МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №34»
Рабочая программа
элективного курса
«Решение задач по математике
в системе подготовки к ЕГЭ»
11А класс
Составитель: Шкляева О.А.
Рассмотрена
на заседании методического объединения
учителей математики и информатики
Протокол № ____ от ____________ 2016 г.
Принята
Решением педсовета МБОУ «ЦО №34»
Протокол № ____ от ____________ 2016 г.
Утверждена
Приказом № ____ от ____________ 2016 г.
Директор МБОУ «ЦО №34» ______________________________ Лазарева Л.В.
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса для 11 класса (профильный уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре и началам математического анализа к УМК «Алгебра - 11 класс. Профильный уровень - автор А.Г.Мордкович» [Программы для общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Авторы-составители И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович – М.: Мнемозина, 2009.]
Данная программа предназначена для подготовки учащихся 11 класса общеобразовательной школы к ЕГЭ. Программа составлена на основании кодификатора требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по математике и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по математике.
Данный элективный курс предназначен для повторения всех разделов курса математики и получения учащимися оптимальных баллов при сдаче единого государственного экзамена по математике.
Начинается изучение курса с наиболее простых тем, рассмотренных в курсе математики основной школы и 10 класса (соответствующих части В единого государственного экзамена по математике), затем по мере прохождения материла добавляются темы, соответствующие курсу 11 класса.
Последняя треть курса предназначена для рассмотрения заданий части С, изучения приёмов и методов решения наиболее трудных задач, расширение и углубление материала, изучаемого в курсе математики. Отрабатываются навыки решения заданий, предлагаемых в контрольных измерительных материалах для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по математике.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы, практикумы. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Количество часов по плану:
всего – 34 ч;
в неделю – 1 ч;
контрольные работы – 3 ч
Цели курса:
практическая помощь учащимся в подготовке к Единому государственному экзамену по математике через повторение, систематизацию, расширение и углубление знаний;
создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
подготовить к успешной сдаче ЕГЭ по математике;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
расширить знания и умения в решении различных математических задач, подробно рассмотрев возможные или более приемлемые методы их решения;
формировать общие умения и навыки по решению задач: анализ содержания, поиск способа решения, составление и осуществление плана, проверка и анализ решения, исследование;
привить учащимся основы экономической грамотности;
повышать информационную и коммуникативную компетентность учащихся;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Требования к уровню подготовленности учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
вычислять значения корня, степени, логарифма;
находить значения тригонометрических выражений;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, показательных, логарифмических выражений;
решать тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения, неравенства, системы, включая с параметром и модулем, а также комбинирование типов аналитическими и функционально-графическими методами;
строить графики элементарных функций, проводить преобразования графиков, используя изученные методы описывать свойства функций и уметь применять их при решении задач;
применять аппарат математического анализа к решению задач;
решать различные типы текстовых задач с практическим содержанием на проценты, движение, работу, концентрацию, смеси, сплавы, десятичную запись числа, на использование арифметической и геометрической прогрессии;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
решать планиметрические задачи, связанные с нахождением площадей, линейных или угловых величин треугольников или четырехугольников;
решать стереометрические задачи, содержащие разный уровень необходимых для решения обоснований и количество шагов в решении задач, включенных в часть I и часть II экзаменационной работы, часто требующие построения вспомогательных элементов и сечений, сопровождаемых необходимыми доказательствами;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 11 КЛАССА
Алгебра
Числа, корни и степени. Основы тригонометрии. Логарифмы. Преобразование выражений.
Цель: выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции.
Уравнения и неравенства
Квадратные, рациональные, иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения и неравенства. Системы уравнений с двумя неизвестными. Системы неравенств. Основные приемы решения уравнений и неравенств, систем уравнений с двумя неизвестными и неравенств. Решение уравнений и неравенств с параметрами. Текстовые задачи, сводящиеся к составлению уравнений.
Цель: решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы; решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков; использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод; решать уравнения и неравенства с параметрами; моделировать реальные ситуации на языке алгебры, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры.
Функции и графики. Начала математического анализа
Определение и графики функций. Элементарные исследования функций. Основные элементарные функции. Производная. Исследование функций с помощью производной. Первообразная и интеграл.
Цель: определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства функции, находить по графику функции наибольшее и наименьшее значения; строить графики изученных функций; исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции; решать прикладные задачи, в том числе социально-экономического и физического характера, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения.
Геометрия
Планиметрия. Прямые и плоскости в пространстве. Многогранники. Тела и поверхности вращения. Измерение геометрических величин. Координаты вектора.
Цель: решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами; решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.
Вероятностные задачи.
Элементы комбинаторики. Элементы статистики. Элементы теории вероятностей.
Цель: моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Класс | Количество часов в неделю согласно Учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
Федерал. компонент | Регион. компонент | Школьн. компонент |
10 | 3 | - | 1 | Программы. Алгебра и начала математического анализа. 10 – 11 классы/ авт. сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович | - Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Часть 1.: учебник / А.Г.Мордкович, П.В. Семенов –2е изд. - М.: МНЕМОЗИНА, 2011. - Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Часть 2.: задачник / А.Г.Мордкович, П.В. Семенов –2-е изд. - М.: МНЕМОЗИНА, 2011. - ЕГЭ 2016. Математика. Базовый уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий. /А.В. Забелин, С.Л. Крупецкий, В.Б. Некрасов, Е.А. Семенко, Н.А. Сопрунова, А.В. Хачатурян, И.А. Хованская, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко, под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 167, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 30 вариантов. Типовые тестовые задания»). - ЕГЭ 2016. Математика. 50 вариантов типовых тестовых заданий. /И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров, С.Е. Посицельский, А.В. Семенов, М.А. Семенова, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред И.В. Ященко. – Издательство «Экзамен», 2015. – 246 [2] с. (Серия «ЕГЭ. 50 вариантов. Типовые тестовые задания»). | - Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Часть 1.: учебник / А.Г.Мордкович, П.В. Семенов –2е изд. - М.: МНЕМОЗИНА, 2011. - Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. Часть 2.: задачник / А.Г.Мордкович, П.В. Семенов –2-е изд. - М.: МНЕМОЗИНА, 2011. - Математика. 10 – 11 классы. Уравнения и неравенства. Приемы, методы, решения/ сост. Е.В. Мирошкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с. - ЕГЭ 2016. Математика. Базовый уровень. 30 вариантов типовых тестовых заданий. /А.В. Забелин, С.Л. Крупецкий, В.Б. Некрасов, Е.А. Семенко, Н.А. Сопрунова, А.В. Хачатурян, И.А. Хованская, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко, под ред. И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 167, [1] с. (Серия «ЕГЭ. 30 вариантов. Типовые тестовые задания»). - ЕГЭ 2016. Математика. 50 вариантов типовых тестовых заданий. /И.Р. Высоцкий, П.И. Захаров, С.Е. Посицельский, А.В. Семенов, М.А. Семенова, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Шноль, И.В. Ященко; под ред И.В. Ященко. – Издательство «Экзамен», 2015. – 246 [2] с. (Серия «ЕГЭ. 50 вариантов. Типовые тестовые задания»); - Математика. Подготовка к ЕГЭ-2016. Профильный уровень. 40 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2015. – 352 с. – (ЕГЭ). |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №34»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «ЦО №34»
_____________/ Лазарева Л.В.
«____» ______________ 2016 г.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
11 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
2016 – 2017 учебный год
Учитель: Шкляева О.А.
Рассмотрена
на заседании методического объединения
учителей математики и информатики
Протокол № ____ от ____________ 2016 г.
2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
№ | Содержание учебного материала | Планируемая дата проведения урока |
| Введение в элективный курс (2 часа) | |
1 | Разбор типовых тестовых заданий ЕГЭ по математике (базовый уровень). | |
2 | Разбор типовых тестовых заданий ЕГЭ по математике (профильный уровень). | |
Алгебра (2 часа) |
3 | Числа, корни и степени. Преобразование выражений. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
4 | Основы тригонометрии. Преобразование выражений. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
Функции (3 часа) |
5 | Определение и графики функций. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
6 | Основные элементарные функции, их свойства и графики. | |
7 | Исследование функций с помощью их свойств. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
Планиметрия (4 часа) |
8 | Треугольник. Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. | |
9 | Окружность и круг. Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. | |
10 | Многоугольник. Сумма углов выпуклого многоугольника. | |
11 | Правильные многоугольники. Вписанная окружность и описанная окружность правильного многоугольника. | |
Стереометрия (4 часа) |
12 | Прямые и плоскости в пространстве. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
13 | Многогранники. Площади поверхности и объемы многогранников. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
14 | Тела и поверхности вращения. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
15 | Основные приемы решения стереометрических задач. | |
16 | Контрольная работа №1 по материалам ЕГЭ (профильный уровень). | |
Уравнения и неравенства (9 часов) |
17 | Квадратные уравнения и неравенства. Рациональные уравнения и неравенства. Метод интервалов. Решение текстовых задач с помощью уравнений. | |
18 | Иррациональные уравнения и неравенства. Основные приемы и методы решения иррациональных уравнений и неравенств. | |
19 | Тригонометрические уравнения. Основные приемы и методы решения тригонометрических уравнений и неравенств. | |
20 | Показательные уравнения и неравенства. Способы решения показательных уравнений и неравенств. | |
21 | Логарифмы. Преобразование логарифмических выражений. | |
22 | Логарифмические уравнения и неравенства. Способы решения логарифмических уравнений и неравенств. | |
23 | Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. | |
24 | Уравнения и неравенства с параметром. | |
25 | Решение систем уравнений с двумя неизвестными. Решение систем неравенств. | |
26 | Контрольная работа №2 по материалам ЕГЭ (профильный уровень). | |
Начала математического анализа (4 часа) |
27 | Производная. Физический и геометрический смысл производной. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
28 | Исследование функций с помощью производной. Решение задач на нахождение минимума (максимума) функции, нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке (интервале). | |
29 | Первообразная и интеграл. Вычисление площади криволинейной трапеции. | |
30 | Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
Вероятностные задачи (2 часа) |
31 | Элементы комбинаторики. Элементы статистики. | |
32 | Элементы теории вероятностей. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |
33 | Контрольная работа №3 по материалам ЕГЭ (профильный уровень). | |
34 | Итоговое занятие. Решение типовых заданий ЕГЭ. | |