СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Путевой очерк как жанр публицистического стиля».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа родного края. Бережное отношение к своему историческому прошлому. Литературныен места Дона. Природа родного края.

Просмотр содержимого документа
««Путевой очерк как жанр публицистического стиля».»

Тема: «Путевой очерк как жанр публицистического стиля».

Цели урока:

Образовательные

  • Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;

  • Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста.

Развивающие:

  • Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

  • Совершенствование коммуникативной компетенции;

  • Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;

  • Развитие умения логически верно излагать мысли;

  • Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

  • Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

  • Совершенствование навыков этичного межличностного общения;

  • Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.

Метапредметные УУД:

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, учитывать позиции других участников деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать другими людьми;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

Предметные УУД:

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте;

выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

Личностные УУД:

уважение к своему народу, чувство гордости за свой край, свою Родину, бережное отношение к своему историческому прошлому;

•формирование уважения к русскому языку, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

Тип урокаурок – практикум

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Ключевые понятия: стили речи, публицистика, речевые жанры, языковые средства выразительности, лексические и синтаксические особенности, композиция текста, проблема текста, позиция автора, рецензия.



Ход урока:

І Установка на учебную деятельность.

ІІ  Актуализация знаний.

1) Определение типа и стиля речиВыразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов:

- Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…

- Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)

- Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» )

Вопрос к чтецам (интервью):

-Чем интересны для вас эти тексты?

III Фронтальная беседа с использованием раздаточного материала (тексты, озвученные обучающимися, и памятка - таблица «Текст»)

- Что общего у этих трех текстов?

- Как вы определили тип речи?

- Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения памятку-таблицу «Стили речи».

IV Представление нового материала.

  1. Лекция учителя.

Путевой очерк – самая «древняя» разновидность очеркового жанра. Уже в названии отражено его предназначение – изложить путь, маршрут, пройденный автором. Отличительная черта его – некая заданность, предопределенность фабулы. Дорожные наблюдения, встречи, события, свидетелем которых стал автор, впечатление от новых стран, местностей, городов, широкая панорама - вот богатейший материал, который открывается автору путевого очерка.

Одна из особенностей путевого очерка – это постепенное развертывание изображения: автор движется от села к селу, от города к городу, из страны в страну, постепенно накапливая впечатления и факты. Это могут быть и впечатления от одного города, от одного маршрута, знакомство с которым происходит постепенно.

Постановка задач урока..

Беседа по домашнему заданию.

- Как вы понимаете слово «стиль»? Каково его происхождение?

- Что такое «публицистика»?

- Какова цель текста публицистического стиля?

- Какова сфера его употребления?

- Назовите жанры публицистики.

- Назовите характерные черты публицистического стиля.

- Какова композиция текста публицистического стиля?

- Какие черты сближают публицистический стиль с научным?

- Что общего у публицистического стиля с художественным?

- Назовите лексические особенности публицистического стиля.

- Назовите эмоциональные средства выразительности.

- Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?



VI Практика в использовании нового материала.

Групповая работа по стилистическому анализу текста.

Лингвистическое наблюдение.

Подготовка восприятия.

История Таганрога хранит множество интересных событий, связанных с жизнью и деятельностью царственных особ, выдающихся музыкантов, артистов и писателей. И у каждого из них было особое отношение к этому южному городу. Константин Паустовский оставил о Таганроге такие воспоминания.

1.Чтение путевых заметок «О записных книжках и памяти» К. Г. Паустовского.

Несколько лет назад мне дали прочесть записную книжку одного умершего писателя. Я начал читать ее и убедился, что это были не отдельные короткие записи, как это всегда бывает в записных книжках и дневниках, а довольно связное описание неизвестного приморского города. Ниже я постараюсь воспроизвести это описание с возможной точностью.

Чем дальше я читал эту записную книжку, тем яснее проступали в памяти позабытые краски и запахи, какие-то знакомые места. Но я не мог сразу вспомнить, где я видел эти места и когда это было. Они выступали, как из тумана или из давнего сна, который стараешься восстановить по кускам, как склеивают разбитую статую.

Что же было в этих записях?

Прежде всего было точное описание деревьев и цветов акации.

"Цветы эти тронуты желтоватым и розовым налетом и кажутся чуть подсохшими.

Тень перистых акациевых листьев падает на белые стены и колеблется даже от незаметного ветра. Достаточно взглянуть на эту живую тень, чтобы понять, что ты - на юге и невдалеке от моря.

Когда акация осыпается, ветер несет вороха цветов по улицам. Они с шумом, подобно сухому прибою, катятся но мостовым и набегают на садовые ограды и стены домов".

"Мостовые на портовых спусках отполированы до свинцового блеска подковами битюгов. Между камней прорастают из рассыпанных зерен всходы овса и пшеницы. Крутые подпорные стены заросли дроком. Он свешивается сверху, как остановившийся водопад из непролазного переплетения веток, листьев, колючек и желтых цветов.

Кое-где в этой пыльной зелени вырублены ниши. В них скрыты маленькие кофейни и лавчонки. Там торгуют сельтерской водой и баклавой - слоеным греческим печеньем на меду.

В кофейнях передняя стена всегда застеклена. Сквозь нее видно людей в линялых тельниках, азартно играющих в карты.

Но это не все. Тут же сидят на низких скамеечках старые женщины и продают жареные каштаны. Угли в мангалах наливаются жаром. Слышен непрерывный легкий треск,- это лопается скорлупа каштанов.

Крутой поворот - и внизу, как на детской картинке, появляется совершенно игрушечный порт.

Я читал эту запись, и что-то знакомое мучило меня. Я искал хотя бы какого-нибудь названия, имени, чтобы узнать этот город. Я уже догадывался в глубине души, о каком городе идет речь, но не был еще окончательно уверен в этом.

Ara! Вот! Наконец! "Удивительно, что в книгах одного замечательного нашего писателя - уроженца этого города - не отразилось ничего, о чем сказано выше,- ни моря, ни порта, ни акации, ни черных парусов".

В этих словах заключалась разгадка. Ну конечно, все это было написано о Таганроге - родине Чехова.

Как только я догадался об этом, все прочитанное ожило, потеряло налет отстраненности, какой был во время чтения, и приобрело резкую выпуклость и реальность.

2. Во время чтения отвечаем на поставленные вопросы.

3. Задания к тексту.

1) Что было в записной книжке умершего писателя:

А. отдельные короткие записи%

Б. довольно связное описание неизвестного приморского города;

В. адреса и телефоны знакомых.

2. В книгах уроженца Таганрога А. П. Чехова «не отразилось ничего, о чем сказано выше, ни моря, ни акации, ни черных парусов», так как:

А. писатель не знал города;

Б. писатель видел Таганрог по-своему;

В. писатель не вспоминал о городе.

3. Укажите отглагольные прилагательные: жареные, отполированы, вырублены, беленые, застеклена, написано.

4. В слове рассыпанных пишется –НН, так как:

А. причастие в полной форме;

Б. стык морфем;

В. образовано от прилагательного с - НН.

5. Найдите морфолого-синтаксические средства создания внутреннего монолога (форма повествования от первого лица – употребление местоимения 1 лица ед числа, междометие, вводные слова, частицы, вопрос в начале микротемы и ответ, восклицания).

VII Групповая работа по путевым заметкам «Особенная страна с необычной природой» по технологии «Метод пометок».

Алгоритм работы с текстом публицистического стиля

( стилистический анализ текста)

  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)

  3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором

  4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)

  5. Выявите приметы стиля, стилевые черты

  6. К какому жанру вы отнесете данный текст?

  7. Проследите композицию текста.

Работа в группах

Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств.

  • 1-ая группа – лексические особенности

  • 2-ая группа – эмоциональные средства выразительности

Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения.



VIII Творческая мастерская.

Почему путешествия так популярны? А знаете ли вы города своего края? Каким вы видите свой город? На основе личных впечатлений напишите путевой очерк о каком-либо уголке края, оставившем в вашей памяти впечатления.

 Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?»

- Зачитайте свой ответ.

-Что полезного вы извлекли для себя с урока?

Х Домашняя работа:  1. Составить вопросы для викторины по краеведению «Путешествие по Ростовской области».

  1. Подготовить виртуальную экскурсию «Путешествие по литературным местам Дона».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!