СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 11 класс. : «Публицистический стиль: проблемный очерк».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

III. Актуализация опорных знаний.

1. Эвристическая беседа. Вопросы:  1) Чем является проблемный очерк для публицистического стиля? (жанром). 2) Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Какой самый распространённый жанр публицистического стиля вы знаете? (очерк). 3) Какие виды очерков вы знаете? (путевой, портретный, проблемный). 4) Что общего в этих трёх жанрах? (документальность, достоверность). 5) В чём отличие путевого и портретного очерка? Какой тип речи свойственен каждому? (портретный – описание, путевой – впечатление, повествование с элементами описания).  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 11 класс. : «Публицистический стиль: проблемный очерк».»

Урок русского языка. 11 класс.

Тема: «Публицистический стиль: проблемный очерк».

Цели: формирование понятия «проблемный очерк», формирование представлений об особенностях проблемного очерка;
развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять умения выстраивать логические цепочки рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; воспитание чувства милосердия посредством слова.

Тип урока: комбинированный урок по развитию речи. 

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.

«Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.»

Даниил Гранин.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Эвристическая беседа.
Вопросы: 
1) Чем является проблемный очерк для публицистического стиля? (жанром).
2) Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Какой самый распространённый жанр публицистического стиля вы знаете? (очерк).
3) Какие виды очерков вы знаете? (путевой, портретный, проблемный).
4) Что общего в этих трёх жанрах? (документальность, достоверность).
5) В чём отличие путевого и портретного очерка? Какой тип речи свойственен каждому? (портретный – описание, путевой – впечатление, повествование с элементами описания).
IV. Объяснение нового материала.
1. Проблемный вопрос.

Как вы понимаете, что такое «проблемный очерк», что лежит в основе проблемного очерка?
2. Выступление подготовленного учащегося «Проблемный очерк.  Особенности».
3. Учащиеся составляют в тетрадях план-конспект выступления.
Особенности проблемного очерка:
а) документальность;
б) достоверность фактов;
в) доходчивость;
г) оценка реальных явлений жизни;
д) тесная связь изложения с авторским «Я»;
е) свободная композиция;

ж) могут быть портретные зарисовки;
з) элементы повествования;
и) главное не характер, не рассказ о человеке, а его отношение к тем проблемам, которые трактуются в тексте;
к) проблемный очерк носит полемический характер;
л) проблемный очерк строится по типу рассуждения.
4. Работа с учебником.

Определение проблемного очерка.
5. Отмечаем на доске и в тетрадях особенности проблемного очерка.
6. Работа с терминами.
Тезис - положение, требующее доказательства.
Аргумент - довод, доказательство.
Обобщение - общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.
Логика – ход рассуждений, умозаключений.
Дедукция - способ рассуждения от общих положений к частным выводам.
Индукция - способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
V. Диагностика понимания.

1. Какой приём мы используем при изучении новой темы? (дедукция)
На ЕГЭ в блоке «С» вам необходимо будет написать проблемный очерк.

Общая схема написания проблемного очерка:
1) формирование проблемы (тезис);
2) аргументация ответа;
3) рассуждение от общего к частному – дедукция (дедуктивный метод мышления).
2. Итак, подведём итоги, что характерно для проблемного очерка? (обращаем внимание на доску). Повторяем особенности проблемного очерка.
VI. Закрепление нового материала.

1. Работа в группах.
Работа со статьёй Даниила Гранина «О милосердии».
Вопросы к тексту:
1 группа.

Какую проблему затрагивает автор в тексте? (о милосердии).
Какие тезисы статьи мы можем выдвинуть?
2 группа.

Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Практикуется ли милосердие в нашей жизни?
3 группа.

Что, по вашему мнению, может способствовать воспитанию милосердия?
4 группа.

Какое положение статьи вы можете дополнить своими наблюдениями?

VII. Домашнее задание.
Написать проблемный очерк, раскрывая один из тезисов статьи.
VIII. Итог урока.
Какие трудности вызвала у вас эта тема? Что сегодня вы узнали и чему научились?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!