СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности публичного выступления.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматриваются психологические особенности выступлений перед большой аудиторией.

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности публичного выступления.»

Психологические особенности публичного выступления

Психологические особенности публичного выступления

Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определенной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)

Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

В нем реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи: повествования  описания  рассуждения Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др. Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями. В зависимости от вида публичного выступления (лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный). Поведение оратора также будет различаться.

Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи:

  • повествования

  • описания

  • рассуждения

Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др.

Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями.

В зависимости от вида публичного выступления (лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный). Поведение оратора также будет различаться.

Основные этапы подготовки к конкретному выступлению: Выбор темы и определение целевой установки  Подбор материала, его изучение и анализ  Разработка плана выступления  Работа над композицией  Написание текста выступления  Овладение материалом выступления Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.

Основные этапы подготовки к конкретному выступлению:

  • Выбор темы и определение целевой установки

  • Подбор материала, его изучение и анализ

  • Разработка плана выступления

  • Работа над композицией

  • Написание текста выступления

  • Овладение материалом выступления

Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.

Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора? степень однородности/неоднородности аудитории  количественный состав слушателей  чувство общности  мотив действия слушателей (мотивы интеллектуально-познавательного плана, мотивы морального плана , мотивы эмоционально-эстетического плана) Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение . Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь.

Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора?

  • степень однородности/неоднородности аудитории

  • количественный состав слушателей

  • чувство общности

  • мотив действия слушателей (мотивы интеллектуально-познавательного плана, мотивы морального плана , мотивы эмоционально-эстетического плана)

Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение .

Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь.

Правила и приемы публичного выступления: Сформулировать тему и цель выступления  Определить мотивацию слушателей  Выделить главную идею выступления  Определить ключевые слова  Тщательно продумать структуру выступления и соблюдать ее  Использовать иллюстрации (яркие примеры, схемы)  Использовать заранее придуманные приемы взаимодействия с публикой (вопросы, шутки)  Внимательно следить за грамотностью речи Этапы публичного выступления: Подготовительный этап  Этап вхождения в контакт с публикой  Концентрация внимания слушателей  Поддержание внимания слушателей  Аргументация и убеждение  Заключительный этап

Правила и приемы публичного выступления:

  • Сформулировать тему и цель выступления

  • Определить мотивацию слушателей

  • Выделить главную идею выступления

  • Определить ключевые слова

  • Тщательно продумать структуру выступления и соблюдать ее

  • Использовать иллюстрации (яркие примеры, схемы)

  • Использовать заранее придуманные приемы взаимодействия с публикой (вопросы, шутки)

  • Внимательно следить за грамотностью речи

Этапы публичного выступления:

  • Подготовительный этап

  • Этап вхождения в контакт с публикой

  • Концентрация внимания слушателей

  • Поддержание внимания слушателей

  • Аргументация и убеждение

  • Заключительный этап
Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований. своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности),  близкой (касаться личного пространства человека, его «территории»),  серьезной (затрагивать физические, экономические и психологические последствия для слушателей) и  живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чувства слушателей).

Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований.

  • своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности),

  • близкой (касаться личного пространства человека, его «территории»),

  • серьезной (затрагивать физические, экономические и психологические последствия для слушателей) и

  • живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чувства слушателей).

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход . Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки и поднятия настроения.

Интересным ораторским приемом является так называемая тайна занимательности . Его суть заключается в том, что оратор, затронув актуальную проблему, неожиданно прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к ней. Это интригует слушателей, держит их в напряжении.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы , т. е. повышение или понижение тона голоса, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Все перечисленные приемы позволяют выступающему владеть аудиторией и добиваться положительного результата.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!