СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая карта обучающегося на занятии по теме: «Духовная культура личности и общества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая карта обучающегося на занятии по обществознанию. Тема "Духовная культура личности и общества"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая карта обучающегося на занятии по теме: «Духовная культура личности и общества»»

Рабочая карта обучающегося на занятии по теме:

«Духовная культура личности и общества»


Цели:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1 по теме «Смысл и цель истории» – время выполнения 4 минуты.

Произведите сравнительное описание типов общества по заполненной дома таблице «Сравнительная характеристика типов общества».

Внимательно выслушайте товарищей и осуществите контроль и коррекцию, при необходимости, в таблице (устно и письменно в своих тетрадях).

Линии сравнения

Традиционное (доиндустриальное)

Индустриальное

Постиндустриальное (информационное)

Экономика:

- основной фактор производства;




- основной продукт производства;




- характерные черты производства.




Характер труда




Социальная структура




Духовная жизнь






Критерии оценки: правильно названы все черты трёх типов общества по всем линиям сравнения – «5» баллов;

Правильно названы черты трёх типов общества по всем линиям сравнения, кроме одной – «4» балла;

Правильно названы черты трёх типов общества не менее чем по четырём линиям сравнения – «3» балла;



Задание 2- время выполнения 14 минут.

Решите по вариантам тестовые задания по теме «Смысл и цель истории»- время выполнения 10 минут (Приложение 1).

Осуществите взаимоконтроль и коррекцию, поменявшись решениями в парах – время выполнения 4 минуты.

Критерии оценки:

правильно выполнено 90 – 100% тестовых заданий – «5» баллов;

80- 89% - «4» балла;

70- 79% - «3» балла.


Итого за два задания: набранные 9 – 10 баллов – отметка «5»; 7 – 8 баллов – отметка «4»; 5 - 6 баллов – отметка «3» по теме «Смысл и цель истории», менее 5 баллов – отметка «2».


Задание 1 по новой теме «Духовная культура личности и общества»

Вопросы для беседы – 6 минут.

  1. Вспомните, какие сферы общественной жизни вы знаете?

  2. Перечислите основные элементы духовной сферы общества.

  3. В чем главная особенность творчества человека?

  4. В чем заключается духовная деятельность людей?

  5. Какие вы знаете потребности человека?

  6. В чём выражаются духовных потребностей человека?

Критерии оценки:

- не менее четырёх правильных ответов на вопросы даёт дополнительные 3 балла в рейтинг обучающегося;

- не менее трёх правильных ответов на вопросы даёт дополнительные 2 балла в рейтинг обучающегося;

- не менее двух правильных ответов на вопросы даёт дополнительный 1 балл в рейтинг обучающегося.

Заполните рефлексивную карту.

Задание 2 - время выполнения 3 минуты.

Рассмотрите схему. Дайте ответы на вопросы:

  1. Объясните, что подразумевает понятие «культура» в широ­ком смысле.

  2. Объясните, что подразумевает понятие «культура» в узком смысле.

  3. С чем связана материальная культура? Приведите примеры.

  4. Что подразумевается под духовной культурой? Приведите примеры.

  5. Почему выделение материальной и духовной сторон куль­туры весьма условное?

    Культура и ее виды



Духовная культура

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.




В узком смысле

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В широком смысле

Совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах.












  1. Что такое культура?

    Материальная культура

    Связана с производством и освое­нием предметов и явлений матери­ального мира, с изменением физи­ческой природы человека.










Критерий деления -

потребности общества и человека (материальные и духовные), которые удовлетворяются произведёнными ценностями






Критерии оценки:

- не менее четырёх правильных ответов на вопросы даёт дополнительные 3 балла в рейтинг обучающегося;

- не менее трёх правильных ответов на вопросы даёт дополнительные 2 балла в рейтинг обучающегося;

- не менее двух правильных ответов на вопросы даёт дополнительный 1 балл в рейтинг обучающегося.

Заполните рефлексивную карту.


Задание 3 время выполнения 5 минут.

Послушайте сообщение с презентацией на тему «Традиции и новаторство в культуре России».

Работая парами, изобразите графически (составьте схему) процесса приращения духовного богатства общества, указав пути развития культуры, подкрепив их примерами из истории культуры России.

Или дайте письменно ответ на вопрос: «Какие два пути развития культуры, приращения духовного богатства вы отметили, слушая сообщения».

Критерии оценки

Подготовка сообщения - 3 балла в рейтинг обучающегося.

Подготовка сообщения с презентацией – 5 баллов в рейтинг обучающегося.

Составление схемы - 2 балла в рейтинг обучающегося;

Правильный ответ на вопрос – 1 балл в рейтинг обучающегося.

Заполните рефлексивную карту.


Задание 4 – время выполнения 5 минут.

Заполните недостающие звенья таблицы «Функции культуры».

Функции культуры

Их сущность

Пример действия данной функции



Повседневная жизнь регулируется нормами морали и права, формируя общественное сознание, понимание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо».



В  процессе  обучения и воспитания личности  будущего  медицинского работника важную  роль  играет  культура,  приобщение  индивида  к  общечеловеческим ценностям: высокая нравственность, сохранение жизни, здоровья человека, любовь к ближнему, уважение прав и достоинства личности, самообладание, вежливость, понимание другого человека и пр. Все это достигается в процессе воспитания и образования.

Объединяющая (интегративная)

Обеспечивает единство общества.

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. общество объединила любовь к Родине, национальное самосознание, национальные ценности, традиции, сила духа, волевые качества и особенности национального характера народа.



Профессиональная культура среднего медицинского работника пропитана  вековыми  традициям  медицины, которые передаются другим поколениям: биоэтические принципы Гиппократа «Не навреди», Парацельса «Делай благо» и пр.

Критерии оценки:

Правильно по смыслу заполнены все звенья таблицы – «3» балла в рейтинг обучающегося;

Правильно по смыслу заполнены все звенья таблицы, кроме одного – «2» балла;

Правильно заполнены не менее чем три звена таблицы - «1» балл;

Заполните рефлексивную карту.


Задание 5 – время выполнения 6 минут.

  1. Ознакомьтесь с информацией о народной культуре в учебнике Важенина А.Г. с. 121 – 123.

  2. Дайте устно ответы на вопросы:

- Какую из культур можно образно назвать матерью-прародительницей? Почему?

- С. П. Щавелев: «Единственный путь за её глухие стены: дать хорошее образование, а в идеале и состояние своим детям и внукам». О чём говорит автор высказывания?

- В чём вы видите позитивное и негативное влияние массовой культуры на человека и общество? Приведите примеры.

Критерии оценки:

Каждый правильный ответ на один из дополнительных вопросов даёт дополнительный 1 балл в рейтинг обучающегося.

Заполните рефлексивную карту.


Задание 6 – время выполнения 5 минут.

Познакомьтесь с дополнительным материалом и, опираясь на его содержание и Ваши знания, приведите не менее трёх подтверждений того, что эмо-киды - представители молодежной субкультуры.

Дополнительный материал

Эмо-киды

Эмо-кид - кто это? Эмо - эмоции, кид - ребенок: буквальное объяснение на пальцах - каждый из нас ребенок. Ребенок воспринимает все в окружающем мире иначе. Он может найти радость в любой мелочи, но даже самая незначительная неудача может сильно расстроить его.

Эмо-кид - человек, который чувствует окружающий мир, не боится своих эмоций, не боится быть собой.

История эмо берет свое начало в далеком 1985 г. Эмо - так шутливо называли часть новых вашингтонских групп, которые начали играть странную музыку, несколько не похожую на обычный тогдашний панк.

Стиль эмо предполагает наличие ярких эмоций, как позитивных, так и негативных. Для эмо выражение своих чувств - не проявление слабости. Эмо - это образ жизни и мышления человека.

Вот некоторые атрибуты внешнего вида эмо-кида:

  1. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца.

  2. Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные причёски — два «маленьких хвостика», яркие «заколочки» — «сердечки» по бокам, бантики.

  3. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. На лице и иных частях тела эмо-кида может быть пирсинг .

  4. И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом.

  5. Ногти покрывают чёрным лаком.

  6. Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками.

  7. Значки, прицеплённые к одежде и, иногда, к обуви.

  8. Очки в роговой, или, по крайней мере, в толстой черной оправе.

9. «Кенгурушки» с металлической застежкой - «молнией».

10. Проклепанные ремни разных цветов и напульсники.

11. Анорексичная худоба.

Эмо-стиль не имеет ничего общего с позерством. Чтобы быть эмо, нужно в первую очередь быть искренним. Эмо-стиль предполагает неповторимость, исключительность.

Критерии оценки

Правильно приведены три подтверждения - 2 балла;

правильно приведены два подтверждения – 1 балл в рейтинг обучающегося.

Заполните рефлексивную карту.


Задание 7 – время выполнения – 5 минут.

Группе обучающихся было дано опережающее задание: провести мини-исследование проблем духовного становления студенческой молодёжи колледжа методом анкетирования и подготовить презентацию с тем, чтобы привлечь внимание общественности(преподавателей и студентов) к этой проблеме, продемонстрировав её актуальность.

Послушайте, какие результаты проведённого исследования были получены вашими товарищами, и какие сделаны выводы.

Согласны ли вы с ними? В чём вы видите проблемы духовного поиска современной студенческой молодёжи?

Критерии оценки

Обучающимся, проводившим исследование – по 5 баллов;

Обучающимся, участвовавшим в обсуждении проблемы – по 1 баллу в рейтинг.

Заполните рефлексивную карту.

Задание 8 – время выполнения 3 минуты.

Рассмотрите схему. Какой из способов культурного взаимодействия вам представляется наиболее эффективным? Почему?



Критерии оценки

Правильный аргументированный ответ на вопрос дает дополнительный 1 балл в рейтинг обучающегося.

Заполните рефлексивную карту.


Задание 9 время выполнения 13 минут.

Ознакомьтесь с методическими указаниями для работы «малыми группами»

Задание для обучающихся №1:

создайте свой музей толерантности и диалога культур, продумайте, какие экспозиции туда войдут и подберите материалы для просмотра;

Задание для обучающихся №2.

16 ноября - День толерантности, который отмечают во всех демократических странах. Составьте программу этого дня, который пройдет в нашем колледже. Укажите цели каждого мероприятия, поясните, как будут проходить эти мероприятия, кто будет их участником.


Методические рекомендации обучающимся для

работы «малыми» группами

- Разбейтесь на четыре творческие группы.

- Выберите в ходе жеребьёвке одно из заданий.

- Прочитайте задание.

- Распределите роли в малой группе: координатор (координирует деятельность группы), разработчики (генераторы идей), пользователи (ищут необходимую информацию в сети Интернет), секретарь (фиксирует работу группы, готовит компьютерную презентацию), хранитель времени он же докладчик (представитель, который представляет работу малой группы в виде защиты групповой презентации: экспозиции музея или программы Дня толерантности, координирует процесс, фиксируя время, затраченное на выполнение задания).

- Выполните задание, воспользовавшись сетью Интернет для поиска необходимых материалов.

- Результаты выполненного задания представьте в виде презентации.

- Обращаю ваше внимание, что все члены малой группы, независимо от ролей, которые вы выберите, абсолютно равноправны, доминирующих нет.

- Проявляйте к друг другу уважение, терпеливо принимайте проявления человеческой индивидуальности, будьте чуткими, умейте слушать другого человека, владейте своими эмоциями.

- Аргументировано, спокойно отстаивайте своё мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту.


Критерии оценки первого задания:

Соответствие заданной теме представленных в музее экспозиций и материалов. За каждую экспозицию с не менее чем пятью материалами по 1 баллу всей творческой группе. В сумме не более 5 баллов.

Критерии оценки второго задания:

Соответствие обозначенной теме содержания программы.

Число участников всех мероприятий не менее 50 % обучающихся колледжа.

За каждое мероприятие, цели которого достижимы в имеющихся условиях по 1 баллу всей творческой группе. В сумме не более 5 баллов.

Заполните рефлексивную карту.


Задание 10 – время выполнения 3 минуты.

Вернитесь к рефлексивной карте(Приложение 2) и подведите итоги работы на занятии, заполнив графу: «Итого». Подсчитайте свой общий рейтинг. Выставите себе отметку.

Приложение 1

Тестовые задания по теме «Смысл и цель истории»

I вариант.

Выберите и выпишите букву, под которой находится правильный ответ.

1. Общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой, называется

1. цивилизация

2. формация

3. базис

4. глобализация

2. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относит­ся общество В.?

1. постиндустриальному

2. индустриальному

3. традиционному

4. информационному

3. В современных условиях резко возросло количество промышленных отходов, что приводит к отравлению плодородного слоя земли и запасов питьевой воды, делая особо актуальной экологическую проблему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что экологическая проблема является глобальной?

1. затрагивает интересы развитых стран мира

2. предполагает развитие сотрудничества нескольких государств

3. угрожает развитию стран Африки

4. от ее решения зависит дальнейшая судьба человечества


4. Приобретение тем или иным явлением или процессом общепланетарного характера называется

1. исторический процесс

2. глобализация

3. интеграция

4. модернизация

5. Теорию общественно-экономических формаций выдвинул

1. Г. Гегель

2. К. Маркс

3. А. Тойнби

4. Э. Геккель

6. Какой из признаков характеризует постиндустриальное общество?

1. появление парламентской демократии

2. ведущая роль информационных технологий

3. замена ручного труда машинным

4. преобладание религиозных ценностей


7. Верны ли следующие суждения?

А. Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективных начал над частными отлича­ют традиционное общество.

Б. В традиционном обществе высоко ценятся индивидуаль­ные способности человека, поощряются инициатива и предприимчивость.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

8. Совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений, возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него – это:

1. формация

2. цивилизация

3. надстройка

4. стадия

9. Критерий прогрессивного развития общества:

1. понижение уровня организации;

2. утрата способностей к выполнению тех или иных функций;

3. возрастание степени свободы, которую общество предоставляет человеку;

4. замедление темпов социально-экономического развития.


10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «постиндустриальное общество». Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Знания, капитал, открытость общества, сфера услуг, компьютеры, интернет, глобализация, сырьё.
















Тестовые задания по теме «Смысл и цель истории»

II вариант.

Выберите и выпишите букву, под которой находится правильный ответ


1. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию, называется

1. общественный прогресс

2. исторический прогресс

3. реформа

4. революция

2. К. Маркс считал критерием общественного прогресса

1. божественное предопределение

2. приближение к правовому государству

3. сознание свободы

4. развитие производительных сил

3. Целостность и взаимосвязанность современного мира обеспечивает

1. стремление всего человечества к совершенствованию морали

2. деятельность крупных международных организаций в рамках ООН

3. господство христианства над другими религиями

4. введение единых законов во всех государствах мира


4. Характерной чертой индустриального общества является

1. широкое использование внеэкономического принуждения к труду

2. слабость и неразвитость демократических институтов

3. преобладание коллективного сознания над индивидуаль­ным

4. преобладание частной формы собственности


5. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны


6. К глобальным проблемам современного мира относится

1. возникновение новых межгосударственных объединений

2. завершение промышленного переворота

3. существенный разрыв между уровнями развития регионов планеты

4. интенсивное развитие науки


7. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р. – постиндустриальное?

1. основной продукт производства – промышленные изделия

2. широкое применение механизмов, технологий

3. основной фактор производства — знания

4. классовое деление общества


8. Верны ли следующие суждения?

А. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены.

Б. Революция порождает новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны


9. Быстрее увеличивается население в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и в первую очередь продовольствия. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация отражает глобальную проблему

1. войны и мира

2. экономическую

3. демографическую

4. энергетическую

10. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «индустриальное общество». Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Массовая культура, технология, община, частная собственность, промышленное предприятие, классы, экономический кризис, земля.

















Приложение 2

Рефлексивная карта обучающегося

Методические указания обучающимся по её заполнению

После выполнения каждого задания заполняйте последовательно второй столбик таблицы. Вы должны самостоятельно оценить степень освоения учебного материала по пятибалльной шкале и указать на свои затруднения при выполнении заданий.

№ задания

Самооценка по пятибалльной шкале. Имеющиеся затруднения.

Отметка преподавателя

1



2



3



4



5



6



7



8



9



Итого:




Итого в ходе занятия рейтинг обучающегося:

более 10 баллов – отметка «5» за работу на занятии по новой теме;

8 - 10 баллов – отметка «4»; (ставится только по желанию обучающегося).

5 - 7 баллов – отметка «3»; (ставится только по желанию обучающегося).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!