СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Птицы – защитники леса. Исследовательская работа.

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся «Воробьёвского Центра развития творчества детей и юношества,

объединение «Лесоводство» МКОУ «Лещановская cредняя общеобразовательная школа» Воронежской области ежегодно принимают активное участие в различных природоохранных мероприятиях. В последние годы появилась новая добрая традиция - участие в акции «Покормите птиц», «Каждому скворцу - по дворцу», учащиеся объединения развешивают скворечники, синичники в лесу, выходят на посадку деревьев, кустарников. Работники Калачеевского лесничества дали школьному объединению семена красного дуба. Наша задача была их посеять и вырастить сеянцы. Работа очень трудоемкая, но мы хорошо с ней справились. Однако после посадки саженцев выжили не все растения. Участковый лесничий Тарановский Е.И. объяснил это тем, что корни молодых саженцев очень нежные, многие дубочки погибают из-за болезней и вредителей, в особенности от личинок майского жука. Евгений Иванович рассказал, что для решения этой проблемы было бы хорошо развесить в лесу скворечники, для привлечения птиц. Вот тогда - то и появилась идея моего проекта. Учащиеся школы знают далеко не всех зимующих птиц, которых можно встретить в селе

Просмотр содержимого документа
«Птицы – защитники леса. Исследовательская работа.»

IX межмуниципальная научно-практическая конференция

обучающихся общеобразовательных организаций

«Школьная исследовательская инициатива»






Секция биологическая



Птицы – защитники леса







Исследовательская работа











Автор: Каширин Александр, 8 класс.

МКУ ДО «Воробьевский ЦРТДиЮ»,

МКОУ «Лещановская СОШ»





Руководитель:

Дурова Людмила Васильевна,

учитель биологии МКОУ «Лещановская СОШ».

Консультант:

Медведева Людмила Ивановна,

учитель химии МКОУ «Лещановская СОШ».
















С. Лещаное

2019 год.

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………3

II.Основная часть………………………………………………………6

Глава 1. Подготовительный этап

1.1 Не развлечение, работа……………………………….........................6

1.2 Чем нельзя кормить птиц…………………………………………… 7

1.3 Чем можно кормить птиц ………………………………………… 7

1.4 Виды кормушек ………………………………………………………8

Глава 2. Практическая часть.…………………………………………… 9

2.1 Зима- тяжелая пора для птиц………………………………………9

2.2 Подкормка птиц …………………………………………………….10

3. Перспективы работы……………………………………………….12

4. Результаты ……………………………………………………………12

III. Заключение………………………………………………………14

IV. Список использованной литературы и интернет источников..15

V. Приложения ………………………………………………………16















I. Введение.

Учащиеся «Воробьёвского Центра развития творчества детей и юношества,

объединение «Лесоводство» МКОУ «Лещановская cредняя общеобразовательная школа» Воронежской области ежегодно принимают активное участие в различных природоохранных мероприятиях. В последние годы появилась новая добрая традиция - участие в акции «Покормите птиц», «Каждому скворцу - по дворцу», учащиеся объединения развешивают скворечники, синичники в лесу, выходят на посадку деревьев, кустарников. Работники Калачеевского лесничества дали школьному объединению семена красного дуба. Наша задача была их посеять и вырастить сеянцы. Работа очень трудоемкая, но мы хорошо с ней справились. Однако после посадки саженцев выжили не все растения. Участковый лесничий Тарановский Е.И. объяснил это тем, что корни молодых саженцев очень нежные, многие дубочки погибают из-за болезней и вредителей, в особенности от личинок майского жука. Евгений Иванович рассказал, что для решения этой проблемы было бы хорошо развесить в лесу скворечники, для привлечения птиц. Вот тогда - то и появилась идея моего проекта. Учащиеся школы знают далеко не всех зимующих птиц, которых можно встретить в селе.

Леса являются основным поставщиком кислорода на планете,
регулируют баланс воды, смягчая климат, способствуют повышению урожаев сельскохозяйственных культур, поглощают и преобразуют часть атмосферных химических загрязнений. Однако в Воробьёвском районе на долю лесов приходится незначительная часть территории, всего 1235 квадратных километров. Это в основном лиственные породы: дуб, осина, клён, липа, лещина, шиповник, тёрн. По изобилию зарослей лещины и село получило название Лещаное.

Проблема: Саженцы после посадки не все выжили, так как корни у них очень нежные, многие погибли из-за болезней и вредителей, для уничтожения вредителей надо привлечь птиц. А чтобы привлечь птиц надо развешивать скворечники.

Актуальность  Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями. Каково же приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. В суровых условиях из десяти синиц до весны доживает только одна, и основной причиной гибели птиц является голод.  В условиях нашего села, мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И синицы, и воробьи, дятлы и сороки – тоже жители Воробьевского района, все они – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Меня заинтересовали особенности жизни птиц в зимнее время года, и я решил узнать об этом.  Чем больше в лесу птиц, тем лучше для здоровья леса и тем хуже для насекомых- вредителей. Решить проблему охраны леса можно через привлечение птиц, создавая гнездовья для них.

Объект исследования: птицы, обитающие в селе Лещаное.

Предмет исследования: значимость птиц для зелёных насаждений.

Цель работы: наблюдать за жизнью птиц в селе Лещаное и способствовать оздоровлению леса путем привлечения птиц.

Задачи: 1.Исследовать видовой состав зимующих птиц Воронежской области, используя научную литературу и другие источники информации. 2. Провести анкетирование среди учащихся Лещановской средней школы с целью выявления отношения к зимующим птицам. 3. Изготовить, развесить кормушки, домики для птиц , изучить предпочтение кормов различными видами птиц и систематически подкармливать зимующих птиц. 4. Провести наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке и находящимися вблизи кормушки. 5. Провести учет заселённости развешенных гнездовий. Обогатить свои знания о птицах леса и поделиться ими с одноклассниками. 6. Сделать выводы и обобщить результат.

Гипотеза: чтобы увеличить число птиц в лесу, их надо подкармливать в зимний период, а весной развешивать скворечники и синичники.

Новизна заключается в получении новых знаний в ходе исследовательской работы и применение их на практике.

Методы исследования:

- поисковый (изучение научно-популярной литературы, сбор информации в сети Интернет);

- статистический (анкетирование, социологический опрос, обработка данных опроса и анкетирования, анализ);

- творческая деятельность.

Краткий обзор литературных источников.

На начальном этапе реализации исследовательской работы, у меня возникло много вопросов, ответы на которые, я нашел в специальной литературе: в какое время года лучше вешать скворечники, синичники и другие гнездовья, где и как их вешать, как правильно сделать домики для птиц, из какого материала и каких размеров[11], [12]. Чем можно и чем нельзя кормить птиц зимой. Выбор типа кормушки http://www.apus.ru

Мне очень хотелось выяснить, какие птицы населяют нашу область, где они встречаются, как выглядят. В книге Л.Л. Семаго «Воронежский заповедник» представлены материалы о современном разнообразии птиц, рассматриваются особенности биологии и экологии отдельных видов, охраны редких видов и мест их обитания [7]. В книге «Птицы России» под редакцией Л.Л. Семаго дается анализ формирования сообществ птиц центрального района России, рассматривается современное состояние орнитофауны, приводится аннотированный список видов[6].














II. Основная часть

Глава 1. Подготовительный этап.

1.1 Не развлечение, а работа.

Во время экскурсии в Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова нам показали чучела птиц - обитателей Воронежской области. Данная консультация помогла мне при дальнейшей исследовательской работе.

На первом этапе реализации проекта мною была составлена анкета и проведен соцопрос, в котором приняли участие более 30 учащихся нашей школы. (Приложение 1,2)

В справочнике А. В. Михеева «Биология птиц» я выяснил, что по питанию всех птиц можно разделить на три группы: растительноядные, животноядные и со смешанным питанием (птиц, употребляющих как растительный, так и животный корм).

Среди птиц, обитающих в Воронежской области (а их около двухсот сорока видов), наибольшей по численности является группа со смешенным питанием. Это связано с сезонными изменениями корма. Появление осенью новых кормов (ягод, семян, шишек), сокращение в зимний период животной пищи, вынуждает значительное число птиц переключаться полностью или частично с животных кормов на растительные, а весной – наоборот.

Способы добывания пищи у птиц также различны: подбирают корма с земли клювом (голубь); роются в земле (перепел); ловят добычу в воздухе (ласточки); долбят дерево и ищут насекомых в углублениях коры, древесины (дятел); вытаскивают клювом насекомых, прячущихся в щелях коры (синицы);

В связи с этим у птиц по-разному устроен клюв, язык и лапы. Это необходимо учитывать при изготовлении кормушек.

Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться – естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. И помочь птицам выжить могут только люди.



1.2 Чем нельзя кормить птиц

Некоторые «привычные» для подкормки продукты (соленые орешки, кокосовая стружка, чипсы, сало) пернатым вредны, а в большинстве случаев вообще смертельно опасны. К таким относятся жареные и соленые продукты. Соль в переизбытке очень быстро накапливается в организме птиц, с чем их выводящая система не может справиться, а это грозит отравлением. Жареные продукты наносят вред печени, так как вроде бы полезные вещества, содержащиеся в зернышках, при жарке жиры имеют свойство менять свою структуру.

Категорически запрещается использовать в качестве корма для птиц прогорклые зерна, заплесневелую и испорченную пищу с неприятным запахом. В таких продуктах велико содержание токсинов. Это грозит ослаблению организма, что в конечном итоге приведет к заболеванию и гибели птицы.

Крайне опасным продуктом для птиц является также черный хлеб или любой другой ржаной хлеб, в котором содержится большое количество воды. Во-первых, крахмал ржи – один из плохо усваиваемых организмом птицы веществ. Во-вторых, в отличие от белого, в черном хлебе гораздо больше влаги, в нем значительно повышена кислотность. Это часто приводит к избыточному брожению в кишечнике, не исключен и заворот кишок.

Негативное влияние на птичий организм оказывает птицам пшено. Это происходит из-за того, что пшено, в отличие от того же проса, лишено защитной оболочки, вследствие чего жиры на его поверхности окисляются и появляются токсические вещества и микроорганизмы, развивающие болезни.

Нельзя предлагать птицам горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть.

1.3 Чем можно кормить птиц

Подкормку можно устраивать практически для всех видов птиц. К этому благородному делу я подготовился еще летом.

Например, покушав арбузы и дыни, собирал семена и высушивал. Ими с великим удовольствием лакомятся синицы. Они также рады тыквенным и подсолнечным семенам (только не в жареном варианте!). Прекрасным лакомством для синиц является свежее яблоко. С удовольствием принимают синицы и крошки хлеба. Единственно, лучше использовать черствый хлеб, поскольку свежий на морозе замерзает.

Рады хлебным крошкам и воробьи. Но лучше всего птиц кормить пшеницей, ячменем или приготовленной зерновой смесью. Если брать крупы, то самая полезная – перловая (по сути это очищенный ячмень). В подкормку для снегирей летом и осенью сушат травы. Они любят лебеду, крапиву, лопух.

Свиристели особенно рады гроздьям ягод, таких как калина, рябина, красная и черная бузина. С большой охотой лакомятся ими и снегири, но в отличие от своих собратьев, употребляют не сами ягоды, а косточки.

Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. От того, что вы насыплете в кормушку, будет зависеть и видовой состав птиц–посетителей.

1.4 Виды кормушек

Для того, чтобы птицы не погибли зимой, необходимо устанавливать кормушки. Правильный выбор кормушки зависит от вида птицы, которую мы хотим привлечь, а также от того, насколько близко мы хотим от них находиться, чтобы наблюдать их повадки. Ближе всего наблюдать за птицами можно в окно. Для этого используют «оконные» кормушки, их можно прикрепить к оконному стеклу. Такие кормушки рассчитаны на маленьких птиц (синичек, воробьев). Главное учитывать расстояние между кормушкой и стеклом, чтобы птицы не влетели в стекло. Привлекают внимание птиц ярко окрашенные декоративные кормушки. Очень важно изготовить кормушки задолго до наступления холодов, уже осенью в разных местах установить готовые кормушки. Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока. Но важно помнить несколько основных правил:

У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.

Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.

Существует много различных видов кормушек:

Кормушка-лоток. Эта кормушка самая простая. Она похожа на лоток.

Кормушка-столик. Эта кормушка отличается тем, что лоток здесь прикрепляется к подставке (ножке).

Кормушки-домики.

Кормушки из стеклянных или консервных банок.

Кормушка–булавка.

Кормушка-сетка для дроздов, свиристелей и снегирей. В нее помещают заготовленные на зиму плоды рябины.

Съедобные подвесные кормушки.

Устройство кормушки не является главным условием подкормки птиц, главное условие – это постоянное присутствие корма. Расположение кормушки должно быть удобным и доступным для птиц – лучше всего кормушку устраивать в местах, защищенных от снега и дождя, а также от сильного ветра. Если кормушку разместить на окне, желательно ее делать таким образом, чтобы птицы не обращали внимание на людей из комнаты.

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Зима- тяжелая пора птиц.

В Воронежской области встречается около 290 видов птиц. Из них около 50 видов - зимующие птицы.

Самая тяжелая пора для птиц - зима. Им не так страшен холод, как голод. Из статистики: из 10-ти синиц зимой остаются в живых только две. Даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма. Кроме того, что зимняя подкормка значительно снижает смертность зимующих птиц, такие птицы как синицы, воробьи, свиристель, скапливаясь у кормушек, не довольствуются подкормкой, они разыскивают личинок, куколок, зимующих насекомых, собирают семена, расклёвывают плоды дикорастущих растений. Каждый год, начиная с ноября ремонтируем старые, готовим новые кормушки и вывешиваем на территории школы. Наша школа постоянно участвует в ежегодной акции «Покормите птиц». Традиция подкормки зимующих птиц существует в нашей школе давно и птицы, зимующие около нашей школы, не остаются голодными.

Из источников информации я узнал, что нельзя давать солёные продукты: солёное сало, чипсы, сухарики, поджаренные семена, чёрный хлеб. Можно предлагать птицам сырые семена подсолнечника, тыквенные семена, сухофрукты, остатки натуральных фруктов, сало, ягоды-калина, рябина, облепиха, барбарис, боярышник. Нужно следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Кормушки содержать в чистоте. Нельзя перекармливать птиц! Нужно помогать им выжить, а не брать их на довольствие, делая беспомощными. Наполнять кормушку следует один раз в день. Семена подсолнечника – наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать синицы, воробьи, поползни, дятлы и т.д. Сало и мясо очень любят синицы, поползни. Ягоды рябины и боярышника, семена клёна и ясеня привлекают самых красивых зимних обитателей – снегирей и свиристелей. Шишки, жёлуди и орехи служат основой зимнего рациона дятлов, клестов и соек.

2.2 Подкормка птиц

В кормушку я насыпал разные виды корма: зерно и крупы (перловку, рапс, геркулес, пшеницу, гречку), семена (подсолнечника, тыквы и кабачка), крошки белого хлеба, кусочки порезанного яблока, ягоды боярышника. Рядом привязал кусочки несолёного сала. Вот что удалось понаблюдать: У синиц большее предпочтение вызывает сало и семена подсолнечника и тыквы. Они зажимают семечко лапками и расклёвывают своё угощение, извлекая питательное ядрышко. Воробьи с охотой склёвывали хлеб и зерно, а к салу вовсе были безразличны. Если говорить о количестве птиц на кормушке, то можно отметить следующее: чаще всего можно было наблюдать по 2-3 птицы (это относится к воробьям, синицам, снегирям). Сойки и сороки предпочитали лакомиться в одиночестве. В результате наблюдений было выяснено, что в утренние и дневные часы (примерно с 8.00 до 14.00) птиц на кормушке было больше, они активнее, чем в вечернее время. С наступлением весны все неравнодушные школьники откликнулись на просьбу по изготовлению домиков для птиц. Ребята постарше справлялись самостоятельно: делали скворечники, синичники, своими руками, а младшим помогали папы, дедушки, старшие братья. Одни, мастеря гнездовья, старались просто соблюсти требования для постройки домиков. Скворечники имеют высоту 28- 30 см., длину и ширину дна около 15 см., диаметр летка — около 5 см.; синичники имеют меньшие размеры: высота 25 см., длина и ширина дна 10-12 см., диаметр летка 3-3,5 см. Другие ребята этим не ограничились и постарались внести какую-то изюминку, украсили узором. Тем временем инициативная группа подготовила сценарий праздника «День птиц», цель которого привлечь внимание учащихся к проблемам леса, роли птиц в природе, сохранению видового разнообразия и численности диких птиц. Для проведения праздника зал украсили плакатами, стенгазетами, рисунками с изображением птиц. Но главное украшение – это сами скворечники и синичники. Ведущие рассказали собравшимся об истории Международного Дня птиц, о птицах нашего района, их пользе в защите зеленых насаждений от насекомых вредителей. Ребята объяснили, для каких птиц можно делать искусственные гнездовья; сообщили о том, что развешенные домики для птиц привлекают их не только на гнездование, они служат им для ночлега и укрытия от непогоды. 6 апреля 2018года года выдался замечательный солнечный денек. Мы, волонтёры и все желающие школьники, собрались в школе для проведения акции по развешиванию домиков для птиц. Основная работа прошла в Лещановском лесу, куда мы отправились с нашими учителями и лесничим Калачеевского лесничества Тарановским Е.И. Здесь мы развесили 11 домиков, из них 4 скворечника и 7 синичников. В лесу было по-весеннему тепло, уже слышались голоса птиц, значит, некоторые уже прилетели. Предварительно изучили правила развешивания искусственных гнездований, ведь от этого зависит заселение домиков. Учитывая, что леток надо ориентировать на сторону, противоположную преобладающим ветрам, изучили розу ветров Воронежской области. Выяснили, что преобладают западные, юго-западные ветры. Стороны горизонта определили по расположению лишайников и мха с северной стороны. Но на всякий случай проверили компасом. Мы принесли с собой лестницу, мальчики забирались на самый верх для того, чтобы повесить скворечник максимально высоко, на расстоянии 3-4 метра от земли, чтобы обезопасить птиц от хищников. Лесничий Евгений Иванович помогал нам развешивать, поправлял, если, что не так. Подсказывал, что гнездовья надо ориентировать с небольшим наклоном вперёд, так леток будет лучше защищён от осадков. Учитывая, что скворцы гнездятся группами, расстояние между скворечниками от 5 до 10 метров, а вот синичники значительно дальше на расстоянии 20-30 метров. А ещё мой дедушка Вася рассказал, что леток домика надо располагать на восток, т.е. на восход солнца, птицы будут встречать зарю. Работу мы выполнили с огромным удовольствием. Я получил удовлетворение от полезного дела, испытав гордость, за то, что внес частичку своего участия в охрану леса от вредных насекомых, проявил заботу о птицах. А так же получил заряд бодрости, хорошего настроения. Многие ребята разместили искусственные гнездовья так же на своих подворьях. (см. приложение 7 фото 13-21). Четыре синичника вывесили в школьном саду. Так как лес находится в шаговой доступности от села я ходил и смотрел, как шло заселение гнездовий. В результате наблюдений я установил, что в двух скворечниках поселились скворцы, а в двух поселились воробьи полевые. Все синичники оказались заселенными: в 6-ти гнездились большие синицы, а один синичник заняла мухоловка-пеструшка.

3. Перспективы работы:

В рамках исследовательской работы планируется:

- весной изготовить и развесить искусственные гнездовья в Лещановском лесу; участвовать в ежегодной акции школы «Каждому скворцу по дворцу»;

- просмотреть развешенные гнездовья прошлых лет, провести ремонт нуждающихся скворечников и синичников;

- летом провести учет заселившихся гнездований;

- систематически подкармливать птиц в холодное время года, участвовать в ежегодной акции «Покормите птиц»;

- по рекомендации лесничего домики для птиц развесить в лесной полосе. Это послужит привлечением птиц как санитаров полей.

4. Результаты:

  • В результате проделанной работы, была найдена информация и изучена литература по теме исследовательской работы.

  • Изготовили и развесили 37 кормушек, из них 28 развесили возле домов, 9 - на территории школы.

  • В течение всего холодного периода подкармливаем птиц. Я узнал главные правила подкормки птиц: какой корм можно давать птицам, а какой категорически нельзя, предпочтения определенным кормам, кормушки нужно содержать в чистоте. Если говорить о количестве птиц на кормушке, то можно отметить следующее: чаще всего можно было наблюдать по 2-3 птицы (это относится к воробьям, синицам, снегирям). Сороки предпочитали лакомиться в одиночестве. В результате наблюдений было выяснено, что в утренние и дневные часы (примерно с 8.00 до 14.00) птиц на кормушке было больше, они активнее, чем в вечернее время.

  • По продолжительности посещения было замечено, что самыми осторожными были воробьи и синицы. Самыми же дружелюбными посетителями «птичьей столовой» можно назвать воробьёв. Они прилетают небольшими шумными стайками, дружелюбно относятся друг к другу и к другим птицам.

  • Провели соцопрос среди учащихся школы.

  • Провели классные часы на тему «Птицы –наши лучшие друзья», общешкольный праздник «День птиц», экологический квест «У сороки на хвосте», оформили выставку работ школьников «Птицы нашего края».

  • Изготовили и развесили в Лещановском лесу 11гнездовий, и на территории школы 4 синичника. Провел учет их заселенности.

  • Научился определять птиц по определителям.

  • Написали статью «Для пернатых друзей» в районную газету «Восход».























III. Заключение.

Охрана и защита леса, его обитателей - птиц позволяет нам, молодому поколению, ощутить свою значимость, способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности. Проделанная работа способствует формированию убеждения о ценности природы, возможности адекватно с ней взаимодействовать.

Работая над исследовательской работой, я узнал много нового и интересного о птицах. Эта информация пригодится мне и дальше в работе. Ведь оказание помощи птицам не заканчиваются рамками данной работы. Я собираюсь  и дальше продолжать работу по этой теме. В ходе исследовательской работы было собрано много материала. Ежедневно насыпать корм в кормушки стало каким-то приятным обязательством. Наблюдать за повадками птиц, их поведением оказалось интересным и познавательным делом. Всё самое интересное включено в работу. Имеющейся информацией я поделился со своими друзьями.

     Большинство представителей пернатого мира способствуют оздоровлению и сохранению леса. Птицы в лесу являются подлинными санитарами. Они помогают растениям: распространяют семена, чем помогают естественному возобновлению леса. Оживляют леса и парки  птицы с красивым оперением: пестрый дятел, сойка и др.

Со страниц сайта «Союз охраны птиц России» я узнал, что птицей России 2018 года названа скопа. Ранее такой титул носили орлан-белохвост, чёрный стриж, горихвостка, удод и др. Чем больше в лесу птиц, тем лучше для здоровья леса и тем хуже для насекомых- вредителей. Решить проблему охраны леса можно через привлечение птиц, создавая гнездовья для них.

     Работая над исследовательской работой, я понял, что моя гипотеза полностью подтвердилась: увеличению количества птиц в лесу способствует подкормка их в зимний период. Хорошей мерой для сохранения птиц является развешивание птичьих домиков-гнездовий, что привлекает их в леса, парки и сады.

    Все эти мероприятия по охране полезных представителей фауны в лесах и парках я буду проводить и дальше с привлечением юных друзей леса – школьников. Птицы – это яркие, шумные и неожиданные соседи. Как здорово, что они у нас есть!

IV. Список использованной литературы и интернет источники:

1. Я познаю мир. Птицы: Детская энциклопедия. /В.В. Иваницкий. - М.:

ООО «Издательство АСТ»; 2001

2. М.С.Гиляров, А.В. Яблоков Энциклопедический словарь юного биолога Издательство «Педагогика» 1987г.

3.Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьёва «С любовью к природе» М., «Педагогика»

4. В.В. Латюшин, В.А, Шапкин Биология. Животные. 7класс Учебное пособие М.,«Дрофа» 2012г.

5. С.А. Молис Книга для чтения по зоологии М., «Просвещение» 1986г. 6. Л.Л. Семаго «Птицы России» М., «Советская Россия» 1992г.

7. Л.Л. Семаго «Воронежский заповедник» М., «Советская Россия» 1981г.

8. Храбрый В.М. Школьный атлас-определитель птиц: Кн. Для

учащихся М.: Просвещение, 1988.

9. Справочник-определитель птиц России http://allforchildren.ru/birds/

  1. Зимующие птицы средней полосы России http://www.ecosystema.ru/07referats/birds_winter.htm

11. Чем можно и чем нельзя кормить птиц зимой. Инфографика http://www.irk.aif.ru

12. Выбор типа кормушки http://www.apus.ru









Приложения: Приложение 1.

Вопросы к социологическому опросу.

1. Каких птиц обитающих в нашей местности вы знаете?

А) Воробей.

Б) Синица.

В) Голубь.

Г) Снегирь.

Д) Сорока.

2. Подкармливаете ли вы птиц в зимнее время года?

А) Да.

Б) Нет.

В) Иногда.

3. Как вы думаете, нужно ли охранять птиц в настоящее время?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не знаю.

4. Как вы думаете, могут ли через несколько лет, такие распространённые птицы, как воробей, синица, голубь, ласточка и сорока попасть в Красную книгу, из-за исчезновения некоторых видов?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не знаю.

Г) Рано говорить.







Приложение 2.

Ответы к социологическому опросу.

  1. Каких птиц обитающих в нашей местности вы знаете ?



2. Подкармливаете ли вы птиц в зимнее время года?

3. Как вы думаете, нужно ли охранять птиц в настоящее время?

4. Как вы думаете, могут ли через несколько лет, такие распространённые птицы, как воробей, синица, голубь, ласточка и сорока попасть в Красную книгу, из-за исчезновения некоторых видов?





































Приложение 3.

3.1 Зимующие птицы.

Вид: Parus major (Синица большая)

Род: Parus (Синицы)

Семейство: Paridae (Синициевые)



3.2 Вид: Passer domesticus (Воробей домовый или городской)

Род: Passer (Воробьи)

Семейство: Passeridae (Воробьиные)















3.3 Вид: Pica pica (Сорока обыкновенная)

Род: Pica (Сороки)

Семейство: Corvidae (Врановые)

















3.4 Вид:Coloeus monedula (Галка обыкновенная)

Род: Coloeus (Галки)

Семейство: Corvidae (Врановые)



3.5 Вид: Dendrocopos major ( Дятел большой пёстрый)

Род: Dendrocopos (Дятлы пёстрые)

Семейство: Picidae ((Настоящие ) дятловые























Приложение 4

4.1 Кочующие птицы.

Вид: Bombycilla garrullus (Свиристель обыкновенный)

Род: Bombycilla (Свиристели)

Семейство: Bombycillidae (Свиристелевые)

4.2 Вид: Pyrrhula pyrrhula (Снегирь)

Род: Pyrrhula (Снегири)

Семейство:Fringillidae ( Вьюрковые)















Приложение 5

5.1 Александр заботится о том, чтобы в кормушках всегда был корм.

5.2 Классный час «Птицы - верные друзья» в 3 классе.



5.3 Акция «Покормите птиц»

5.4 Арина Коцаренко проводит беседу в детском саду «Золотая рыбка»



5.5 Знакомство с зимующими птицами.























Приложение 6

6.1 Изготовление кормушек для птиц





6.2 Ремонт кормушек.



Приложение 7

7.1Добро пожаловать в новые «квартиры»!

7.2 Скворечники и синичники для птиц.

7.3 Экскурсия в Хреновской лесной колледж им. Г.Ф. Морозова.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!