СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Путешествие в Австралию

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данный урок соответствует программе и месту урока в системе уроков по разделу «Материки и страны».

Цель данной работы - повышение результативности учебного процесса через применение активных методов обучения.

Медиаметоды дают наибольший эффект при усвоении материала, так как в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности обучаемых.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в Австралию»



Урок географии


«Путешествие в Австралию»

7 класс


Цель урока:

Образовательные:

- Расширить знания учащихся о Австралии и ее проблемах

- Учить обучающихся прогнозировать будущее территории, исходя из полученных данных

- Научить применять знания для решения проблем, задач, максимально используя различные источники знаний.(интернет, видео, электронная продукция)

Развивающие:

- Через интеграцию знаний по географии, экологии, биологии расширить представления об окружающем мире на примере Австралии

- Стимулировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся,
отработать умение находить причинно – следственные связи.

- Продолжать формировать умения работать самостоятельно с различными источниками информации и применять их

Воспитательные:

– Способствовать эстетическому и экологическому воспитание

Оборудование: физическая карта Австралии, учебник, атлас, дополнительный материал по теме, компьютер,  геоинформационная программа Google Планета Земля.


Методы: Словесные (беседа, рассказ), наглядные (изобразительная наглядность), стимулирование мотивов интереса к учению (создание ситуации успеха ), проблемные вопросы.


Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Время: 45 минут.

Возраст: 12-13 лет.



План урока

1.Оранизационный момент

Приветствие

(На столе лежит бутылка, внутри которой - письмо. Часть письма размыта водой.) (слайд 2)

- работа с картой (определение местонахождения Австралии)

2. Целеполагание. Определение темы  урока.

3. Маршрут экскурсии (Слайд 3) - Приложение 1

4.Мепредметная связь (Слайд 4) слова Жюля Верна из книги «Дети капитана Гранта»

5 . Основная часть урока. Проходение этапов путешествия

Приложение 1

5.1 Определение особенностей материка Австралия, прослушивание стихотворения Г.Усовой «Австралия – страна наоборот».

Приложение 2

5.2 Выбор вида транспорта Физкультминутка «Полет в Австралию» (здоровьесберегающая технология)

5.3. Нас встречает экскурсовод. (Опережающее задание)

История исследования Австралии (Слайды 5,6)

5.4. Растительность Австралии ( Презентация .ИКТ технология )

(Слайды 7-17)Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

5.5.Животный мир Австралии (Опережающее задание) (Слайды 18-36)

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности

5.6.Просмотр фильма «Пожар в Австралии» использование компьютерных технологий . https://yandex.ua/search/?text=пожары%20в%20австралии%20сейчас%20видео%20%20с%20ютуба&lr=28897&clid=1882611

6. Закрепление.

Игра «Что лишнее?» Технология развития критического мышления.

7. Итог урока. Рефлексия.

7.1. Прием «Делаем выводы»

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Пригодятся ли вам приобретенные знания?

- Что вам понравилось?

7.2. Объяснение домашнего задания.

Заключительное слово учителя. Подведение итогов путешествия


Конспект урока

Организационный момент.

  1. Приветствие


Учитель : К нам сегодня принесли необычное письмо. Обычно в чем приносят письма? (слайд1)
Дети; В конвертах.
Учитель : Давайте достанем его. (Аккуратно вытаскивает из бутылки письмо.) Ой, часть текста размыта водой. Давайте прочитаем то, что видно: «Здравствуйте, друзья! Пишет вам кенгуру. Я живу на самом большом и красивом острове в далекой А...» Здесь часть текста размыта. «Я приглашаю вас к себе в гости познакомиться с нашими растениями и животными. Приезжайте. Ваш кенгуру». Нас в гости приглашает кенгуру. Но непонятно, где он живет. Где нам его найти? В нашей стране водится кенгуру?
Дети: Нет.

  1. Основная часть.

Учитель: А где он обитает, как вы думаете?
(Дети высказывают предположения.)
Учитель : Да, кенгуру обитает в Австралии. Кто-нибудь из вас был в Австралии? А хотите побывать? А где находится Австралия? Давайте найдем ее на карте. Далеко ли она от нашей республики? (слайд 3)-
(Дети показывают на карте Австралию.)
Учитель : Давайте мы сейчас отправимся на родину кенгуру.

Наш туристический тур я хочу начать со слов Жюля Верна из книги «Дети капитана Гранта» (слайд 4)- «… Этот край самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения и климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит…».

А вот что говорит об Австралии еще один персонаж Жюля Верна Паганель, подумайте, правда или вымысел в его словах?

«Представьте себе, друзья мои, материк, который образовываясь. Поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое –то гигантское кольцо – материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море…»

Согласны ли вы с представлениями Паганеля об образовании материка?

И так, часть информации о материке мы уже узнали, но многое остаётся тайной. Для того, чтобы вы точнее выделили особенности, послушайте, как описала Австралию Г.Усова. «Австралия – страна наоборот».


Она располагается под нами.

Там очевидно ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.


Там расцветают в октябре сады.

Там в январе, а не в июле лето.

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где – то.


Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи.

Рождаются зверята из яиц

И там собаки лаять не умеют.


Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводнение.

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населения.


Австралия – страна наоборот.

Её исток на Лондонском причале:

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ

Австралия – страна наоборот!


Учитель : и так наше путешествие начинается …

А на каком транспорте добраться до Австралии будет быстрее всего?
Дети: На самолете.
Учитель : Пристегнуть ремни безопасности. Во время взлета и набора высоты нельзя вставать с мест и отстегивать ремни. Полетели!
Физкультминутка «Полет в Австралию»
Дети вслед за Учитель ом проговаривают текст и выполняют соответствующие движения. 
Учитель : 
В понедельник или в среду (Вращают руками, изображая моторы.) 
Я в Австралию поеду! (Машут руками.) 
Подружусь я с кенгуру, (Складывают руки в замочек.)
Поиграю с ним в игру! (Хлопают ладонями, поочередно каждой рукой, по коленям.)
Мышцы с ним понапрягаю, (Не разжимая кулаки, вытягивают пальцы.) 
Попугаев попугаю! (Сжимают и разжимают кулаки.) 
По тропинкам по горячим («Бегают» пальчиками по столу.) 
Побежим мы и поскачем! (Топают ногами.)
Учитель : Посмотрите на экран мы долетели до пункта назначения. Нас встречает экскурсовод.

Экскурсовод 1: Здравствуйте, рада приветствовать Вас на австралийской земле. Австралия - самый большой в мире остров и самый маленький континент. Ее берега омываются двумя океанами: Индийским и Тихим.

Самый уникальный материк!!! (слайд 5-6)-

Еще древние географы высказывали предположение о существовании неизвестной южной земли к югу от экватора. В XVI в. картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную «Terra australis incognita» - «Неведомую Южную Землю». Открытая Магелланом Огненная Земля считалась одним из выступов этой неведомой земли, ( слайды 4-5)

В 1606 году испанец Луис Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Виллем Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария. В 1642 г. Абель Тасман открыл западный берег неизвестного крупного острова, который был назван Тасманией. Впоследствии А. Тасман обошел Австралию с юга и востока и установил, что она самостоятельный материк.

В 1770 г. на корабле «Индевор» («Попытка») английский мореплаватель Джеймс Кук приплыл к восточному берегу Австралии и объявил ее английским владением. Вскоре здесь была организована «штрафная колония» для уголовных преступников. Впоследствии на материке появились вольные поселенцы. Начался захват материка, сопровождавшийся истреблением коренного населения. Через сто лет большая часть аборигенов была истреблена. Оставшиеся коренные жители были согнаны на внутренние пустынные территории материка.

В XIX в. было снаряжено более десятка экспедиций для исследования внутренних пустынных областей материка. Впервые в 1860 г. пересечь Австралию с юга на север удалось англичанину Роберту Берку. Экспедиция прошла от города Аделаида до залива Карпентария. Освоению Австралии способствовало открытие в XIX веке крупных месторождений золота, а также наличие на материке удобных пастбищ для скотоводства. Эйр Джон Эдуард, овцевод, в 1839-1840 гг. в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива. Посмотрите на карту - что он открыл? (озера Эйр и Торренс). Стшелецкий Павел Эдмунд, польский эмигрант, по образованию географ и геолог. Обнаружил большие месторождения золота и открыл самую высокую точку Австралии. Посмотрите на карту, как называется эта гора? (г. Косцюшко, 2228 м.).

К концу XIX в. в основном исследование материка завершилось. В этот же период Англия объявила Австралию своей колонией. В настоящее время Австралийский Союз — самостоятельное государство.

Прибытие на континент европейцев привело к появлению новых разновидностей флоры и фауны, которые были привезены из известных к тому времени частей света. Кошки и лисы ответственны за снижение численности или даже уничтожение некоторых разновидностей местных животных. Пожалуй, наиболее печальное событие последнего времени – исчезновение в Тасмании сумчатого волка. Попытки отлова последних животных с целью сохранения их и разведения, хотя бы в условиях зоопарков не увенчались успехом. Австралия – кроличий рай! Когда то переселенцы завезли на континент всего лишь 16 особей, и уже в конце ХХ столетия они обживали территорию со скоростью до 100 км в год, а их численность более 750 миллионов. Дикая популяция кроликов, завезенных европейцами, привела к ухудшению некоторых областей Австралии, а их быстрое распространение привело к необходимости строительства трех заборов, протяженностью 3256 километров. Привезенные растения также существенно притесняют местную флору и преобразуют среду обитания, так как местные сухие почвы сильно зависят от эндемичной растительности. Деятельность человека и изменение климата пагубно влияют на хрупкую окружающую среду Австралии. Это представляет угрозу таким областям, как альпийские области, Большому Барьерному рифу, тропическим лесам, австралийским болотам.

Сейчас наши экскурсоводы познакомят нас с растительным миром Австралии опережающее задание (слайды 7-17)

Экскурсовод 2: Растительность Австралии столь необычна и эндемична, что рассказывать о ней можно бесконечно. Расскажу лишь о нескольких видах из 27700.

Эвкалипт - вечнозеленое растение (как наша елка), но раз в году он меняет кору. После жаркого лета кора становится бурой, отходит от древесины ствола и падает на землю. После этого ствол становится гладким и отсвечивает различными цветами радуги. (Слайд 8)

В Австралии очень разнообразный растительный мир. Австралия - одно из наиболее засушливых мест на земле, но многие растения приспособились к этому. Есть дерево, которое накапливает влагу внутри себя. Оно называется бутылочное дерево. Как вы думаете, почему оно так называется?
(На экране демонстрируется изображение бутылочного дерева. Дети высказывают предположения.)
 «Бутылочным» дерево назвали за его ствол. Он похож на толстую бутылку: достигает в высоту 15 м, расширяется внизу до 1,5-2 м. Сучья начинаются очень высоко, напоминая корни. 

Экскурсовод 3: Чайное дерево – один из самых ценных австралийских кустарников, близок к эвкалипту. Это дерево или кустарник не имеет коры и листья его практически не дают тени. Листья очень ценятся в медицине, т.к. обладают ценными эфирными маслами.

Аморфофаллус – из семейства Ароидных, имеет огромный цветок и растет в тропической части Австралии.

Австралийская циатея – древовидный папоротник, самые большие в мире. Ствол ее фактически является гипертрофированной ризосомой!

Экскурсовод 4: О некоторых животных –эндемиках Австралии вы уже слышали сегодня. Моя задача в оставшееся время успеть рассказать вам еще хоть некоторых видах. (слайды 18-36) Итак это:

прежде всего, кенгуру, коала, утконос. Дикая собака Динго – эндемик, хищник. Фермеры, опасаются его и истребляют, оберегая стада овец.

Казуар. Их существует всего лишь три вида. Оперение напоминает шерсть, импозантен и необычайно красив. Самый маленький – мурук, его рост всего 70-80 см.

Поссум – открыл это животное Дж.Кук и сразу заметил, что зверьки очень напоминают американского опоссума, но в докладе ошибся и написал «поссум». Ученые оставили эту историческую «опечатку». Так зоологи до сих пор называют этих маленьких зверьков.

Калонг, летучая собака – является самой крупной по величине и весу летучей мышью в мире, имеет самый большой размах крыла, поэтому его называют мега летучей мышью или большим крыланом, а иногда – летучими лисицами; однако они никакого прямого отношения к ним не имеют, а лишь напоминают их мимоходом внешне. Питаются фруктами, часто наносят ущерб фруктовым садам. Призрак – ложный вампир, тонкая мембрана на крыльях совершенно прозрачна ночью, что делает ее похожей на призрак, однако кровь мышь не пьет, ее добыча – насекомые, но иногда лягушки и ящерицы. Это единственная хищная летучая мышь Австралии.

Кузу, щетинохвостые поссумы получили свое название за цепкий густоопушенный хвост. Питаются в основном растительной пищей, иногда насекомыми, еще реже птенцами птиц.

Гигантская австралийская каракатица обитает на глубине от 1 метра до 100. Это самая большая каракатица в мире достигает длины в 1 метр и веса до 3 кг. Передвигается медленно, активно питается среди водорослей и морской травы, ловит креветок, рыбу и ракообразных

Экскурсовод 5: Птица шалашник из семейства воробьиных прекрасный дизайнер. Эта сильная птица во время брачного периода строит себе токовище, где ждет привлеченную красивым местом и танцем самку, причем предпочитает украшать токовище, не путайте с гнездом, которое строится высоко на дереве, только синими перьями, обломками пластика и другими предметами исключительно синего цвета, а также выкладывает угощение для самки.

Сумчатый тасманийский дьявол – млекопитающее семейства хищных сумчатых, черная окраска, огромная пасть с острыми зубами, зловещие ночные крики и свирепый нрав дали основание поселенцам дать ему такое имя. Размером он с небольшую собаку, но строением тела больше напоминает медведя. Крупные самцы иногда весят до 12 кг, при высоте в плечах 30 см.

Продолжать свой рассказ мы могли бы очень долго, но учитывая рамки нашего путешествия, мы хотим, чтобы вы хотя бы посмотрели на некоторых животных.

Вомбат.

Ночной кускус.

Черный лебедь – грациозный символ Западной Австралии.

Смеющаяся кукубара и тилигуа.

Шлемоносный какаду и страус эму.

Крокодил и яркая ложная жаба – тропикариум.


Учитель : Даже если вы не смотрите телевизор и не подписаны ни на один из новостных пабликов в социальных сетях, вы точно слышали о разрушительных пожарах в Австралии.

Снимки испуганных коал никого не оставляют равнодушными, а вомбаты, которые демонстрируют нетипичное родительское поведение и предоставляют свои норы мелким животным, не могут не восхищать. Но что все это глобально значит для планеты?

Основная причина — рекордная жара

До того как начались пожары, Австралия переживала самый жаркий и сухой год. Так, 4 января в Сиднее была зафиксирована самая высокая температура воздуха за всю историю. Ситуацию усугубили сильные ветра на всей территории Австралии, спровоцировавшие грозы и молнии, которые, в свою очередь, разжигали новые пожары.

И хотя свою роль здесь играет глобальное потепление, ученые замечают, что дело не только в этом.

Просмотр фильма «Пожар в Австралии» использование компьютерных технологий . https://yandex.fr/video/preview/?filmId=16819298819131425484&text=фильм%20о%20пожаре%20в%20австралии&path=wizard&parent-reqid=1585581830093622-1205085654033405624000180-man1-1165&redircnt=1585581839.1

Миллионы растений и животных в опасности

Австралия — одна из главных точек биоразнообразия в мире. Поскольку островной континент долгое время был изолирован от всего мира, эволюция шла здесь неожиданными путями с минимальным вмешательством человека. По данным исследований, около 244 видов млекопитающих встречаются только в Австралии.

И хотя сейчас потери подсчитать сложно, ученые уже говорят, что погибнуть могли до миллиарда животных. Эти цифры ошеломляют.

Дым становится дополнительной проблемой

Количество дыма от пожаров в Австралии настолько велико, что он, по словам исследователей, уже отправился в кругосветное путешествие по планете.

И это проблема как минимум потому, что дым — токсичное для человеческого организма вещество, способное увеличить риски респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний и усугубить их симптомы.

Масштабные лесные пожары, которые практически уничтожили флору и фауну Австралии, опасны не только распространением и дымом, а также тем, что можно заживо сгореть в огне. Но ещё негативно влияет на окружающую среду. Эксперты, проанализировав состояние природы, заявили, что ей нужно долгое время для восстановления - порядка столетия. Лесные пожары охватили Австралию ещё осенью минувшего года. Тотальная засуха и зной максимально способствовали тому, чтобы пламя всё дальше перекидывалось на естественные зелёные насаждения, уничтожив всё большую территорию. Ситуация усугубилась в декабре, а осадки, даже мало-мальские, не были видны в ближайшей перспективе. В конечном итоге пожар в Австралии охватил территорию, равную по площади Кипру. Власти пошли на отчаянные шаги: часть животных было принято уничтожить, а оставшуюся - подкармливать, поскольку им трудно найти себе пропитание. Напомним, было принято решение проводить отстрел верблюдов, которые уничтожают пресноводные запасы континента, которых итак немного. Долгожданные дожди, которые пошли в Австралии, ситуацию не особо исправили. Было принято решение подсчитать, сколько времени природе континента потребуется на восстановление. Прогноз экологов не утешительный - сто лет. Австралию накрыли мощные пылевые бури Кроме этого повсюду можно увидеть мёртвых кенгуру. Сейчас в пострадавших районах достаточно тихо. Звук издают лишь птицы, ищущие дом и пищу, и потрескивающее пламя.

Учитель : Австралийцы любят свою уникальную природу, заботливо и с почтением к ней относятся. Ехидна, утконос, птица-лирохвост изображены на австралийских монетах. (слайд 37)

Страус эмму и кенгуру изображены на гербе Австралии. (слайд 38)

Ребята , вы прослушали интересные рассказы наших гидов о природе Австралии и своеобразии её органического мира. Скажем им спасибо и отправимся назад домой

Закрепление.

А сейчас мы узнаем насколько вы были внимательны

Игра «Что лишнее?»

Я называю представителей растительного и животного мира, а вы определяете что лишнее.

1. Вомбат, ехидна, утконос, лев, кенгуру.

2. Акация, эвкалипт, бутылочное дерево, фикусы, алое.

3. Банан, красный кедр, сосна каури, вельвичия.

4. Сорные куры, лирохвост, попугай, жираф, черный лебедь.

5. Коала, пума, утконос, собака динго, страус эму.

Проверяют друг у друга, Учитель озвучивает, что лишнее.

Итог урока Рефлексия.

Прием «Делаем выводы»

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Пригодятся ли вам приобретенные знания?

- Что вам понравилось?

Домашнее задание :

Задание «Найди ошибку» Объясни её


Зона саванн и редколесий соответствует тропическому поясу. Для саванны характерен один сезон – сухой. Здесь господствуют сухие тропические воздушные массы, поэтому осадков выпадает мало.

Для саванн и редколесий характерны ферралитные почвы.

Общий вид саванн резко меняется по временам года. В засушливый период травы выгорают, и саванна приобретает желтоватую окраску. Зной иссушает все. Но едва выпадают первые дожди, природа оживает, с

поразительной быстротой вырастают сочные травы, деревья покрываются листвой. В австралийской саванне – главным образом растут, акации и баобабы. В саванне можно встретить «бутылочное дерево», в утолщенном стволе которое в дождевой сезон накапливается влага, которое дерево расходует в сухой период. Растут в саваннах и казуарины, которых нет на других материках. Это эндемичное растение. Листья у них заменены длинными побегами, напоминающие иглы хвойных деревьев. Такие веточки-иглы испаряют больше воды.

Австралия – страна сумчатых животных, их здесь свыше 100 видов. Водятся здесь и вомбаты, напоминающие сурков. В австралийской саванне много скворцов. В Австралии обитает собака динго. Это не коренной австралийский житель, ее завезли на материк, хоть и очень давно. Единственное отличие: чистокровные динго умеют лаять. Встретив в Австралии удачные условия, собаки ушли от человека, одичали. Среди благодушной сумчатой фауны Австралии динго – единственный хищник. На севере Австралии в водоемах водятся бегемоты.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!