СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности детей 7-8 классов (Презентация к родительскому собранию)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для выступления перед родителями обучающихся 7-8 классов.

Психологические особенности детей 7-8 классов (Презентация к родительскому собранию)

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности детей 7-8 классов (Презентация к родительскому собранию)»

Психологические особенности подростков Педагог-психолог высшей квалификационной категории О.В. Хмельницкая

Психологические особенности подростков

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории

О.В. Хмельницкая

Подростковый период – это период завершения детства и начальный период перехода к взрослости:   Предподростковый возраст – 11–12 лет (5 - 6 кл.). Младший подростковый возраст – 13–14 (7-8 кл.). Средний подростковый возраст – 14-15 (8-9 кл.).

Подростковый период – это период завершения детства и начальный период перехода к взрослости:

  • Предподростковый возраст – 11–12 лет

(5 - 6 кл.).

  • Младший подростковый возраст – 13–14

(7-8 кл.).

  • Средний подростковый возраст – 14-15

(8-9 кл.).

Несколько общих особенностей подросткового возраста: Стремление к самостоятельности (уже не ребенок, но пока еще и не взрослый). Поиск собственной идентичности (вопрос «кто я?» самый важный вопрос этого периода). Возрастает потребность общения со сверстниками (формируются новые ценности, которые более понятны и ближе сверстнику, чем взрослому). Настроение начинает характеризоваться повышенной изменчивостью (постоянные колебания между весёлостью и унынием, чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром), что объясняется непрерывным изменением взглядов подростка на ценности и нормы общества.

Несколько общих особенностей подросткового возраста:

  • Стремление к самостоятельности (уже не ребенок, но пока еще и не взрослый).
  • Поиск собственной идентичности (вопрос «кто я?» самый важный вопрос этого периода).
  • Возрастает потребность общения со сверстниками (формируются новые ценности, которые более понятны и ближе сверстнику, чем взрослому).
  • Настроение начинает характеризоваться повышенной изменчивостью (постоянные колебания между весёлостью и унынием, чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром), что объясняется непрерывным изменением взглядов подростка на ценности и нормы общества.
Начинает проявляться повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят и что о нём говорят (в этом возрасте резко возрастает количество негативных самооценок и поэтому возрастает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми и, прежде, всего родителями). Наблюдается резкая смена физического самочувствия от чрезмерной активности к полной пассивности (быстрая физиологическая перестройка организма – изменения в роста, веса, пропорций тела, резкое повышение гормонального фона – являются причинами быстрой утомляемости, снижения работоспособности и успеваемости).
  • Начинает проявляться повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят и что о нём говорят (в этом возрасте резко возрастает количество негативных самооценок и поэтому возрастает потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми и, прежде, всего родителями).
  • Наблюдается резкая смена физического самочувствия от чрезмерной активности к полной пассивности (быстрая физиологическая перестройка организма – изменения в роста, веса, пропорций тела, резкое повышение гормонального фона – являются причинами быстрой утомляемости, снижения работоспособности и успеваемости).
Формирование абстрактного и теоретического мышления. Становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. Развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
  • Формирование абстрактного и теоретического мышления.
  • Становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти.
  • Развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
Необходимо знать о том, что… Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости.  Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так , как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.

Необходимо знать о том, что…

Подростковый возраст является кризисным, остропротекающим переходом от детства к взрослости.

Интересно, что возрастные кризисы, этапы переходного возраста существуют в жизни объективно, по природе человека, но протекают так ,

как это принято в культуре данного общества, воплощённой в каждой отдельной семье.

В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят: — к депрессиям; — к агрессии; — к суицидам.
  • В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят:
  • — к депрессиям;
  • — к агрессии;
  • — к суицидам.
В подростковом возрасте не существует границы между демонстративным и истинным суицидом!

В подростковом возрасте не существует границы

между демонстративным и истинным суицидом!

Психологические особенности подростков,  которые делают этот возраст особенно опасным: крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм, протестующий характер поведения по отношению к взрослым неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности снижение настроения, тревожность легко возникающие страхи

Психологические особенности подростков, которые делают этот возраст особенно опасным:

  • крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм, протестующий характер поведения по отношению к взрослым
  • неадекватное представление о собственной компетентности, социальной компетентности в частности
  • снижение настроения, тревожность
  • легко возникающие страхи
Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребёнка : не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, всё время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают своё поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.

Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия ребёнка :

  • не понимают чувств и переживаний других людей;
  • не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать;
  • чрезмерно подозрительны, всё время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого;
  • ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире;
  • эгоцентричны;
  • обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»),
  • неадекватно оценивают своё поведение;
  • во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными.
Поведенческие симптомы неблагополучия ребёнка : легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.

Поведенческие симптомы неблагополучия ребёнка :

  • легко теряют контроль над собой;
  • проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань);
  • демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы);
  • раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны;
  • отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера);
  • намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Физические симптомы неблагополучия ребёнка : страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением.

Физические симптомы неблагополучия ребёнка :

  • страдают головными болями, мускульным напряжением;
  • отличаются угрюмым, тоскливым настроением.
Аутоагрессия —   направление агрессии  на самого себя. Аутоагрессия  — это не только суициды, но и всевозможные повреждения: шрамы, наколки, да и просто деструктивное поведение, в основе которого лежит самоуничижение, самообвинение.

Аутоагрессиянаправление агрессии на самого себя.

Аутоагрессия — это не только суициды, но и всевозможные повреждения:

  • шрамы,
  • наколки,
  • да и просто деструктивное поведение, в основе которого лежит самоуничижение, самообвинение.
Аутоагрессивное действие производится подростком для того, чтобы изменить неприятную ситуацию в свою пользу .

Аутоагрессивное действие производится подростком для того,

чтобы изменить неприятную ситуацию в свою пользу .

Положительные показатели подросткового возраста: возрастает самостоятельность ребёнка значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности развивается ответственное отношение к себе развивается ответственное отношение к другим людям

Положительные показатели подросткового возраста:

  • возрастает самостоятельность ребёнка
  • значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми
  • значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности
  • развивается ответственное отношение к себе
  • развивается ответственное отношение к другим людям
Общие рекомендации родителям: Научитесь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт. Приучайте себя к мысли, что ребенок взрослеет и он – такой же человек, как и Вы, следовательно разговаривать со своим ребенком нужно так, как Вам бы хотелось, чтобы говорили с Вами. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда Вы сами являетесь примером для положительного подражания каждый день.

Общие рекомендации родителям:

  • Научитесь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, проявляя терпение и такт.
  • Приучайте себя к мысли, что ребенок взрослеет и он – такой же человек, как и Вы, следовательно разговаривать со своим ребенком нужно так, как Вам бы хотелось, чтобы говорили с Вами.
  • Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда Вы сами являетесь примером для положительного подражания каждый день.
Не допускайте мыслей о наказании, наказание строится на страхе, порождает агрессию и ведет к конфликту и отдалению ребенка от Вас. Лучше разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений. Только сильный человек – личность – не боится признавать свои ошибки и, вместе с тем, уважает право другого человека на ошибку. Помните, что подросток – тоже личность, претендующая на равные отношения и права с Вами. Не бойтесь признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки – этим Вы покажете, насколько Вы справедливы в оценке себя и других.
  • Не допускайте мыслей о наказании, наказание строится на страхе, порождает агрессию и ведет к конфликту и отдалению ребенка от Вас. Лучше разработайте систему последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений.
  • Только сильный человек – личность – не боится признавать свои ошибки и, вместе с тем, уважает право другого человека на ошибку. Помните, что подросток – тоже личность, претендующая на равные отношения и права с Вами. Не бойтесь признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки – этим Вы покажете, насколько Вы справедливы в оценке себя и других.
Основные задачи развития: формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния развитие воображения развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании формирование форм и способов дружеского, избирательного общения формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека развитие позитивного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.

Основные задачи развития:

  • формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния
  • развитие воображения
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании
  • формирование форм и способов дружеского, избирательного общения
  • формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека
  • развитие позитивного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
И уж совсем последнее: Всем нам хочется, независимо от возраста и пола, чтобы нас любили не за то, что мы красивые, умные, успешные и т.д., а за то, что мы просто есть.  Просто любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть!

И уж совсем последнее:

Всем нам хочется,

независимо от возраста и пола,

чтобы нас любили не за то,

что мы красивые, умные, успешные и т.д.,

а за то, что мы просто есть.

Просто любите своих детей

и принимайте их такими, какие они есть!

Рекомендуемая литература для заинтересованных родителей: Росс Кемпбелл «Как любить своего подростка», «Воспитание в общении» В.Кобылецкая, А.Ячевский «О мальчиках и девочках» Ред. Г.Г.Аракелова «Учителям и родителям о психологии подростка»

Рекомендуемая литература для заинтересованных родителей:

  • Росс Кемпбелл «Как любить своего подростка», «Воспитание в общении»
  • В.Кобылецкая, А.Ячевский «О мальчиках и девочках»
  • Ред. Г.Г.Аракелова «Учителям и родителям о психологии подростка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!