Психологические особенности публичного выступления
Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определенной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)
Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.
В нем реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи:
Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др.
Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями.
В зависимости от вида публичного выступления (лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный). Поведение оратора также будет различаться.
Основные этапы подготовки к конкретному выступлению:
- Выбор темы и определение целевой установки
- Подбор материала, его изучение и анализ
- Разработка плана выступления
- Написание текста выступления
- Овладение материалом выступления
Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.
Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора?
- степень однородности/неоднородности аудитории
- количественный состав слушателей
- мотив действия слушателей (мотивы интеллектуально-познавательного плана, мотивы морального плана , мотивы эмоционально-эстетического плана)
Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение .
Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь.
Правила и приемы публичного выступления:
- Сформулировать тему и цель выступления
- Определить мотивацию слушателей
- Выделить главную идею выступления
- Определить ключевые слова
- Тщательно продумать структуру выступления и соблюдать ее
- Использовать иллюстрации (яркие примеры, схемы)
- Использовать заранее придуманные приемы взаимодействия с публикой (вопросы, шутки)
- Внимательно следить за грамотностью речи
Этапы публичного выступления:
- Этап вхождения в контакт с публикой
- Концентрация внимания слушателей
- Поддержание внимания слушателей
Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований.
- своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности),
- близкой (касаться личного пространства человека, его «территории»),
- серьезной (затрагивать физические, экономические и психологические последствия для слушателей) и
- живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чувства слушателей).
К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход . Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.
Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки и поднятия настроения.
Интересным ораторским приемом является так называемая тайна занимательности . Его суть заключается в том, что оратор, затронув актуальную проблему, неожиданно прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к ней. Это интригует слушателей, держит их в напряжении.
Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы , т. е. повышение или понижение тона голоса, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Все перечисленные приемы позволяют выступающему владеть аудиторией и добиваться положительного результата.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.