Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г.Рассказово
Путешествие
по экологическим
тропам
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Чистякова Н.В.
(Голос за сценой)
Потомки!
Планета –ваш дом. Содержите ее в чистоте, оберегайте, любите, и она станет вашей крепостью.
1ведущий:
Люди Земли! Внемлите мольбе природы о помощи! Не убираете, но хотя бы не загрязняйте более! Природа-мать любит и жалеет нас, своих детей! За что же мы , ее дети отвечаем ей черной неблагодарностью?!
2ведущий:
Горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные. От нас, людей , требуется , чтобы мы сохранили наш общий дом уютным и чистым.
1 ведущий:
Земля- это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Мы должны охранять эту маленькую песчинку во Вселенной.
2 ведущий :
Быть или не быть человечеству , останется ли зеленой наша планета , или превратится в безжизненную пустыню? От вас , от меня , от каждого зависит быть или не быть.
Учитель :
Есть просто храм
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами , тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда , будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся путешествовать по экологическим тропам , а путешествуя научимся относится к природе чутко и бережно, узнаем кто природу любит, а кто ее губит.
(Под мелодию частушек Бабки Ежки выбегает Баба Яга)
Баба Яга :
Кто же природу не любит? Все любят! Я вот целый день рву букеты и украшаю ветками свое жилище , топчу тропы эти эколозические.
Учитель:
Ребята, правильно делает Баба Яга? И что это за тропы ? Как правильно назвать?
Баба Яга :
Понравилось мне это слово «экология», я даже частушки придумала «экологические», вот послушайте, а я вам спою.
(Баба Яга поет частушки на тему экологии нашего города)
1 ведущий:
Солнце весело смеется
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.
Ручеек:
Я журчу, журчу, журчу ,
Гладко камешки точу.
Синей лентой разбегусь,
В речку полную вольюсь.
Хороша моя водица,
Наклонись ко мне напиться.
Речка, травы шевеля
Ручейком зовет меня.
1 ведущий:
А куда же ты бежишь , звонкий ручеек?
Ручеек:
Я бегу в лес.
1 ведущий:
Давайте и мы с вами отправимся в лес, вслед за ручейком.
Лес- это тоже наша Земля, наш дом. А в лесу много интересного.
Ручеек:
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится: что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи: ты же видишь мы свои!
1 ведущий:
Тише ,ручеек, мы попали на лесную поляну. Давай спрячемся и послушаем разговор лесных жителей.
Колокольчик:
Ах, наконец стало прохладно и я могу немножко позвенеть. Это так приятно.
Динь-Динь! (звенит колокольчик, к нему подходит ромашка)
Ромашка:
Слышу, слышу тебя, мой друг Колокольчик. Сейчас я позову своих деток и дружно повернем к тебе свои головки.
(выходят еще 3 девочки -ромашки и все танцуют польку)
(Появляется травка)
Травка:
Мне простой травке тоже приятна лесная прохлада. Днем солнце так палило, что я чуть не засохла. А сейчас так хорошо.
Приходите, звери, птицы,
На траве повеселиться.
Я вам мягко постелю,
Всех вас очень я люблю.
2 ведущий:
А деревья прошептали:
Деревья хором: Мы вас тоже очень ждали.
Дуб:
Приготовили вам тень.
Приходи , медведь, олень .
Береза:
И красавица-девица
По прозванию Лисица.
Дуб:
Мы расскажем вам о том,
Как в лесу своем живем.
(Цветы, звери рассаживаются на маленькие стульчики, деревья стоят рядом)
Медведь:
Ох, сегодня я ребятки,
Так поел малины сладко!
Разболелся мой живот,
А еще хотел съесть мед.
Разыскал его в дупле
Ранним утром на заре.
Да оставил «на закуску».
Но… не рассчитал нагрузку.
А живот болит сильней,
Помогите мне скорей!
(Выходит дятел)
Дятел:
Слышал я, вы заболели.
Надо не самим лечится,
А к врачу обратиться.
Знать должна зверей семья»
Лесной доктор – это я.
Своим клювом постучу,
Все болезни отыщу.
(Постукивает Мишке в живот)
Должен Вам, дружок, сказать,
Надо Вам поголодать.
Отправляйтесь-ка в постель,
Вас прикроет лапкой Ель.
(Мишка устраивается под елью)
(Выходит лиса)
Лиса:
Знают все, что я, Лисица,
Очень хитрая девица.
У меня проблема есть –
Как бы петушка мне съесть.
Все сараи на запоре –
Вот какое мое горе.
(Выходит волк, лиса подходит к нему)
Окажи ты мне услугу,
Не оставь свою подругу
Без поддержки. Уж вдвоем
Мы запоры отопрем.
Волк:
Рад тебе я услужить
И готов с тобой дружить.
Ночь наступит, поспешим
И деревню навестим.
Знаю я один домок
Где живет наш Петушок
Лиса:
Кто-то там в траве стрекочет,
Мои пяточки щекочет.
(Звучит мелодия в «В траве сидел кузнечик» выскакивает кузнечик)
Кузнечик:
Вы большие очень все
Так, что даже страшно мне.
Насекомых хоть не любят,
Не они природу губят,
А всему виной в наш век
Неразумный человек.
Он животных истребляет,
Грибы с корнем вырывает.
Не щадит он красоты,
Топчет травы, рвет цветы.
Колокольчик:
Прав Кузнечик, хоть и мал
Лес теперь другим уж стал:
Битые бутылки, банки
Появились на полянке.
Сколько нам еще терпеть?
Так ведь можно умереть.
Превратиться лес в пустыню
Где не встретишь и полыни.
Дуб:
Но не все , друзья, так худо,
Верю я случится чудо:
Люди истину поймут
И природу сберегут.
(На поляну выходят ведущий и ручеек)
Ель:
Просыпайся, Миша, глянь-ка,
Пришли дети на полянку.
Будем с ними мы дружить
И попросим защитить
Нас от грубостей людей.
(Обращается к березе: )
Дай послание скорей.
(Передает ведущему послание-плакат «Берегите природу- наш общий дом!»
1ведущий:
Лес с ребятами мы любим,
Обещаем, не погубим
Обитателей его.
Ручеек:
Хоть для нас не просто это,
Не оставим без ответа
Вашу просьбу, а теперь
Пойте с нами веселей!
(Поют песню «Лето»)
(Выходит царь Берендей)
Берендей :
Здравствуйте, ребята!
2 ведущий:
Здравствуйте, а вы кто?
Берендей:
Царь лесной я, Берендей, друг всех птиц и всех зверей,
В чаще я густой живу, к людям редко выхожу.
Мое царство всех чудесней: шум листвы и птичьи песни,
Мягкие перины мха и журчанье ручейка.
Скачут белочки-резвушки, еж бежит , шурша травой.
И медведи всем семейством топают на водопой.
По лесу брожу весь день, охраняя тишину,
И со всем лесным народом разговаривать могу.
Тем, кто слаб, даю советы, замечаю все приметы.
А зачем вы пожаловали в мое царство?
1 ведущий:
Мы пришли полюбоваться красотой леса, послушать пение птиц, подышать свежим воздухом.
Берендей:
Мне по нраву только тот, кто лесной мир бережет,
Кто березку не сломает и синичку не спугнет.
Мухомор сшибать не стане и костер не разведет.
Кто всегда в моем лесу уважает тишину!
2 ведущий:
Царь Берендей, ты не волнуйся.
Мы пришли в твое царство как гости и не будем нарушать лесную тишину и портить красоту.
Ребята сами тебе об этом расскажут.
Ученик:
(читает стих «Гость в лесу»)
Я на кусте у родника не тронул сети паука.
Я поглядел на муравьев: у них домишко- будь здоров!
Я долго по лесу гулял и никого не напугал.
Нигде воды не замутил, в лесу я просто погостил.
1ведущий:
Знаешь , Берендей, наши дети-любители природы, юные экологи. Они хорошо знают как надо вести себя в лесу.
(на экране появляются экознаки , а дети читают к ним сопроводительные строки)
1.Если ты пошел гулять , свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки , убегут с лесной опушки.
2.Ветки дуба не ломай.
3.Никогда не забывай, мусор с травки убирай!
4.Зря цветы не надо рвать.
5.Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
6.Здесь не нужно всех ловить , топать, хлопать, палкой бить.
7.Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
2 ведущий:
Берендей, а еще наши дети сами выращивают различные растения, заботятся о своих любимых животных. Вот этой зимой ребята вешали птицам кормушки, а весной в школьном саду посадили рябину и разные цветы. В знак любви к своим домашним питомцам устроили фотовыставку.
Берендей:
Это замечательно. Я вижу, вы настоящие любители природы и поэтому я приглашаю вас дальше пройти в мое царство.
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем.
Слышите как птицы поют?
(звучит пение птиц)
1 ведущий:
Берендей наши дети и про птиц стихи знают.
(ученик читает стих «Лесной доктор»)
Дятел ствол долбит порою, ищет он себе обед.
Под коричневой корою притаился короед.
-А-а, … Вот ты где, приятель! Я ищу тебя как раз,
Короеда клюнул дятел и сосну большую спас.
Ученик:
Зеленушки
Майским днем на опушке , на зеленой сосне,
Голосок зеленушки зазвенел в вышине.
То громче, то глуше, как пастушья свирель.
Долго-долго я слушал эту песенку-трель.
Часто к этой опушке приходил я весной.
Все на трель зеленушки-канарейки лесной.
Берендей:
Молодцы, ребята, чудесные стихи.
2 ведущий:
А еще , Берендей, мы хотим тебе песенку подарить.
(дети исполняют песенку «Кукушка»)
Берендей:
Спасибо , ребята ,за веселую песенку.
1 ведущий:
Спасибо тебе, Берендей за отличный подарок , а где же нас ручеек?
Ручеек:
Я здесь!
Берендей:
Веди нас ручеек на цветочную поляну.
(Ручеек ведет всех на цветочную поляну)
Ребята, а от чего земля бывает красивая?
Дети:
От того, что на ней расцветают цветы.
Берендей:
Смотрите сколько их здесь!
Ученик:
Здравствуй, милый цветочек, леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел, здесь в уединенье!
Улыбнется ветерок и с тобой играет.
Солнце целый день тебя весело ласкает.
(звучит музыка «Полет шмеля» Римского – Корсакого )
2 ведущий:
Смотрите.
Села пчелка на цветок, опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
Комар:
Что ты ищешь там?
Пчела:
Нектар.
Комар:
И тебе не надоело? Не наскучило искать?
Пчела:
Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать.
У пчел всегда много работы.
Надо, чтоб медом наполнились соты.
Дружной семьей над лугом летаем,
Сладкий нектар из цветов собираем.
Мы от работы не устаем,
Мед собираем и песни поем.
(Пчелки поют « Песенку пчел»)
Берендей
: Хорошо здесь на цветочной поляне, веди нас ручеек дальше.
1 ведущий:
Мы шагаем на прогулку к елкам, соснам и березкам.
По зеленым переулкам, по цветочным перекресткам.
Мы идем к природе в гости через речку, через мостик.
Берендей:
Смотрите какая чистая , красивая речка!
Речка – это тоже наша планета Земля.
2 ведущий:
Давайте поговорим с ней.
Ученик:
- Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты звонкая такая?
Речка: - Утром надо мной поет синица -от того и звонкая водица.
Ученик: -Ты скажи мне , реченька лесная-от чего ты чистая такая?
Речка: -Чистым голосом поет синичка-от того и чистая водица.
Ученик: -Ты скажи мне, реченька лесная- от чего ты синяя такая?
Речка: - В роднике купается синичка- от того и синяя водица.
Берендей: Сейчас я еще своего друга позову (достает дудочку и играет)
(Выходит Водяной и поет песню Водяного сл. Ю.Энтина , музыка М. Дунаевского)
Берендей:
Покажи-ка, мод друг, ребятам свое подводное царство!
Водяной:
Ну, что ж , добро пожаловать ко мне в гости!
Не умыться, не напиться,
Листику не распуститься.
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем всегда нужна вода.
Я так люблю воду! Какие чудесные растения растут в моем царстве, а сколько прелестных рыбок плавают здесь!
Золотая рыбка :
Я золотая рыбка давно живу в реке Великой. Но теперь жизнь моя становится не выносимой. Люди загрязняют реку вредными сбросами. Воду нельзя стало пить. Я слышала, что у вас, ребята есть аквариум , там рыбкам хорошо живется. Не хочу быть больше речной рыбкой, хочу быть аквариумной!
Ученик:
Никогда не слышал я такого,
Чтоб аквариум простой
Домом рыбки вдруг стал золотой!
Ученик:
Жаль нам стало ее , золотую,
Ведь не вынесет муку такую:
Не вода стала в речке, а грязь
Не видал я такой отродясь!
(Дети исполняют песню «На реке» на мотив песни «Течет река Волга»)
Из далека долго течет река отходов
Конца и края нет.
Среди хлебов спелых,
Среди снегов серых,
Течет река отходов
А нам всем дела нет!
Но почему мы стали равнодушны
И почему не бьем в колокола?
Природа-мать кричит нам:
« Помогите!»
Не губите, не шумите, не сорите.
А любите, берегите, защитите!
2 ведущий:
Ребята, давайте внимательно относится к нашим рекам и другим водоемам, не будем их загрязнять, а весной вместе с родителями уберем берег у нашей речки , чтобы по берегам не было пластмассовых бутылок, стекла, а только росли полезные цветы и травы.
Выходит доктор Нехворайкин (медсестра)
Доктор Нехворайкин:
На берегу, в лесу , в поле растут лекарственные растения. В настоящее время насчитывается более 600 видов растений , используемых в медицине.
Я расскажу вам о тех, которые могут помочь вам далеко от дома.
Остановит кровь поможет подорожник.
Всем поможет подорожник –
Скромная трава.
Если ты порезал руку
Или ногу сбил,
Он тебе залечит рану и прибавит сил.
Вылечить ангину, простуду поможет белая ромашка.
И если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Подвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
При боли в желудке нужно принять настой тысячелистника.
Доброго всем здоровья! Не рвите цветы, чтобы потом их выбросить, а рвите , чтобы потом ими можно было полечиться!
Учитель:
Вот ребята и заканчивается наша прогулка по экологическим тропам. В завершении я хочу вам рассказать о Красной книге. Красная машина мчится тушить пожар, красный свет светофора предупреждает об опасности на дороге. Книгу тревоги за судьбу редких и исчезающих растений и животных тоже назвали Красной книгой. В нашей Тамбовской области тоже есть такие растения и животные.
Жизнь наша неотделима от природы. Природа является колыбелью человечества. Она щедра и бескорыстна, она кормит нас и поит, обувает и одевает.
(Выходят Баба Яга и медвежонок)
Баба Яга:
Все мы увидели, все мы поняли, а так не хочется расставаться и про мой любимый цветок забыли, а он между прочим полезный.
Медведь: А что это за цветок?
Баба Яга:
Зверобой.
Медведь:
Бежим от сюда! Он зверей бьет!
Баба Яга:
И никого он не бьет. Это трава от 99 болезней. Заболит живот или сердце, кашлять начнете, зверобой во всем поможет.
А как хорошо с ним чай пить !(От удовольствия закрывает глаза)
Вот зимой заметет все снегом, а мы с тобой сядем и будем пить чай с зверобоем и медом.
Медведь:
Мед я люблю. Давайте сейчас будем пить чай с медом и волшебными травами. Всех приглашаю к столу.
(Праздник заканчивается чаепитием с лесными травами, медом и выпечкой)