СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология личности. Характер и темперамент

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

—Темперамент (лат. temperamentum — соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Психология личности. Характер и темперамент»

Характер и темперамент Преподаватель психологии Дон С.В.

Характер и темперамент

Преподаватель психологии Дон С.В.

 План: 1. Актуальность темы . 2. Что же такое темперамент . 2.2 Три основных свойства нервных процессов . 2.3 Павлов Иван Петрович . 2.4 Названия темпераментов . 2.5 Гиппократ. 2.6 Психические особенности индивида. 2.7 Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции. 2.8 Экстраверсия и интроверсия . 2.9 Карл Густав Юнг. 2.10 Ригидность и пластичность . 2.11 Виды ригидности . 2.12 Тревожность – особенность темперамента .  3 Что же такое характер ? 4 Тесная связь между характером и темпераментом. 5 Чем характер отличается от темперамента . 6 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности . 7 Мотивационные и инструментальные черт личности человека. 8 Основные черты личности,входящие в состав характера человека. 9 Заключение .

План:

  • 1. Актуальность темы .
  • 2. Что же такое темперамент .
  • 2.2 Три основных свойства нервных процессов .
  • 2.3 Павлов Иван Петрович .
  • 2.4 Названия темпераментов .
  • 2.5 Гиппократ.
  • 2.6 Психические особенности индивида.
  • 2.7 Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции.
  • 2.8 Экстраверсия и интроверсия .
  • 2.9 Карл Густав Юнг.
  • 2.10 Ригидность и пластичность .
  • 2.11 Виды ригидности .
  • 2.12 Тревожность – особенность темперамента .
  • 3 Что же такое характер ?
  • 4 Тесная связь между характером и темпераментом.
  • 5 Чем характер отличается от темперамента .
  • 6 Взаимосвязь характера с другими сторонами личности .
  • 7 Мотивационные и инструментальные черт личности человека.
  • 8 Основные черты личности,входящие в состав характера человека.
  • 9 Заключение .
 Актуальность Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, понятия темперамент и характер так же не тождественны, и это представляет определенный интерес.   К тому же, если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени втянуты в ведущую для данной социальной общности деятельность.   Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в характере, в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью

Актуальность

  • Актуальность исследования заключается в том, что подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, понятия темперамент и характер так же не тождественны, и это представляет определенный интерес.
  • К тому же, если черты характера не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются неспособными провести анализ характеристик темперамента индивида. Как собственно в качества характера выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени втянуты в ведущую для данной социальной общности деятельность.
  • Таким образом, очевидно, что структура личности человека шире структуры индивидуальности. Поэтому в первую следует включать не только черты и общее строение его индивидуальности, наиболее полно выраженные в темпераменте, способностях и т.д., но и проявления личности, зафиксированные в характере, в группах разного уровня развития, в межиндивидных отношениях, опосредствованных ведущей для этой группы деятельностью
 Что же такое темперамент ? Темперамент  (лат. temperamentum — соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.  Темперамент  — природно-обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.

Что же такое темперамент ?

  • Темперамент  (лат. temperamentum — соотношение, смешение частей, соразмерность) — комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности — интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности.
  • Темперамент  — природно-обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации.
Три основных свойства нервных процессов Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов —  сила, уравновешенность и подвижность . Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.

Три основных свойства нервных процессов

  • Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов —  сила, уравновешенность и подвижность . Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.
   Павлов Иван Петрович Павлов Иван Петрович (26 сентября 1849 — 27 февраля 1936, )- русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года   «за работу по физиологии пищеварения»

Павлов Иван Петрович

  • Павлов Иван Петрович (26 сентября 1849 — 27 февраля 1936, )- русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, автор классических трудов по физиологии кровообращения и пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы;
  • Лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года   «за работу по физиологии пищеварения»
 Названия темпераментов Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ, который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиника  , желтой желчи (холэ) — у холерика, слизи (флегмы) — у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхолика.

Названия темпераментов

  • Название темпераментов впервые ввел древнегреческий врач Гиппократ, который связывал виды темпераментов с преобладанием в организме человека различных жидкостей: крови (сангвис) — у сангвиника  , желтой желчи (холэ) — у холерика, слизи (флегмы) — у флегматика и черной желчи (мелайна холэ) — у меланхолика.
 Гиппократ Гиппократ (Hippocrates) (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.  В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.  С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ

  • Гиппократ (Hippocrates) (около 460 до н.э., остров Кос — 377 до н.э.) — древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.
  • В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.
  • С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.
Психические особенности индивида 1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность. 2. Преимущественную подчиненность повеления внешним впечатлениям — экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — интроверсия. 3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость либо ригидность. 4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности. В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях .

Психические особенности индивида

  • 1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.
  • 2. Преимущественную подчиненность повеления внешним впечатлениям — экстраверсия или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям — интроверсия.
  • 3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость либо ригидность.
  • 4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.
  • В отдельных видах темперамента происходит «смешение» рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях .
 Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает. Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов. Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.

Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции

  • Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в чистом виде. Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темперамента преобладает.
  • Теоретически разделяя темпераменты на четыре вида, следует различать индивидуальный тип темперамента и соответствующий ему комплекс особенностей высшей нервной деятельности. Так, в пределах слабого типа высшей нервной деятельности различаются несколько разновидностей по уравновешенности и подвижности нервных процессов.
  • Темперамент, несмотря на его природную обусловленность, можно отнести к свойствам личности, так как в нем объединяются природные и социально приобретенные качества человека.
Экстраверсия и интроверсия Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы —  экстраверсию  и интроверсию . Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra — вне, intro — внутрь и verto — поворот). Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению). Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны. Среди качеств темперамента особо выделяются также  ригидность  и  пластичность .

Экстраверсия и интроверсия

  • Зарубежные психологи делят темпераментные особенности преимущественно на две группы —  экстраверсию  и интроверсию .
  • Эти понятия, введенные швейцарским психологом К. Г. Юнгом, означают преимущественную направленность индивидов на внешний (экстраверт) или внутренний (интроверт) мир (от лат. extra — вне, intro — внутрь и verto — поворот).
  • Экстраверты отличаются преимущественной обращенностью к внешнему миру, повышенной социальной адаптированностью, они более конформны и суггестивны (подвержены внушению).
  • Интроверты же наибольшее значение придают явлениям внутреннего мира, они малообщительны, склонны к повышенному самоанализу, испытывают затруднения при вхождении в новую социальную среду, нонконформны и асуггестивны.
  • Среди качеств темперамента особо выделяются также  ригидность  и  пластичность .
 Карл Густав Юнг Карл Густав Юнг  (1875-1961) — швейцарский психолог и философ , основатель «аналитической психологии». Ввел технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми). Центром личности Юнг считал «самость» - стремление к индивидуальности. Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Карл Густав Юнг

  • Карл Густав Юнг  (1875-1961) — швейцарский психолог и философ , основатель «аналитической психологии».
  • Ввел технику «свободных ассоциаций». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (так называемых архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»).
  • Ввел термины «интраверсия» (погруженность в самого себя) и «экстраверсия» (постоянное стремление к конфликтам с другими людьми).
  • Центром личности Юнг считал «самость» - стремление к индивидуальности.
  • Разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности. Цель психотерапии, по Юнгу, — осуществление индивидуации личности.
  • Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.
 Ригидность и пластичность Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности,а качество противоположное ригидности называют пластичностью ,гибкостью, подвижностью, адекватностью .

Ригидность и пластичность

  • Ригидность — инертность, консервативность, трудность переключаемости психической деятельности,а качество противоположное ригидности называют пластичностью ,гибкостью, подвижностью, адекватностью .
 Виды ригидности сенсорная -  пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула; моторная -  трудность перестройки привычных движений; эмоциональная -  продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия; памяти -  пересерверация, навязчивость образов памяти; мышления -  инерция суждений, установок, способов решения задач.

Виды ригидности

  • сенсорная -  пролонгирование ощущения после прекращения действия стимула;
  • моторная -  трудность перестройки привычных движений;
  • эмоциональная -  продолжение эмоционального состояния после прекращения эмоционального воздействия;
  • памяти -  пересерверация, навязчивость образов памяти;
  • мышления -  инерция суждений, установок, способов решения задач.
Тревожность – особенность темперамента К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как  тревожность  — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации. Итак,  темперамент человека  обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции.

Тревожность – особенность темперамента

  • К особенностям темперамента относится и такое психическое явление, как  тревожность  — напряженность, повышенная эмоциональная возбудимость в ситуациях, интерпретируемых индивидом в качестве угрожающих. Личности с повышенным уровнем тревожности склонны к поведению, неадекватному степени угрозы. Повышенный уровень тревожности вызывает стремление уйти от восприятия угрожающих событий, непроизвольно сужая поле восприятия в стрессогенной ситуации.
  • Итак,  темперамент человека  обусловливает динамику его поведения, своеобразие протекания его психических процессов. Темперамент определяет способ видения, переживания человеком событий и их речевой ретрансляции.
 Что же такое характер ? Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом который определяет внешнюю форму выражения характера. В наибольшей мере на характер влияют социальные условия, в которых сформировалась личность – именно поэтому у людей, сформировавшихся в схожих условиях, многие черты характера совпадают. В психологии различаются характеры определенные (с одной или несколькими доминирующими чертами) и неопределенные (без таких черт), противоречивые (предполагающие противоречия между осознанием целей деятельности и самой деятельностью) и цельные (без таких противоречий).

Что же такое характер ?

  • Характер (от греч. charakter – черта, признак, примета, особенность) - сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь – при взаимодействии с окружающими людьми.
  • Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности, с темпераментом который определяет внешнюю форму выражения характера.
  • В наибольшей мере на характер влияют социальные условия, в которых сформировалась личность – именно поэтому у людей, сформировавшихся в схожих условиях, многие черты характера совпадают.
  • В психологии различаются характеры определенные (с одной или несколькими доминирующими чертами) и неопределенные (без таких черт), противоречивые (предполагающие противоречия между осознанием целей деятельности и самой деятельностью) и цельные (без таких противоречий).

Тесная связь между характером и темпераментом

  • Во –первых -от темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;
  • Во –вторых -темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;
  • В третьих- в зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;
  • В четвёртых - существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера — благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.
  • Итак, в буквальном переводе с греческого, характер означает -чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Чем характер отличается от темперамента ?

  • Основные отличия характера от темперамента состоят в следующем:
  • Во первых - темперамент человека является врожденным, а характер — приобретенным.
  • Во-вторых -темперамент определяется биологическими особенностями организма человека, а его характер — социальной средой, в которой человек живет и развивается. В различных социальных условиях у людей формируются разные типы характеров, в то время как о типах темперамента этого сказать нельзя.
  • В-третьих -темперамент человека определяет только динамические особенности его психики и поведения, в то время как характер — реальное ценностное, моральное и другое содержание его поступков.
  • В-четвёртых Типы и свойства темперамента не оцениваются в ценностных терминах, в то время как типы и черты характера поддаются такой оценке. О темпераменте человека нельзя, например, сказать, что он хороший или плохой, в то время как к оценке характера такие определения вполне подходят.
  • В- пятых -применительно к описанию темперамента человека пользуются термином «свойства», в то время как по отношению к характеру — термином « черты »

Взаимосвязь характера с другими сторонами личности

  • Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент. является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты
  • С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу
  • В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Мотивационные и инструментальные черт личности человека Мотивационные черты характера - побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Мотивационные и инструментальные черт личности человека

  • Мотивационные черты характера - побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль.
  • Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.
  • Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Основные черты личности,входящие в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность. переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

Основные черты личности,входящие в состав характера человека.

  • Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
  • Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
  • В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия, спокойствие — тревожность, сдержанность — импульсивность. переключаемость — ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.
 Заключение Темперамент − это природная заданность человека. Но на протяжении своей жизни личность может развивать необходимые ей качества, осознавать гармонию и дисгармонию в себе, находить способы эволюционного роста. Люди с разными свойствами темперамента по-разному видят окружающий мир, приходят в него с разными проблемами и развиваются отличающимися друг от друга путями. Наделяя каждого человека от рождения определенной темпераментальной заданностью, природа вместе с тем позаботилась о том, чтобы все функции человеческого пребывания на Земле были воплощены для гармоничной жизни в обществе. Познавая себя и гибко используя накопленные многовековые знания, человек не будет диссонировать с окружающим миром, сможет максимально реализовать заложенный в нем биологический и социальный потенциал.

Заключение

  • Темперамент − это природная заданность человека. Но на протяжении своей жизни личность может развивать необходимые ей качества, осознавать гармонию и дисгармонию в себе, находить способы эволюционного роста. Люди с разными свойствами темперамента по-разному видят окружающий мир, приходят в него с разными проблемами и развиваются отличающимися друг от друга путями. Наделяя каждого человека от рождения определенной темпераментальной заданностью, природа вместе с тем позаботилась о том, чтобы все функции человеческого пребывания на Земле были воплощены для гармоничной жизни в обществе. Познавая себя и гибко используя накопленные многовековые знания, человек не будет диссонировать с окружающим миром, сможет максимально реализовать заложенный в нем биологический и социальный потенциал.
 Спасибо за внимание =)

Спасибо за внимание =)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!