Познавательно- игровая программа:
«Необыкновенное путешествие по
экологической тропе»
Методическая разработка для организаторов туристско-краеведческой работы в школе, для классных руководителей, педагогов ДО ( для учащихся 3-5 классов) |
г. Новый Уренгой
2022г.
Сценарий
Познавательно- игровая программа:
«Необыкновенное путешествие по
экологической тропе»
Экологическая игра - путешествие для воспитанников групп 3-5 классов
В игре принимают участие 3 команды. Игра проводится в виде путешествия по «экологической тропе» по 4 станциям. Задания и вопросы командам предлагаются поочередно (команды получают маршрутные листы). В конце мероприятия подводятся итоги.
При проведении мероприятия учитывается региональный компонент.
Форма внеклассного мероприятия: игра – путешествие по станциям
Педагогические технологии:
игровая
здоровьесберегающая
технология коллективной творческой деятельности
Цель: обобщение, закрепление и углубление экологических знания воспитанников, формирование ответственного и бережного отношения к природе.
Задачи:
1. образовательные: продолжить формирование экологических знаний, расширять кругозор детей; обратить внимание на экологические проблемы; развивать умение использовать анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; создать условия для благоприятной эмоциональной обстановки;
2. развивающие:
создать условия для развития экологической ориентации поведения детей, их потребности в экологически грамотных действиях и поступках по отношению к природным объектам; развивать внимание, воображение, фантазию, творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать самостоятельность при решении проблемы.
3. воспитательные: воспитывать экологическую культуру, воспитывать любовь к природе, желание беречь ее, любовь к Родине; способствовать формированию у школьников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды; воспитывать навыки коллективизма, умение работать в команде.
Ресурсы: фотоаппарат, мультимедийное оборудование, слайды, фонограмма мелодии «В мире животных»;
маршрутные листы с названиями станций, карточки с заданиями (для каждой станции), листики разных цветов (зеленые, красные, желтые;
для творческого задания (3 шарика - разных цветов (по одному на каждую команду), нитки, цветная самоклеющаяся бумага, ножницы;
сладкие призы (для всех участников).
Подготовительная работа: комплекты вопросов для каждого конкурса, карточки- пазлы, мультимедийная презентация, музыка на начало мероприятия и на время выполнения творческого задания; материалы для творческого задания.
Этапы выполнения мероприятия:
Начальный этап - организационный момент.
Введение в тему мероприятия, объяснение правил прохождения маршрута. Из воспитанников 3 групп создаются три команды. Каждая команда выбирает капитана, который будет организовывать и координировать деятельность всей команды в ходе мероприятия. Команды выбирают название. Представление педагогов - «начальников станций».
Основной этап - проведение игры.
Команды отправляются в путешествие по станциям: «Экознаки», «Кроссвордная», «Природная аптечка», «Творческая». На каждой станции их встречает начальник станции с заданиями, заполняет маршрутный лист, проставляет определенное количество баллов.
Подведение итогов. Анализ.
В конце мероприятия жюри по результатам оценок в маршрутных листах оценивает находчивость и смекалку команд, определяет победителей, награждает всех участников игры сладкими призами.
Ход игры:
I этап: Начальный этап - организационный
Вступительное слово преподавателя:
Добрый день! Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по экологической тропе. Название нашей игры состоит из двух слов - двух понятий: «экологическая» и «тропа».
(Слайд 1) –экологическая тропа
Что такое «Экология»? (ответы детей)
(Посмотрите на экран, там есть подсказка:
(Слайд 2) - «Экос» - дом, жилище «Логос» - ученье, наука (в переводе с греческого языка)
Итак,
Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля.
Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы. Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой.
(фон- фонограмма «В мире животных»)
Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность: беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород.
Какой прекрасный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе.
Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений.
Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Земля - наш общий дом, и её нужно охранять. Наука экология изучает охрану природы, правила поведения в ней.
Что такое тропа? (ответы детей)
Экологическая тропа – это маршрут в лесу, который проходит через различные экологические системы, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Это место диалога человека с природой.
А сегодня, путешествуя по станциям, вы сможете проверить свою эрудицию в этой области знаний. В путешествие отправляются 3 команды.
(Слайд 3) - Что такое команда?
Команда – это небольшая группа людей, занятых выполнением определенной задачи.
Стиль команды - это доверие и сотрудничество.
Главный принцип командного взаимодействия: «Один за всех, все за одного».
Команда должна состоять не менее чем из трех человек.
В команде есть лидер (руководитель), название команды.
Цель путешествия: выполнение заданий, связанных темой «Экология»
Каждой команде нужно выбрать капитана – лидера команды и название, связанное с темой.
(Перекличка команд. Капитан команды получает Маршрутный лист).
Каждая из команд отправляется по своему маршруту. Каждой команде нужно побывать на 4-х станциях: «Кроссвордная», «Природная аптечка», «Экознаки», «Творческая» и выполнить задание. На каждой станции команда может получить дополнительное задание (по желанию). На последней (конечной) станции встречаются одновременно 3 команды и тоже выполняют задание.
Количество баллов на каждой станции для одной команды - 5 баллов + 1 балл за выполнение дополнительного задания. Максимальное количество баллов – 6 баллов.
Оценивать работу команд на протяжении всего пути будут ваши педагоги – «начальники станций».
В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу, а не винить за неудачи или ошибки. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
А вот теперь, команды, в путь!
II этап- Основной этап
Станция «Кроссвордная»
Задание: разгадать кроссворд по теме «Природа России». Начальник станции прочитывает вопрос-загадку, участники разгадывают кроссворд.
(дополнительное задание: собрать картинку из частей)
Станция «Природная аптечка»
Задание: ответить на вопросы о лекарственных свойствах растений России, выбрав правильный вариант из трех предложенных.
(дополнительное задание: собрать картинки - пазлы «Растения России и их лекарственные свойства»)
Станция «Экознаки»
Воспитанникам предложены картинки – слайды о правилах поведения на природе. Задание: ответить на вопрос «О чем говорят экологические знаки?»
(дополнительное задание: спеть частушки о правилах поведения на природе (частушки подготовлены на отдельных листочках).
Станция «Творческая»
Задание: каждая команда должна сделать с помощью шариков, цветной бумаги какое - либо очень необычные животное, и придумать ему название
(дополнительное задание: охарактеризовать животное: размер, место обитания, питание (травоядное, хищник) и т.д.
III этап - Подведение итогов
Заключительное слово ведущего: Вот и подошло к финалу наше путешествие. Надеюсь, что игра «Экологическая тропа» поможет нам с вами ещё раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь. «Начальники станций»- члены жюри подсчитывают и объявляют результаты, вручают всем участникам сладкие призы.
У вас у каждого есть листики разных цветов. Если вам понравилось наше мероприятие, то опустите в коробочку красный лист, если что-то не понравилось, то зеленый лист, если же совсем не понравилось, то - желтый. Спасибо за игру!
Литература
Интернет – ресурсы
Грязева Л. И. Внеклассное мероприятие «Экологическая тропа»
http://multiurok.ru/lidokkokoc/files/ekologhichieskaia-tropa-vnieklassnoie-mieropriiatiie.html
Семенникова Т. В. Внеклассное мероприятие «Путешествие по экологической тропе» в начальной школе
http://festival.1september.ru/articles/563874/
Федулова Л. Н.Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе».
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/01/12/vneklassnoe-meropriyatie-puteshestvie-po
Халикова А. Х. Внеклассное мероприятие Экологическая тропинка
http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/vneklassnoe-meropriyatie-ekologicheskaya-tropinka/
Экологические частушки.
http://liter.assistancerussia.org/liter.php?proizvid=20322
Приложение 1
Маршрутный лист
Название команды ___________________________ Капитан ___________________________ |
№ | | Название станции | Количество баллов | Дополнительные баллы |
1 | | «Экознаки» | | |
2 | | «Природная аптечка» | | |
3 | | «Кроссвордная» | | |
4 | | «Творческая» | | |
| итого | | |
| Выводит лишнюю жидкость из организма, очищает кровь, улучшает пищеварение, снижает давление. Отвар этого растения используют для роста волос |
| Противовоспалительное средство. Чай из неё помогает при простуде, болях в желудке. |
| Заживляет раны. Используется при лечении почек, успокаивает нервную систему |
| Рекомендуется при болезнях почек. Масло укрепляет волосы. Листья накладывают на раны и больные суставы, применяют при укусах насекомых, ожогах |
| |
| Используется при лечении сердечно-сосудистых заболеваниях. Можно лечить физическое перенапряжение и сердечные неврозы. |
| Останавливает кровотечение. Листья и сок используются при ушибах и порезах, свежих мозолях и укусах насекомых. |
| Содержит большое количество витамина С, повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях. |
| Придает силы, снимает усталость, улучшает пищеварение, лечит печень, желудок. |
Приложение 3
Станция «КРОССВОРДНАЯ»
«Родная природа» (птицы, животные, растения)
| | | | | | | | | | | | | | | 9 | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | р | | | |
| | | | | | | | | | | | | 10 | д | я | т | е | л |
| | | | | | | | | | 5 | | | | | б | | | |
| | | | | 6 | в | о | р | о | б | е | й | | | и | | | |
| | | | | | | | | | е | | | | | н | | | |
| | | | | | | 7 | ч | е | р | е | м | у | х | а | | | |
| | | | | | | | | | е | | | | | | | | |
| | | | 2 | | | | | | з | | | | | | | | |
| | | 4 | к | у | к | у | ш | к | а | | | | | | | | |
| 8 | | | а | | | | | | | | | | | | | | |
| л | | 1 | б | о | б | р | | | | | | | | | | | |
| о | | | а | | | | | | | | | | | | | | |
3 | с | о | с | н | а | | | | | | | | | | | | | |
| ь | | | | | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали: 1. Очень быстро, очень ровно Он перегрызает бревна! И на речке строит всюду За запрудою запруду. (Бобр) 3.Что же за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (Сосна) 4. В гнезде над птенцами Она не воркует, Летает по лесу И громко кукует. (Кукушка) 6. Угадайте, что за птица Скачет по дорожке, Словно кошки не боится- Собирает крошки, А потом на ветку прыг И чирикает! Чик-чик!" (Воробей) 7. Будто снежный шар бела, По весне она цвела, Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черемуха) 10. Хоть я не молоток - По дереву стучу: В нем каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел) | По вертикали: 2. На свинью похож он очень, Но в щетине, в шерсти точно, Два клыка торчат из пасти, Да к тому же он всеядный! (Кабан) 5. На лесной опушке Стоят подружки. Платьица белёны, Шапочки зелёны. (Береза) 8. Очень сильный и высокий По колено снег глубокий. Не олень, но он рогатый, Все зовут его сохатый. (Лось) 9. В мае грелась, зеленела, Гроздья осенью надела. В алых ягодках — горчинка. Что за деревце? (Рябина) |
Приложение 4
Картинку разрезать на несколько частей.
Задание - собрать картинку
Приложение 3
Станция «КРОССВОРДНАЯ»
«Родная природа» (птицы, животные, растения)