СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический классный час "Азбука общения"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот классный час отнесён к психологическим, потому что его задача - привлечь внимание детей к проблеме общения.

Просмотр содержимого документа
«Психологический классный час "Азбука общения"»

Классный час в 5 классе « Азбука общения»

Этот классный час отнесен к категории психологических, потому что его задача - привлечь внимание детей к проблеме общения.

По утверждению психологов главной и определяющей деятельностью для младших подростков является общение. А лучшие возможности для общения предоставляет совместная работа или игра.

Выполняя задания игры, дети обсуждают варианты ответов, учатся уважать чужое мнение, учатся находить объединяющие качества, выявлять положительные черты характера у сверстников, что способствует сплочению коллектива, выработке позитивной установки в общении.

Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

Форма: групповая игра.

Оборудование:

а) приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»;

б) приготовить космические корабли(по количеству экипажей) из бумаги разного цвета, разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже).

Оформление класса

На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.

На перемене перед классным часом на доске записать положительные человеческие качества.

Качества, которые украшают человека

Умный

Добрый

Честный

Красивый

Любознательный

Мягкий

Прямой

Милый

Эрудированный

Деликатный

Искренний

Симпатичный

Разносторонний

Тактичный

Справедливый

Аккуратный

Мудрый

Вежливый

Надежный товарищ

 

Рассудительный

Воспитанный

Бескорыстный

 

Толковый

Интеллигентный

Скромный

 

Трудолюбивый

Душевный

Веселый

 

Старательный

Сердечный


 

 

Отзывчивый


 





План классного часа

  1. Интерактивная беседа на тему «Общение».

2. Мини-лекция «Золотые правила общения».

3. Игра «Тайна третьей планеты»:

а) «Экипаж». Формирование групп;

б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков;

в) Планета открытий. Поиск положительных качеств;

г) Планета «Бумеранг».

4. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа на тему «Общение»

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.

- Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

Дети отвечают.

Классный руководитель. Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, драка, ругань - это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение?

Дети отвечают.

Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?

Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность - это душевная тонкость, нежность, вежливость).

Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?

Дети отвечают.

2. Мини-лекция «Золотые правила общения»

Классный руководитель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.

Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:

- как понравиться окружающим;

- как стать популярным;

- как заставить людей выполнять твои желания.

Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует - значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.

Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.

Мы живем в России. Это страна тысячелетней православной традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?

Этих правил всего 2. И вытекают они из Евангелия.

Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».

Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».

3. Игра «Тайна третьей планеты»

Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека.

«Экипаж». Формирование групп

Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 400 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 4 (красный, синий, желтый, лиловый).

Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.

Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.

Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.

Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать космический корабль из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.

Дети собирают космические корабли. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты.

Планета «Содружество». Поиск общих признаков

Классный руководитель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета - Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу - найти что-то общее для всех 4 членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.

Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т. п.

Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?

А кто нашел больше 5 таких признаков?

Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.

Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.

Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.

Планета открытий. Поиск положительных качеств

Классный руководитель. А вот и вторая планета - Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?

Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.

Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача - найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.

Примерный вид таблички на путевом листке

Таня Иванова

Игорь Сидоров

Ира Смирнова

Умная

Честный

Искренняя

 

 

 

Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству.

В течение 3-5 минут дети выполняют задание.

Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положительному качеству.

Когда путевой листок вернется к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке столько прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий, сколько экипажей.

Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству под фамилией участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.

Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе!

Но эта планета нам приготовила ещё одно испытание. Мы с вами открывали хорошее в других людях, а теперь познаем себя, ведь знать себя - великая наука. Проведём тест. Я  буду  читать  вопросы,  а  вы  выбираете  тот  вариант  ответа,  который  в  большей  степени  подходит  вам  и  отмечаете  количество  баллов.

 Тест.

1.  Очень  ли  вам  бывает  неприятно,  если  в  присутствии  кого-либо  вы  краснеете  от  смущения?     А. не очень (0 баллов)     Б. немного (2 балла)   В. очень (4 балла)

2.  Вы  оказались  в  положении,  когда  оправдываться  можно,  лишь  взвалив  вину  на  другого.  Как  вы  поступите?

А. Постараюсь  обвинить  этого  другого  как  можно  меньше. (2)

Б. Вообще  не  буду  пытаться  оправдываться. (4)

В. Ничего  не  поделаешь,  придётся  пойти  на  это. (0)

3. Трудно  ли  вам  просить  кого-нибудь  об  услуге?

А. да (2)  Б. нет (4)  В. стараюсь  никого   не   просить (0)

4. Часто  ли  вы  делаете  комплименты  людям?

А. да, очень часто (4)  Б. иногда (2)  В. редко (0)

5. К  вам  пришли  без  предупреждения  и  не  вовремя.  Как  вы  себя  поведёте?

А. Постараюсь,  чтобы гость  не  заметил,  что  его  приход  нежелателен. (2)

Б. Воскликну: «Как  я  рада!» (4)

В. Не  попытаюсь  скрыть  того,  что  я  не  в  восторге  от  его  прихода. (0)

6. Можете  ли  вы  представить,  что  ведёте  длинный  разговор  с человеком,  который  ошибся  номером?

А. конечно (4)     Б. не  исключено (2)     В. в  таких  случаях  я  бросаю  трубку (0)

Подсчитаем  общее  количество  баллов. Предлагаю  вам  выслушать  результат.

Если  у  вас  от 0 до 4 баллов,  то  вы  попадаете  в  группу  людей,  которые   редко  улыбаются  окружающим  и  предпочитают,  чтобы  их  считали  прямыми,  суровыми  и  холодными.

Подобное  поведение  ставит  стену  отчуждения,  поэтому  у  них  возникают  проблемы  с  общением.

5-12 баллов. Ваше обаяние   связано  с  искренностью  и  непосредственностью,  и  именно  эти  черты  симпатичны  окружающим. И  хотя  иногда вы  взрываетесь, всё равно  стараетесь  остаться  воспитанными  людьми.

13-20 баллов. Вы  одарены  обаянием.  Симпатии  окружающих  доставляют вам  удовольствие,  да  и  вам  симпатичны  все  и  каждый.  

21-24 балла.  В  вас  бездна  обаяния.  Вам  обычно  прощают  недостатки. Иногда  вас  упрекают  в  неестественности – и  это,  пожалуй,  справедливо.

Классный руководитель:  Правда,  приятно,  когда  вас  любят?  Каждый  из  нас   хочет,  чтобы  другие  к  нам  хорошо  относились.  

А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг»

Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого

Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.

Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам дается 1 минута.

Фраза для первого экипажа: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жевачку. И вдруг я вспомнил...» Что же вспомнил этот древний ученик?

Ответы детей.

Классный руководитель. Второй экипаж, слушайте вашу фразу: «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил...»

Ответы детей.

Классный руководитель. Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил...»

Ответы детей.

Классный руководитель. Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу: «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил...»

Ответы детей.

Классный руководитель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться. нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание - Дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золоте правило нарушил этот древний ученик?

Ответы детей.

Классный руководитель. Ну вот мы и разгадали тайну третьей планеты. Теперь нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.

Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?

Ответы детей.



























































Дополнительный материал

Игры на развитие навыков общения

Поздороваемся

Участники рассчитываются на раз-два-три. Получаются 3 группы. Разделиться можно и любым другим способом. Например, заранее по числу участников приготовить цветные квадратики: красный, синий, зеленый. Каждой группе предписывается какая-то поза: на корточках, на цыпочках, полуприсев, наклонившись вперед, вбок. Изменять позу нельзя, при этом здороваться придется, соприкоснувшись локтями. Много смеха, веселой неразберихи, прекрасный заряд бодрости.

А еще каждой группе можно предложить роль. «Вы, европейцы, здороваетесь за руку. Вы индийцы - здороваетесь, сложив ладони у лица. Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном. Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами. Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая. А теперь пусть каждый поздоровается с соседом!» В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.

Дадим отпор

Эта игра дает сильное чувство принадлежности к группе и защищенности. Все становятся в круг. Ведущий начинает: «На нас напали комары (жара, холод...)». Ему дружно отвечают: «Дадим отпор комарам». Ведущий быстро указывает на кого-то из участников. Тот предлагает свой вариант. «На нас напала скука!» - «Дадим отпор скуке!» Игру можно сделать проблемной и развивающей внимание. Ведущий говорит, например: «На нас напало желание много знать!», «На нас напали угрызения совести!» Тогда группа кричит не «Дадим отпор!», а «Поддержим!».

Тайный дирижер

Игра на внимание. Участникам надо угадать игрока, который «дирижирует» поведением остальных.

Все становятся в круг. Один из игроков (доброволец или выбранный считалкой) выходит за дверь, а оставшиеся назначают тайного дирижера, движения которого они будут повторять. Ушедший возвращается в центр круга. Игроки (вслед за дирижером) хлопают, топают, кружатся, раскачиваются, исполняют танцевальные движения, водят хоровод, а водящий должен угадать, кто же ими руководит. Раскрытый тайный дирижер сам потом превращается в ведущего.

Волшебные квадраты

Игра вырабатывает умение работать в команде. Потребуются 2 листа ватмана, одинаково расчерченные на 1 б квадратов. Первый лист - у ведущего. В квадратах он располагает различные предметы. Они должны быть парные. Например: в квадратах 1 и 5 лежат одинаковые ручки; в квадратах 3 и Ю - монетки или баночки с краской, а квадраты б и 12 остаются пустыми...

Ведущий на 15 секунд открывает свой лист команде - ей предстоит запомнить расположение предметов. Получив такой же расчерченный лист, игроки должны по памяти разложить на нем только что увиденные предметы в той же последовательности, что и на листе у ведущего, для чего у игроков есть набор предметов, среди которых и такие, каких нет на листе у ведущего. Разговаривать, советоваться вслух - можно.

Изюминка игры в том, что ребята должны сообразить, как использовать преимущества команды. За 15 секунд одному трудно успеть заметить и запомнить расположение всех предметов во всех квадратах, но если каждый член команды фиксирует только свой фрагмент (3-4 квадрата), задание выполняется безошибочно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!