов В. Н., Вышнепольский И. С. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 7-8 классы» (М.; Дрофа)- М.; АСТ, Астрель, 20013.

  3. Г. Г. Ерохина. Поурочные разработки по черчению. - М. «ВАКО», 2011.

Курс черчения в 9 классе рассчитан на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств и продолжает курс «Черчение», начатый в 8 классе.

Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений, графической грамоте и графической культуре. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.

2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое, абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.

3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению.

Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

4. При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.), стараясь постоянно совершенствовать уровень их развития.

5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

Цели обучения:

Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.

Задачи курса:

- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах. Построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- формировать знания о сборочных чертежах;

- научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

- развивать статистические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- развивать способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи;

- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

- формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.

II. Содержание программы.

Введение – 0,25 ч.


1. Эскиз (1 ч)

Понятие эскиза. Правила выполнения эскиза. Требования к эскизам. Инструменты для обмера деталей. Последовательность выполнения эскиза.

Использование условных знаков, обозначений.


2. Сечения и разрезы (2 ч)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение мате­риалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соеди­нения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Мест­ные разрезы. Особые случаи разрезов.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.


3. Сборочные чертежи (3 ч)

Чертежи типовых соединений деталей (2 ч). Общие поня­тия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение мет­рической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соедине­ний.

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий (1 ч).

Изображения на сборочных чертежах. Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.


4. Строительные чертежи (2,25 ч.)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назна­чении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.

Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей. Работа со спра­вочником.

III. Учебно-тематический план

Модуль программы

Количество часов

Введение

0,25

Эскиз

1

Сечения и разрезы

2

Сборочные чертежи

3

Строительные чертежи

2, 25


Итого:

8,5



Календарно - тематическое планирование по черчению в 9 классе


п/п

Тема и тип урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дата

план

факт

Введение – 0,25 ч.

1

Введение. Повторение изученного в 8 классе

Исторические сведения о развитии чертежей. Значение графических знаний для отображения и передачи информации в предметном мире.

Сведения о чертежных инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими.

Знать: историю развития чертежа;

об инструментах, материалах и принадлежностях, правилах пользования ими.

Уметь работать с чертёжными принадлежностями



Эскиз – 1 ч.

2

Эскизы. Выполнение эскизов деталей.

Дать понятие об эскизе, правилах выполнения эскизов.

Знать: правила выполнения эскизов деталей.

Уметь самостоятельно выполнять эскиз детали.



Сечения и разрезы – 2 ч.

3

Назначение разрезов.

Разрезы. Назначение разрезов. Различие между разрезами и сечениями. Виды разрезов. Правила выполнения разрезов Простые разрезы. Обозначение разрезов

Знать: назначение разрезов; различие между разрезами и сечениями; виды разрезов; правила выполнения разрезов.

Уметь выполнять разрезы

Знать правила обозначения разрезов.

Уметь обозначать разрезы.



4

Условности и упрощения на чертежах.

Условности и упрощения на чертежах.

Сокращение количественных изображений, применение условных знаков и упрощений

Знать: условности и упрощения на сборочных чертежах

Уметь выполнять и заполнять спецификацию



Сборочные чертежи – 3 ч.

5


Типы соединений. Изображение резьбы.

Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные и неразъемные соединения.

Определение резьбы. Назначение, виды, параметры резьбы. Изображения резьбы на чертеже (на стержне и в отверстии). Обозначение резьбы.

Знать: отличия рабочего чертежа от сборочного, типы соединений.

Уметь: узнавать изображение резьбы на чертеже



6

Болтовое соединение

Болтовое соединение – один из видов резьбовых соединений. Резьбовые крепежные детали (болт, гайка, шпилька, винт). Условности и упрощения в изображении крепежных деталей. Параметры.

Знать: условности при изображении болтового соединения

Уметь: использовать справочную литературу



7

Понятие о деталировании.

Суть процесса деталирования, его необходимость. Правила деталирования. Способы нахождения размеров при деталировании.

Выполнение чертежей деталей по чертежу изделия

Знать определение деталирования, его необходимость, правила деталирования

Уметь рассчитывать размеры для деталирования; выполнять чертежи



Строительные чертежи– 2,25 ч.

8

Строительное черчение

Знакомство со строительным чертежом, его отличием от машиностроительного чертежа

Знать: назначение строительного чертежа, масштабы, простановка размеров, изображения на строительном чертеже

Уметь: выполнять краткий конспект



9

Строительное черчение. Элементы строительного чертежа

Научить выполнению самых распространённых элементов строительного чертежа. Политехническое образование

Знать: элементы строительного чертежа: окна, двери, лестницы, графические материалы.

Уметь: выполнять элементы строительного чертежа



10

Повторение и контроль знаний






IV. Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображении;

- изученные правила выполнения и оформления чертежей и приемы построения основных сопряжении.

  • приемы работы чертежными инструментами;

  • приемы построения сопряжений;

  • основные сведения о чертежном шрифте;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах постро­ения аксонометрических изображений.

  • основные правила выполнения чертежей

  • основные правила построения и обозначения разрезов и сечений на чертежах;

  • последовательность чтения чертежей деталей и сборочных чертежей;

  • условные обозначения и изображение резьбы;

  • способы изоб­ражения разъемных и неразъемных соединений (на уровне на­чального знакомства);

  • особенности выполнения сборочных чертежей;

  • условности и упрощения, применяемые на чертежах;

  • правила деталирования.


Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображении;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

- выбирать необходимое количество видов на чертежах;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

  • выполнять графические работы;

  • строить правильные многоугольники;

  • строить сопряжения;

  • анализировать форму предмета по чертежу и с натуры;

  • ана­лизировать графический состав изображений;

  • читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и нагляд­ные изображения несложных предметов;

  • выбирать оптимальное количество видов на чертеже;

  • осуще­ствлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • проводить самоконтроль выполнения графических работ;

  • приводить примеры использования черчения в жизни, быту, профессиональной деятельности человека.

  • правильно выбирать главное изображение и оптимальное количество изображений;

  • выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах;

  • выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений деталей;

  • читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;

  • пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), спра­вочной литературой, учебником и учебными пособиями.

V. Перечень учебно-методических средств обучения


Методическое пособие для учителя:

  1. Б.В.Будасов. «Машиностроительное черчение» Москва, «Стройиздат»1996

  2. А.Д.Ботвинников «Об актуальных вопросах методики обучения черчению» Москва, «Просвещение» 1997

  3. В.В.Степакова «Карточки задания по черчению» Москва, «Просвещение» 2002

  4. Боголюбов С.К. Черчение. - М.: Машиностроение, 1989.


Дополнительная литература для учителя:

  1. С.В. Титов «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях» Волгоград, «Учитель» 2007

  2. Н.Г.Михайлов «Обучение школьников элементам конструирования» Москва, «Просвещение» 1996

  3. Сборник заданий по техническому черчению для учащихся. – Саратов: «Лицей», 2007.

  4. Журнал «Школа и производство».

  5. Технология: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования. – Волгоград: Учитель 2007.

  6. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. Составитель С.В. Титов. – Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Методика обучения черчению и графике. Павлова А.А., Жуков С.В. – М; «Владос», 2004.

  8. Франсис Д.К. Чинь. «Архитектурная графика»- М.; АСТ, Астрель, 2007.

  9. Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. Учебное пособие для техникумов. – М.; Альянс , 2007.
  10. Дрягина В.Б., Кучукова Т.В., Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (под ред. Преображенской Н.Г.)- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2004.

  11. Павлова А.А., Корзинова Е.И. Черчение и графика. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; Мнемозина, 2007.

  12. Подшибякин В. Черчение. Практикум. – М.; Лицей, 2006.

  13. Черчение: Основные правила оформления чертежей; Построение чертежа "плоской" детали: Рабочая тетрадь № 1 (под ред. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  14. Черчение: Геометрические построения: Рабочая тетрадь № 2 (под ред. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  15. Черчение: Прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа: Рабочая тетрадь № 3 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп.- М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  16. Черчение: Аксонометрические проекции: Рабочая тетрадь № 4 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.) Изд. 2-е, перераб., доп. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  17. Черчение: Сечения: Рабочая тетрадь № 5 (под ред. проф. Преображенской Н.Г.)

  18. Изд. 2-е, перераб. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2007.

  19. Черчение. Рабочая тетрадь №7. Чертежи типовых соединений деталей. - М.; ИЦ Вентана-Граф, 2005.

  20. Г.В. Чумаченко. Техническое черчение: Учебное пособие.- М.; «Феникс», 2008.



















































Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2014г.

Руководитель ШМО ________/М. А. Пушкарёва/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л. В. Ляпунова /

'' ___ '' _______________ 2014 г.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!